Общественное обсуждение закупок по 44 фз с какой суммы 2017

Содержание

Результаты мониторинга проведения общественного обсуждения закупок по 44-ФЗ на сумму свыше 1 миллиарда рублей (I квартал 2017).

Согласно Правил, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. № 835, с 1 января 2017 года в случае осуществления закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при НМЦК, превышающей 1 миллиард рублей, должно проводиться обязательное общественное обсуждение, за исключением случаев осуществления закупок:

  • с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • в рамках государственного оборонного заказа;
  • путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании части 4 статьи 71 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) без изменения объекта закупки), запроса предложений;
  • путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со статьей 82 Закона № 44-ФЗ.

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития Российской Федерации подготовил результаты мониторинга проведения общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 миллиарда рублей по состоянию на 21 марта 2017 года.

Мониторинг осуществлялся на основе информации, предоставляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также информации, полученной из Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).

1. Сведения об обсуждаемых закупках

Всего в I квартале 2017 г. проводились процедуры обязательного общественного обсуждения 315 закупок общим объемом более 1 трлн. рублей, в том числе:

58% — заказчиками федерального уровня;

40% — заказчиками регионального уровня;

2% — заказчиками муниципального уровня.

Предметами закупок, подлежащих обязательному общественному обсуждению, являлись, в большей степени, работы по строительству, ремонту и реконструкции объектов капитального строительства – около 58%.

Кроме того, наиболее крупными закупками, обсуждение которых проводилось в отчетном периоде 2017 года, являются закупки услуг по исполнению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ, на период строительства, на выполнение проектно-изыскательских работ, на выполнение подрядных работ (услуги управляющей компании на строительство объекта «под ключ»).

Информация о наиболее крупных закупках, обсуждение которых проводилось в 2017 году, представлена на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Крупнейшие обсуждаемые закупки, проводившиеся в I квартале 2017 г.

2. Полученные результаты

На первом этапе обязательного общественного обсуждения находятся 82 закупки общим объемом более 268 млрд. рублей.

Первый этап обязательного общественного обсуждения завершен в отношении 185 закупок общим объемом более 655 млрд. рублей.

Второйэтап обязательного общественного обсуждения:

завершен в отношении 17 закупок общим объемом более 100 млрд. рублей;

проводится в настоящее время в отношении 31 закупки общим объемом более 87 млрд. рублей.

Диаграмма 2

Количество общественных обсуждений крупных закупок по этапам в I квартале 2017 г.

По результатам проведения обязательного общественного обсуждения крупных закупок в I квартале 2017 г. в 18 случаях заказчиками внесены изменения в планы-графики закупок. В 2 случаях по результатам проведения обязательного общественного обсуждения закупки были отменены «в связи с уменьшением начальной (максимальной) цены контракта» 1 – это закупки ГУП «Мосгортранс» на выполнение работ по капитальному ремонту трамвайных путей для нужд филиала Служба пути ГУП «Мосгортранс» и на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий, мойке и уборке подвижного состава филиалов ГУП «Мосгортранс» с начальной максимальной ценой контракта, составляющей 1,6 млрд. рублей и 1,1 млрд. рублей соответственно.

3. Проведение общественного обсуждения в субъектах Российской Федерации

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона № 44-ФЗ законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правилами, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.

По состоянию на 31 марта 2017 г., указанным правом воспользовались

87 муниципальных образований. Так, в 44 субъектах Российской Федерации принято 27 нормативно-правовых актов на уровне субъектов Российской Федерации и 88 нормативно-правовых документов на уровне муниципальных образований, устанавливающие иные случаи, в том числе предусматривающие снижение порогового значения НМЦК, и порядки проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг на соответствующем уровне. Наибольшее количество таких нормативных документов (11актов) принято во Владимирской области на уровне муниципальных образований.

1 Согласно протоколам, размещенным в единой информационной сфере закупок (номера обязательного общественного обсуждения закупок № 201700004300 и № 201700004400).

Порядок проведения общественного обсуждения закупок

Случаи проведения общественного обсуждения

Общий порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки устанавливается статьей 20 Закона о контрактной системе . Начало публичному рассмотрению задает размещение в Единой информационной системе (ЕИС) плана закупок, если в его содержании указаны подлежащие такому мероприятию процедуры. Окончание должно оставлять заказчику возможность отменить закупку.

Полномочия по определению случаев и уточнению порядка проведения рассмотрений переданы правительству и региональным законодателям. С начала 2019 года вступили в действие подробные Правила обсуждений (утверждены ПП от 22.08.2016 № 835 ).

Действующим порядком установлено, что обязательное общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ проводится заказчиком при единовременных случаях:

  • превышения размера начальной (максимальной) цены контракта в 1 млрд рублей;
  • выбора конкурентного способа закупки;
  • отсутствия признаков исключений.

Исключения и правила при обсуждении

Некоторые условия обозначены в Правилах как исключения. Заказчику проводить общественное рассмотрение не надо, если его закупка:

  • закрытого типа;
  • относится к гособоронзаказу;
  • проводится как повторный конкурс или аукцион по ч. 4 ст. 71 или как запрос предложений;
  • осуществляется через запрос котировок для оказания гуманитарной помощи или ликвидации ЧП.

Но если есть исключения, то есть и правила для всех остальных случаев. Закон говорит, что по результатам обязательного общественного обсуждения закупок заказчик получает возможность:

  • изменить план закупок, план-график или документацию;
  • отменить определение поставщика.

Подлежащие рассмотрению закупки невозможно осуществить без указанного мероприятия.

Обязательное общественное обсуждение проводится в 2 этапа. В обоих этапах могут принимать участие любые лица, которые прошли соответствующую регистрацию в ЕИС.

Читайте также:  Какие доплаты положены женщинам имеющим медаль материнская слава

Первый этап

Включает в себя обмен мнениями через специальный раздел ЕИС и очные слушания. Напомним, что обязательное общественное обсуждение закупки начинается со дня размещения в ЕИС плана закупок.

С этого момента и в течение не менее 20 дней участники высказывают замечания и предложения. Свой ответ на них заказчик размещает в течение 2 дней.

Затем, не позднее чем через 10 дней, заказчик проводит очные публичные слушания. Со стороны участников присутствовать может любое заинтересованное лицо. Со стороны заказчика присутствуют руководитель или его заместители, руководитель контрактной службы. Они дают ответы на поступившие вопросы.

Информация с данными по слушаниям публикуется им не менее чем за 5 дней.

В течение 2 дней после слушаний по каждой закупке заказчик размещает протокол с вопросами и ответами и со своим решением по закупке.

Если решением заказчика процедура не отменена и ее подготовка продолжена без внесения изменений в планы, извещение и документация о закупке публикуются заказчиком в предусмотренные планом сроки.

Второй этап

Со дня размещения извещения и документации в ЕИС начинается второй этап. Участниками рассматривается в ЕИС документация заказчика. Заказчик дает свои ответы на замечания также в течение 2 дней.

При этом обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается за 3 дня до того срока, при котором у заказчика сохраняется возможность отменить закупку.

Протокол по второму этапу заказчик публикует с соблюдением аналогичных первому этапу правил, т. е. в течение 2 дней после завершения этапа.

Итоги первого и второго этапов идентичны. Заказчик обладает правом в отношении закупочной процедуры:

  • отменить;
  • продолжить без внесений изменений;
  • проводить с изменениями документов.

Ответственность за неисполнение

Протоколы по результатам обоих этапов с помощью технических средств ЕИС доводятся до сведения контролирующих финансовых органов.

Допущенные заказчиком нарушения автоматически фиксируются в ЕИС. В специализированном разделе появляется актуальная информация о случаях несоблюдения установленных правил.

Статьей 7.29.3 КоАП установлен штраф виновных за нарушение порядка или сроков проведения должностных лиц в размере 30 000 руб.

Новые правила обязательного общественного обсуждения госзакупок с 2020 года

Когда проводится

Открытые обсуждения осуществляются не всегда. Слушания являются обязательными для некоторых конкурентных заказов. Вот какие закупки подлежат обязательному общественному обсуждению:

  • начальная (максимальная) цена контракта составляет более 1 млрд рублей;
  • определение поставщика (подрядчика, исполнителя) происходит с помощью конкурентного способа;
  • проведение не подпадает под исключения.

Получается, что обязательное общественное обсуждение закупок проводится в случае, когда заказ является конкурентным и открытым для рассмотрения другими пользователями ЕИС. Но есть и определенные исключения. Вот когда обязательное обсуждение не проводится:

  1. Закупка осуществляется с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
  2. Торги ведутся в рамках государственного оборонного заказа.
  3. Заказчик организовывает повторный конкурс или электронный аукцион (в случае его проведения на основании ч. 4 ст. 71 44-ФЗ без изменения объекта).
  4. Выполняются работы по реконструкции, строительству, капитальному ремонту или сносу объекта. Актуально для случаев, регулируемых ч. 2 ст. 63 44-ФЗ.

И если для обычных заказов процедура проводится, только если НМЦК больше либо равна 1 миллиарду рублей, то для тендеров по строительству минимальный лимит составляет 2 миллиарда рублей — вот с какой суммы общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ проводится для строительных и капитальных работ.

Процесс общественного анализа доступен только для конкурентных заказов. Это значит, что заключение контракта с единственным поставщиком не подлежит обязательному обсуждению, даже если его цена превышает 1 миллиард рублей.

Как проводится

Процедура строго регламентирована. Обновленный порядок проведения общественных слушаний по 44-ФЗ утвержден постановлением правительства № 1635 от 11.12.2019. Законодательные правила установлены и в ст. 20 44-ФЗ.

Коррективы обязательных слушаний понадобились после реформирования процесса планирования государственных и муниципальных заказов. В 2020 году план закупок не понадобится, вся информация о тендере теперь представлена только в плане-графике. В связи с эти возникла необходимость изменить основные правила общественных слушаний и утвердить новый правительственный распорядительный документ (ПП РФ № 835 от 22.08.2016 утрачивает свою силу).

Представим алгоритм, по которому проводятся обязательные слушания.

Шаг 1. По законодательным нормам обязательное общественное обсуждение закупки начинается со дня размещения в ЕИС плана-графика с информацией о заказе, требующем открытого анализа.

Шаг 2. В течение всего срока открытого анализа закупки участники оставляют комментарии, направляют вопросы, запрашивают уточнения. Участники слушаний — это любые юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, государственные и территориальные органы власти. Вопросы и комментарии они оставляют в соответствующем разделе Единой информационной системы.

Все замечания и предложения проходят проверку в закрытой части ЕИС. После успешной проверки комментарии публикуют в открытой части информационной системы не позднее следующего рабочего дня. Заказчики обязаны дать ответ на предложение участника в течение двух рабочих дней после размещения комментария. Общение участника и заказчика производится не только в специализированном разделе ЕИС, но и посредством электронной почты — представитель заказчика дублирует ответ на указанный электронный адрес.

Шаг 3. По правилам обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается не позднее срока, до окончания которого заказчик вправе отменить конкурентный тендер (ст. 36 44-ФЗ).

Проводят слушания заказчики федерального и муниципального уровней. Региональные власти вправе изменять нормативы, установленные правительством РФ, например снижать ценовой порог. Все заказчики муниципального уровня руководствуются не только правительственными указаниями, но и местными законами. Если заказчик федерального уровня расположен в регионе, он обязан подчиняться федеральным нормативным актам, то есть ПП РФ № 1635. В итоге результатом общественного обсуждения закупки могут быть коррективы плановой документации. Если замечания оказались необоснованными, заказчики ничего не меняют.

Как оформляются результаты

После рассмотрения и анализа замечаний и предложений заказчик принимает решение о корректировке плановой и закупочной документации. Отдельные протоколы и иные документы не формируются и не размещаются в ЕИС. В п. 9 правил, утвержденных ПП РФ № 1635, закреплено, что по результатам обязательного общественного обсуждения закупок организация-заказчик вносит необходимые изменения в план-график, извещение и техническую документацию заказа или отменяет процедуру определения поставщика.

Ответственность

Когда нарушен порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки, устанавливается ответственность по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 7.29.3 КоАП РФ, ответственность заключается в наложении административного штрафа на должностных лиц в размере 30 000 рублей.

Как проходят обязательные общественные обсуждения закупок

Новый порядок общественного обсуждения

Минфин на сайте проектов нормативных актов выложил новый порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки, устанавливается он проектом постановления правительства и вступит в силу с 01.01.2020. С этой даты уйдет в прошлое постановление правительства № 835 от 22.08.2016, которое сейчас регулирует общественный контроль за крупными тендерами.

В п. 2 постановления указано с какой суммы общественное обсуждение закупок по 44-фз в 2019 году — 1 млрд. руб.

Не обсуждают тендеры:

  1. Закрытые.
  2. В рамках гособоронзаказа.
  3. На выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства, начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК), которых не больше 2 млрд. рублей и проводятся они в форме электронного аукциона.

В п. 3 нового порядка указано, что обязательное общественное обсуждение закупки начинается с даты когда разместили в ЕИС план-график с информацией о закупке, которая подлежит обсуждению. Этой же нормой зафиксировано, что обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается не позже срока, до истечения которого определение поставщика вправе отменить по ст. 36 44-ФЗ.

Читайте также:  Могут ли провести обыск в жилище если там никого нет

Если по закону о контрактной системе не формируют план-график, то обсуждать начинают от даты публикации в ЕИС извещения.

Как высказать замечание или предложение

В общественной процедуре участвуют юрлица и физлица, в том числе и ИП, госорганы и органы местного самоуправления. Они в течение срока, который прописан в п.3 выкладывают замечания или предложения в специальном разделе ЕИС. Это делают после регистрации в этой подсистеме.

Замечания и предложения участников, которые поступили в специализированный раздел предварительно проверяют в закрытой части, чтобы исключить ненормативную лексику в них. В открытой части они появятся не позже 1 дня, который следует за днем их поступления.

Заказчик в течение 2 рабочих дней после даты размещения в специализированном разделе замечания или предложения, отвечает на них. Ответ автоматически отправляется участнику на адрес электронной почты, который он указал при регистрации.

В п. 9 постановления указано, что по результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть:

  • изменен план-график, закупочная документация;
  • отменена процедура определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

Если отменяют процедуру, то общественное обсуждение завершается.

Как сейчас

В п. 2 постановления правительства № 835 от 22.08.2016 указано, что обязательное общественное обсуждение проводится в следующих случаях:

  • максимальная стоимость заключаемого договора превышает 1 млрд рублей;
  • тендер проводится конкурентным способом.

Если закупаете на региональном или местном уровне учитывайте, что региональные и местные власти у станавливают дополнительные случаи, когда придется обязательно обсуждать госзакупки. Например, при проведении закупок муниципальными заказчиками г. Красногорска обсуждают их при НМЦК 500 млн руб. Это указано в п. 3.1 Постановления администрации городского округа Красногорск МО от 27.06.2017 № 1452/6.

Исключения составляют случаи:

  • проводятся закрытые закупочные процедуры;
  • при гособоронзаказе;
  • проводится повторный конкурс или аукцион в электронной форме;
  • осуществляется запрос котировок для оказания гуманитарной помощи и ликвидации последствий чрезвычайного характера (ст. 82 ФЗ № 44).

В ч. 1 ст. 20 44-ФЗ указано на каком этапе начинается обязательное обсуждение закупок — на стадии планирования. Обсуждать тендер начинают с момента публикации в ЕИС планов графиков со сведениями о торгах, подлежащих общественному контролю.

Завершается процедура в тот момент, когда у заказчика появляется право отменить торги. Этот срок зависит от процедуры. Например, для электронного конкурса или аукциона он составляет пять дней до окончания приема заявок.

Проводят общественную процедуру в два этапа: в ЕИС и путем очных слушаний.

Как проходят первый этап

На первом этапе знакомят со сведениями, которые содержатся в плане графике. Этот этап проходит виртуально в ЕИС, а затем в форме публичного слушания. В ЕИС тендер обсуждается не менее 20 дней с момента публикации плана графика. В это время участники оставляют замечания и предложения. Непосредственный организатор мероприятия в течение двух дней направляет ответ на поступившее замечание или предложение.

Как оформить протокол первого этапа

После окончания первого этапа составьте протокол. В нем укажите:

  1. Замечания и предложения, которые поступили от участников.
  2. Ответы на них.
  3. Решение:
    • отменить закупку;
    • проводить тендер дальше без учета результатов обсуждения;
    • продолжить подготовку закупки с учетом этих результатов.

Сформируйте протокол в ЕИС, выберите пункт меню «Сформировать протокол первого этапа» в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» или загрузите готовый файл с компьютера.

Протокол разместите в ЕИС в течение двух дней с дня, когда проводили очные слушания.

Как провести очные слушания

В течение десяти дней после окончания той части, что проходит в ЕИС, проводятся очные публичные слушания. Информацию о них размещают в ЕИС за пять дней до начала. В день проведения слушаний обеспечьте возможность присутствовать на них желающим. Обязательно присутствует руководитель или его заместитель и руководитель контрактной службы или его заместитель. Это указано в п. п. 22, 25 постановления Правительства № 835 от 22.08.2016.

Процесс проходит так:

  • участники, которые присутствуют на слушаниях, высказывают замечания и предложения по тендеру,
  • отвечают и поясняют.

Как проходит второй этап

Второй этап включает обсуждение информации, которая содержится в извещении и документации о проведении торгов. Срок начала — с момента публикации извещения и документации в ЕИС. Завершается эта процедура за три дня до момента, когда заказчик вправе отменить процедуру. Сама процедура аналогична той, что проводится в рамках первого этапа, то есть участники в ЕИС оставляют замечания и предложения, а организатор в течение двух дней отвечает на них.

Как оформить протокол второго этапа

В протоколе указывают такие данные:

  1. Замечания и предложения, которые поступили от участников.
  2. Ответы на них.
  3. Решение:
    • отменить закупку;
    • проводить закупку дальше без учета результатов обсуждения;
    • продолжить закупку с учетом этих результатов.

Сформируйте протокол в ЕИС при помощи в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок».

Протокол разместите в ЕИС в течение двух дней с даты окончания второго этапа.

Ответственность

Статьей 7.29.3 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непроведение подобного рода процедуры и за несоблюдение ее порядка. За эти правонарушения должностное лицо оштрафуют на 30 000 рублей.

Что такое обязательное общественное обсуждение закупок? Правила проведения: обсуждение в ЕИС и очные публичные слушания

Общественное обсуждение закупок – это форма контроля за контрактной системой со стороны общественности, которая направлена на недопущение злоупотреблений заказчиками по 44-ФЗ в процессе расходования бюджетных средств. С учетом изменений в 44-ФЗ, которые вступили в силу в январе 2017 года, общественное обсуждение закупок начало носить обязательный характер.

Правовое регулирование

Обязательное общественное обсуждение закупок происходит с опорой на ст. 20 44-ФЗ.

В п. 1 ст. 20 44-ФЗ отдельно подчеркивается, что перечень случаев для обязательного общественного обсуждения закупок и порядок проведения данной процедуры определяется Правительством РФ. Таким образом, именно в Правительственных Постановлениях более детально рассматривается вопрос и регламент общественного обсуждения, тогда как в 44-ФЗ данному вопросу посвящена небольшая рамочная статья.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Правила проведения процедуры общественного обсуждения закупок были утверждены в Постановлении Правительства от 2016 года №835.

На основании п. 2 ст. 20 44-ФЗ случаи, когда необходимо общественное обсуждение, дополнительно могут быть прописаны в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах. В таких документах муниципалитетами и субъектами РФ дополнительно указывается порядок общественного обсуждения закупок.

В процессе планирования и проведения закупок, которые подвергаются общественному обсуждению, заказчику нужно также учесть требования о нормировании в контрактной системе, поручения и указания органов исполнительной власти, международные и межгосударственные целевые программы, Правительственные Постановления.

Сроки и цели проведения

Обсуждение начинается с даты размещения в ЕИС планов-графиков, в которых представлены сведения о закупках на предстоящий год. Завершается оно не позднее срока, до истечения которого определение поставщика может быть отменено заказчиком на основании ст. 36 44-ФЗ. Указанные сроки зависят от типа конкурентной процедуры, которая была выбрана заказчиком. Например, для электронного конкурса или аукциона такие сроки установлены, как 5 дней до окончания периода приема заявок от участников.

Читайте также:  Минимальная пенсия по ярославской области на 2018 год

Результатами общественного обсуждения закупки могут стать:

  1. Изменения в закупках по плану-графику или закупочной документации.
  2. Отмена закупки, если этого требует общественность.

На основе п. 4 ст. 20 44-ФЗ закупки, которые подлежат обязательному общественному обсуждению, не допускается проводить без предварительного общественного обсуждения.

Когда необходимо обязательное общественное обсуждение закупок

Обязательное общественное обсуждение проходят крупные закупки. Данный этап должны пройти все закупки, при которых НМЦК превысила 1 млрд р. Общественному обсуждению подвергаются только конкурентные открытые способы отбора поставщиков.

Обязательное общественное обсуждение должны проводить следующие организации, работающие по 44-ФЗ:

  • государственные и муниципальные заказчики;
  • бюджетные учреждения;
  • централизованные заказчики;
  • автономные учреждения, работающие по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ;
  • юрлица, которые не являются ГУП и МУП;
  • ГУП и МУП, осуществляющие закупки по ч. 5 ст. 15 44-ФЗ;
  • бюджетные, автономные и унитарные предприятия, которые проводят закупки по ч. 6 ст. 15 44-ФЗ от имени соответствующих государственных органов,
  • учреждения, которые осуществляют централизованные закупки.

Заказчики могут проводить обсуждение закупок через специальный раздел в ЕИС и в ходе публичных слушаний. В обсуждении закупки могут участвовать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти.

Чтобы принять непосредственное участие в процессе общественного обсуждения, заказчику нужна регистрация на официальном сайте в ЕИС. Здесь присутствует раздел «Обязательное общественное обсуждение».

Отправленные участниками сообщения и комментарии изначально проходят предварительную проверку и только потом публикуются в открытом доступе на сайте. Оператор оставляет за собой право на проверку в течение суток.

Когда общественные обсуждения не проводятся

Законодательно предусмотрены исключения, когда общественные обсуждения не нужны:

  1. Закупка проводится посредством закрытого способа отбора поставщика (на основании ст. 84 44-ФЗ).
  2. Закупка проводится в рамках гособоронзаказа.
  3. Повторный конкурс, аукцион, запрос предложений признаны несостоявшимися, или все заявки участников были отклонены, как не соответствующие требованиям закупки по 44-ФЗ.
  4. Запрос котировок проводился для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий природных катаклизмов или катастроф (ст. 82 44-ФЗ).

Правила проведения

Обязательное общественное обсуждение закупки проводится в два этапа. По результатам завершения каждого этапа заказчик должен опубликовать в ЕИС протоколы. Указанный порядок прописан в Постановлении Правительства №835 от 2016 года. При нарушении сроков и порядка обсуждения сотрудник заплатит штраф.

Первый этап: обсуждение в ЕИС

На первом этапе участники обсуждают детали по закупкам, сведения о которых содержатся в открытом доступе: в плане (документ отменен с 2020 года) или плане-графике. Для этих целей в ЕИС действует спецраздел «Обязательное общественное обсуждение закупок».

Ответ в автоматическом режиме перенаправляется автору на электронную почту, которую он указал в процессе регистрации в ЕИС.

За 10 дней до окончания сроков обсуждений проходят публичные слушания. Дата и место их проведения определяются организатором за 5 дней до очных слушаний. Об этом публикуется сообщение в ЕИС. Сообщение об очных слушаниях перенаправляется всем участникам, которые отправили свои комментарии при общественном обсуждении.

Очные публичные слушания проводятся только открытым и очным способом. Для их проведения выбираются рабочие дни. Заказчики не вправе ограничивать круг лиц, заинтересованных в слушаниях. На слушаниях обязательно присутствует представитель заказчика или его доверенное лицо. Руководитель контрактной службы учреждения-заказчика также принимает участие в публичных слушаниях.

Слушания проходят по фактическому месторасположению заказчика. В ходе слушаний необходима аудиозапись всего процесса. Сущность публичных слушаний состоит в том, что участники могут задать лично интересующие их вопросы заказчику, а заказчик дает свои разъяснения.

Заказчик формирует протокол первого этапа в ЕИС в личном кабинете в разделе «Сформировать протокол первого этапа» в разделе «Общественное обсуждение». Также заказчик может загрузить сюда отсканированную версию готового протокола.

Протокол по завершении первого этапа нужно отправить в ФАС. При отсутствии замечаний к закупке извещение публикуется в установленные сроки.

Второй этап: обсуждение закупочной документации

На втором этапе производится обсуждение информации, которая прописана в извещении и документах о закупке. Организация, проводящая общественные обсуждения, так же, как и на первом этапе, в течение 2 дней предоставляет ответы на комментарии и предложения. Копия ответа отправляется автору комментария.

Итоги проведения второго этапа вносятся в протокол с указанием принятого заказчиком решения по закупке. На данном этапе с учетом мнения общественности может быть вынесено решение:

  1. Об отмене выбранного ранее способа отбора поставщика.
  2. О продолжении реализации процедуры закупки.
  3. О продолжении закупки, но при внесении изменений в план и план-график.

Факты нарушений сроков публикации и рассылки сообщений регистрируются посредством программного обеспечения ЕИС и размещаются в соответствующем разделе на сайте ЕИС.

Завершить данный этап можно минимум за три дня до окончания сроков отбора поставщика.

Ответственность за неисполнение

Заказчик в обязательном порядке должен соблюдать регламент проведения общественного обсуждения. Если общественное обсуждение было обязательно, а заказчик не провел его, то ему грозит административная ответственность.

Сведения о допущенных заказчиком нарушениях в ходе проведения общественных обсуждений, в частности, просрочка установленных сроков для публикации протоколов, в автоматическом порядке фиксируется в ЕИС. Отсюда информация может стать доступна ФАС и другим контролирующим инстанциям, и это станет основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Изменения с 2020 года

В сентябре 2019 года Минфин опубликовал проект нормативно-правового акта в части изменения порядка общественного контроля за закупками, который должен вступить в юридическую силу с января 2020 года.

Если данный проект будет утвержден, то действующее Постановление Правительства №835 от 2016 года в области регулирования общественного обсуждения крупных тендеров утратит юридическую силу. Государственные закупки, которые были запланированы к обсуждению в 2019 году, будут обсуждаться по общим правилам.

В новом Постановлении предполагается, что общественное обсуждение закупок будет введено с суммы 1 млрд р. Обсуждению не будут подлежать закрытые способы отбора поставщиков, закупки в рамках гособоронзаказа и закупки на строительство, капремонт, реконструкцию и снос объекта капитального строительства с НМЦК в пределах 2 млрд р. и проводимые в форме электронного аукциона.

Начальный срок обязательного общественного обсуждения – это дата, когда в ЕИС был размещен план-график с информацией о закупке, либо опубликовано извещение в ЕИС (если план-график не формируется). Финальные сроки – это дата, до которой можно отменить порядок определения поставщика.

Замечания и предложения участников подлежат предварительной проверке в закрытой части для исключения спама, ненормативной лексики. В открытую часть они передаются не позднее дня, который следует за днем поступления сообщения. Затем заказчик в течение 2 рабочих дней после размещения информации в спецразделе отвечает на них. Ответ автоматически передается участнику на электронный адрес, указанный при регистрации.

На основании п. 9 Постановления можно сделать вывод, что результатами общественного обсуждения могут стать продолжение проведения закупки в текущем формате или:

  1. Изменения в план-график и закупочную документацию.
  2. Отмена процедуры определения поставщика.

При втором варианте общественного обсуждения процедура завершается.

На основании рассмотренного законопроекта можно сделать вывод, что процедура общественного обсуждения будет существенно упрощена. В частности, исключены два этапа обсуждения и проведение публичных слушаний.

Таким образом, обязательное общественное обсуждение представляет собой инструмент общественного контроля за госзакупками. В рамках контрактной системы каждый участник может высказать свое мнение, замечание и предложение по поводу закупки.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]