Оперативно боевая деятельность органов фсб
Содержание
- 1 Оперативно боевая деятельность органов фсб
- 1.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
- 1.2 Оперативно боевая деятельность органов фсб
- 1.3 Оперативно боевая деятельность органов фсб
- 1.4 Статья 8. направления деятельности органов федеральной службы безопасности
- 1.5 Основные направления деятельности и полномочия органов фсб
- 1.6 55. основные направления деятельности органов фсб рф
- 1.7 Основные направления деятельности органов фсб рф
- 1.8 Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности россии
- 1.9 Оперативно-боевая деятельность органов фсб
- 1.10 Оперативно-боевая деятельность как вид оперативно-служебной деятельности органов фсб
- 1.11 Оперативно боевая деятельность органов фсб
- 1.12 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
- 1.13 Основные направления деятельности и полномочия органов ФСБ
- 1.14 Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Деятельность органов ФСБ России (ст. 8 Закона о федеральной службе безопасности) осуществляется по следующим основным направлениям:
- • контрразведывательная деятельность;
- • борьба с терроризмом;
- • борьба с преступностью;
- • разведывательная деятельность;
- • пограничная деятельность;
- • обеспечение информационной безопасности.
Контрразведывательная деятельность — деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений путем проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются:
- а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;
- б) необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ;
- в) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
- г) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;
- д) необходимость обеспечения собственной безопасности;
- е) запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами РФ.
Следует учитывать, что данный перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами.
Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Борьба с терроризмом — деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.
Основаниями для проведения мероприятий по борьбе с терроризмом являются:
- а) необходимость пресечения террористического акта;
- б) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;
- в) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.
Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности РФ, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.
Деятельность органов ФСБ России в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РФ, а также Законом о федеральной службе безопасности. Подследственность определена ст. 151 УПК РФ, в соответствии с которой следователями органов федеральной службы безопасности производится предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных, в частности, ст. 205 («Террористический акт»), 283 («Разглашение государственной тайны»), ч. 3 ст. 322 («Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации»), ст. 359 («Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения») УК РФ и др.
Статья 11 Закона о федеральной службе безопасности не раскрывает понятие разведывательной деятельности, отсылая к нормам Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке», согласно ст. 2 которого разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки РФ посредством:
- 1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;
- 2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ.
В связи с упразднением Федеральной пограничной службы России пограничная деятельность — одно из направлений деятельности ФСБ России. Направлениями пограничной деятельности являются:
- • защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы РФ, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
- • защита и охрана экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с международными договорами РФ и (или) законодательством РФ.
В соответствии со ст. 11.2 Закона о федеральной службе безопасности обеспечение информационной безопасности — деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:
- а) при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
- б) при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих передачу шифрованной информации, в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами РФ.
Оперативно боевая деятельность органов фсб
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законодательством РФ получать разъяснения и информацию от органов Федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод. Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов Федеральной службы безопасности возмещения морального и материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц органов Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей.
Оперативно боевая деятельность органов фсб
Организационное построение и деятельность органов ФСБ России основываются на следующих принципах: — законности; — единства системы органов федеральной службы безопасности; — централизации управления органами и пограничными войсками ФСБ России; — уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; — гуманизма; — уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ; — мирного разрешения пограничных споров; — взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств; — конспирации; — сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности. Указанные принципы в сочетании с целями и задачами федеральной службы безопасности формируют основу и тактику их деятельности, определяют допустимость проведения отдельных мероприятий, законность полученных материалов и возможность их реализации на практике.
Статья 8. направления деятельности органов федеральной службы безопасности
Основные направления деятельности и полномочия органов фсб
55. основные направления деятельности органов фсб рф
Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Для получения такого решения, органы федеральной службы безопасности по требованию суда обязаны представить служебные документы, касающиеся оснований для осуществления контрразведывательной деятельности (за исключением оперативно-служебных документов, содержащих сведения о лицах, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности).
Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Основные направления деятельности органов фсб рф
Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности россии
Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются: а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ; б) необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ; в) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну; г) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе; д) необходимость обеспечения собственной безопасности; е) запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами РФ.
Оперативно-боевая деятельность органов фсб
Федеральных органов государственной охраны.(в ред. Федерального закона от 18.07.1997 N 101-ФЗ) 4. Таможенных органов Российской Федерации. 5. Службы внешней разведки Российской Федерации.
6. Федеральной службы исполнения наказаний.(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) 7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.(введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ) Перечень мероприятий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Оперативно-боевая деятельность как вид оперативно-служебной деятельности органов фсб
Российской Федерации. Основаниями для осуществления органами федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности являются: а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну; в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе; г) необходимость обеспечения собственной безопасности. Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами.
Оперативно боевая деятельность органов фсб
Деятельность органов ФСБ России в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РФ, а также Законом о федеральной службе безопасности. Подследственность определена ст. 151 УПК РФ, в соответствии с которой следователями органов федеральной службы безопасности производится предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных, в частности, ст.
205 («Террористический акт»), 283 («Разглашение государственной тайны»), ч. 3 ст. 322 («Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации»), ст. 359 («Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения») УК РФ и др.
Федерального закона «О федеральной службе безопасности», определяется, что направлениями пограничной деятельности являются: защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Деятельность органов ФСБ России (ст. 8 Закона о федеральной службе безопасности) осуществляется по следующим основным направлениям:
- • контрразведывательная деятельность;
- • борьба с терроризмом;
- • борьба с преступностью;
- • разведывательная деятельность;
- • пограничная деятельность;
- • обеспечение информационной безопасности.
Контрразведывательная деятельность — деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений путем проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются:
- а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;
- б) необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ;
- в) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
- г) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;
- д) необходимость обеспечения собственной безопасности;
- е) запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами РФ.
Следует учитывать, что данный перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами.
Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Борьба с терроризмом — деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.
Основаниями для проведения мероприятий по борьбе с терроризмом являются:
- а) необходимость пресечения террористического акта;
- б) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;
- в) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.
Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности РФ, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.
Деятельность органов ФСБ России в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РФ, а также Законом о федеральной службе безопасности. Подследственность определена ст. 151 УПК РФ, в соответствии с которой следователями органов федеральной службы безопасности производится предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных, в частности, ст. 205 («Террористический акт»), 283 («Разглашение государственной тайны»), ч. 3 ст. 322 («Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации»), ст. 359 («Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения») УК РФ и др.
Статья 11 Закона о федеральной службе безопасности не раскрывает понятие разведывательной деятельности, отсылая к нормам Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке», согласно ст. 2 которого разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки РФ посредством:
- 1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;
- 2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ.
В связи с упразднением Федеральной пограничной службы России пограничная деятельность — одно из направлений деятельности ФСБ России. Направлениями пограничной деятельности являются:
- • защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы РФ, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
- • защита и охрана экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с международными договорами РФ и (или) законодательством РФ.
В соответствии со ст. 11.2 Закона о федеральной службе безопасности обеспечение информационной безопасности — деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:
- а) при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
- б) при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих передачу шифрованной информации, в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами РФ.
Основные направления деятельности и полномочия органов ФСБ
Федеральная служба безопасности (ФСБ).
ТЕМА 7. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В РОССИИ.
Федеральная служба безопасности РФ является федеральным органом исполнительной власти.
Федеральная служба безопасности РФ создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности.
Структура и организация деятельности Федеральной службы безопасности РФ определяются Положением о Федеральной службе безопасности РФ, утверждаемым Президентом РФ.
Федеральную службу безопасности РФ возглавляет директор Федеральной службы безопасности РФ на правах федерального министра. Должности директора Федеральной службы безопасности РФ соответствует воинское звание генерала армии.
В Федеральном законе определены принципы деятельности органов Федеральной службы безопасности, а также предусмотрено соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Эти вопросы регламентируются в ст. 5, 6 названного Закона.
Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов:
· уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
· единства системы органов Федеральной службы безопасности и централизации управления ими;
· конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами Федеральной службы безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законодательством РФ получать разъяснения и информацию от органов Федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод.
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов Федеральной службы безопасности возмещения морального и материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц органов Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей.
Полученные в процессе деятельности органов Федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться органами Федеральной службы безопасности кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В случае нарушения сотрудниками органов Федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель Федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Должностные лица органов Федеральной службы безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Деятельность органов ФСБ осуществляется по трем основным направлениям:
1. контрразведывательная деятельность;
2. борьба с преступностью;
3. разведывательная деятельность.
Контрразведывательная деятельность – деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.
Основаниями для осуществления, органами Федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности являются:
а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России;
б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам Федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;
г) необходимость обеспечения собственной безопасности.
Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законами. В процессе контрразведывательной деятельности органы Федеральной службы безопасности могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.
Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными диетами Федеральной службы безопасности РФ.
Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Борьба с преступностью. Органы Федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ и др.
Разведывательная деятельность. Это деятельность осуществляется органами Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ.
Компетенции органов ФСБ носит сложный и многогранный характер.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Согласно ФЗ об ОРД осуществлять ОРД дозволяется не перечисленным в ст. 13 органам, а лишь их оперативным подразделениям. При этом закон не раскрывает понятия «оперативное подразделение». Существует ряд определения данных учеными. Так, Н.С. Железняк дает следующее определение «оперативное подразделение – это организационно-штатное построение, объединяющее должностных лиц, решающих задачи ОРД в соответствии с определенной им компетенцией».
Оперативные подразделения конкретного ОРО структурированы в определенные организационно-административные единицы. Это может быть оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, разведывательное подразделение и др. В различных ОРО неодинаково определены структура оперативных подразделений и их названия, что вызвано спецификой решения конкретных задач ОРД.
Перечень оперативных подразделений определяется ведомственными нормативными правовыми актами соответствующих ОРО, перечисленных в ст. 13 ФЗ об ОРД.
Рассмотрим виды оперативных подразделений. В зависимости от полноты осуществления ОРМ различают два основных вида этих подразделений: 1) осуществляющие ОРД полностью и 2) проводящие только часть ОРМ.
Оперативные подразделения ОВД. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД, Законом о милиции и Положением о министерстве внутренних дел РФ перечень таких подразделений определяет Министр внутренних дел России.
Для осуществления оперативно-розыскной деятельности в системе органов внутренних дел специально созданы и функционируют соответствующие оперативные подразделения:
— по борьбе с экономической и налоговой преступностью;
— оперативные подразделения на транспорте и по охране особо режимных объектов;
— оперативные подразделения по обеспечению собственной безопасности.
В непосредственном подчинении СКМ находятся и некоторые другие подразделения, в том числе Национальное центральное бюро Интерпола в РФ (НЦБ Интерпола).
Оперативные подразделения ОВД как субъекты ОРД руководствуются положениями оперативно-розыскного законодательства и Закона РФ «О милиции». В соответствии с последним основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 8). Осуществление оперативно-розыскной деятельности с использованием в полном объеме специальных сил, средств и методов является для этих аппаратов основной обязанностью.
Оперативные подразделения органов ФСБ. Систему органов ФСБ, осуществляющих ОРД, составляют территориальные органы госбезопасности и органы госбезопасности в войсках. Основными направлениями деятельности органов ФСБ являются:
– контрразведывательная и разведывательная деятельность;
– борьба с преступностью.
Контрразведывательная деятельность – это деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона об органах ФСБ).
В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности России. Это положение Закона не означает, что органы ФСБ не вправе осуществлять данную деятельность самостоятельно. Разведывательная деятельность органов ФСБ осуществляется совместно с органами внешней разведки, если каким-либо образом пересекаются сферы их деятельности. Порядок и условия взаимодействия органов ФСБ и внешней разведки Российской Федерации устанавливаются соответствующим соглашением или совместными нормативными актами.
Согласно российского законодательства, перечень оперативных подразделений ФСБ определяет Директор ФСБ России. Оперативные подразделения имеются в структуре центрального аппарата (ФСБ России), в территориальных органах – органах безопасности субъектов Федерации (включая управления в краях и областях) и региональных управлений, в Вооруженных Силах РФ, внутренних и пограничных войсках.
Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом об органах ФСБ в Российской Федерации (ст. 10). В связи с тем, что данным Федеральным законом борьба с преступностью выделена в качестве самостоятельного направления деятельности, появилась необходимость в создании специализированных подразделений по борьбе с преступностью.
Оперативные подразделения ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
Оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД, Законом о государственной охране и Положением о Федеральной службе охраны РФ перечень таких подразделений вправе определять руководитель ФСО России. Оперативные подразделения ФСО осуществляют ОРМ в целях обеспечения безопасности высших должностных лиц государства.
Оперативные подразделения таможенных органов России. В соответствии с ч.3 ст.13 ФЗ об ОРД, Таможенного кодекса РФ и Положением о Федеральной таможенной службе России перечень таких подразделений определяет руководитель ФТС России. Они имеются в структуре ФТС России, региональных управлений и таможен. Ими являются подразделения собственной безопасности и подразделения по борьбе с таможенными правонарушениями. Таможенные органы в соответствии со ст. 224 Таможенного кодекса РФ осуществляют ОРД в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов РФ, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.
Оперативные подразделения Федеральной службы исполнения наказаний России. В системе исполнения наказаний Минюста РФ созданы оперативные подразделения в СИЗО, тюрьмах, в исправительных учреждениях. Они осуществляют проведение оперативно-розыскных мероприятий в местах лишения свободы в целях обеспечения безопасности осужденных, персонала ИУ и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в ИУ преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск осужденных, совершивших побег из ИУ, а также осужденных, уклоняющихся от отбытия лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в ИУ.
Оперативные подразделения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с Указом Президента РФ от 6 июня 2003 г. № 624, утвердившим Положение о Госнаркоконтроле России и структуру его центрального аппарата, к оперативным подразделениям относятся Главное оперативное управление, Управление собственной безопасности, Управление специального назначения, Управление режима и информационной безопасности, а также их территориальные подразделения. Оперативные подразделения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществляет ОРД в целях противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, и их прекурсоров; производства дознания и расследования преступлений, которые отнесены к компетенции этих органов.
Оперативные подразделения СВР России, органа внешней разведки Минобороны России. Разведывательная деятельность данных органов заключается в добывании, обработке определенных законом информации и оказании содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ. В соответствии с ФЗ об ОРД и Законом о внешней разведке перечень таких оперативных подразделений определяют их руководители в закрытых ведомственных нормативных правовых актах. При этом оперативные подразделения ГРУ ГШ ВС РФ могут проводить ОРМ только в целях обеспечения безопасности этих органов и в случаях, если проведение этих мероприятий не затрагивают полномочий органов, указанных в ч.1 ст.13 ФЗ об ОРД.