Как определить размер квоты по инвалидам
Содержание
- 1 Как определить размер квоты по инвалидам
- 1.1 Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году
- 1.2 Общее понятие квотирования
- 1.3 Законодательная база
- 1.4 Полномочия регионов
- 1.5 Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов
- 1.6 Ответственность за неисполнение законодательных требований
- 1.7 Последние изменения
- 1.8 Квота для приема на работу инвалидов: как рассчитать
- 1.9 Обязательства работодателей по трудоустройству инвалидов
- 1.10 Квота для приема на работу инвалидов
- 1.11 Как работодателю рассчитать количество инвалидов для трудоустройства
- 1.12 Сведения о трудоустройстве инвалидов в Службу занятости
- 1.13 Ответственность за невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов
- 1.14 Квота для приема на работу инвалидов
- 1.15 Порядок и правила распределения квот на предприятиях
- 1.16 Как рассчитывается квота
- 1.17 Разработка локальных актов
- 1.18 Регистрация в ЦЗН
- 1.19 Взаимодействие с ЦЗН
- 1.20 Ответственность
- 1.21 В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места
- 1.22 Квотирование рабочих мест для инвалидов
- 1.23 Квотирование рабочих мест для инвалидов
- 1.24 Общее понятие квотирования
- 1.25 Законодательная база
- 1.26 Полномочия регионов
- 1.27 Что значит вакансия по квоте для инвалидов
- 1.28 Заключение
Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году
Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.
Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.
Скачать для просмотра и печати:
Общее понятие квотирования
Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:
- выделения в штате вакансий;
- приема на них тружеников льготных категорий;
- обеспечения привилегированных служащих:
- специальными условиями;
- необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.
Резервирование на производстве осуществляется с учетом:
- норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
- условий труда;
- отрасли промышленности и иного.
Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.
Законодательная база
Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:
«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».
Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.
Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:
- общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
- компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.
Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.
Скачать для просмотра и печати:
Полномочия регионов
Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:
- исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
- увеличены.
Скачать для просмотра и печати:
Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:
- вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
- созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
- стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.
К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:
- Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
- Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
Скачать для просмотра и печати:
Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов
Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:
- Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
- Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
- Создание и утверждение локальных документов.
- Оформление учета в органах занятости.
- Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.
Изучение законодательных норм
Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.
Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.
Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.
Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):
Должность | Количество (чел.) |
Директор | 1 |
Главный бухгалтер | 1 |
Бухгалтер | 3 |
Менеджер | 3 |
Рабочий | 30 |
Всего | 38 |
Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.
Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:
Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Расчет квоты
Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.
Скачать для просмотра и печати:
Формула для определения числа льготных мест такова:
- штатная численность х норма, определенная в актах.
Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.
По состоянию на 2020 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:
Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.
Подготовка локальных актов
На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:
- Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
- размеры квот и категории граждан;
- порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
- ответственное должностное лицо.
- Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
- о должности, предоставляемой инвалиду;
- о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
- об ответственном за исполнение.
Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:
Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.
Регистрация в органах занятости
Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:
- Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
- Собрать пакет документов.
- Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
- Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.
Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).
Взаимодействие с Центром занятости
В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:
- о количестве вакансий;
- о числе мест, выделенных льготникам;
- о принятых работника, в том числе инвалидах;
- об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
- о выполнении квотного законодательства.
Скачать для просмотра и печати:
Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.
Ответственность за неисполнение законодательных требований
Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.
Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:
- должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
- на организации — от 20 до 70 тыс. руб.
Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:
- должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
- юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.
Скачать для просмотра и печати:
Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Последние изменения
В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
Квота для приема на работу инвалидов: как рассчитать
В соответствие с законом РФ «О социальной защите инвалидов», одной из обязанностей работодателей является трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой. В статье разберем, как устанавливается квота для приема на работу инвалидов, как ее рассчитать, а также выясним меры ответственности работодателей, не выполнивших требования по трудоустройству инвалидов.
Обязательства работодателей по трудоустройству инвалидов
Законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года регламентированы меры социальной защиты для лиц с ограниченными возможностями, одним из которых является обеспечение занятости инвалидов.
Согласно ст. 20 закона №181-ФЗ инвалидам предоставляются следующие трудовые права и гарантии:
- Резервирование рабочих мест для инвалидов в соответствие с профессиями, наиболее подходящими для выполнения лицами с ограниченными возможностями. Перечень профессий утвержден в приложении к Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года.
- Установление квоты по трудоустройству инвалидов. Работодатель обязан трудоустроить лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой.
- Обеспечение работодателями условий труда в соответствие с медицинскими показаниями инвалида, а также программой реабилитации.
Помимо трудовых гарантий, предоставляемых инвалидам работодателями, ст. 20 закона №181-ФЗ предусматривает создания для инвалидов условий для предпринимательской деятельности и обучения новым профессиям.
Квота для приема на работу инвалидов
В соответствие со ст. 21 закона №181-ФЗ, работодатель обязан обеспечить трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в пределах установленной квоты.
Размер квоты определяется нормативными конкретного субъекта РФ, при этом не может превышать показатель, установленный федеральным законодательством.
Ниже в таблице – квота для приема на работу инвалидов, установленная ст. 21 закона №181-ФЗ:
Квота для трудоустройства инвалидов |
От 2% до 4% среднесписочной численности работников |
Не более 3% среднесписочной численности работников |
Работодатели с численностью работников менее 35 человек от выполнения квоты по трудоустройству инвалидов освобождены. Также не обязаны выполнять квоту общественные организации инвалидов, а также созданными ними хозяйственные общества и товарищества. Данное условие предусмотрено разделом 3 ст. 21 закона №181-ФЗ.
|
Как работодателю рассчитать количество инвалидов для трудоустройства
Квота для приема на работу инвалидов
Согласно закону «О соцзащите инвалидов», количество инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в целях выполнения квоты, установленной субъектом РФ, рассчитывает на основании показателя среднесписочной численности работников предприятия, с использованием следующей формула:
Инв = СрСпис * Квота,
где Инв – количество лиц с ограниченными возможностями, которые должны быть трудоустроены работодателем;
СрСпис – среднесписочная численность работников предприятия;
Квота – процент квоты по трудоустройству инвалидов, установленный в определенном субъекте РФ.
Расчет количества инвалидов в целях контроля выполнения квоты производится ежемесячно, на основании среднемесячной численности сотрудников предприятия, отраженной в отчете по форме П-4.
Как рассчитать среднюю численность работников для определения квоты инвалидов
Для расчета средней численности работников предприятия используется формула:
СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,
где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде;
КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце;
КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца);
КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).
В расчет включаются как сотрудники в штате, трудоустроенные на основании трудовых договоров, так и лица, нанятые по договору подряда. Если работодателем выступает ИП, то он себя в расчет не включает.
Пример расчета квоты для приема на работу инвалидов
ООО «Монолит» занимается производством и реализацией стройматериалов.
В регионе, в котором ведет деятельность «Монолит», местными властями установлена квота по трудоустройству инвалидов:
- 3,5% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
- 2,5% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.
«Монолит» осуществляет трудоустройство сотрудников на основании трудовых договоров, а также привлекает к работе лиц на основании договоров подряда.
Ниже в таблице представлена информация о численности сотрудников «Монолита» во 2-м полугодии 2020 года:
Количество сотрудников | Принято в отчетном периоде | Отработали полный месяц | ||||||
3 | 102 | Август 2020 | – | Сентябрь 2020 | – | Октябрь 2020 | 10 | 10 сотрудников были уволены 07.10.2020, период работы – 6 календарных дней |
– | 95 | |||||||
8 | 95 | |||||||
Расчет средней численности работников | Расчет количества инвалидов в целях выполнения квоты | |||||||
(102 * 31 + 3 * 17) / 31 = 103,64 | 103,64 * 3,5% = 3,64 (4 человека) | |||||||
105 * 31 / 31 = 105 | 105 * 3,5% = 3,68 (4 человека) | |||||||
105 * 30 / 30 = 105 | 105 * 3,5% = 3,68 (4 человека) | |||||||
(95 * 31 + 10 * 6) / 31 = 96,94 | 96,94 * 2,5% = 2,42 (3 человека) | |||||||
95 * 30 / 30 = 95 | 95 * 2,5% = 2,38 (3 человека) | |||||||
(95 * 31 + 8 * 22) / 31 = 100,68 | 100,68 * 3,5% = 3,52 (4 человека) |
Сведения о трудоустройстве инвалидов в Службу занятости
Работодатели, которые согласно ст. 21 закона №181-ФЗ обязаны обеспечивать трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты, подают в Службу занятости отчет о выполнении/невыполении квоты.
Отчет составляется на бланке установленного образца.
Срок подачи отчета устанавливается управлением органа Службы занятости в регионе. При этом периодичность предоставления отчета не может быть установлена чаще 1 раза в месяц.
Как правило, сведения о трудоустройстве инвалидов подают в ЦЗН по итогам отчетного периода, до 10-го числа месяца, следующего за отчетными.
Ответственность за невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов
Работодатели, не создавшие рабочие места для инвалидов и не выполнившие квоту по их трудоустройству, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данные меры взыскания применяются в соответствие со ст. 5.42 КоАП.
Кроме того, на основании судебной практики можно сделать вывод, что работодатель может быть признан виновными в невыполении квоты в том числе в случае наличии на предприятии незаполненных рабочих мест (в том числе не для инвалидов). Данный вывод содержится в определении Верхового суда №50-АПГ13-5 от 22.05.2013 года
Также законопроект предлагает увеличить штрафы для работодателей за невыполение квоты по трудоустройству инвалидов до 100.000 руб. – 500.000 руб.
По состоянию на январь 2020 года законопроект не принят и находится на стадии рассмотрения.
Квота для приема на работу инвалидов
Каждый гражданин имеет право трудиться, но работодатель неохотно трудоустраивает некоторые категории лиц. В частности это касается людей с ограниченными возможностями. На некоторых предприятиях должна выделяться квота для приема на работу инвалидов . Кто и в каких количествах должен создавать места работы для указанной категории лиц, узнаем из статьи ниже.
Порядок и правила распределения квот на предприятиях
С целью обеспечения рабочими местами лиц с инвалидностью в России действует ФЗ №181-ФЗ , документ регламентирует порядок и правила распределения квот на предприятиях. В ст. 24 ФЗ №181-ФЗ для работодателя установлены определенные обязанности, связанные с данным направлением:
- зарезервировать рабочие места для граждан с ограниченными возможностями;
- обеспечить условия труда для скорейшей адаптации льготников на предприятии;
- подготовить необходимые внутренние документы о формировании мест для инвалидов, подготавливать и регулярно подавать отчетность в государственные учреждения;
- информировать центр занятости о ходе и итогах программы выделения квот на предприятии.
В ст. 21 ФЗ №181-ФЗ утвержден предельный норматив для выделения рабочих мест на предприятиях.
Квота – это минимальное количество рабочих мест или их доля для конкретной группы граждан (инвалиды, несовершеннолетние лица).
Значение показателя устанавливается в зависимости о среднесписочной численности граждан, трудящихся в организации, и формируется следующим образом:
Штатная численность работников, чел. | Норматив квоты (%) |
---|---|
35-100 | до 3,0 |
100 и более | 2,0-4,0 |
Для определения количества мест для льготников при расчете среднесписочного состава трудящихся не учитываются рабочие места, где условия труда являются тяжелыми или вредными для жизни.
Также в расчет не берется штатная численность сотрудников, трудящихся в филиалах и представительствах в иной местности.
Резервировать места для инвалидов обязаны любые организации, независимо от того какая у них форма собственности. Поэтому не важно, государственное это предприятие или частное. Если штатная численность превышает 35 человек, то руководство фирмы обязаны предоставить рабочие места для льготных категорий.
Имеется ряд предприятий, освобожденных от данной обязанности:
- незначительная численность штата;
- общественные организации инвалидов (ООИ);
- предприятия, созданные ООИ.
Региональные власти могут регулировать количество квотируемых мест. Так они могут оставить показатель на уровне, утвержденном в законе, или увеличить его на свое усмотрение.
Как рассчитывается квота
Следует быть внимательным при расчете, рекомендуется ориентироваться на сведения, содержащиеся в форме 4-П на начало отчетного периода. Данный вид отчетности предоставляется в Росстат с отражением сведений о численности сотрудников и их заработке.
Для определения мест по квоте применяется следующая формула:
При расчете необходимо обязательно исключить те рабочие места, которые связаны с повышенной опасностью или вредностью для человека.
Приведем пример расчета:
Штатная численность 132 единицы (вредное производство отсутствует).
Применяется норматив, установленный региональной властью.
Следуем простым математическим путем – делаем округление, получается, что руководство компании обязано обеспечить 4 рабочих места для инвалидов .
Для выполнения программы квотирования необходимо трудоустроить лицо с ограниченными возможностями. Этот факт необходимо подтвердить документально через трудовое соглашение сроком не менее 15 дней в одном текущем месяце.
Порядок резервирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях
Предприятия, на которых возложены обязательства по обеспечению социальных гарантий лицам с проблемами по здоровью, обязаны соблюдать строгие правила. Они должны разработать ряд планомерных мероприятий, способствующих развитию программы.
Этапы занесем в таблицу №2
№ | Мероприятия |
---|---|
1 | Определить – имеется ли у компании обязанность для бронирования мест по квотам. Для этого потребуется изучить федеральные и региональные законы и другие нормативные акты. За их несоблюдение к организации применяются внушительные штрафные санкции. |
2 | Рассчитать размер квотируемых мест по утвержденным нормативам. Для этого используется штатное расписание, а не фактическая численность работников. |
3 | Разработать и издать на предприятиях локальные акты, позволяющие вести правильную политику по успешному исполнению законов. |
4 | Сообщить в службу занятости для оформления учета и регистрации. |
5 | Закрепить обязанности за определенным сотрудником по предоставлению регулярной отчетности в центр занятости населения. За несоблюдение сроков или искажение информации могут наложить штраф, как на должностное лицо, так и на саму организацию. Поэтому необходимо выбирать ответственного сотрудника, который понимает всю ответственность и не совершит нарушение закона. |
После того как были изучены соответствующие законодательные акты необходимо продолжить внедрять программу в жизнь.
Разработка локальных актов
Для выполнения требований законов на предприятиях необходимо издать следующие документы:
Положение о квотировании рабочих мест для определенной категории льготников | Положение о квотировании рабочих мест для определенной категории льготников В регламенте отражаются необходимые сведения:
|
Приказ о выделении квоты по вакансиям | Документ должен содержать определенные пункты:
|
В регламенте отражаются основные принципы организации рабочего процесса на предприятии, а приказ содержит сведения о конкретных ответственных лицах. На крупных предприятиях такая обязанность возлагается на кадровую службу. Необходимо предусмотреть, кто будет оказывать дальнейшее развитие программы, если основной ответственный работник будет отсутствовать.
Регистрация в ЦЗН
Необходимо тесно взаимодействовать со службой занятости, для этого требуется выполнить ряд простых действий:
- ознакомиться с нормативными актами на региональном уровне;
- подготовить требуемый перечень документов для оформления;
- передать пакет бланков для дальнейшей регистрации в ЦЗ в той местности, где зарегистрирована фирма;
- дождаться письменного уведомления от ЦЗ, что процесс регистрации завершен и организация признана соответствующей для предоставления рабочих мест инвалидам.
Сотрудники фирмы занятости каждой организации присваивают определенный номер, его необходимо указывать на отчетности для идентификации.
Взаимодействие с ЦЗН
Все предприятия обязаны предоставлять ежемесячную отчетность в ЦЗ. Форма бланка утверждена, поэтому необходимо соблюдать правила по заполнению формы.
В отчете отражается такая информация:
- общее число вакансий на предприятии;
- количество мест, предназначенных для льготников;
- обо всех принятых сотрудниках на работу, в том числе и инвалидах;
- о введенных на предприятиях локальных актах, связанных с предоставлением мест для льготных категорий лиц;
- как выполняются требования законодательства по квотированию рабочих мест.
Юридические лица передают в органы статистики отчет по форме №4-П , в нем содержится идентичная информация.
Необходимо сверять цифры между данными видами отчетности, чтобы не было расхождений. Индивидуальные предприниматели освобождены от предоставления данной отчетности.
Как происходит трудоустройство инвалидов
Руководство фирмы может принять большее число работников, имеющих проблемы со здоровьем, но этот показатель не может быть меньше, чем установлено на федеральном или региональном уровне.
Соискатель вакансии может получить рабочее место одним из путей:
- человек лично обращается в кадровую службу с просьбой о подборе для него места;
- гражданин обратился в фирму по объявлению, что имеется определенная вакансия;
- потенциального сотрудника направляют из ЦЗН, после получения заявки от организации;
- новый работник был отобран на ярмарке вакансий.
При наличии вакансии, соответствующей специализации льготника, работодатель должен принять его на работу без установления испытательного срока. Дальнейшее оформление происходит по действующим нормам трудового законодательства. С новым работником подписывается трудовое соглашение, в котором указываются условия труда, а также иные социальные гарантии.
Ответственность
Трудовая инспекция строго контролирует выполнение правил выделения мест работодателем льготникам.
Инспекция должна реагировать на обращения граждан при выявлении фактов нарушения их прав трудоустроиться. При выявлении отклонений от нормы, виновнику грозит административная ответственность.
Нарушение | ст. КоАП РФ | Величина штрафа | Кому назначается |
---|---|---|---|
В организации не сформированы рабочие места для инвалидов в соответствии с утвержденной квотой | 5.12 | 5 000 – 10 000 руб. | На должностное лицо |
Инвалиду отказали в приеме на работу, хотя квота имеется | |||
Пропущен срок предоставления первичных статистических сведений | 13.19 | 10 000 – 20 000 руб. | На должностное лицо |
20 000 – 70 000 руб. | На организацию | ||
Нарушение сроков предоставления отчетности в ЦЗН, или если сведения были указаны не в полном объеме или искаженном виде | 19.7 | 300 – 500 руб. | На должностное лицо |
3000 – 5000 руб. | На организацию |
Предприятия со штатной численностью сотрудников обязаны предусмотреть места работы для лиц с ограниченными возможностями. Такое правило закреплено на законодательном уровне, а его нарушение организациям грозят штрафные санкции.
В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места
Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов .
Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.
Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:
- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
- предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.
С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.
С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.
Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.
Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:
- организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
- организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
- создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
- стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
- организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
- расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.
Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом о формление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.
Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.
Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.
Трудоустройство людей с ограниченными возможностями
Квотирование рабочих мест для инвалидов
Квотирование рабочих мест для инвалидов обеспечивает гражданские права отдельных категорий населения по проблематике трудоустройства в РФ. Такая правовая гарантия позволяет людям с инвалидностью устраиваться в разноплановые компании. Последние обязаны предоставить обратившемуся к ним инвалиду место, даже если такового не было выделено ранее.
Квотирование рабочих мест для инвалидов
Благодаря действующей нормативной базе, ограниченные в возможностях из-за проблем со здоровьем люди могут облегчить себе поиск рабочих мест. Нельзя сказать, что шансы на обретение налогооблагаемого заработка для таких лиц приравнены к возможностям здоровых претендентов. Причина кроется в элементарном несоблюдении буквы закона предприятиями-работодателями. Действующие акты позволяют добиваться обозначенной цели путем понуждения последних.
Содействуют гражданам в этом вопросе региональные центры занятости и департаменты труда, а также прокуратура. Все чаще привлекаемые к ответственности работодатели понимают специфику своих обязательств и начинают в самостоятельном режиме обеспечивать установленное законом квотирование. То есть обеспечение местом работы граждан с инвалидностью, под которым подразумевается не просто вакантное выделение места. Немаловажной целью становится и психологическая адаптация таких работников с соблюдением выданных им реабилитационных рекомендаций, а также модернизация места под требующиеся им условия труда.
Общее понятие квотирования
Из-за разного количества штатных единиц, которые работают на предприятиях (в соответствии с расписанием и производственной необходимостью) применять конкретные цифровые обозначения по квотируемым местам невозможно. Используемая терминология подразумевает применение некого коэффициента, который можно рассчитать исходя из величины штата.
«Расчетный коэффициент находится в интервале от 2 до 4% (в качестве минимальной и максимальной границы). Брать за основу следует лишь среднесписочную численность трудоустроенных, а незапланированную по «штатке».
От чего зависит количество мест для инвалидов:
- Среднесписочный показатель.
- Применяемый в регионе процентный показатель.
Приём инвалидов вменен в обязательства, но руководители не должны целенаправленно искать подобных претендентов. Это значит, что заполнить подготовленные и рассчитанные квоты для трудоустройства инвалидов разрешено по факту обращения таких лиц. При отсутствии на момент обращения подходящих мест организация просто вынуждена подготовить и предоставить их.
Законодательная база
Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов. Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.
Правила, рассматриваемые в любом законе о квотировании:
- Правовое регулирование.
- Экономическая база.
- Организационная основа.
Зависимость процента квоты на инвалидов от среднесписочной численности в организации:
- при резерве от 100 человек выявляется 2-4 % от этого значения;
- 35-100 персон — до 3 %.
Организации, которые подвергаются требованиям:
Имеются лишь ограничения по предприятиям, чья деятельность основана на вредном для здоровья характере труда. Такие предприятия не вычеркиваются из списка. Для них предусмотрено лишь исключение из расчета того количества трудоустроенных, чья работа связана непосредственно с вредными факторами. То есть число мест будет высчитано с учетом оставшегося среднесписочного количества работников.
Полностью освобождаются от обязанности предоставлять места общества инвалидов, бюджет которых состоит из собственных вкладов членов организации.
В тексте нового законопроекта о квотировании, который создан по примеру проекта о налоге на профессиональный доход от 2018 года, для эксперимента выбраны респ. Саха и области: Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская. Такой отбор объясняется средними долевым порогом работников с инвалидностью в общем объеме трудящихся по перечисленным регионам. Суть нововведений состоит в упрощении задач, поставленных перед работодателями за счет создания содействующих трудоустройству фондов. Сюда предприятия смогут вносить денежные компенсации в счет мест, которые они были должны обеспечить и им не придется тратиться на адаптационные процедуры и менять свое штатное расписание.
На что предполагается тратить эти компенсационные начисления:
- контроль профессионального обучения для поиска работы или на полученном месте;
- совершенствование рабочих мест;
- мотивация нанимателей превышать предельную квоту по принятию инвалидов;
- разработка стажировок для граждан без опыта;
- поддержание уровня занятости путем создания дистанционных и надомных видов работ.
Полномочия регионов
Наряду с имеющимся по этому вопросу федеральным законодательством, регионы также наделяются властью для принятия дополнительных нормативных актов. Здесь вступает в действие несколько иной перечень обязательств и штрафные санкции за их неисполнение. Некоторые субъекты не желают пользоваться подобными полномочиями, поскольку на их небольшой территории имеется малое количество предприятий как таковых и отсутствует специфика по экологическим и прочим факторам, негативно влияющим на здоровье и увеличение процента граждан с инвалидностью.
Специфика применения разноуровневых законодательных актов заключается в том, что регион обязан в первую очередь опираться на принятый им самостоятельно регламент. При вынесении этой информации за пределы субъекта (при оспаривании вопросов в высших органах федерального значения) допускается применение и федеральной нормативной базы.
Что значит вакансия по квоте для инвалидов
Понятие о квотировании следует рассматривать с разных точек зрения. Здесь подразумевается формирование вакансии и непосредственное адаптирование рабочего места. Поскольку работодатель обязан действовать, отталкиваясь от конкретных реабилитационных рекомендаций таких граждан, то изначальное оборудование подобных мест в полной мере невозможно.
«Рекомендуется заранее закладывать в свое штатное расписание квотные единицы, а в бюджет статью расходов на выплату им зарплаты».
Вакансии по квоте для инвалидов
При постоянно открытой вакантной позиции и готовности принять на нее самостоятельно обратившегося или присланного от центра занятости претендента, работодатель исполняет букву закона. Частота информирования определяется федеральными и территориальными властными органами. Это ежемесячная передача сведений в центр занятости и поквартальная в департамент труда.
Где располагается информация о наличии вакантных мест:
- на бирже труда;
- на сайте бюро по МСЭ.
Предполагаемый работник вправе встать на учет в центр занятости, предоставив утвержденный пакет документов: паспорт, диплом, справка по форме биржи о доходе за 3 месяца с последнего места, трудовая книжка, СНИЛС, свидетельство о браке и, обязательно, документация по инвалидности. Это позволит не просто дать заявителю информацию о наличии мест, но и найти работу при участии государственного органа и с учетом его квалификации, профессиональных навыков. На период поиска биржа труда будет выплачивать полагающееся пособие по безработице.
Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов
Работодатели имеют возможность не только прочитать о своих обязательствах в законе, но требовать информационного сопровождения по вопросу квотирования и организации рабочих мест от действующих в регионе госучреждений. Законный регламент достигается совместными усилиями.
Порядок действий работодателя:
- Ознакомление с присланным от центра занятости письмом об установлении квоты и необходимости создать новые квотированные места для инвалидов.
- Реализация требований в рамках месячной отсрочки. Поскольку каждый месяц имеется обязанность по информированию о ситуации на предприятии, то работодатель фактически предоставит в центр отчет о наличии квотных мест и их готовности.
- Дальше работодатель помесячно предоставляет отчетность об исполнении обязательств, даже если вся квота для инвалидов на рабочие места будет прикрыта взятыми на работу гражданами.
Для трудоустройства инвалиды предоставляют индивидуальную восстановительную программу с рекомендациями. При том не выявляется никакой зависимости относительно характера заболевания, категории инвалидности и устанавливаемой по норме квоте.
Как рассчитать квоту для инвалидов
Посчитать квоту на предприятии обязано ответственное лицо, назначаемое работодателем. Обычно это персонал отдела кадров, реже бухгалтерии. Иногда этой обязанностью занимаются, к примеру, документоведы. Центр занятости лишь присылает уведомление о необходимой реализации норм закона (федерального или действующего по региону). Самим вычислением придется заниматься на месте.
Пример: на предприятии по штатному расписанию числится 103 единицы, а среднесписочная численность 92 единицы, поэтому по ФЗ 181 работодатель обязан предоставить квоту в трехпроцентном выражении.
Следует учесть, что взятый трехпроцентный показатель вовсе не обязателен, так как закон утверждает его в качестве максимальной границы. По факту он разрешен в меньшем выражении. Для определения среднесписочной численности работников следует использовать кадровую Инструкцию от 93 года под номером № 17-10-0370 — глава 3.
Штраф за невыполнение квоты по инвалидам 2019 года
КоАП России в статье 5.42. утверждает размер штрафов при нарушении прав инвалидов по вопросу трудоустройства:
- безосновательный отказ в регистрировании инвалида в качестве претендующего на трудоустройство — от 5-ти до 10-ти тысяч руб. в отношении должностных лиц;
- за невыполнение требований по резервированию квотных позиций, а также за отказ в приеме при установленной квоте — тот же размер.
Заключение
Квоту для приема на работу инвалидов следует считать исполненной в конкретной компании, если все забронированные места заняты трудоустроенными гражданами с инвалидностью. Работодателей ждет административная ответственность за попирание закона, а именно за неинформирование или несвоевременное доставление сведений в госучреждения, неправомерный отказ в приеме на работу.
«Одним из аспектов в действиях работодателя выступает информационная открытость во избежание формирования мнения о дискриминации инвалидов на предприятии. Это интересно не только желающим трудоустроиться гражданам, но и надзорным органам».