Изменение технического задания по 44 фз после заключения контракта
Содержание
- 1 Изменение технического задания по 44 фз после заключения контракта
- 1.1 Изменение технического задания по 44 фз после заключения контракта
- 1.2 У меня такая ситуация. Мы заключили контракт по 44-ФЗ, после чего была обнаружена арифметическая ошибка в техническом задании.
- 1.3 В каких случаях допускается изменение существенных и несущественных условий контракта по 44-ФЗ?
- 1.4 В каких случаях допускается
- 1.5 Можно ли изменить существенные условия контракта
- 1.6 Что делать, если в документах закупки разные условия?
- 1.7 Как изменить несущественные условия контракта
- 1.8 Что считать несущественными условиями
- 1.9 Как изменить контракт на этапе заключения
- 1.10 Как изменить контракт на этапе исполнения
- 1.11 Когда существенные условия нельзя изменить
Изменение технического задания по 44 фз после заключения контракта
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По итогам электронного аукциона в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заключен муниципальный контракт на выполнение подрядных работ по текущему ремонту хлораторных на станциях. Подрядчик работы выполнил частично. В ходе приемки выполненных работ было выявлено, что подрядчик заменил часть материалов и оборудования на импортное. В контракте предусмотрено, что при исполнении контракта по согласованию с заказчиком допускается выполнение работ (в том числе применение материалов, необходимых для их выполнения), качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, без изменения установленной цены контракта. В дополнительном соглашении заказчик планирует внести изменения в приложение к техническому заданию в части требования к материалам с указанием тех данных, которые указал поставщик.
Может ли заказчик вносить соответствующие изменения в смету, которая также является приложением контракта? Должны ли сведения в акте КС-2 соответствовать смете?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Замена материалов, используемых при производстве работ, а также оборудования на другие с улучшенными характеристиками должна осуществляться с соблюдением требований ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Такое изменение оформляется путем подписания дополнительного соглашения к контракту и подлежит отражению в реестре контрактов.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 7 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 этого закона)*(1) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Поскольку критерии определения улучшенных технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) поставки товара, выполнения работы или оказания услуги Законом N 44-ФЗ не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает c поставщиком (подрядчиком, исполнителем) изменение предусмотренных контрактом характеристик поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Аналогичная позиция изложена в письмах Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28И-2759 и N Д28и-2705, Минфина России от 07.11.2014 N 02-02-08/56116 и от 07.11.2014 N 02-02-08/56115.
Согласно ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Законодательство РФ о контрактной системе основывается, в частности, на положениях ГК РФ, а контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Существенные условия контракта, заключаемого в соответствии с Законом N 44-ФЗ, определяются исходя из положений ГК РФ с учетом требований Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ для гражданско-правового договора существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Существенным для договора подряда, как и для любого другого соглашения, является, в частности, условие о его предмете. Кроме того, цена признается существенным условием для всех контрактов, заключаемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ*(2).
Включение в контракт сметы Законом N 44-ФЗ не предусмотрено. Однако п. 3 ст. 709 ГК РФ предусматривает, что цена работы может быть определена путем составления сметы. Следовательно, как нам представляется, в приведенной в вопросе ситуации техническое задание и смета фактически являются документами, которые определяют предмет договора подряда: конкретные виды подлежащих выполнению работ с указанием используемых материалов, устанавливаемого оборудования и их цены. Поэтому замена материалов, используемых при производстве работ, а также устанавливаемого оборудования на материалы и оборудование с улучшенными характеристиками должна осуществляться с соблюдением требований ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 22.06.2016 N Д28и-1675, письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 N Д28и-2264, письмо Минэкономразвития России от 22.06.2016 N Д28и-1705, письмо Минэкономразвития России от 17.03.2016 N Д28и-642, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 N 13АП-20803/16, постановление УФАС по Тверской области от 20.01.2016 N 05-5/1-104-121-ЛК). Внесение изменений в указанные документы фактически означает изменение условий контракта, поэтому оно должно оформляться путем подписания дополнительного соглашения к контракту (п. 1 ст. 452 ГК РФ). В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов (ч. 7 ст. 95, п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ) в течение 3 рабочих дней с даты внесения таких изменений.
Из содержания ст.ст. 720, 721 ГК РФ следует, что в акте выполненных работ отражается результат фактически выполненных подрядчиком и принятых заказчиком работ. Поскольку работы должны выполняться в соответствии с условиями договора подряда, в рассматриваемом случае данные, которые включаются в акт выполненных работ, должны совпадать с информацией в измененных в процессе исполнения контракта техническом задании и смете.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аносова Юлия
Ответ прошел контроль качества
20 декабря 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
*(1) Подробнее по этому вопросу смотрите материал: Энциклопедия решений. Запреты и ограничения допуска к закупкам по Закону N 44-ФЗ отдельных иностранных товаров, работ, услуг.
*(2) Смотрите об этом в материале: Энциклопедия решений. Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ.
У меня такая ситуация. Мы заключили контракт по 44-ФЗ, после чего была обнаружена арифметическая ошибка в техническом задании.
В одной из позиций сумма единицы указана одна, и итоговая сумма этой позиции больше, чем должно быть. Поставщик написал письмо о заключении дополнительного соглашения об устранении арифметической ошибки. Общая сумма контракта от этого не меняется, первоначально в техническом задании указана итоговая сумма правильная, только в одной из позиций объекта закупки неправильно указана сумма единицы и итоговая сумма этой позиции. Можно ли заключить дополнительное соглашение об устранении арифметической ошибки? Будет ли это считаться нарушением, в части изменения существенных условий контракта?
Внесение изменений в контракт в связи с технической ошибкой 44-ФЗ возможно, только если договор подписали обе стороны и разместили его в Единой информационной системе в изначальном виде. Коррективы в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС. — это фрагмент статьи с портала Госконтракт.
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Здравствуйте Юлия Романовна
При обоюдном соглашении можете исправить техошибку в контракте путем составления допсоглашения согласно
Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.10.2019)
Статья 95. Изменение, расторжение контракта
Путеводители по закупкам. Вопросы применения ст. 95
1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Выражаю признательность за помощь.
По результатам проведения электронного аукциона (далее — аукцион) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, заявкой победителя аукциона по предложенной им цене (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 34, ч. 10 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 44-ФЗ).
В указанном случае контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе (ЕИС) предусмотренного ч. 7 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ и подписанного заказчиком контракта (ч. 8 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ основывается в том числе на положениях ГК РФ. Контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, является гражданско-правовым договором (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, к отношениям по контракту применяются правила ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относится и условие о предмете договора.
Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд является разновидностью купли-продажи (п. 5 ст. 454 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Частью 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 этого федерального закона.
Во всех случаях, не предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ, изменение условий контракта по инициативе одной из сторон или по их соглашению неправомерно и может повлечь за собой административную ответственность (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).
Норм, которые предусматривали бы порядок исправления подобных ошибок, Закон N 44-ФЗ не содержит. Положения ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не регулируют ситуацию, при которой заключенный по результатам аукциона в электронной форме контракт в результате технической ошибки не соответствует условиям, определенным в извещении и документации об аукционе, но и не запрещают в целях устранения допущенного нарушения привести его положения в соответствие с требованиями законодательства РФ (смотрите постановление Четырнадцатого ААС от 29.10.2018 N 14 АП-6896/18).
Кроме того, в ситуации, когда неправильно указана сумма единицы товара и стоимость одной единицы не совпадают с итоговой суммой позиции, по существу имеет место неопределенность в отношении того, по какой стоимости этой позиции товара поставщик обязан передать покупателю (заказчику): по той, которая прямо указано в договоре, или по той, которая указана в техническом задании Иными словами, при описанных обстоятельствах содержание контракта формально свидетельствует о несогласованности условия о стоимости товаре, которое является существенным для купли-продажи.
Единственно возможным способом устранения этой неопределенности, на мой взгляд, является заключение дополнительного соглашения к контракту с указанием корректного (то есть соответствующего извещению о проведении аукциона и документации об аукционе) стоимости этой позиции товара. Такое соглашение, как и контракт, должно быть размещено в ЕИС (ч.ч. 3, 4 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). При этом поскольку контракт уже заключен, он должен быть размещен в первоначальном виде.
В каких случаях допускается изменение существенных и несущественных условий контракта по 44-ФЗ?
Под изменением условий госконтракта по 44-ФЗ понимается внесение корректировок в соглашение между заказчиком и исполнителем. Законодательство допускает изменять существенные и несущественные условия договора, но только в исключительных ситуациях.
В каких случаях допускается
Условия государственного контракта по 44-ФЗ можно разделить на две крупные группы:
- Существенные.
- Несущественные.
Под корректировкой несущественных условий понимается изменение условий, которые не влияют на результат исполнения договора. Законодательство о контрактной системе и Гражданский кодекс не содержат определения несущественных условий.
Исходя из положений Главы 28 Гражданского кодекса, можно сделать вывод о том, что это такие параметры сделки, которые не являются важными для обеих сторон, никак не влияют на исполнение контракта и не требуют получения согласия от них. К таким условиям можно отнести:
- Платежные реквизиты сторон. Заказчик и поставщик могут на вполне законных основаниях изменять расчетные и корреспондентские счета, менять банковскую организацию для перечисления денег.
- Местонахождение учреждения и контактные сведения. Контакты в виде телефона, фактического адреса, электронного адреса можно поменять без предварительного согласия другой стороны.
- Арифметические и орфографические ошибки, которые были допущены при подписании документа. Это опечатки в названии, ФИО должностных и ответственных лиц, неправильные расчеты в спецификации или смете и пр.
Законодательно допускается изменение как несущественных, так и существенных условий как на этапе подписания, так и исполнения госконтракта. Но для этого следует строго придерживаться установленных правил.
По правилам ч. 5 ст. 7.32 КоАП изменение условий контракта и увеличение цены его исполнения, которое привело к росту расходов бюджета, грозит заказчику штрафом в двукратном размере от дополнительно израсходованных средств.
Можно ли изменить существенные условия контракта
В некоторых случаях условия контракта не подлежат изменению. Так, не допускается изменить госконтракт по 44-ФЗ по п. 1 ч. 1 ст. 95 при проведении запроса котировок (это также следует из Писем Минфина от 2017 года №24-03-07/79960, от 2017 года №24-03-07/73936).
Также по общим правилам не допускается изменение существенных условий госконтракта. В 44-ФЗ нет четкого определения того, что можно считать существенными условиями. Указанные данные прописаны только в Гражданском кодексе, на положения которого так же опираются проводимые закупки среди государственных и муниципальных заказчиков.
Согласно ст. 432 Гражданского кодекса, под существенными условиями понимаются условия о предмете договора, а также те, которые названы таковыми в тексте контракта или законодательных актах.
К существенным условиям можно отнести те, без которых договор считается недействительным, а также по которым должно быть достигнуто соглашение сторонами о том, что они являются существенными. В ст. 34 44-ФЗ перечислены некоторые обязательные условия контракта, без которых он будет считаться незаключенным. Поэтому содержащиеся в данной норме условия можно считать существенными.
В целом заказчикам рекомендовано указывать в договоре те условия, которые являются существенными и не подлежат изменению. Это позволяет избегать спорных ситуаций в дальнейшем.
При исполнении госконтракта не допускается изменять такие условия, которые считаются существенными:
- Предмет закупки (в данном случае это конкретное наименование товаров, работ и услуг).
- Объем поставки товаров, работ и услуг.
- Порядок и сроки оплаты.
- Источники финансирования (по письму Минэкономразвития №Д28и-2286 от 2015 года).
- Исполнитель госконтракта (смена исполнителя договора недопустима по ч. 5 ст. 95 44-ФЗ). У данного основания есть одно исключение: если компания-поставщик была реорганизована путем преобразования, присоединения или слияния. В данном случае с учетом ч. 6 ст. 95 44-ФЗ допускается переход прав и обязанностей к новой организации.
- Сроки поставки товара по госконтракту, выполнения работ или оказания услуг.
- Цена контракта (на 10% и более).
- Ответственность сторон (размер штрафных санкций).
- Иные требования, которые были признаны сторонами в качестве существенных.
Так, допускается изменять такие условия, как:
- Цена договора по соглашению сторон без изменения объема поставки или оказанной услуги.
- Цена договора, если уменьшение или увеличение количества товара, объема работы или услуги составляет не более 10%.
- Цена договора, если изменились регулируемые тарифы (например, при закупках газа, воды и пр.).
- Цена и количество товара, сроки выполнения работы или услуги в случае, когда казенному учреждению уменьшили лимиты финансирования.
- Цена договора при изменении перечня услуг в случае лечения гражданина РФ за границей.
- Количество товара на сумму, которая не превышает разницы между ценой госконтракта, предложенной участником, и НМЦК, если право заказчика предусмотрено закупочной или аукционной документацией.
- Качественные, технические и функциональные параметры товара в сторону их совершенствования.
Стоит также обратить внимание на рост НДС до 20% с 2019 года. Поэтому поставщики, которые заключили госконтракты до 2019 года, должны применять новую ставку. Общая стоимость госконтракта при этом должна оставаться неизменной, а налог должен быть увеличен за счет поставщика. Это следует из Письма Минфина №24-03-07/61247 от 2018 года. Указанное требование неприменимо для договоров, которые соответствуют критериям, утвержденным в Постановлении Правительства №1186 от 2013 года.
Для поставщика и заказчика нарушение существенных условий контракта грозит начислением штрафных санкций и пени либо ведет к расторжению госконтракта. Штрафы и пени для заказчиков и поставщиков определяются в соответствии с Постановлением Правительства №1042 от 2017 года.
Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе заказчика из-за нарушения существенных условий может привести к включению информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Что делать, если в документах закупки разные условия?
Бывает, что характеристики товаров или условия исполнения работ в техническом задании не соответствуют тексту из проекта контракта. Как на это реагировать, зависит от того, на каком этапе участник обнаружил разночтения.
На этапе подачи заявки
Разночтения в документах закупки и извещении
Идеальный вариант — заранее внимательно прочитать все документы, которые прилагаются к закупке: извещение, техническое задание, проект контракта, инструкцию по заполнению заявки, обоснование НМЦ и т.д. Например, разночтения могут быть такими:
- В извещении установлено, что закупка только для СМП по 30 ст. 44-ФЗ, а по документации — закупка на общих основаниях.
- В извещении указан один срок подачи заявок, а в документах — другой.
- В ТЗ единицы товары — штуки, а в контракте — упаковки.
- В документах срок оплаты — 30 дней, а в проекте контракта — 240 дней.
Разночтения часто возникают из-за того, что заказчик просто ошибается, копируя условия одной закупки в другую. Обнаружив несоответствия, отправляйте запрос на разъяснения. На официальный запрос заказчик должен ответить в установленный законом срок и внести изменения в документацию. Если времени до окончания подачи заявок останется мало, то срок подачи заявок продлят.
Если не успели в срок, установленный для подачи запроса на разъяснения, остается обращаться в ФАС.
Разночтения в техзадании и разъяснениях заказчика
Как быть, если заказчик согласился с доводами участника в запросе на разъяснения, но ничего не изменил в документах закупки? В ФАС по этому вопросу сложилась однозначная практика: заказчик обязан внести изменения в документацию и продлить срок подачи заявок, иначе он нарушит закон. Даже если в инструкции по заполнению заявки есть фраза «В случае разночтения между данными, указанными в разъяснениях, и данными, указанными в техническом задании, участники должны руководствоваться данными, указанными в техзадании».
Вот одно из решений ФАС в пользу участника закупки.
На этапе подписания контракта
Поставщик готовит заявку на условиях из документации о закупке, а контракт заключают, дополняя эти условия информацией из заявки победителя. Заказчики не имеют права включать в контракт дополнительные пункты, которых не было в извещении о закупке. Но на практике условия в контракте иногда меняются: уменьшают сроки поставки, добавляют новые работы и т.д.
Присланный на подписание контракт не соответствует проекту контракта
Например, в проекте контракта из документов закупки срок поставки товара составляет 30 календарных дней, а в присланном на подписание документе он сократился до 20 дней. Давайте посмотрим, как могут развиваться события.
- Заказчик исправляет ошибку. Если это электронный аукцион, отправьте заказчику протокол разногласий. Дождитесь от него исправленный контракт, проверьте, что он соответствует проекту, и только после этого подписывайте.
- Заказчик отказывается вносить изменения. Заказчик говорит, что у него изменились условия и просит вас пойти на встречу. Но даже если новые условия вас устраивают, не следует соглашаться на них, так как у такого решения могут быть негативные последствия. Если вы подпишите контракт, то другие участники, обнаружив несоответствия, смогут через суд отменить сделку. Если заказчик не исправляет контракт, не соответствующий проекту, рекомендуем обратиться с жалобой в ФАС.
Условия в проекте контракта отличаются от требований в документации
Например, поставщик выиграл электронный аукцион на поставку оборудования, которое по инструкции производителя не относится к технически сложному и не требует монтажа одновременно с поставкой. По техническому заданию заказчик закупал водонагреватели с определенными характеристиками, а условие о монтаже было только в проекте контракта, и участник закупки его не заметил. Рассмотрим, какие тут могут быть варианты.
- Исполнить контракт на предложенных условиях. В этом случае победитель потеряет часть прибыли, выполняя работы, которые не были заложены в предложенную им цену. Убрать монтаж из контракта протоколом разногласий нельзя, так как предмет закупки — это существенное условие контракта, которое нельзя менять.
- . Поставщик может только поставить товар, а заказчику нужен монтаж. Тут два сценария:
- Если победитель не планирует выполнять монтаж, а заказчик — выставлять претензии поставщику, можно расторгнуть контракт по обоюдному согласию. В этом случае победитель не попадет в РНП, а заказчику придется проводить новую закупку.
- Заказчик настаивает на выполнении всех условий контракта, а победитель не может их исполнить. В этом случае придется отказаться от подписания контракта. Это не лучший вариант развития событий, так как победитель потеряет обеспечение заявки и право участвовать в закупках на 2 года.
- Заказчику нужен только товар. Посмотрите, как описан объект закупки в плане-графике, найдите обоснование НМЦ в документах. В вашу пользу сыграет то, что в плане-графике нет условия о монтаже, а на этапе запроса рыночных цен просчитывали только поставку оборудования. Задайте вопрос заказчику, действительно ли нужен монтаж? Может получиться так, что внутреннему заказчику сейчас нужна только поставка, а составитель закупочной документации просто ошибся, скопировав в контракт условие о монтаже из другого контракта на поставку оборудования. Если заказчик согласен только на поставку и вы уверены, что он не передумает после подписания контракта, подписывайте контракт и исполняйте.
После подписания контракта
В этом случае исход событий предсказуем. Раз вы подписали контракт, значит, вы согласились с его условиями. Придется исполнять контракт на новых условиях или расторгать его:
- По соглашению сторон, но маловероятно, что заказчик на это согласится.
- В одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Будьте готовы, что заказчик обжалует ваше решение в суде, и вы его проиграете.
- По решению суда с риском попасть в РНП. Как правило суд в этой ситуации оказывается на стороне заказчика.
Выводы:
- Проверяйте все документы закупки «на берегу».
- Если не заметили каких-то условий в проекте контракта в момент подачи заявок, выполняйте контракт или попробуйте договориться расторгнуть его по соглашению сторон.
- Заказчик не может менять существенные условия контракта. Незаконное включение новые условий можно оспорить в ФАС или в арбитраже.
В следующей статье мы подробнее расскажем о том, в каких ситуациях заказчик может изменить цену контракта.
В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.
Как изменить несущественные условия контракта
В процессе исполнения госконтракта как у заказчика, так и у поставщика могут возникнуть обстоятельства, требующие изменение условий контракта. 44-ФЗ четко определяет правила изменения существенных условий. Но как быть с теми пунктами, которые не попадают под это определение?
Рассмотрим, можно ли вносить изменения в контракт по 44-ФЗ после заключения, и каким образом осуществить возможные корректировки.
Что считать несущественными условиями
Ни закон о контрактной системе, ни гражданское законодательство не дает определение несущественных условий. Отталкиваясь от норм ГК РФ (глава 28), можно дать следующее определение — это параметры госконтракта, которые не являются существенными для данного вида сделки и не требуют согласие каждой из сторон. Другими словами, изменение не существенных условий контракта по 44-ФЗ не влияет на результат исполнения договора.
Какие пункты госконтракта можно исправить без изменения ключевых договорных соглашений? Можно выделить следующие разделы:
- Платежные реквизиты сторон. Как заказчик, так и поставщик в процессе исполнения договора имеют право корректировать расчетные и корреспондентские счета, изменять банк для перечисления денежных средств.
- Местонахождение организаций. Адрес, контактные данные в виде телефона, электронной почты подлежат правке без необходимости получения разрешения другой стороной.
- Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в наименовании организации, в фамилии, имени, отчестве сторон договора, неверные расчеты в спецификации, не совпадающие с ценой контракта.
В зависимости от стадии закупки, изменение условий контракта по 44-ФЗ происходит в различном порядке. Далее рассмотрим, как производится изменение условий в договоре — этапы заключения и исполнения.
Как изменить контракт на этапе заключения
Поставщик направляет заказчику протокол разногласий, указывающий на изменение несущественных условий государственного контракта и причины таких корректировок. К примеру, в связи со сменой местонахождения организации просит раздел «Реквизиты» читать в новой редакции. Если закупка проводилась в электронном виде, то обязательно направление протокола разногласий посредством программно-технических средств оператора торговой площадки. Если у заказчика возникла необходимость несущественных корректировок, то функционал площадок позволяет отозвать контракт на доработку и повторно направить участнику скорректированную версию.
Протокол разногласий или доработанный контракт подлежат ознакомлению на предмет того, существенные правки или нет.
В случае изменения несущественных условий договор заключается. Если поставщик направлял протокол разногласий, заказчик изменяет контракт и доработанную его версию направляет повторно победителю на подпись.
Внесение изменений в контракт в связи с технической ошибкой 44-ФЗ возможно, только если договор подписали обе стороны и разместили его в Единой информационной системе в изначальном виде. Коррективы в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС.
При этом если неточность является несущественной, сторонам лучше ее проигнорировать и подписать договор так, как есть. Если же ошибка существенно влияет на результат контрактных отношений и грозит штрафными санкциями, то сторонам надлежит оформить протокол разногласий и исправить ее.
Например, изменение условий в спецификации на стадии заключения контракта (техническая ошибка при расчетах и проч.) производится после внесения данного договора в реестр контрактов. После обнаружения неточности и регистрации в ЕИС данных о договоре стороны составляют дополнительное соглашение, которым вносят коррективы в договорные условия на этапе заключения отношений.
Как изменить контракт на этапе исполнения
Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон возможно и на этапе исполнения. Аналогично первому случаю повторяются этапы уведомления и анализа предложений по корректировке, а третьим шагом является составление дополнительного соглашения с указанием всех необходимых параметров.
Заказчику в последующем необходимо отразить все сделанные изменения в Единой информационной системе, опубликовав акт корректировки.
Когда существенные условия нельзя изменить
Внесение изменений в контракт по 44-ФЗ по п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ невозможно при проведении запроса котировок (Письма Минфина России от 01.12.2017 № 24-03-07/79960, от 09.11.2017 № 24-03-07/73936).
Также в ходе исполнения договора недопустимо менять источник финансирования, так как это является существенным параметром (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015).
Также не допускается изменение следующих параметров:
- Смена исполнителя договора (ч. 5 ст. 95 44-ФЗ). Исключением является реорганизация поставщика (юридического лица) в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом допускается замена заказчика с переходом всех прав и обязанностей к новой организации-заказчику (ч. 6 ст. 95 44-ФЗ).
- Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, если иное не указано в договоре.
- Корректировка цены контракта более чем на 10 %.