Сопоставьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание
Содержание
- 1 Сопоставьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание
- 1.1 Сопоставьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание
- 1.2 Петербург достоевского. сцены уличной жизни
- 1.3 Сцены уличной жизни в романе достоевского «преступление и
- 1.4 Сцены уличной жизни
- 1.5 Post navigation
- 1.6 Сопоставьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание
- 1.7 Сопоставьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание часть
- 1.8 Составьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание
- 1.9 Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание»
- 1.10 СООБЩЕНИЕ.docx
- 1.11 Конспект урока по литературе в 10-м классе «Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
- 1.12 «Жизнь обездоленных на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание»»
- 1.13 «Жизнь обездоленных на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание»»
Сопоставьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание
Впервые мы встречаемся с полным Петербургом на улицах беднейших кварталов,на одной из которых «посчастливилось» жить Раскольникову.Городской пейзаж безотраден и сумрачен.“Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу” сдавливают еще не убитую,но уже угасающую человеческую душу Родиона Романовича железным кольцом безысходности. Я-дитя века» История создания романа. Презентация. В русской литературе второй половины XIX века роман стал ведущей формой изображения действительности. Наряду с Толстым, Достоевский-романист занял в ней одно из самых главных мест. Достоевский «перепахал» сложившиеся в литературе рационалистические, основанные на заданных рецептах улучшения мира представления о человеке.
Петербург достоевского. сцены уличной жизни
Безобразно перерезывающая комнату стена с тремя окнами выходила на канаву.
Уродливость и убогость, бросающаяся в глаза, парадоксально усиливает эмоциональную характеристику героини, обладающей редким внутренним богатством.
Третья глава шестой части романа представляет сцену исповеди Свидригайлова Раскольникову в трактире, недалеко от Сенной.
Сцены уличной жизни в романе достоевского «преступление и
Действительность , которая окружает его в этомместе, все люди здесь могут оставить только отвратительныевпечатления («..аккомпанировал … девушке, лет пятнадцати, одетойкак барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и всоломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было староеи истасканное»). • В эпизоде автор не раз подмечает многолюдность(«большая группа женщин толпилась у входа, иныесидели на ступеньках, другие на тротуарах..»),собравшись вместе, в толпу, люди забывают о горе,своем бедственном положении и рады поглазеть напроисходящее.• На улицах многолюдно, но тем острее воспринимаетсяодиночество героя.
Мир петербургской жизни – мирнепонимания, равнодушия людей друг к другу.8.
Часть 2 гл.6 ( сцена на … мосту) В этой сцене мы наблюдаем, как мещанка сбрасывается с моста, на которомстоит Раскольников.
Сцены уличной жизни
Эта встреча для героя стала знаменательной во многих отношениях.
Прежде всего тем, что судьба Мармеладова вызвала в душе Раскольникова сострадание.
Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников «неприметно положил на окошко» деньги, в которых сам нуждался.
Потом он также неосознанно будет продолжать помогать семье Мармеладова, а также другим нуждающимся в помощи, отдавая последнее.
В следующей уличной сцене Раскольников помогает пьяной девочке, пытаясь защитить её от развратного господина, делает это он также неосознанно.
Один из самых значительных, символических эпизодов в романе – это первый сон Раскольникова.
Страшный сон, приснившийся ему накануне задуманного им убийства.
В этом сне Миколка жестоко убивает свою лошадь на глазах у маленького Родиона и многочисленной толпы.
Раскольников пытается защитить лошадь, он бунтует, бросается с кулачками на Миколку.
Преступлении и наказании «Герои «Преступления и наказания»» — Конкурс капитанов.
Внимательно прочти текст! О ком он?. Преступление и наказание.
Алёна Ивановна. Катерина Ивановна. О ком эти фразы? Как вы их понимаете?.
Мармеладов. Лужин Пётр Петрович. Пульхерия Александровна Раскольникова.
Предложенные позиции. Лизавета. «Домашняя проба пера».
Эпиграф урока. Софья Мармеладова. «Достоевский Преступление и наказание» — Я себя убил?”.
Какова ваша позиция? УРОК №4 Тема: Антигуманный смысл теории главного героя. Петербург Достоевского. В чем усматривает Достоевский причины злодеяний изображенных в романе ? „Разве я старушонку убил? Что общего в высказываниях писателей? Какую связь с романом Достоевского вы видите в картине В.Перова «Утопленница» ? «Достоевский и Раскольников» — Идеи Раскольникова.
И творческая, и личная жизнь Федора Михайловича не была простой.
Он уже предчувствует развязку и желает ее, но еще притворяется перед самим собой и играет с другими, рискованно приоткрывая завесу своей тайны.
Эта же глава заканчивается дикой сценой: пьяная женщина бросается с моста в реку на глазах Раскольникова.
И уже заговорщиком и провокатором становится здесь для героя Петербург.
Достоевского кратко критики характеризуют как бесподобного мастера устраивать судьбоносные «случайности». И действительно, как тонко удается писателю сделать акцент на изменении в настроении и ходе мыслей героя, случайно столкнувшегося с этой женщиной, встретившегося глазами с ее воспаленным взглядом! Город-губитель Идея города-соучастника в преступлении и губителя вновь возникает в 5-й главе пятой части, где автор рисует сцену сумасшествия Катерины Ивановны.
Сопоставьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание
События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он нечеловеческий. Это город «уличных девочек», «трактирных постоянных посетителей», которые ищут в вине минутное забвение от скуки.
Петербург в романе Достоевского Преступление и наказание Тема “маленького человека” снова звучит с небывалой силой.Но Достоевский идет в своих размышлениях еще дальше.
Он с философской точки зрения не только углубляется в душу и разум подобного героя,но и пытается найти причину всего этого.
Но именно Петербург,город,который автор любил своеобразной горькой и мучительной любовью, стал ответом на все вопросы.
Верно, на мой взгляд, замечание Свидригайлова о городе: «народ пьянствует, молодёжь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грёзах, уродуется в теориях…Так и пахнул на меня этот город с первых часов знакомым запахом».
Как бы вторит ему Пульхерия Александровна: «…здесь и на улицах, как в комнатах без форточек душно.
Господи, что за город!» Несправедливо устроенный мир вызывает в душе Раскольникова бунт,.
Он пытается защитить слабых и обездоленных, и в то же время встать над этим миром, позволить себе полную свободу от совести, оправдывая себя тем, что сам мир преступен.
Сопоставьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание часть
Это детали, укрепляющие героя в его зловещей решимости проверить свою теорию.
Каморка Раскольникова, описанная в 3-й главе первой части романа, напоминает не то шкаф, не то гроб.
Однажды Достоевский упоминает о ее сходстве с морской каютой.
Все это красноречиво свидетельствует о внутреннем состоянии Раскольникова, стиснутого бедностью, неудовлетворенной гордостью и своей чудовищной теорией, которая отнимает у него равновесие и покой. Во 2-й главе первой части и 7-й главе второй автор представляет «проходную комнату» Мармеладовых, где жизнь обнищавшего до крайней степени семейства постоянно предстает перед глазами любопытствующей публики, и нечего и говорить об уединении и покое.
Чужие взгляды, взрывы хохота, густые волны табачного дыма – атмосфера, в которой проходит жизнь и настигает смерть супругов Мармеладовых.
Составьте сцены уличной жизни в романе преступление и наказание
Переходя к художественному построению текста и художественнымсредствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрастеобразов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная : ударпротивопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и еедочери, реакция Раскольникова( «злобно заскрежетал и защелкалзубами») противопоставлена реакции окружающих («кругомраздавался смех»), причем словесная деталь «разумеется»указывает на привычное отношение петербургской публики к»униженным и оскорбленным» — над слабыми царят насилие ииздевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой какнельзя лучше подчеркивается фразой «настоящий собирательгрошей на улице».Художественные средства направлены на усиление чувстваодиночества Раскольникова и на отображение двойственностиПетербурга.6.
Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 22:07, практическая работа
Описание работы
Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади. Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета.
Файлы: 1 файл
СООБЩЕНИЕ.docx
2. Исследовательская работа на тему: Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади. Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета. Особенностью этой части Петербурга является «обилие известных заведений», а именно распивочных, трактиров, как следствие этого множество пьяных. Сам Раскольников редко бывал в подобных заведениях. Но, возвращаясь от старухи-процентщицы, он «долго не думая» идёт в распивочную, где встречает Мармеладова. Эта встреча для героя стала знаменательной во многих отношениях. Прежде всего тем, что судьба Мармеладова вызвала в душе Раскольникова сострадание. Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников «неприметно положил на окошко» деньги, в которых сам нуждался. Потом он также неосознанно будет продолжать помогать семье Мармеладова, а также
другим нуждающимся в помощи, отдавая последнее. В следующей уличной сцене Раскольников помогает пьяной девочке, пытаясь защитить её от развратного господина, делает это он также неосознанно.
Один из самых значительных, символических эпизодов в романе – это первый сон Раскольникова. Страшный сон, приснившийся ему накануне задуманного им убийства. В этом сне Миколка жестоко убивает свою лошадь на глазах у маленького Родиона и многочисленной толпы. Раскольников пытается защитить лошадь, он бунтует, бросается с кулачками на Миколку. Эта уличная сцена символизирует жестокость и равнодушие уличной толпы, никто не пытается остановить Миколку, кроме мальчика. После этого сна Раскольников оставляет мысль об убийстве. Он радуется тому, что освобождён от этой навязчивой идеи. Но вот, возвращаясь домой, он делает ненужный крюк через Сенную площадь, где происходит случайная встреча, предопределившая всю дальнейшую судьбу его. Обратите внимание, происходит это вновь на Сенной. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и все близ лежащие переулки, когда выходил без цели на улицу. Здесь наш герой встречает Лизавету Ивановну, сестру старухи, и узнаёт, что завтра, в семь часов, её не будет дома. Он почувствовал, «что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно».
На этом заканчивается первая часть сцен уличной жизни до преступления. Вольно или невольно Раскольников становится жертвой общества, неумолимо толкавшего его на преступление.
Вторая часть моей работы посвящена тем эпизодам, которые произошли уже после преступления.
На Николаевском мосту после посещения Разумихина Родион попадает под кнут кучера, народ не сочувствует, а смеётся над ним, лишь пожилая купчиха и её дочь пожалели его и дали двугривенный. В этот момент он увидел прекрасную панораму парадного Петербурга: «дворец, купол Исакия». Холодом повеяло на него от этой великолепной панорамы, «духом немым и глухим полна для него была эта картина». Он бросил двугривенный в Неву, «ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту». Но человек не способен жить в одиночестве, и Раскольников в том числе. В следующих эпизодах он вновь идёт к людям, то есть на улицу. Как обычно это Сенная. Здесь он слушает пение девицы лет пятнадцати под аккомпанемент шарманщика. Раскольников заговаривает с людьми, проходит через Сенную, сворачивает в переулок, где оказывается рядом с большим домом, в котором были распивочные, а также разные увеселительные заведения. Его всё занимает, он заговаривает с женщинами, ко всему ему хочется примкнуть. Мы видим, что Раскольников не может усидеть у себя в каморке, несмотря на плохое самочувствие. Он идёт на улицы. Здесь он или наблюдает жизнь, как например, женщину-самоубийцу, бросившуюся с моста, на котором он стоял, или принимает активное участие, например, в сцене гибели Мармеладова под колёсами коляски. Он активно помогает Мармеладову, делает всё, что в его силах, как будто отмаливает своё преступление.
Значителен эпизод, описывающий сумасшествие Катерины Ивановны. Катерина Ивановна выводит на улицу своих детей, заставляет их петь песни. Раскольников, наблюдая всё это, оправдывает себя, убеждая Соню, что общество преступно и не имеет право судить его как преступника. И наконец, последний эпизод, в котором Раскольников на Сенной по совету Сони встаёт на колени, «поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем». Он хотел публично признаться в своём преступлении, но смех и замечания толпы остановили его. Однако он всё спокойно вынес.
Итак, можно сделать вывод, что сообщником, соучастником преступления Раскольникова является город Петербург. Верно, на мой взгляд, замечание Свидригайлова о городе: «народ пьянствует, молодёжь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грёзах, уродуется в теориях…Так и пахнул на меня этот город с первых часов знакомым запахом». Как бы вторит ему Пульхерия Александровна: «…здесь и на улицах, как в комнатах без форточек душно. Господи, что за город!» Несправедливо устроенный мир вызывает в душе Раскольникова бунт,. Он пытается защитить слабых и обездоленных, и в то же время встать над этим миром, позволить себе полную свободу от совести, оправдывая себя тем, что сам мир преступен. Уличные сцены, как мне кажется иллюстрируют и подтверждают эту идею.
Конспект урока по литературе в 10-м классе «Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Разделы: Литература
2008 год – год акции “ Имя Россия”. С инициативой проведения этой акции выступил канал “Россия”. Ф.М.Достоевский является одним из номинантов акции и вошел в число избранных 12 июня пятидесяти претендентов на победу. В целях привлечения внимания к личности и творчеству писателя был дан открытый урок по теме “Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, который в системе занятий стоит третьим, на раскрытие темы отводится 1 час. Основной целью урока является формирование нравственных качеств учащихся.
Авторы и название программы:
Программа по литературе для 5–11 классов общеобразовательной школы/Авт.– сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – М.:ООО “ТИД “Русское слово-РС”, 2005
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.– М.: ООО “ТИД “Русское слово-РС”,2005
Тема урока: “Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание
- показать изображение писателем в романе образа города и его воздействие на духовный мир героев романа
- развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения
- воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.
- ЦОРы: мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация по теме занятия;
- Портреты писателей: А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского;
- Картины города Петербурга.
Тип урока: комбинированный.
Вид учебного занятия: урок-путешествие по Петербургу, который включает элементы семинарского занятия и дискуссии.
- Грачева И.В. Пейзаж в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”// “Литература в школе”,№7,2001
- Гоголь Н.В. “Мертвые души”, “Невский проспект”
- Золотарева И.В.,Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по литературе XIX века.10 класс. Изд. 3-е, М.: “ВАКО”,2004
- Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: 2-я половина: Книга для учителя.– М.: Просвещение, 1990
- Пушкин А.С. “Медный всадник”
- Роговер И.В. Самая полная история русской литературы XIX века (вторая половина): СПб.: САГА, Издательство РГПУ им. А.И.Герцена,2003
Этапы учебного занятия и расчет времени.
№ | Этапы учебного занятия | Расчет времени |
1. | Вводная часть. | 3 минуты. |
2. | Основная часть.
а) Беседа по первичному восприятию текста. б) Создание проблемной ситуации. в) Работа с текстом романа. |
37 минут. |
3. | Заключительная часть. | 5 минут. |
1. Вводная часть урока.
Проверка готовности класса к занятию, объявление темы и задач урока. Оформление тетрадей. Запись темы урока и эпиграфа.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
А.С.Пушкин
2. Беседа по первичному восприятию романа.
- Что нового открыл вам роман? Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?
- Кто главные герои произведения?
- Современник Ф.М.Достоевского Н.К.Михайловский назвал талант писателя “жестоким”. Согласны ли вы с этим утверждением?
- На чьей стороне симпатии писателя?
3. Создание проблемной ситуации.
Узнайте город по описанию и автора произведения, где оно было использовано.
(Чтение учителем описаний города Петербурга А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.)
“…Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы. здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости , куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург… Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга…всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянья Петербурга! Как чисто подметены его тротуар , и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои.
С самого раннего утра … Невский проспект пуст… По улицам плетется нужный народ… В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернеры всех наций… Но чем ближе к двум часам…Все, что вы ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия…
В три часа – новая перемена. На Невском проспекте вдруг настает весна: он весь покрывается чиновниками в зеленых вицмундирах…
Но как только сумерки упадут на дома и улицы. тогда Невский проспект начинает шевелиться и оживает. Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет…
О, не верьте этому Невскому проспекту. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект. ” (повесть “Невский проспект”.)
“…и очутился вдруг в столице, которой, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, относительно сказать, некоторое поле жизни… Вдруг какой-нибудь эдакий, можете представить себе, Невский проспект, или там, знаете какая-нибудь Гороховая, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, безо всякого, то есть, соприкосновения , – словом, Семирамида, да и полно. – Персия, сударь мой, такая…” (“Повесть о капитане Копейкине”.)
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова.
Люблю…
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный… (“Медный всадник”.)
– Каков Петербург у каждого писателя? Какую роль сыграл город в судьбе героев известных вам произведений?
– Каков же Петербург у Достоевского? Какую роль сыграл он в романе и какое влияние оказал на судьбы героев романа “Преступление и наказание”? – эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского “ Преступление и наказание”.
4. Работа с текстом романа. Подготовка к путешествию по городу.
– Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?
“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу..”
– Какие чувства у вас вызывает этот город? Какие чувства он вызвал у главного героя?
“Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека”.
С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты – “лохматники”, женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.
Для чего использует Достоевский столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?
Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение, а какое – мы узнаем, выполнив следующее задание.
Вспомним средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.
Чтобы полностью восстановить образ города, нам придется разделиться на три группы (по количеству рядов), и каждая из групп получит возможность увидеть Петербург Достоевского со своей стороны.
Задания для групповой работы (10–15 минут):
1-я группа: Дать характеристику пейзажам в романе (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 4 гл. 5–6.)
2-я группа: Сопоставьте сцены уличной жизни (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 5 гл. 5.)
3-я группа: Составить описания интерьеров (часть 1 – каморка Раскольникова; часть 1 глава 2 – описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1 глава2 и часть2 глава 7 – угол Мармеладовых; часть 4 глава 2 – трактир, где исповедуется Свидригайлов ; часть 4 глава 4 – комната Сони.)
Самостоятельный осмотр города на страницах романа (работа в группах).
Самостоятельная работа учащихся занимает не более 15–20 минут. По окончании работы совместно со всеми составляем таблицу-описание города.
№ | Составляющие образа | Характерные признаки |
1. | Пейзаж | Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”.
Вызывает чувство омерзения, общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения. |
2. | Сцены уличной жизни | – ребенок, распевающий “Хуторок”;
– пьяная девочка на бульваре; – сцена с утопленницей; – пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но собравшись вместе в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу. |
3. | Интерьеры | Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.
Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки. Комната Сони-“уродливый сарай”. Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети. |
6. Выводы по теме урока.
– Какой же Петербург Достоевского?
Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург Достоевского – это город одиночества.
Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.
– Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?
Петербург – своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: люди продают себя и своих близких, как в случае с Соней Мармеладовой; покупают себе жену из бедных, чтобы потом над нею поиздеваться, как об этом мечтает Лужин; издеваются над детьми, как Свидригайлов – только в таком городе могла родиться теория Раскольникова.
Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры “углов”– создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает впечатление безысходности, толкает на скандалы и преступления.
– Для чего мы, читатели XXI века , изучаем это произведение сегодня?
7. Домашнее задание.
1. Подготовиться к проверочной работе по теме урока;
2. Подготовить ответы на вопросы:
– история семьи Мармеладовых,
– чтение письма матери Раскольниковым,
– противоречия в теории Раскольникова и как вы их можете объяснить.
«Жизнь обездоленных на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание»»
“Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины ХIХ в. В это время много кто чувствовал себя разочарованным, загнанным и зажатым собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о обедневших дворянах, “жителях темных уголков”. До него никто не писал таких книг, и для Достоевского содержание романа было продиктовано самой действительностью. События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он нечеловеческий. Это город “уличных девочек”, “трактирных постоянных посетителей”, которые ищут в вине минутное забвение от скуки. Атмосфера Петербурга — атмосфера безысходности и глухого угла. В романе много уличных сцен. Вот женщина с желтым лицом и задумчивыми глазами бросается в воду канала. И слышны крики другой женщины: “До чертиков допилась, батюшки, до чертиков… Удавиться тоже хотела, с веревки сняли.”
Вот один из мрачных эпизодов. Получив от Елены Ивановны деньги, Раскольников направляется к распивочной, которая содержится в каком-то подвале. Гадкая пища, духота “и все это к тому же пропитано винным запахом, что кажется, от одного воздуха можно за пять минут сделаться пьяным”. Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, убитого горькой бедностью и пьянством: “А если не к кому, если пойти более некуда?”. Простому человеку в Петербурге места нет, поэтому он погружается в “смрад пивных”. Оставляя шумные улицы, автор ведет нас в дома, где живут его герои. На миг открываются двери в чужую жизнь, наполненную отчаянием. Ведь страшно жить не только в “гробу”, который снимает Раскольников, но и в “безобразном сарае” Сони, и в “прохладном уголке”, где живет Мармеладов, и в отдельном номере, “душном и тесном”, в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов.
Судьба “маленьких” людей, которые живут в таких квартирах — с вечной бедностью — страшная. Писатель принуждает нас заглянуть в один из “уголков” столицы — семью Мармеладовых и ему открывается бездна. “Мармеладов … смешной, жалкий и безобразный, Этот оборванец с его чиновничьей осанкой, шут, со своим ораторством “кабацких завсегдатаев”. И этот “затейник” — человек трагической судьбы. Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов говорит: “Некуда идти человеку, а это же надо”. Сущность жизненной драмы Мармеладова заключается в ясности сознания, что некуда идти, не к кому пойти.
Ему остается одно — погибнуть, и он гибнет, и гибель его неминуема. Но в этом и в страданиях своих близких виновен и сам Мармеладов. Он остро осознает свою вину: “А разве сердце у меня не болит…». Но можно ли жалеть человека, который украл последнюю копейку у своих голодных детей? Но Достоевский принуждает нас жалеть, сочувствовать тому, кто не достоин этого сочувствия! Мармеладову, невозможно не сочувствовать, так как он страдает, так как “он все это может чувствовать”. Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком. И не только Мармеладов, а и много “маленьких” людей в романе задушены бедностью. Они беспощадно жертвуют собой ради благосостояния близких.
Соня Мармеладова ради семьи “продала” себя, но чем же лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, которая ради брата и матери выходит замуж за господина Лужина? Через весь роман проходят подобные сцены, которые раскрывают повседневную трагичность жизни народа. Такой мир, в котором живут герои Достоевского, мир “униженных и оскорбленных”, “тех, кто погиб и тех, кто будет гибнуть”. Трагедия положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании этого глухого угла: они видят, что их гибель близка и неминуема, и находятся в состоянии обреченных на смерть.
Всем содержанием роман Достоевского показывает полную невозможность найти выход, если оставаться в этом обществе.
В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский описывает страшную картину жизни людей России середины XIX ст. В это время много кто чувствовал себя разочарованным, загнанным и раздавленным собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о обедневших дворянах. Содержание произведения было продиктовано самой действительностью. События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Этот город «уличных девушек», «трактирных завсегдатаев», которые ищут в вине минутное забвение от скуки. В Петербурге властвует атмосфера безысходности. В романе много уличных сцен. Вот женщина с желтым лицом и маленькими глазами бросается в воду канала.
Или еще такой эпизод. Получив от Елены Ивановны деньги, Раскольников направляется к пивной, которая содержится в каком-то подвале. Там гадкая пища и страшная духота. Простому человеку в Петербурге нет места, поэтому он погружается в «смрад распивочных». Оставляя шумные улицы, автор ведет нас к домам, где живут его герои. На миг приоткрываются двери в чужую жизнь, наполненную отчаянием. Страшно жить в «гробу», который арендует Раскольников, в «безобразном сарае» Сони и в «прохладному уголке», где живет Мармеладов, и в отдельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов. Судьба «маленьких» людей, которые живут в таких квартирах — с вечной бедностью — страшная.
Писатель рассказывает о Мармеладове. Ему некуда идти. Остается одно — погибнуть. И Мармеладов гибнет. Но в своей смерти, в страданиях своих близких виновен и сам Мармеладов. Он сознает свою вину: «А разве сердце у меня не болит за то, что я ползаю в тоске?». А можно ли жалеть человека, который украл последнюю копейку у своих голодных детей? Однако Мармеладову невозможно не сочувствовать, так как он страдает. Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком. В романе изображено много «маленьких» людей, задушенных бедностью.
Они жертвуют собой ради благосостояния близких. Мир, в котором живут герои Достоевского, — мир «униженных и оскорбленных», «тех, кто погиб, и тех, кто будет гибнуть». Они сознают, что находятся в безвыходном положении. Достоевский убеждает, что, оставаясь в этом обществе, принимая его законы, невозможно найти выход.
«Жизнь обездоленных на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание»»
“Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины ХIХ в. В это время много кто чувствовал себя разочарованным, загнанным и зажатым собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о обедневших дворянах, “жителях темных уголков”. До него никто не писал таких книг, и для Достоевского содержание романа было продиктовано самой действительностью. События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он нечеловеческий. Это город “уличных девочек”, “трактирных постоянных посетителей”, которые ищут в вине минутное забвение от скуки. Атмосфера Петербурга — атмосфера безысходности и глухого угла. В романе много уличных сцен. Вот женщина с желтым лицом и задумчивыми глазами бросается в воду канала. И слышны крики другой женщины: “До чертиков допилась, батюшки, до чертиков… Удавиться тоже хотела, с веревки сняли.”
Вот один из мрачных эпизодов. Получив от Елены Ивановны деньги, Раскольников направляется к распивочной, которая содержится в каком-то подвале. Гадкая пища, духота “и все это к тому же пропитано винным запахом, что кажется, от одного воздуха можно за пять минут сделаться пьяным”. Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, убитого горькой бедностью и пьянством: “А если не к кому, если пойти более некуда?”. Простому человеку в Петербурге места нет, поэтому он погружается в “смрад пивных”. Оставляя шумные улицы, автор ведет нас в дома, где живут его герои. На миг открываются двери в чужую жизнь, наполненную отчаянием. Ведь страшно жить не только в “гробу”, который снимает Раскольников, но и в “безобразном сарае” Сони, и в “прохладном уголке”, где живет Мармеладов, и в отдельном номере, “душном и тесном”, в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов.
Судьба “маленьких” людей, которые живут в таких квартирах — с вечной бедностью — страшная. Писатель принуждает нас заглянуть в один из “уголков” столицы — семью Мармеладовых и ему открывается бездна. “Мармеладов … смешной, жалкий и безобразный, Этот оборванец с его чиновничьей осанкой, шут, со своим ораторством “кабацких завсегдатаев”. И этот “затейник” — человек трагической судьбы. Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов говорит: “Некуда идти человеку, а это же надо”. Сущность жизненной драмы Мармеладова заключается в ясности сознания, что некуда идти, не к кому пойти.
Ему остается одно — погибнуть, и он гибнет, и гибель его неминуема. Но в этом и в страданиях своих близких виновен и сам Мармеладов. Он остро осознает свою вину: “А разве сердце у меня не болит…». Но можно ли жалеть человека, который украл последнюю копейку у своих голодных детей? Но Достоевский принуждает нас жалеть, сочувствовать тому, кто не достоин этого сочувствия! Мармеладову, невозможно не сочувствовать, так как он страдает, так как “он все это может чувствовать”. Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком. И не только Мармеладов, а и много “маленьких” людей в романе задушены бедностью. Они беспощадно жертвуют собой ради благосостояния близких.
Соня Мармеладова ради семьи “продала” себя, но чем же лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, которая ради брата и матери выходит замуж за господина Лужина? Через весь роман проходят подобные сцены, которые раскрывают повседневную трагичность жизни народа. Такой мир, в котором живут герои Достоевского, мир “униженных и оскорбленных”, “тех, кто погиб и тех, кто будет гибнуть”. Трагедия положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании этого глухого угла: они видят, что их гибель близка и неминуема, и находятся в состоянии обреченных на смерть.
Всем содержанием роман Достоевского показывает полную невозможность найти выход, если оставаться в этом обществе.
В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский описывает страшную картину жизни людей России середины XIX ст. В это время много кто чувствовал себя разочарованным, загнанным и раздавленным собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о обедневших дворянах. Содержание произведения было продиктовано самой действительностью. События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Этот город «уличных девушек», «трактирных завсегдатаев», которые ищут в вине минутное забвение от скуки. В Петербурге властвует атмосфера безысходности. В романе много уличных сцен. Вот женщина с желтым лицом и маленькими глазами бросается в воду канала.
Или еще такой эпизод. Получив от Елены Ивановны деньги, Раскольников направляется к пивной, которая содержится в каком-то подвале. Там гадкая пища и страшная духота. Простому человеку в Петербурге нет места, поэтому он погружается в «смрад распивочных». Оставляя шумные улицы, автор ведет нас к домам, где живут его герои. На миг приоткрываются двери в чужую жизнь, наполненную отчаянием. Страшно жить в «гробу», который арендует Раскольников, в «безобразном сарае» Сони и в «прохладному уголке», где живет Мармеладов, и в отдельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов. Судьба «маленьких» людей, которые живут в таких квартирах — с вечной бедностью — страшная.
Писатель рассказывает о Мармеладове. Ему некуда идти. Остается одно — погибнуть. И Мармеладов гибнет. Но в своей смерти, в страданиях своих близких виновен и сам Мармеладов. Он сознает свою вину: «А разве сердце у меня не болит за то, что я ползаю в тоске?». А можно ли жалеть человека, который украл последнюю копейку у своих голодных детей? Однако Мармеладову невозможно не сочувствовать, так как он страдает. Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком. В романе изображено много «маленьких» людей, задушенных бедностью.
Они жертвуют собой ради благосостояния близких. Мир, в котором живут герои Достоевского, — мир «униженных и оскорбленных», «тех, кто погиб, и тех, кто будет гибнуть». Они сознают, что находятся в безвыходном положении. Достоевский убеждает, что, оставаясь в этом обществе, принимая его законы, невозможно найти выход.