Когда нужно менять счетчик отопления общедомовой
Содержание
- 1 Когда нужно менять счетчик отопления общедомовой
- 1.1 Кто должен менять теплосчётчик?
- 1.2 Кто должен менять теплосчётчик: советы по замене тепловых счётчиков
- 1.3 Кто должен менять теплосчётчик: выводы
- 1.4 Правила проведения поверки теплосчетчиков
- 1.5 Периодичность поверки тепловых счетчиков
- 1.6 Куда обратиться
- 1.7 Порядок действий
- 1.8 Возможна ли поверка теплосчетчиков без снятия
- 1.9 Кто оплачивает поверку общедомового счетчика
- 1.10 За отопление можно платить по счетчикам. Даже если у соседей их нет
- 1.11 Как вообще платят за отопление в квартире?
- 1.12 Справедливо же. В чем проблема?
- 1.13 Что сказал Конституционный суд?
- 1.14 Как теперь нужно платить за отопление?
- 1.15 Это касается вообще всех домов? Можно поставить счетчик и платить по показаниям?
- 1.16 А можно не платить за отопление подъезда, если уезжаешь или просто не хочешь. Не нужен мне теплый подъезд
- 1.17 Как установить счетчики на отопление во всем доме, чтобы платить меньше?
- 1.18 Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ
- 1.19 ОДПУ устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников
- 1.20 Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества
- 1.21 Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением
- 1.22 Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения
- 1.23 УО должна учитывать возможные траты на замену ОДПУ при утверждении перечня работ и услуг
- 1.24 Иметь в виду
- 1.25 О порядке замены или поверки квартирного теплосчетчика
Кто должен менять теплосчётчик?
Если срок службы тепломера истёк, вышел из строя или его украли, он подлежит замене. В Интернете сложно найти ответ на вопрос, кто должен менять теплосчётчик. Потому что причин замены может быть несколько. Помимо кражи и поломки, это может быть:
- окончание срока службы;
- истечение сроков проверки;
- модернизация теплосистемы, к которой подключён дом;
- плановая замена.
Кто должен менять теплосчётчик? На форумах пользователи обсуждают ответственность балансодержателя (ЖЭКа, ОСББ). Ведь именно они обязаны обеспечить нормальные условия для эксплуатации дорогостоящего прибора. Если помещение, где установлен прибор, не было надёжно защищено от доступа посторонних лиц, придётся на общедомовом собрании признать ошибку и предложить жителям оплатить новую покупку.
С ЖЭКом сложнее – на покупку и монтаж нового счётчика ЖЭК не имеет средств, поскольку в получаемой от жильцов оплате «За содержание дома» нет соответствующей графы. Восстановление счётчика возможно либо за личный счёт владельцев, либо из городского бюджета.
Кто должен менять теплосчётчик? С источниками всё немного запутано, но с решением проблемы, т.е., собственно, с установкой – наоборот. Кто должен менять теплосчётчик? Замену тепловых счётчиков обязаны проводить аккредитованные компании.
Цените время и хотите, чтобы работы выполнили сразу хорошо, без необходимости переделывать? В «Тепло Облик» мы ежедневно имеем дело с установкой, ремонтом, поверкой и заменой тепломеров. Это значит, что у нас есть опыт, знания, инструмент и налаженные контакты для быстрой и точной реализации задания.
Кто должен менять теплосчётчик: советы по замене тепловых счётчиков
В 7 из 10 случаев тепломер можно починить. Но как быть, если причины поломки принципиально неустранимы? Например, плохое качество теплоносителя быстро выводит прибор из строя. Мастер предложит вам 2 варианта на выбор:
- Починить узел сейчас, и ремонтировать его до тех пор, пока он не сломается окончательно.
- Заменить прибор учёта тепла, выбрав тот, который построен по другому принципу.
Остановимся подробнее на этом. Если рассматривать проблему загрязнённого примесями теплоносителя, то устойчивее к металлической окалине оказывается ультразвуковой прибор. Если же в жидкости преобладает минеральная взвесь, надёжнее будет электромагнитный теплоизмеритель. В каких случаях эффективен механический роторный (он же крыльчатый) блок? При сравнительно чистом, но жёстком теплоносителе.
На какой из опций остановиться – ремонт или замена – решаете только вы. Если не считаете ремонт и траты на него нецелесообразными, лучше сразу заменить оборудование. Однако если на условия эксплуатации как-то можно повлиять, вариант с заменой вышедших из строя деталей имеет право на существование.
Кто должен менять теплосчётчик? В «Тепло Облик» нередко обращаются люди, которые столкнулись с ненадёжным в работе оборудованием. Обычно приборы из разряда самых дешёвых служат плохо и недолго. И когда затраты денег и времени на нескончаемые ремонты счётчика превышают все разумные пределы, владельцы приходят к нам. В этом случае мы сначала определяем, эффективен ли тот или иной механизм работы в конкретном случае. Если, например, в системе циркулирует теплоноситель чистый, но склонный к отложениям, подбираем качественный механический девайс, т.е. узел с аналогичным принципом работы, но более высокого класса и проверенного производителя.
Кто должен менять теплосчётчик: выводы
«Тепло Облик» решит вопрос быстро и грамотно, когда счётчик:
- Сломался;
- Украли;
- Закончился срок службы;
- Решили модернизировать систему;
- Повредили тепловой измеритель;
- В нашем распоряжении всё необходимое;
- Имеем современные приборы лучших европейских производителей
- Обладаем связей в инстанциях, чтобы получить разрешение на установку в самые короткие сроки.
- Теперь вы знаете, кто должен менять теплосчётчик.
- Доверьте роботы профессионалам, знающим, кто должен менять теплосчётчик, чтобы пользоваться хорошим оборудованием и платить за реально потребляемое тепло.
Правила проведения поверки теплосчетчиков
Любое метрологическое устройство, которое занимается учетом показаний, нуждается в подтверждении работоспособности. Поверка теплосчетчиков — обязательная процедура, позволяющая получить информацию о функционировании устройства .
Проверка избавляет от необходимости замены ИПУ на новый, ведь констатация работоспособности стоит существенно меньше. Проведение экспертизы должно осуществляться по существующим правилам, иначе механизм не будет признан годным к дальнейшей эксплуатации.
Периодичность поверки тепловых счетчиков
Существует несколько вариантов подтверждения правильного функционирования, которые прибор может проходить на разных этапах:
- Госповерка. Обязательная процедура, выполняемая на заводе-производителе. Процесс проводится при помощи специального оборудования. Итогом служит допуск механизма в продажу. В паспорте теплосчетчика проставляется штамп с датой, от которой отсчитывается срок до следующей диагностики.
- Периодическая. После истечения межповерочного интервала возникает необходимость провести очередную экспертизу, которая должна подтвердить правильность работы счетчика. Если не выполнить процедуру, ИПУ будет признан непригодным для дальнейшей эксплуатации.
- Внеочередная. По причинам, прописанным в Постановлении Правительства № 354 или обусловленным иными факторами, счетчики отопления требуют проведения поверки до истечения МП.
В зависимости от модели и производителя существуют конкретные сроки, устанавливаемые от заводской (первичной) до периодической диагностики. Чаще всего встречаются следующие варианты:
- Общедомовые счетчики тепла в многоквартирном доме имеют межповерочный интервал от 4 до 8 лет. Стандартные примеры: модели «КМ 5», «Ду(25-50)», «ТЭМ-104», «ВИС.Т». Период эксплуатации составляет от 12 до 18 лет.
- Межповерочный интервал квартирных теплосчетчиков варьируется — от 4 до 6 лет. Срок службы — от 12 до 18 лет. Примером может служить изделие марки СТК «МАРС». Многие изготовители дополнительно указывают средний период эксплуатации, на который лучше всего ориентироваться.
От срока службы зависит количество возможных экспертиз работоспособности.
В бытовом секторе одной из наиболее популярных моделей считается счетчик тепла «Марс», этот аппарат удачно соединяет в себе приемлемую цену с высоким качеством
Совет! Чем больше временной промежуток до очередной поверки, тем выгоднее. Это объясняется периодом окупаемости, после которого наступает реальная экономия.
Куда обратиться
Услуги по проведению диагностики могут предлагать разные фирмы, но действительным будет результат, полученный от организации с сертификатом (лицензией) на проведение подобных работ.
Чтобы поверить теплосчетчик, нужно обращаться в следующие учреждения:
- Заводы-изготовители индивидуальных приборов учета. Не все производители предоставляют услуги обслуживания счетчиков. Компания может находиться слишком далеко, что не оправдает затраты на доставку устройства в обе стороны.
- Территориальные метрологические службы (государственные). Это крупные поверочные лаборатории, которые обладают современным оборудованием и гарантируют качественный результат.
- Сертифицированные коммерческие организации. Чаще всего предоставляют комплекс услуг, включающий демонтаж, проведение экспертизы, выдачу справок и обратную установку.
- Исполнители коммунальных услуг. Из-за малой распространенности приборов учета тепла не всегда структуры имеют нужное оборудование и специалистов.
При выборе подходящего варианта необходимо обращать внимание на ряд факторов: наличие разрешающих документов, удаленность подрядчика и цена процедуры. Конечная стоимость складывается в зависимости от комплекса предоставляемых услуг. Если собственник сам привозит и забирает счетчик, растраты будут минимальны.
Порядок действий
После получения предписания от сбытовой организации или при возникновении потребности во внеочередной поверке владелец жилого помещения должен соблюдать следующую инструкцию:
- Подается заявление исполнителю коммунальных услуг. Необходимо пригласить специалиста для фиксации конечных показаний и удаления пломбы.
- Демонтируется счетчик тепловой энергии. Важно не нарушить общее функционирование системы.
- Прибор вместе с сопроводительными документами передается в сертифицированную лабораторию. На специальной установке для поверки механизм проходит испытания. Может потребоваться настройка электронной части или замена элемента питания.
- Если работоспособность подтвердилась, выдается свидетельство с печатями и голографическими наклейками.
- Пишется заявление в УК или сбытовую компанию. В обращение указывается необходимость ввода ИПУ в эксплуатацию и опломбировки. Уточняются дата, время. Дополнительно прилагаются справка о прохождении диагностики, паспорт изделия и личные сведения.
- Осуществляется установка счетчика в квартире. Оценивается работоспособность системы отопления (при возможности).
- В назначенное время приходит специалист, который проводит проверку. Если проблем не обнаружено, выполняется опломбировка, платить за которую не нужно.
Когда акт ввода в эксплуатацию передан в обслуживающую компанию, показания учитываются для расчета потребленного ресурса.
Очередность действий при проверке работоспособности теплового ИПУ
Возможна ли поверка теплосчетчиков без снятия
Современные технологии значительно расширили возможности проведения экспертизы работоспособности ИПУ. Некоторые приборы учета проходят диагностику непосредственно на дому. Но выполнить поверку счетчика тепла без снятия невозможно.
Это объясняется действующими схемами проведения процедуры, которые утверждены государственными нормативными актами. Любые фирмы, которые предлагают выполнить работу прямо в квартире, вводят пользователей в заблуждение.
Кто оплачивает поверку общедомового счетчика
Решение, нужно ли собственникам квартир платить за диагностику единого измерительного устройства, всегда вызывает множество споров. Порядок действий отражен в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Пункт 34(д) содержит следующие предписания:
- Если прибор учета тепла — собственность жильцов (установлен на средства собственников, передан на баланс ТСЖ или смонтирован за счет государства, но период выплат завершен), оплачивать поверку должны владельцы помещений.
- При наличии договора с исполнителем коммунальных услуг, в котором содержится пункт, что техническое обслуживание счетчика, установленного в многоквартирном доме, проводится за счет подрядчика, собственники освобождаются от уплаты денежных средств за диагностику.
При необходимости внесение суммы за процедуру проверки происходит в виде единого целевого взноса или платеж распределяется на определенный период и вписывается в квитанции.
За отопление можно платить по счетчикам. Даже если у соседей их нет
Конституционный суд разобрался с оплатой отопления в квартирах. Теперь жильцы всех домов, построенных или капитально отремонтированных с 2012 года, будут платить по своим счетчикам, а не по нормативам. Та норма, из-за которой всех заставляли платить без учета показаний счетчиков в квартирах, признана неконституционной. Хотя ее в свое время утвердило правительство и прописали в жилищном кодексе.
Источник:
Постановление КС № 30-ПPDF, 289 КБ
Все это время норма нарушала права собственников, и они переплачивали. А один собственник не стал с этим мириться, прошел несколько инстанций, дошел до Конституционного суда и добился справедливости для всех. Теперь закон будут менять, но сэкономить можно уже сейчас: в некоторых регионах за отопление платят даже летом в жару.
Как вообще платят за отопление в квартире?
Об этом написано в жилищном кодексе и постановлении правительства. Для расчета берут показания счетчиков или нормативы.
Если в доме нет счетчиков на отопление, все платят по нормативам. Тогда вообще не считают, сколько энергии ушло на конкретный дом и квартиру.
Для домов с общедомовым счетчиком есть два варианта расчета платежей за отопление в квартирах.
Если счетчики на отопление стоят в каждой квартире. Все жильцы платят по своим показаниям. Им не навяжут нормативы и не будут распределять общий объем ресурсов пропорционально площади. Сколько тепловой энергии потрачено, столько и надо оплатить. Кто-то уехал или любит, чтобы было прохладно, — тогда заплатит меньше. А у кого-то маленькие дети и угловая квартира, поэтому трубы нужны горячие — значит, придется платить больше.
Если счетчиков во всех квартирах нет. Например, если их нет хотя бы в двух квартирах, то берут общие показания и делят на все квартиры. Не считают, кто сколько потратил: чем больше квартира, тем больше нужно заплатить. Даже если в квартире никто не жил всю зиму, все равно нужно платить по полной.
Справедливо же. В чем проблема?
Проблема была у тех жильцов, которые поставили себе счетчики или сразу купили квартиру в новом доме со счетчиками на отопление. Например, по закону все дома, построенные с 2012 года, или если в них сделали капитальный ремонт, обязательно оснащены индивидуальными счетчиками на отопление — каждая квартира.
И вот все жильцы платят себе по своим показаниям. А потом их хитрые соседи берут и демонтируют счетчики. И нет у них больше приборов учета и показаний.
Для тех жильцов, которые продолжали беречь тепло и экономить, моментально менялась формула оплаты. Они больше не могли платить по своим показаниям, потому что теперь не все квартиры в доме были оснащены счетчиками. А в правилах так и написано: по своим показаниям можно платить, только если счетчики во всех квартирах.
Из-за нескольких неэкономных соседей остальные начинали переплачивать. Теперь показания общедомового счетчика делили пропорционально на все квартиры.
Вот это правило и решил обжаловать один из жильцов такого дома. Он не хотел переплачивать из-за соседей и пошел по инстанциям. Требовал, чтобы управляющая компания пересчитала ему плату за отопление и учла показания его счетчика. Мужчине отказывали везде, даже в Верховном суде. Все говорили одно и то же: есть закон, есть правила, их надо соблюдать. Простите-извините, помочь не можем, из-за соседей вы будете платить не только за себя, но и за того парня.
Что сказал Конституционный суд?
Обратиться в Конституционный суд можно не с любой жалобой и не по любому поводу, но тут основания нашлись. В этот раз собственник просил признать формулу для расчета отопления неконституционной. Получается, что из-за хитрости одних людей страдают другие — экономные и законопослушные. И действующее законодательство ущемляет их интересы.
Вот какие выводы сделал Конституционный суд:
- Государство регулирует расчет платежей за услуги ЖКХ , но должно делать это с учетом интересов всех собственников.
- Людей нужно стимулировать к тому, чтобы они ставили счетчики. Это помогает беречь ресурсы и справедливо считать плату за них.
- Кто не ставит счетчики, должен платить больше.
- Счетчики на отопление можно поставить не во всех домах: это технически сложно и дорого. Поэтому требование ставить их в обязательном порядке касается только домов, которые сдали с 2012 года. Или после капремонта.
- Если есть счетчик, собственник рассчитывает, что он будет платить по показаниям. Тогда он станет экономить тепло, а взамен получит возможность платить только за фактически использованные ресурсы. Так государство добьется бережного отношения к тепловой энергии.
- Формула, которая заставляет платить за квартиру со счетчиком не по своим показаниям, а по общим, нарушает права жильцов. Те, кто демонтировали счетчики, фактически переложили на соседей часть своих платежей.
Итог. Надо менять закон и правила. Те, у кого есть счетчики на отопление, должны платить по своим показаниям и не зависеть от хитрых соседей.
Как теперь нужно платить за отопление?
Пока закон не изменили, но выводы Конституционного суда действуют уже сейчас, до поправок.
Если все квартиры в доме изначально были оснащены счетчиками на отопление, а потом кто-то из жильцов его демонтировал, то платежи будут начислять так.
Для квартир со счетчиками — по индивидуальным показаниям. Теперь не имеет значения, что у соседей их нет, хотя раньше были.
Для квартир без счетчиков — по нормативам. То есть даже не по общим показаниям, разделенным на все квартиры, а как будто во всем доме вообще нет прибора учета.
Это касается вообще всех домов? Можно поставить счетчик и платить по показаниям?
Нет, решение Конституционного суда касается только тех домов, которые сданы или отремонтированы с 2012 года . В них по закону должны быть счетчики, и жильцы обязаны их сохранить. Кто не сохранил, теперь поплатится.
Если в доме не было счетчиков на отопление и все платили пропорционально площади квартиры, просто поставить себе счетчик и платить по своим показаниям не получится. Для таких случаев и дальше будет действовать формула из п. 42.1 правил № 354. Пока ее признали незаконной только для конкретных случаев с хитрыми соседями.
А можно не платить за отопление подъезда, если уезжаешь или просто не хочешь. Не нужен мне теплый подъезд
Нет, за общедомовые нужды придется платить всем. Этот вопрос Конституционный суд тоже рассмотрел.
Он объяснил, что отапливать подъезд и нежилые помещения важно для всех. Это делают не только для обогрева, но и для поддержания конструкций и коммуникаций в нормальном состоянии. Даже если жильцы уехали на всю зиму, они все равно обязаны платить за содержание общего имущества. За счет этого в доме будут исправные трубы, сухие стены и надежные перекрытия.
Индивидуальный прибор учета не может показать, сколько тепловой энергии потрачено на общедомовые нужды в расчете на конкретную квартиру. Поэтому ориентируются на общие счетчики. Отказаться от оплаты отопления для общедомовых нужд нельзя, пересчитать ее на время отъезда — тоже. Тут все законно.
Как установить счетчики на отопление во всем доме, чтобы платить меньше?
Формула расчета оплаты не изменится. Ее просто уточнят или добавят новую, специально для домов, которые уже должны быть со счетчиками по закону. Если ваш дом к таким не относится, заставить всех жильцов установить счетчики нельзя: нужно проводить собрание, а потом все это оплачивать. Установка счетчиков в квартирах — всегда за счет собственников. По закону есть рассрочка, но это зависит от управляющей компании.
Чтобы все платили по счетчикам, управляющая компания должна провести работу. Это ее обязанность по закону: делать так, чтобы дом экономил ресурсы. Поэтому лучше всего начать с обращения в управляющую компанию. Там объяснят, что делать, чтобы платить по счетчикам даже за отопление. Но сами по себе счетчики в квартирах не появятся.
Всегда есть смысл разобраться с платежами за услуги ЖКХ . Даже если в квартирах не получается установить счетчики на тепло, может оказаться, что и за весь дом вы платите по нормативам, хотя есть общий счетчик и можно платить за фактическое потребление.
Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ
Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.
ОДПУ устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников
В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.
Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.
У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.
Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.
Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества
После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).
Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).
Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.
Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением
В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.
Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.
УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.
Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.
Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.
УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.
Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения
Суды всех инстанций – первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону органа Госжилнадзора. Их правоту подтвердил и ВС РФ. Принимая решения по судебному иску не в пользу управляющей организации, суды исходили из следующих тезисов:
- ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
- Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
- Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).
- УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).
- Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
- Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
- Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.
УО должна учитывать возможные траты на замену ОДПУ при утверждении перечня работ и услуг
Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ.
Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.
Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов. В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ. Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.
Иметь в виду
Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.
Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.
Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.
О порядке замены или поверки квартирного теплосчетчика
В двух домах микрорайона 4А (дом №1 и дом №2) установлены индивидуальные приборы учета тепла, которые находятся в общих коридорах. Со временем эти теплосчетчики необходимо заменять на новые или делать метрологическую поверку старых.
Законодательно порядок замены индивидуальных приборов учета тепла установлен в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Рассмотрим подробно вопрос «как поменять теплосчетчик» с ссылками на этот закон.
Кто должен менять квартирные теплосчетчики?
Собственник сам должен обеспечить своевременную замену своего счетчика, если он вышел из строя. Он может обратиться в управляющую компанию, в любую организацию, которая выполняет замену или заменить самостоятельно. Это следует из текущего законодательства, которое не запрещает производить демонтаж/монтаж приборов учета потребления тепла самим собственником.
Требования по монтажу указаны в паспорте прибора учета, либо в его руководстве по эксплуатации.
81(10). Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Иных требований законодательство к монтажу не предъявляет.
Какая последовательность действий собственника в случае выхода из строя прибора учета?
1. Уведомить управляющую компанию о том, что прибор учета вышел из строя.
81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
2. Снять старый прибор учета.
Снимать нужно в присутствии управляющей компании. Уведомить о проведении данных работ нужно не менее чем за два рабочих дня.
81(13).… В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель (прим. «управляющая компания») извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя (прим. «управляющей компании»), за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Уведомить лучше письменно с получением на руки второй копии своего уведомления с входящим номером. Это является фактом уведомления. В случае возникновения спорных ситуаций факт уведомления легко подтверждается.
3. Поставить новый прибор учета.
Демонтаж и монтаж нужно производить в присутствии представителей управляющей компании. Либо без них, если они не явились в назначенное время и день.
4. Пригласить представителей управляющей компании на осмотр для ввода прибора учета в эксплуатацию.
Акт ввода прибора в эксплуатацию является основанием для расчета коммунальных ресурсов по его показаниям. Для составления такого акта нужно снова пригласить управляющую компанию.
81.… Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем (прим. «управляющей компанией») в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Пригласить УК, то есть сделать заявку лучше письменно и не менее чем за три рабочих дня.
Заявка пишется в свободной форме, где обязательно нужно указать свои контакты, дату и время встречи, тип и номер прибора учета, сведения о том, кто произвел монтаж, показания прибора и дата следующей поверки, а также копия паспорта прибора(если новый), либо документы о прохождении поверки.
81.… В заявке указывается следующая информация:
— сведения о потребителе (для физического лица — фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица — наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
— предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
— тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
— сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
— показания прибора учета на момент его установки;
— дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Выше приведены примеры подачи письменных обращений в управляющую компанию при самостоятельной замене теплосчетчиков. Конечно, удобнее объединить все три обращения в два (при снятии, поверке и установке и вводе в эксплуатацию) и даже объединить в одно обращение при установке заранее купленного нового теплосчетчика (в назначенный день снимаем, ставим новый и составляем акт ввода в эксплуатацию)
Что должна делать управляющая компания после получения заявки от собственника для ввода прибора учета в эксплуатацию?
Управляющая компания должна провести ввод в эксплуатацию прибора учета в указанные в заявке дату и время, либо предложить собственнику иное дату и время.
81(1). Исполнитель (прим. «управляющая компания») обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Если УК прибыла на место, то проверяет заводской номер, комплектацию и правильность установки прибора, а также его работоспособность. Если прибор прошел поверку, то УК смотрит на знаки или наклейки на приборе.
81(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Если проверка прошла успешно, то УК оформляет акт ввода прибора в эксплуатацию. Если прибор не смог пройти проверку и УК отказывается вводить прибор учета в эксплуатацию, то УК составляет акт, где указывает причины отказа. Отказать в вводе в эксплуатацию УК может лишь в том случае, если заводской номер иной или отсутствует, техническая документация не соответствует устанавливаемому прибору или прибор не работоспособен.
Примерный акт ввода прибора учета тепла в эксплуатацию:
81(5). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
Акт о вводе в эксплуатацию составляется в двух экземплярах.
81(7). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
В акте о вводе в эксплуатацию или его отказе УК указывает дату и время, адрес нахождения прибора учета, ФИО всех людей, которые были на встрече, тип и заводской номер, показания прибора учета и дату следующей поверки. В акте обязательно указывается решение о вводе в эксплуатацию, либо отказ с указанием оснований такого отказа.
81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.
К примеру, если прибор учета был установлен 2 августа, то до 30 августа прибор должен быть введен в эксплуатацию, а с 1 сентября расчет потребленных коммунальных ресурсов должен осуществляться по показаниям данного прибора.
81.… Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Если УК не явилась в назначенное время и не предложила собственнику иное время и дату, то прибор учета автоматически считается введенным в эксплуатацию с даты подачи заявки.
81(2). В случае если исполнитель (прим. «управляющая компания») не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
После успешной проверки прибора, УК ставит свою пломбу на прибор. Эта работа осуществляется без взимания денег.
81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
* — пункты взяты из раздела VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.06.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)