Статья о дистанционном обучении закон об образовании
Содержание
- 1 Статья о дистанционном обучении закон об образовании
- 1.1 Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (утратил силу)
- 1.2 Дистанционное образование и закон
- 1.3 Публикации
- 1.4 Дистанционное обучение в свете нового закона «Об образовании в РФ»
- 1.5 Статья о дистанционном обучении закон об образовании
- 1.6 Закон о домашнем образовании
- 1.7 Закон о домашнем образовании
- 1.8 Варианты обучения на дому
- 1.9 Особенности надомного варианта (в случае проблем со здоровьем)
- 1.10 Особенности семейного образования
- 1.11 Дистанционное образование
- 1.12 Преимущества и недостатки домашнего обучения
- 1.13 Изменения в законе об образовании в 2019 году
Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (утратил силу)
Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»
Принят Государственной Думой 14 февраля 2012 года
Одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года
ГАРАНТ:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.
Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; 2004, N 27, ст. 2714; N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 27, ст. 3215; N 30, ст. 3808; N 49, ст. 6068, 6069, 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 7, ст. 786; N 52, ст. 6450; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793; N 23, ст. 3261; N 27, ст. 3871, 3880; N 30, ст. 4590; N 47, ст. 6608; N 49, ст. 7061, 7063) следующие изменения:
1) статью 15 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
«1.1. При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.»;
«порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;»;
3) подпункт 5 пункта 2 статьи 32 изложить в следующей редакции:
«5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;»;
дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
«При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательного учреждения или его филиала независимо от мест нахождения обучающихся.»;
абзацы второй и третий считать соответственно абзацами третьим и четвертым;
б) пункт 25 дополнить абзацем следующего содержания:
«Указанными лицензионными требованиями и условиями должна предусматриваться возможность применения лицензиатом электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.».
Президент Российской Федерации
28 февраля 2012 года
Вносятся изменения в Закон об образовании.
Определено, что понимается под электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями. Закреплено, что они могут применяться при реализации образовательных программ.
Для случаев, когда эти программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных технологий, предусмотрено следующее. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися данных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.
Если используются электронное обучение, дистанционные технологии, то местом осуществления такой образовательной деятельности считается место нахождения образовательного учреждения (его филиала).
Лицензионные требования и условия в сфере образовательной деятельности должны предусматривать возможность применять электронное обучение, дистанционные технологии.
Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 29 февраля 2012 г., в «Парламентской газете» от 6 марта 2012 г. N 9, в «Российской газете» от 2 марта 2012 г. N 46, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 марта 2012 г. N 10 ст. 1159
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.
Дистанционное образование и закон
Получайте новости почтой:
Несмотря на стремительный рост популярности дистанционного обучения в России, его нормативно-правовое обеспечение отстает от реалий. Пока решение многих вопросов отдается на откуп образовательным организациям, а федеральные законы и постановления лишь рамочно обозначают ограничения. Иван Ковалев, заместитель генерального директора Е-квадрат Консалтинг и Медиа, объясняет, как регулируется дистанционное обучение в России.
Начнем с главного закона – 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором зафиксирована возможность реализации образовательных программ «с использованием дистанционных технологий». Общие требования к организации таких программ обозначены в статье 16. Кроме того, руководители образовательных организаций должны знать Порядок применения дистанционных технологий и положения методических рекомендаций, регулярно издаваемых Минобрнауки РФ.
Электронное или дистанционное: сходства и различия
Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» воспринимаются как синонимичные и взаимозаменяемые категории. Однако с точки зрения Закона об образовании существует четкое разграничение данных понятий.
Электронное обучение подразумевает использование информации, содержащейся в базах данных, а также применение информационных технологий и сетей для ее обработки и передачи между учениками и учителями.
Дистанционные образовательные технологии реализуются через информационно-телекоммуникационные сети, причем ученики и учителя находятся на расстоянии.
Таким образом, ключевую роль играет компьютер и сетевая инфраструктура, но в первом случае это инструменты личного (непосредственного) взаимодействия педагога и ученика, а во втором – удаленного.
Организации, отважившиеся организовать обучение полностью дистанционно, обязаны обеспечить особые условия: должны быть доступны ресурсы и технологии, позволяющие освоить программу в полном объеме без обращения к иным источникам информации и без привязки к местонахождению ученика. На практике это означает создание электронных библиотек, а также обеспечение доступа к базам данных и электронным архивам. Кроме того, преподаватели и обслуживающий персонал должны в полной мере владеть навыками использования информационных систем, задействованных в учебном процессе.
На кого нельзя учиться дистанционно?
Законодательство обозначает перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, обучение по которым полностью в дистанционной форме не допускается (Приказ Министерства образования и науки России от 20.01.2014 №22). Документ ограничивает такую возможность не только для будущих зубных техников и операторов чесально-вязального оборудования, что представляется вполне логичным, но и для юристов, бухгалтеров и дизайнеров.
Примечательно, что на сегодняшний день аналогичный обобщенный перечень направлений подготовки и специальностей в рамках высшего образования не утвержден.
Как регулируется проведение аттестации?
Если в отношении организации обучения существует некоторая ясность, то вопросы контроля успеваемости и аттестации остаются законодательно неотрегулированными. Наиболее сложная задача – идентификация личности студента, сдающего экзамен, зачет или защищающего курсовую работу. В большинстве случаев подобные процедуры проводятся по-прежнему очно: студенты периодически приезжают в организацию и проходят аттестацию непосредственно в аудиториях. Иногда вузы организуют выездные комиссии в региональные филиалы или партнерские организации, куда стекаются все желающие сдать сессию.
Но если говорить о полноценной аттестации слушателей посредством дистанционных технологий, то в условиях отсутствия нормативно закрепленных требований, каждая организация реализует свой набор ноу-хау по определению личности (включая предъявление паспорта в камеру перед началом экзамена, сверку фотографии из личного дела и т.д.). Важно, чтобы соответствующие требования были четко и максимально подробно зафиксированы в локальных нормативных актах организации.
Собственно, локальный документ становится главным нормативным основанием взаимодействия обучающихся и сотрудников образовательных организаций (безусловно, если его ключевые положения не противоречат федеральным требованиям). На сегодняшний день наиболее содержательная инструкция по организации итоговой аттестации изложена в Письме Минобрнауки РФ от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ». Несмотря на то что рекомендации затрагивают вопросы реализации дополнительных профессиональных программ, его положения могут быть частично использованы и по основным образовательным программам высшего образования.
В документе описаны требования к кадровому и техническому обеспечению дистанционного образовательного процесса, а также особенности проведения итоговой аттестации. Разрешается проведение аттестации в режиме видеоконференцсвязи, компьютерного тестирования или даже посредством электронной почты, чата или форума. Необходимо уточнить, что если используется видеоконференцсвязь, важно обеспечить возможность двусторонней коммуникации, а расширение числа транслируемых пользователей (больше 2-х) возможно при наличии технической возможности. Перед началом экзамена нужно сообщить о требованиях к системе (например, настроить браузер или веб-камеру) и проверить устойчивость связи. При компьютерном тестировании должна быть обеспечена автоматизация обработки результатов, процедуры оценивания и хранения результатов. При подобной форме аттестации допускается использование встроенных в систему дистанционного обучения модулей или отдельных инструментов. Если аттестация проводится в режиме обмена файлами или сообщениями в форумах или чатах, необходимо обеспечить хранение указанных файлов или сообщений и персональных данных слушателей.
Таким образом, многие вопросы, связанные с правовым регулированием дистанционного обучения, по-прежнему остаются без ответа. Очевидно, что по мере расширения и усложнения форм взаимодействия в рамках дистанционного обучения, будут появляться новые регламенты и инструкции. Основной же задачей руководителей образовательных организаций в этих условиях становится постоянное отслеживание законодательных нововведений в этой сфере.
Публикации
В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.
Дистанционное обучение в свете нового закона «Об образовании в РФ»
Нормативная база того, что мы по привычке называем «дистанционное обучение (ДО)» в течение последних 10-ти лет находилась и находится в стадии разработки, и до сих пор ряд проблем практического применения ДО остается нерешенным. Пример: каким образом осуществлять расчет нагрузки преподавателей ДО, если в нормативно-правовых документах для заочной формы обучения не предусмотрены многие специфические виды деятельности (например: индивидуальное консультирование с помощью средств Интернет).
Актуальность проблемы нормативно-правового обеспечения ДО в Российской Федерации подтверждается и тем фактом, что деятельность всех образовательных учреждений регламентируется соответствующими законами и приказами, суть которых периодически претерпевала серьезные изменения. Все это наглядно иллюстрируется хронологией издания и отмены приказов Минобрнауки РФ по вопросам ДО
С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который отменяет практически всю существовавшую нормативно-правовую базу, касающуюся таких понятий, как «дистанционное образовательные технологии» и «дистанционное обучение», и отсылает к подзаконным актам, которые еще только планируются, как например аналог знаменитого приказа № 137 от 6 мая 2005 года (есть проект приказа МОН: «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 2013, вступает в силу с 1.09.2013). Так же в законе введено и четко определяется достаточно новое для России понятие «электронное обучение».
Термин e-Learning (электронное обучение) появился в 1999 году в Лос-Анжелесе на семинаре CBT Systems (Computer Based Training). Не смотря на то, что прошло уже почти 15 лет, до сих пор не существует единого определения понятия e-Learning, которое было бы принято большинством специалистов. Еще большую сумятица, не смотря на то, что им даже в России более 20 лет, существует вокруг использования в России понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». В результате одни понимают дистанционное обучение, как аналог понятия e-learning, а другие считают, что дистанционное обучение более узкое понятие, чем e-Learning, другие наоборот, что более широкое.
Чаще всего под e-Learning понимают обучение, построенное с использованием Интернет-технологий. Например: e-Learning – использование Интернет-технологий для предоставления широкого спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда. e-Learning базируется на основополагающих принципах:
- работа осуществляется по сети;
- доставка учебного контента конечному пользователю осуществляется посредством компьютера с использованием стандартных Интернет-технологий.
Существует определение, которое дали специалисты ЮНЕСКО: «e-Learning – обучение с помощью Интернет и мультимедиа».
Есть еще определения, которые делают акцент на других аспектах e-Learning. Например: e-Learning – обучение, построенное с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Охватывает весь спектр действий, начиная от поддержки процесса обучения, до доставки учебного контента слушателям.
В новом законе «Об Образовании в РФ» есть Ст.16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
- Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
- Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Наряду с ожиданием подзаконных актов, указанных выше, ждут своего решения и такие проблемы, как:
- Электронные учебные издания, электронные образовательные ресурсы, электронные информационные ресурсы – каким будет нормативное правовое регулирование создания и использования, стандартизация метаописаний электронных ресурсов;
- Электронная информационно-образовательная среда, цифровая (электронная) библиотека образовательной организации, сетевое взаимодействие при реализации образовательной программы с использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- Учет особенностей осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при лицензировании.
Открытыми остаются также вопросы контроля и оценки качества продуктов для электронного обучения. Известно, что выбор стандартов и технологий в области предоставления знаний (таких, как SCORM, IMS, и др.) во многих развитых странах возведен в ранг государственной политики. В Российской Федерации этот процесс пока находится в стадии становления.
В условиях интернационализации, глобализации экономики и развития рынка интеллектуальных ресурсов, вхождения России в Болонское соглашение применение электронное обучение должно поддерживаться на уровне политики государства
Автор: Е.П.Чирко, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Лидии Спевак «Сторителлинг в современном обучении» 22 января 2020 года в 15:00
Статья о дистанционном обучении закон об образовании
Нормативная база того, что мы по привычке называем «дистанционное обучение (ДО)» в течение последних 10-ти лет находилась и находится в стадии разработки, и до сих пор ряд проблем практического применения ДО остается нерешенным. Пример: каким образом осуществлять расчет нагрузки преподавателей ДО, если в нормативно-правовых документах для заочной формы обучения не предусмотрены многие специфические виды деятельности (например: индивидуальное консультирование с помощью средств Интернет).
Актуальность проблемы нормативно-правового обеспечения ДО в Российской Федерации подтверждается и тем фактом, что деятельность всех образовательных учреждений регламентируется соответствующими законами и приказами, суть которых периодически претерпевала серьезные изменения. Все это наглядно иллюстрируется хронологией издания и отмены приказов Минобрнауки РФ по вопросам ДО
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который отменяет практически всю существовавшую нормативно-правовую базу, касающуюся таких понятий, как «дистанционное образовательные технологии» и «дистанционное обучение», и отсылает к подзаконным актам, которые еще только планируются, как например аналог знаменитого приказа № 137 от 6 мая 2005 года (есть проект приказа МОН: «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 2013, вступает в силу с 1.09.2013). Так же в законе введено и четко определяется достаточно новое для России понятие «электронное обучение».
Термин e-Learning (электронное обучение) появился в 1999 году в Лос-Анжелесе на семинаре CBT Systems (Computer Based Training). Не смотря на то, что прошло уже много лет, до сих пор не существует единого определения понятия e-Learning, которое было бы принято большинством специалистов. Еще большую сумятица, не смотря на то, что им даже в России более 20 лет, существует вокруг использования в России понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». В результате одни понимают дистанционное обучение, как аналог понятия e-learning, а другие считают, что дистанционное обучение более узкое понятие, чем e-Learning, другие наоборот, что более широкое.
Чаще всего под e-Learning понимают обучение, построенное с использованием Интернет-технологий. Например: e-Learning – использование Интернет-технологий для предоставления широкого спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда. e-Learning базируется на основополагающих принципах:
— работа осуществляется по сети;
— доставка учебного контента конечному пользователю осуществляется посредством компьютера с использованием стандартных Интернет-технологий.
Существует определение, которое дали специалисты ЮНЕСКО: «e-Learning – обучение с помощью Интернет и мультимедиа».
Есть еще определения, которые делают акцент на других аспектах e-Learning. Например: e-Learning – обучение, построенное с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Охватывает весь спектр действий, начиная от поддержки процесса обучения, до доставки учебного контента слушателям.
В новом законе «Об Образовании в РФ» есть Ст.16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Наряду с ожиданием подзаконных актов, указанных выше, ждут своего решения и такие проблемы, как:
— Электронные учебные издания, электронные образовательные ресурсы, электронные информационные ресурсы – каким будет нормативное правовое регулирование создания и использования, стандартизация метаописаний электронных ресурсов;
— Электронная информационно-образовательная среда, цифровая (электронная) библиотека образовательной организации, сетевое взаимодействие при реализации образовательной программы с использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
— Учет особенностей осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при лицензировании.
Открытыми остаются также вопросы контроля и оценки качества продуктов для электронного обучения. Известно, что выбор стандартов и технологий в области предоставления знаний (таких, как SCORM, IMS, и др.) во многих развитых странах возведен в ранг государственной политики. В Российской Федерации этот процесс пока находится в стадии становления.
В условиях интернационализации, глобализации экономики и развития рынка интеллектуальных ресурсов, вхождения России в Болонское соглашение применение электронное обучение должно поддерживаться на уровне политики государства
Автор: Е.П.Чирко, Казанский (Приволжский) федеральный университет (с)
Закон о домашнем образовании
Еще несколько лет назад обучать ребенка на дому было возможно только в том случае, если он имел подтвержденную инвалидность. Сейчас родители могут перевести своих детей на домашнее обучение просто по желанию. Получение знаний вне стен образовательных учреждений регламентировано законом Российской Федерации № 273-ФЗ. Обучающийся дома ребенок имеет право сдать экзамены после 9 и 11 классов. Это позволяет ему, как и всем остальным детям, поступать на равных основаниях в средние специальные и высшие учебные заведения.
Закон о домашнем образовании
Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений расписаны в федеральном законе N 273-ФЗ, который вступил в силу 29.12.2012 года. При переводе на самообучение нужно знать несколько статей закона, это:
- Статья 17. В ней расписаны формы получения образования. Согласно данной статье, знания можно получить в форме самообразования или семейного обучения. Допускается сочетанное получение знаний, то есть можно некоторые предметы проходить в школе, а другие осваивать дома. Знания обучающегося оцениваются в учебном заведении путем проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
- Статья 44. Регламентирует права родителей брать на себя ответственность за образование детей. После получения документа о среднем образовании учащийся может уже сам выбрать форму обучения;
- Статья 63. Расписывает особенности получения общего образования.
Закон об образовании не устанавливает возрастных ограничений на домашнее обучение. Однако родителям, если они желают перевести ребенка на альтернативный вариант усвоения школьной программы, необходимо тщательно изучить данный закон РФ. Это поможет понять, что они обязаны дать своему ребенку и какую помощь при этом может предоставить государство.
Варианты обучения на дому
Выбрать обучение вне стен школы можно с учетом состояния здоровья ребенка, исходя из особенностей жизни семьи и религиозных убеждений.
В России признаны три формы домашнего образования:
Каждый из вариантов имеет свои особенности. Выбирая из них, родители должны руководствоваться интересами ребенка и его возможностями. Необходимо помнить о том, что домашнее получение знаний имеет не только ряд преимуществ. У него есть и определенные недостатки, которые могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ученика.
Особенности надомного варианта (в случае проблем со здоровьем)
В законе об образовании РФ надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет инвалидность. Надомное образование позволяет получить аттестат о среднем или общем образовании. Учащиеся с инвалидностью могут учиться либо по общей школьной программе, либо по индивидуальным, составленным с учетом их возможностей, планам. Уроки на дому могут быть сокращены до 20-25 минут или удлинены до 2-х часов. По завершении учебы по школьной программе выдается аттестат об основном или среднем общем образовании.
Этапы оформления ребенка на надомное обучение
Перевести ребенка на надомную форму учебы на самом деле не так сложно. Однако процесс упростится, если родители заранее будут знать, в какие учреждения следует обращаться.
Чтобы перевести ребенка на надомный вариант обучения, необходимо выполнить следующее:
- Взять медсправку у участкового педиатра, о том, что ребенок по состоянию здоровья нуждается в домашнем обучении. Педиатр только выдает такую справку, а решение принимает комиссия МСЭ.
- Написать заявление директору общеобразовательного учреждения, в котором учится ребенок. Если решение о надомном образовании принимается перед поступлением в первый класс, то заявление пишется на имя начальника Департамента образования города.
- При необходимости составления индивидуальной программы родители или законные представители совместно с завучем или директором школы подбирают индивидуальный учебный план. В нем указывают необходимые для изучения предметы и их количество в неделю.
- На основании медицинской справки и заявления составляют приказ. В нем указывают преподавателей, которые будут обучать ребенка на дому, и периодичность проверки знаний в течение всего года.
- Родители получают журнал. В нем учителя должны отмечать пройденные материалы и количество отведенных часов, а также успеваемость учащегося. По окончании учебного года журнал сдают в образовательное учреждение.
Перечень патологий, дающих право на надомное обучение, утвержден Министерством здравоохранения РФ. Образованием детей на дому должна заниматься школа, ближайшая к месту проживания семьи.
Образовательное учреждение обязано:
- обеспечить школьника бесплатными учебниками, справочниками. Речь идет о литературе, которая есть в школьной библиотеке;
- оказывать консультационную помощь, помогающую усваивать общеобразовательные предметы;
- проводить аттестации – промежуточные и итоговые;
- после итоговой аттестации выдавать документ о получении соответствующего образования.
Родители имеют право приглашать педагогов из других школ, которые могут принимать участие и в проверке знаний школьника.
Особенности семейного образования
Учиться на дому может не только школьник-инвалид. Закон об образовании предусматривает возможность приобретать знания самостоятельно и в случае, если серьезных проблем со здоровьем нет. Тогда речь идет о семейном образовании. Родители могут обучать ребенка сами или приглашать репетиторов или педагогов, в школу ученик приходит только на промежуточные и итоговые аттестации.
На домашнее самообразование детей переводят по нескольким причинам, основные из них следующие:
- Частые пропуски школы, связанные с профессиональными занятиями спортом, музыкой. Очень часто увлеченные дети вследствие занятий в спортшколах, секциях, из-за соревнований и конкурсов не могут каждый день ходить в обычную школу. Домашнее обучение позволяет им приобрести необходимый багаж знаний и получить соответствующий документ об окончании 9 или 11 класса.
- Высокий уровень умственных способностей. Общешкольные программы рассчитаны на детей со средними знаниями, поэтому сверстникам, опережающим своих одноклассников в развитии, на обычных уроках не интересно. Это негативно сказывается на процессе учебы;
- Характер работы родителей, предполагающий постоянные переезды. Частые переводы из одной школы в другую отрицательно сказываются не только на успеваемости, но и на психическом здоровье учеников. Избежать этого помогает самообразование;
- Религия или идеологические соображения, не позволяющие отдавать детей в школу.
Переводя здорового ребенка на домашнее обучение, необходимо в первую очередь учитывать его желание. Многие дети отрыв от коллектива переносят очень болезненно.
Этапы перевода на домашнее обучение
Чтобы получать школьное образование в домашних условиях, необходимо выполнить следующее:
- Написать заявление соответствующего образца в Департамент образования. Департамент образования предоставляет родителям перечень школ, куда ребенок может прикрепиться для сдачи итоговых экзаменов;
- Школе необходимо издать приказ о переводе ребенка на семейную форму обучения;
- Родителям необходимо заключить договор с образовательным учреждением. В данном договоре отражаются все обязанности и права как самих родителей и школьника, так и школы. В документе указывается количество промежуточных аттестаций и их сроки, необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках.
При домашнем обучении педагоги школы не обязаны приходить на дом. Родители дают знания либо сами, либо приглашают репетиторов, либо ищут альтернативные варианты. Сроки итоговых и промежуточных экзаменов у обучаемого на дому могут совпадать с аттестацией у одноклассников. Однако многим более удобен вариант, при котором подбирается индивидуальный план оценки знаний.
При домашнем обучении в России закон предусматривает:
- возможность перевода ребенка как из школы для обучения на дому, так и обратно в любом классе;
- обеспеченин учащегося учебниками, консультативную помощь педагогов.
В Законе об образовании указано, что родители, по усмотрению субъектов РФ, где проживает семья, могут получать денежные средства, которые государство тратит на обучение каждого школьника, в качестве компенсации. Конкретные цифры могут разниться, а в некоторых районах и вовсе не предусмотрены такие субсидии, поэтому сумму денежных средств нужно уточнять по месту жительства.
Дистанционное образование
Получение школьных знаний с помощью интернета подходит тем детям, которые могут самостоятельно контролировать учебный процесс. Контакт с преподавателями происходит через системы телекоммуникации или очно. Практически нет единого плана дистанционного получения знаний, технических средств и специальной методической литературы. Но постепенно появляются частные учреждения, готовые работать со школьниками дистанционно.
Преимущества и недостатки домашнего обучения
У обучения ребенка вне стен традиционной школы есть свои плюсы и минусы.
Основные преимущества получения школьных знаний дома:
- Более комфортная организация процесса: возможность заниматься в любое удобное время и из любого места, по своему собственному расписанию.
- Возможность получать знания из разнообразных источников: учебников, электронной литературы, энциклопедий, видеоуроков.
- Возможность обучать ребенка по интересующим его предметам в той степени, которая ему нужна.
- Больше свободного времени на увлечения: музыку, спорт, научные кружки, изучение иностранных языков и т.д.
- Выше эффективность усвоения темы: не отвлекают одноклассники, не тратится время на решение дисциплинарных вопросов.
- Отсутствие стресса от пребывания в детском коллективе. Не все дети по своему характеру хорошо адаптируются в школах, что негативно сказывается на психическом здоровье и общем самочувствии.
При семейной и дистанционной форме самообразования семья может путешествовать в любое время года, так как нет необходимости учитывать школьное расписание.
К самым явным минусам домашнего получения знаний относят отсутствие социальной адаптации, особенно при отсутствии каких-либо групповых занятий, а также необходимость контроля со стороны родителей.
Изменения в законе об образовании в 2019 году
Закон ФЗ-№273 не совершенен, поправки в него вносятся практически ежегодно. Основная причина вносимых корректировок – несоответствие разработок закона реальному состоянию образования в РФ.
В новых поправках существенных изменений, касающихся среднего и общего школьного образования, нет. Единственное, что заслуживает внимание, – это то, что правительство на законодательном уровне закрепило такие формы обучения как семейное, сетевое, дистанционное.