Среднесписочная численность работников предприятия при исчислении квоты для инвалидов
Содержание
- 1 Среднесписочная численность работников предприятия при исчислении квоты для инвалидов
- 1.1 Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году
- 1.2 Общее понятие квотирования
- 1.3 Законодательная база
- 1.4 Полномочия регионов
- 1.5 Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов
- 1.6 Ответственность за неисполнение законодательных требований
- 1.7 Последние изменения
- 1.8 Квотирование рабочих мест
- 1.9 Среднесписочная численность для расчета квоты по инвалидам
- 1.10 Среднесписочная численность для расчета квоты по инвалидам
- 1.11 Кадровый портал
- 1.12 Среднесписочная численность работников предприятия при исчислении квоты для инвалидов
- 1.13 Среднесписочная численность работников предприятия при исчислении квоты для инвалидов
- 1.14 Как правильно посчитать среднесписочную численность работников для определения квоты по инвалидам
- 1.15 Квотирование рабочих мест инвалидов в 2020 году
- 1.16 Квоты и специальные рабочие места для инвалидов
- 1.17 Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году
- 1.18 Приказ об исчислении среднесписочной численности работников, о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов, о выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой
- 1.19 Среднесписочная численность для расчета квоты по инвалидам
- 1.20 Как рассчитать среднесписочную численность инвалидов
- 1.21 Квота для инвалидов устанавливается в организациях с численностью
- 1.22 Как определить размер квоты по инвалидам
- 1.23 Квота для приема на работу инвалидов: как рассчитать
- 1.24 Как рассчитать среднесписочную численность работников: Подробная инструкция
- 1.25 Среднесписочная численность работников подлежащая квотированию
- 1.26 Квота для приема на работу инвалидов: как рассчитать
- 1.27 Обязательства работодателей по трудоустройству инвалидов
- 1.28 Квота для приема на работу инвалидов
- 1.29 Как работодателю рассчитать количество инвалидов для трудоустройства
- 1.30 Сведения о трудоустройстве инвалидов в Службу занятости
- 1.31 Ответственность за невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов
- 1.32 Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году
- 1.33 Общее понятие квотирования
- 1.34 Законодательная база
- 1.35 Полномочия регионов
- 1.36 Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов
- 1.37 Ответственность за неисполнение законодательных требований
- 1.38 Последние изменения
Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году
Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.
Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.
Скачать для просмотра и печати:
Общее понятие квотирования
Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:
- выделения в штате вакансий;
- приема на них тружеников льготных категорий;
- обеспечения привилегированных служащих:
- специальными условиями;
- необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.
Резервирование на производстве осуществляется с учетом:
- норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
- условий труда;
- отрасли промышленности и иного.
Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.
Законодательная база
Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:
«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».
Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.
Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:
- общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
- компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.
Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.
Скачать для просмотра и печати:
Полномочия регионов
Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:
- исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
- увеличены.
Скачать для просмотра и печати:
Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:
- вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
- созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
- стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.
К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:
- Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
- Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
Скачать для просмотра и печати:
Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов
Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:
- Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
- Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
- Создание и утверждение локальных документов.
- Оформление учета в органах занятости.
- Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.
Изучение законодательных норм
Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.
Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.
Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.
Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):
Должность | Количество (чел.) |
Директор | 1 |
Главный бухгалтер | 1 |
Бухгалтер | 3 |
Менеджер | 3 |
Рабочий | 30 |
Всего | 38 |
Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.
Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:
Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Расчет квоты
Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.
Скачать для просмотра и печати:
Формула для определения числа льготных мест такова:
- штатная численность х норма, определенная в актах.
Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.
По состоянию на 2020 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:
Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.
Подготовка локальных актов
На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:
- Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
- размеры квот и категории граждан;
- порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
- ответственное должностное лицо.
- Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
- о должности, предоставляемой инвалиду;
- о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
- об ответственном за исполнение.
Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:
Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.
Регистрация в органах занятости
Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:
- Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
- Собрать пакет документов.
- Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
- Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.
Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).
Взаимодействие с Центром занятости
В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:
- о количестве вакансий;
- о числе мест, выделенных льготникам;
- о принятых работника, в том числе инвалидах;
- об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
- о выполнении квотного законодательства.
Скачать для просмотра и печати:
Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.
Ответственность за неисполнение законодательных требований
Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.
Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:
- должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
- на организации — от 20 до 70 тыс. руб.
Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:
- должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
- юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.
Скачать для просмотра и печати:
Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Последние изменения
В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
Квотирование рабочих мест
Одной из гарантий государства по трудоустройству отдельных наиболее социально незащищенных категорий граждан является квотирование рабочих мест. По сути, квотирование рабочих мест — это обязанность работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства данных категорий граждан в определённом количестве, в зависимости от численности работников организации. В большинстве случаев законом определятся обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов, однако в ряде регионов РФ устанавливается квота и для трудоустройства иных категорий граждан (например, молодежи, бывших заключенных, которые отбывали наказания за совершенные преступления, и прочее). Разберем, какие же основные обязанности работодателя предусмотрены законом в части квотирования рабочих мест.
Порядок установления квоты в первую очередь определяет федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ №181). Согласно статье 21 ФЗ №181, для определения размера квоты для трудоустройства инвалидов необходимо рассчитать численность и среднесписочную численность работников. Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Соответственно, необходимо определиться с численностью работников организации. Если она менее 35 человек, обязанность по квотированию рабочих мест отсутствует. Если численность работников составит от 35 и более человек, необходимо обратиться к законодательству субъекта РФ, где располагается организация-работодатель, для исчисления размера квоты в зависимости от среднесписочной численности работников. Если численность работников составляет более 100 человек, в любом случае законодательством субъекта должна быть предусмотрена обязанность по квотированию с размером квоты от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников. При численности от 35 до 100 человек императивно такой обязанности не установлено. То есть, если численность работников составляет до 100 человек, законодательством субъекта обязанность по квотированию может быть и не установлена. Так обычно происходит в крупных субъектах, таких как, например, Москва или Санкт-Петербург. В этих городах обязанность по квотированию возникает при численности работников от 100 человек. Соответственно, конкретный размер квоты, а также иные категории граждан, для которых нужно выделять или создавать рабочие места в пределах установленной квоты, устанавливается также законодательством субъекта РФ.
Далее необходимо определиться со среднесписочной численностью работников, ведь именно из этого показателя и будет рассчитываться квота. Для расчета данного показателя рекомендуется руководствоваться приказом Росстата от 26.10.2015 N498. Обратите внимание, что при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Следующей обязанностью работодателя, связанной с квотированием, является утверждение и разработка локального нормативного акта, регулирующего вопросы квотирования (ст. 24 ФЗ №181). Таким образом, если работодатель «попадает» под обязанность квотирования по критериям, описанным выше, он должен разработать и утвердить отдельный локальный нормативный акт. То есть этот локальный акт является обязательным к наличию, наряду, к примеру, с правилами внутреннего трудового распорядка.
Еще одной обязанностью работодателя, о которой многие, к сожалению, забывают, является извещение органов службы занятости об исполнении обязанности по квотированию. Согласно части 3 ст. 25 закона РФ от 19.04.1991 N1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Формы данных документов также утверждаются законодательством субъекта РФ.
Интересный момент. Дело в том, что вышеуказанная норма не делает исключений для работодателей. Соответственно все работодатели, независимо от численности работников, должны ежемесячно предоставлять органам службы занятости данные сведения. Этот вывод подтверждается инспекционной практикой. Однако практика в каждом регионе по данному вопросу разная, в связи с чем для минимизации возможных рисков рекомендуется получить официальное разъяснение в органе службы занятости того субъекта, где находится организация-работодатель.
Дополнительно. Обратите внимание, что в некоторых субъектах РФ, помимо органов службы занятости, необходимо периодически уведомлять о выполнении обязанности по квотированию и иные органы. Например, в г. Москве таким органом является Государственное казенное учреждение города Москвы «Центр квотирования рабочих мест». В данный орган работодатели должны подавать сведения ежеквартально (постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 N742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве»).
старший юрист департамента трудового права,
группа компаний Валентины Митрофановой
Среднесписочная численность для расчета квоты по инвалидам
Среднесписочная численность для расчета квоты по инвалидам
Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка): Должность Количество (чел.) Директор 1 Главный бухгалтер 1 Бухгалтер 3 Менеджер 3 Рабочий 30 Всего 38 Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.
- Создание и утверждение локальных документов.
- Оформление учета в органах занятости.
- Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
- Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.
Изучение законодательных норм Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.
Кадровый портал
Согласно ст. 3 п. 1 Закона Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов» от 26.12.2003г. №125-ГД «Квота устанавливается организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, расположенной на территории Самарской области, численность работников которой составляет более 100 человек». В соответствии со ст. 4 п.1 того же закона, квота устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.
Если в Вашей организации нет подходящих вакансий или выполнение обязанностей работниками в фирме предусматривает определенные требования к здоровью, к наличию соответствующих документов или имеет какие-то другие ограничения, Вы обязаны создать иные должности для инвалидов. Это может быть любая должность – сторож, помощник бухгалтера и т.п. Ваше право определить для каких категорий инвалидов Вы можете создать рабочие места.
Среднесписочная численность работников предприятия при исчислении квоты для инвалидов
- когда зафиксировано нарушение в определении доли среднесписочного штата инвалидов по отношению к среднесписочному штату других работников – менее 2%;
- наличие необоснованных отказов инвалидам устраивать их на работу тогда, как в организации имеются свободные вакансии для таких граждан;
- ситуации, когда условия труда для инвалидов не соответствуют нормам и требованиям для квотирования таких рабочих мест;
- прием на работу инвалида с наличием медицинских противопоказаний в отношении данного вида труда, осуществляемого гражданином.
- Специальные рабочие места, предназначенные для инвалидов, определяются исключительно только квотированием.
- Самые подходящие профессии для инвалидов регламентируются специальным перечнем приоритетных рабочих должностей для инвалидов, который утвержден правительственным Постановлением Министерства труда РФ № 150 от 08.09.93г., который действителен и сегодня.
- Законодатели и Правительственные или исполнительные органы государственной власти имеет право так или иначе стимулировать предприятия и организации для того, что работодатели организовывали рабочие места для инвалидов.
- Работодатели обязаны предоставить вместе с рабочими местами также и условия труда, которые бы соответствовали трудоспособности инвалидам, учитывая также реабилитационные программы для таких граждан.
Среднесписочная численность работников предприятия при исчислении квоты для инвалидов
Ага, штатка без изменений.Получается приказа о том, что на эти[ местах могут работать инвалиды получается достаточно. #10 IP/Host: 195.68.184. Дата регистрации: 20.10.2010Сообщений: 47,004 Re: Места для инвалидов.
олучается приказа о том, что на эти[ местах могут работать инвалиды получается достаточно.достаточно информирования
Поступай так, как если б ты был уверен, что ты его любишь» (с) #7 IP/Host: 78.36.14. Re: Места для инвалидов. Просто вы сказали, что в штатке ничего указывать не надо, вот я и задумалась, как эти места отразить.
#8 IP/Host: 195.68.184. Дата регистрации: 20.10.2010Сообщений: 47,004 Re: Места для инвалидов. что в штатке ничего указывать не надо в штатке не надо указывать, что это места специально для инвалидов. » Не стоит тратить время на то, чтоб разбираться: любишь ты человека или нет. Поступай так, как если б ты был уверен, что ты его любишь» (с) #9 IP/Host: 78.36.14.
Как правильно посчитать среднесписочную численность работников для определения квоты по инвалидам
На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения рабочих мест для инвалидов следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).
«Альфа» осуществляет деятельность в г. Москве. В январе 2014 г. по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в «Альфе» работают 130 человек. Один сотрудник находится в отпуске по уходу за ребенком. Два сотрудника уволены (10 января и 21 января 2014 г.) и четверо приняты на работу (один – 18 января, трое – 28 января 2013 г.). В январе 2014 г. в организации работали три внешних совместителя.
Квотирование рабочих мест инвалидов в 2020 году
- наличия вакантных рабочих мест (должностей);
- созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
- информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
- выполнение квоты для приема на работу инвалидов.
3.1 На рабочие места, созданные в счет установленной квоты, работодатель трудоустраивает инвалида независимо от категории заболевания и группы инвалидности при наличии у него индивидуальной программы реабилитации и рекомендаций к труду.
Квоты и специальные рабочие места для инвалидов
Есть также мнение, что плата представляется оправданной лишь при наличии исключительных оснований, которые следует закрепить законодательно с учетом накопленного регионального опыта решения этого вопроса. Конкретизация указанных оснований необходима, кроме того, для решения проблем привлечения к административной ответственности работодателей, виновных в отказе в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
Нам выдали предписание о создании специальных рабочих мест для инвалидов. Но что понимать под созданием рабочих мест? Речь идет о конкретных рабочих местах для инвалидов, оборудованных в соответствии с медицинскими требованиями (наличие подъемника, автоматизированного кресла и т. д.), либо о вакансиях в целом с целью трудоустройства инвалидов?
Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году
- Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
- Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
- Создание и утверждение локальных документов.
- Оформление учета в органах занятости.
- Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.
Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.
Приказ об исчислении среднесписочной численности работников, о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов, о выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой
Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и общественной организацией инвалидов о предоставлении субсидии из федерального бюджета на поддержку программы общественной организации инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест
Расчет удельного веса численности пенсионеров в среднесписочной численности работников и доли фонда заработной платы, выплаченной пенсионерам, в общей сумме фонда заработной платы организации, находящейся в собственности общественной организации инвалидов в г. Серпухов Московской области. Форма № 4
Среднесписочная численность для расчета квоты по инвалидам
Самым же «узким» показателем будет списочная численность, так как она требуется для расчета только среднесписочной численности работников. То есть основой для расчета всех показателей численности работника будет списочная численность.
Проще говоря, те, с которыми заключен трудовой договор (как срочный, так и бессрочный) и которые выполняли постоянную, временную или сезонную работу один день и более.При расчете показателя учитываются собственники организаций, работавшие и получавшие заработную плату в своей фирме.
Как рассчитать среднесписочную численность инвалидов
Как показывает практика, в отношении применения данной льготы у налогоплательщиков часто возникают вопросы, касающиеся порядка определения среднесписочной численности инвалидов среди работников таких организаций. Не так давно ФНС выпустила Письмо от 29.03.2011 N КЕ-4-3/4902@ по данному поводу.
Воспользоваться льготой в виде освобождения от налогообложения, установленной пп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ, могут только организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. При этом ими должны соблюдаться следующие условия: среднесписочная численность инвалидов среди работников таких организаций должна составлять не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.
Квота для инвалидов устанавливается в организациях с численностью
Так как в случае не предоставления информации, ее искажения, невыполнения квоты служба занятости имеет право прийти с проверкой или же направить в ГИТ жалобу на работодателя.
Повторимся, что работодатель обязан не только зарезервировать рабочие места для инвалидов, но и выполнить все необходимые действия для их заполнения. Кроме резервирования рабочих мест, создания специальных рабочих мест, работодатель обязан представить сведения о таких рабочих местах. Отсутствие данных сведений может стать основанием для проведения плановой проверки.
Как определить размер квоты по инвалидам
Размер указанной квоты определяется законодательством субъекта Российской Федерации и может составлять не менее 2 и не более 4 процентов к среднесписочной численности работников. Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 №280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 280-25) установлено, что по городу квота составляет 2,5 процента к среднесписочной численности работников (для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек). Необходимо отметить, что законодательством не установлены какие-либо условия в отношении квотирования рабочих мест в зависимости от группы инвалидности.
- представляется ли учетная форма в районное отделение Центра занятости населения Санкт-Петербурга по месту нахождения каждого обособленного подразделения,
- определяется ли среднесписочная численность, и соответственно – количество вакантных рабочих мест, в целом по организации или отдельно по головной организации и каждому обособленному подразделению, находящемуся в других районах Санкт-Петербурга, а также в других городах и субъектах РФ.
Квота для приема на работу инвалидов: как рассчитать
Работодатели, не создавшие рабочие места для инвалидов и не выполнившие квоту по их трудоустройству, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данные меры взыскания применяются в соответствие со ст. 5.42 КоАП.
Согласно закону «О соцзащите инвалидов», количество инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в целях выполнения квоты, установленной субъектом РФ, рассчитывает на основании показателя среднесписочной численности работников предприятия, с использованием следующей формула:
Как рассчитать среднесписочную численность работников: Подробная инструкция
Подсчет за месяц: суммируется количество сотрудников за каждый календарный день, то есть сюда включаются все дни месяца (выходные, праздничные), полученную сумму нужно разделить на кол-во календарных дней в данном месяце.
- получения квоты при приеме на работу сотрудников-инвалидов первой, второй и третьей групп (ФЗ №181 ст. 21 от 1995 года);
- подтверждения правомочности в выплате пониженных тарифных ставок во внебюджетные фонды (согласно ФЗ №212 ст. 57, 58);
- составление отчетов по страховым платежам, сдаваемых в ПФР;
- заполнение формы по расчету страхвзносов на соцстрахование.
Среднесписочная численность работников подлежащая квотированию
Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%,а их доля в фонде оплаты труда — неменее 25% (пп. 14 п. 3 ст. 346.12НК РФ)
При расчете среднесписочной численности не учитываются работники, находящиеся в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. При расчете числа рабочих мест в счет установленной квоты округление дробного числа производится в сторону увеличения до целого значения.
Квота для приема на работу инвалидов: как рассчитать
В соответствие с законом РФ «О социальной защите инвалидов», одной из обязанностей работодателей является трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой. В статье разберем, как устанавливается квота для приема на работу инвалидов, как ее рассчитать, а также выясним меры ответственности работодателей, не выполнивших требования по трудоустройству инвалидов.
Обязательства работодателей по трудоустройству инвалидов
Законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года регламентированы меры социальной защиты для лиц с ограниченными возможностями, одним из которых является обеспечение занятости инвалидов.
Согласно ст. 20 закона №181-ФЗ инвалидам предоставляются следующие трудовые права и гарантии:
- Резервирование рабочих мест для инвалидов в соответствие с профессиями, наиболее подходящими для выполнения лицами с ограниченными возможностями. Перечень профессий утвержден в приложении к Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года.
- Установление квоты по трудоустройству инвалидов. Работодатель обязан трудоустроить лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой.
- Обеспечение работодателями условий труда в соответствие с медицинскими показаниями инвалида, а также программой реабилитации.
Помимо трудовых гарантий, предоставляемых инвалидам работодателями, ст. 20 закона №181-ФЗ предусматривает создания для инвалидов условий для предпринимательской деятельности и обучения новым профессиям.
Квота для приема на работу инвалидов
В соответствие со ст. 21 закона №181-ФЗ, работодатель обязан обеспечить трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в пределах установленной квоты.
Размер квоты определяется нормативными конкретного субъекта РФ, при этом не может превышать показатель, установленный федеральным законодательством.
Ниже в таблице – квота для приема на работу инвалидов, установленная ст. 21 закона №181-ФЗ:
Квота для трудоустройства инвалидов |
От 2% до 4% среднесписочной численности работников |
Не более 3% среднесписочной численности работников |
Работодатели с численностью работников менее 35 человек от выполнения квоты по трудоустройству инвалидов освобождены. Также не обязаны выполнять квоту общественные организации инвалидов, а также созданными ними хозяйственные общества и товарищества. Данное условие предусмотрено разделом 3 ст. 21 закона №181-ФЗ.
|
Как работодателю рассчитать количество инвалидов для трудоустройства
Квота для приема на работу инвалидов
Согласно закону «О соцзащите инвалидов», количество инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в целях выполнения квоты, установленной субъектом РФ, рассчитывает на основании показателя среднесписочной численности работников предприятия, с использованием следующей формула:
Инв = СрСпис * Квота,
где Инв – количество лиц с ограниченными возможностями, которые должны быть трудоустроены работодателем;
СрСпис – среднесписочная численность работников предприятия;
Квота – процент квоты по трудоустройству инвалидов, установленный в определенном субъекте РФ.
Расчет количества инвалидов в целях контроля выполнения квоты производится ежемесячно, на основании среднемесячной численности сотрудников предприятия, отраженной в отчете по форме П-4.
Как рассчитать среднюю численность работников для определения квоты инвалидов
Для расчета средней численности работников предприятия используется формула:
СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,
где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;
КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;
КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);
КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).
В расчет включаются как сотрудники в штате, трудоустроенные на основании трудовых договоров, так и лица, нанятые по договору подряда. Если работодателем выступает ИП, то он себя в расчет не включает.
Пример расчета квоты для приема на работу инвалидов
ООО «Монолит» занимается производством и реализацией стройматериалов.
В регионе, в котором ведет деятельность «Монолит», местными властями установлена квота по трудоустройству инвалидов:
- 3,5% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
- 2,5% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.
«Монолит» осуществляет трудоустройство сотрудников на основании трудовых договоров, а также привлекает к работе лиц на основании договоров подряда.
Ниже в таблице представлена информация о численности сотрудников «Монолита» во 2-м полугодии 2020 года:
Количество сотрудников | Принято в отчетном периоде | Отработали полный месяц | ||||||
3 | 102 | Август 2020 | – | Сентябрь 2020 | – | Октябрь 2020 | 10 | 10 сотрудников были уволены 07.10.2020, период работы – 6 календарных дней |
– | 95 | |||||||
8 | 95 | |||||||
Расчет средней численности работников | Расчет количества инвалидов в целях выполнения квоты | |||||||
(102 * 31 + 3 * 17) / 31 = 103,64 | 103,64 * 3,5% = 3,64 (4 человека) | |||||||
105 * 31 / 31 = 105 | 105 * 3,5% = 3,68 (4 человека) | |||||||
105 * 30 / 30 = 105 | 105 * 3,5% = 3,68 (4 человека) | |||||||
(95 * 31 + 10 * 6) / 31 = 96,94 | 96,94 * 2,5% = 2,42 (3 человека) | |||||||
95 * 30 / 30 = 95 | 95 * 2,5% = 2,38 (3 человека) | |||||||
(95 * 31 + 8 * 22) / 31 = 100,68 | 100,68 * 3,5% = 3,52 (4 человека) |
Сведения о трудоустройстве инвалидов в Службу занятости
Работодатели, которые согласно ст. 21 закона №181-ФЗ обязаны обеспечивать трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты, подают в Службу занятости отчет о выполнении/невыполении квоты.
Отчет составляется на бланке установленного образца.
Срок подачи отчета устанавливается управлением органа Службы занятости в регионе. При этом периодичность предоставления отчета не может быть установлена чаще 1 раза в месяц.
Как правило, сведения о трудоустройстве инвалидов подают в ЦЗН по итогам отчетного периода, до 10-го числа месяца, следующего за отчетными.
Ответственность за невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов
Работодатели, не создавшие рабочие места для инвалидов и не выполнившие квоту по их трудоустройству, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данные меры взыскания применяются в соответствие со ст. 5.42 КоАП.
Кроме того, на основании судебной практики можно сделать вывод, что работодатель может быть признан виновными в невыполении квоты в том числе в случае наличии на предприятии незаполненных рабочих мест (в том числе не для инвалидов). Данный вывод содержится в определении Верхового суда №50-АПГ13-5 от 22.05.2013 года
Также законопроект предлагает увеличить штрафы для работодателей за невыполение квоты по трудоустройству инвалидов до 100.000 руб. – 500.000 руб.
По состоянию на январь 2020 года законопроект не принят и находится на стадии рассмотрения.
Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году
Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.
Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.
Скачать для просмотра и печати:
Общее понятие квотирования
Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:
- выделения в штате вакансий;
- приема на них тружеников льготных категорий;
- обеспечения привилегированных служащих:
- специальными условиями;
- необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.
Резервирование на производстве осуществляется с учетом:
- норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
- условий труда;
- отрасли промышленности и иного.
Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.
Законодательная база
Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:
«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».
Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.
Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:
- общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
- компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.
Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.
Скачать для просмотра и печати:
Полномочия регионов
Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:
- исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
- увеличены.
Скачать для просмотра и печати:
Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:
- вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
- созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
- стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.
К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:
- Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
- Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
Скачать для просмотра и печати:
Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов
Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:
- Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
- Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
- Создание и утверждение локальных документов.
- Оформление учета в органах занятости.
- Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.
Изучение законодательных норм
Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.
Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.
Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.
Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):
Должность | Количество (чел.) |
Директор | 1 |
Главный бухгалтер | 1 |
Бухгалтер | 3 |
Менеджер | 3 |
Рабочий | 30 |
Всего | 38 |
Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.
Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:
Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Расчет квоты
Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.
Скачать для просмотра и печати:
Формула для определения числа льготных мест такова:
- штатная численность х норма, определенная в актах.
Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.
По состоянию на 2020 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:
Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.
Подготовка локальных актов
На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:
- Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
- размеры квот и категории граждан;
- порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
- ответственное должностное лицо.
- Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
- о должности, предоставляемой инвалиду;
- о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
- об ответственном за исполнение.
Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:
Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.
Регистрация в органах занятости
Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:
- Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
- Собрать пакет документов.
- Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
- Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.
Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).
Взаимодействие с Центром занятости
В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:
- о количестве вакансий;
- о числе мест, выделенных льготникам;
- о принятых работника, в том числе инвалидах;
- об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
- о выполнении квотного законодательства.
Скачать для просмотра и печати:
Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.
Ответственность за неисполнение законодательных требований
Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.
Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:
- должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
- на организации — от 20 до 70 тыс. руб.
Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:
- должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
- юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.
Скачать для просмотра и печати:
Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Последние изменения
В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!