Фз о госзакупках 44 и 223 разница

Содержание

В чем отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ

    On 01.08.2019 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, АГЗРТ, Банковская гарантия, Гособоронзаказ, ЕИС, ЕЭТП, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, медоборуд., РАД, РТС тендер, Сбербанк-АСТ, СМП, Статьи, ФАС, Электронный аукцион, ЭТП

Объем торгов по 44-ФЗ в 10 раз больше торгов по 223-ФЗ, он четко объясняет участникам правила, регламентирует параметры при выборе победителя и поэтому подходит начинающим участникам.

В свою очередь, 223-ФЗ менее строг по регламенту, но более трудоемкий при подготовке документов.

Разберем подробней отличия этих двух законов.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

44-ФЗ 223-ФЗ
Этот закон относится ко всем закупкам госзаказчиков и контролирует все этапы сделки. Пренебрежение правилами грозит серьезными проблемами: для заказчиков – штрафы и отмена уже состоявшихся закупок, для предпринимателей занесение в РНП – реестр недобросовестных поставщиков.

Такие строгие правила позволяют победителю быть уверенным, что контракт с ним будет заключен, а работа и товары – оплачены. Закон 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы закупок для участников. Основное правило: компания обязана лично разработать собственное Положение о закупках. В этом положении должны быть описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Главное, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ – это положение о закупке конкретного заказчика.

Заказчики

44-ФЗ 223-ФЗ
  • Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование
  • Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, за исключением ФГУПов имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан России, обороноспособности и безопасности государства
  • Госкомпании, госкорпорации, публично-правовые компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»
  • Субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.) с долей участия государства выше 50%
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (электро-газо-тепло-водо-снабжение, водоотведение, очистка сточных вод, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов) с долей участия государства выше 50%
  • Автономные учреждения с долей участия государства выше 50%
  • Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов
  • ФГУПы имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан России, обороноспособности и безопасности государства

Поставщики

44-ФЗ 223-ФЗ
Участвовать в закупках и стать поставщиком может любое юридическое или физическое лицо, а также индивидуальный предприниматель.

Преференции участникам

44-ФЗ 223-ФЗ
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики товаров из Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения),
  • субъекты малого предпринимательства,
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

От общего количества закупок, госзаказчики обязаны 15% проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

  • субъекты малого и среднего предпринимательства,
  • приоритет товаров российского происхождения.

Согласно постановлению правительства у субъектов СМП годовой объем закупок по 223-ФЗ должен быть не меньше 18% совокупного годового объема договоров.

Это постановление вступило в силу 1 июля 2015 года для тех заказчиков, у которых годовая выручка более 10 млрд. рублей, а с 1 января 2016 начнет действовать для всех.

Способы закупок

44-ФЗ 223-ФЗ
Существует множество способов отбора победителей:
  • открытые конкурсы (ст.48)
  • конкурсы с ограничением участия (ст.56)
  • двухэтапные конкурсы (ст.57)
  • электронные аукционы (ст.59)
  • запросы ценовых котировок (ст.72)
  • запросы предложений (ст.83)
  • закрытые формы конкурсов (ст.85)
  • аукционы в закрытой форме (ст.86)
  • закупки у единственного поставщика (ст.93).
Обязательны всего два вида процедур:

В Положении о закупках заказчик может определить регламент для любых других способов закупок.

Заказ у единственного поставщика возможен, но для этого нужно отразить основания таких закупок в положении.

Электронные площадки

44-ФЗ 223-ФЗ
Восемь федеральных ЭТП:
  • sberbank-ast.ru «Сбербанк-АСТ»
  • rts-terder.ru «РТС-тендер»
  • roseltorg.ru «ЕЭТП Роселторг»
  • etp.zakazrf.ru «Агентство по заказу РТ»
  • etp-ets.ru «НЭП»
  • gz.lot-online.ru «Российский аукционный дом»
  • 44.tektorg.ru «ТЭК-Торг»
  • gos.etpgpb.ru «ЭТП Газпромбанка»

Заказчик должен выбрать одну из площадок для размещения. Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна. Существует более 300 коммерческих ЭТП.

Самые известные их них:

  • b2b-center.ru «B2B-Center»
  • fabrikant.ru «Фабрикант»
  • zakupki.gazprom.ru «Газпром»
  • newformat.sberbank-ast.ru «Сбербанк-АСТ»
  • b2b-rusnano.ru «Роснано»
  • com.roseltorg.ru «ЕЭТП Роселторг»
  • a-k-d.ru «Аукционный Конкурсный Дом»
  • и множество других…

Каждый заказчик может выбирать самостоятельно любую из них, ограничений нет.

На некоторых ЭТП есть абонентская плата, либо плата за регистрацию на площадке.

Электронная подпись

44-ФЗ 223-ФЗ
Квалифицированная электронная подпись. Зависит от конкретной площадки. Может быть и квалифицированная, и неквалифицированная подпись.

Планирование закупок

44-ФЗ 223-ФЗ
Планирование в два этапа:
  • Составление плана закупок на 3 года
  • Составление плана-графика на один год

Оба документа размещаются в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru.

  • План закупок сроком на один год

Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.

Срок размещения и содержание извещения

44-ФЗ 223-ФЗ
Сроки размещения извещения для каждого способа закупок строго определены. Например:
  • для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней,
  • для запроса предложений – не менее 5 дней и так далее.

Содержание извещение строго регламентируется нормами 44-ФЗ.

Некоторые виды закупок у единственного поставщика могут не предусматривать размещения извещения. Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов – они составляют не менее 20 дней.

Для других способов закупок сроки определяются Положением о закупках.

Сравнение Федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ о госзакупках

По сравнению с законом о закупках 44 фз, Федеральный закон 223-ФЗ имеет ряд преимуществ, позволяющих облегчить участие в государственных закупках. Выбор в пользу последнего нормативного акта бюджетное учреждение может сделать при соблюдении следующих условий:

  • Денежные средства для распоряжения получены в виде грантов от физических и юридических лиц, переданных на безвозмездной основе;
  • Бюджетное учреждение является исполнителем по контракту для привлечения субподрядчиков и поставщиков;
  • Денежные средства для распоряжения получены от юридических или физических лиц в иной, приносящей доход, деятельности.

Различия в общих положениях законов 44-ФЗ 223-ФЗ

При сравнении общих положений в Федеральных законах 44-ФЗ и 223-ФЗ можно выделить различия:

  1. Перечень заказчиков по закону 223-ФЗ шире. Полный перечень приводится в п.2 ст.1 223-ФЗ. К способам закупок по Федеральному закону 44-ФЗ относятся:
    • открытый конкурс;
    • конкурс с ограниченным участием;
    • двухэтапный конкурс;
    • электронный аукцион;
    • запрос котировок;
    • запрос предложений;
    • единственный поставщик (подрядчик, исполнитель);
    • закрытые способы.

    В то время как по закону 223-ФЗ достаточно провести конкурс или аукцион, либо иной способ закупки, предусмотренный Положением о закупках;

  2. Электронная цифровая подпись, согласно Федеральному закону 223-ФЗ должна быть усиленной квалифицированной, а по законe о закупках 44 фз усиленная неквалифицированная;
  3. По нормам Федерального закона 44-ФЗ перечень электронных площадок для размещения заказа строго регламентирован. В ст. 112 законf о закупках 44 фз говорится о том, что проведение электронных аукционов осуществляется на ранее аккредитованных (прошедших отбор) площадках. К ним относятся:
    • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
    • ЗАО «ММВБ — Информационные технологии»;
    • ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»;
    • ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»;
    • ООО «Индексное агентство РТС»

    По закону 223-ФЗ проводить закупки можно через любые электронные площадки;

  4. Комиссия для проведения закупки по Федеральному закону 44-ФЗ создается в обязательном порядке, за исключением случаев, когда закупка ведется у единственного поставщика. По закону 223-ФЗ комиссия обязательно создается при проведении конкурса, либо согласно Положению о закупке. В ситуациях, когда организация одновременно осуществляет закупки по нормам законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, возможно создание одновременно двух комиссий.

Различия 44-ФЗ и 223-ФЗ по информационному обеспечению закупок

В Федеральном законе 44-ФЗ очень много нюансов, касающихся информационного обеспечение закупочного процесса, подготовки необходимой документации и сроков ее предоставления. В законе 223-ФЗ эти нормы также прописаны, но требования к ним не такие высокие. Многие моменты предусматриваются Положением о проведении закупок, которого нет в законе 44-ФЗ.

Планирование закупок

При планировании закупок в обоих нормативных актах необходим план (в 44-ФЗ план-график), который формируется сроком на 1 год и размещается в ЕИС. А дальше идут существенные различия:

  • По федеральному закону 44 фз – на втором этапе планирования необходим план закупок на 3 года с размещением в ЕИС. Нормативные акты, регулирующие их размещение – Приказы Минэкономразвития и Казначейства № 761/20н от 27.12.2011 года и № 182/7н от 31.03.2015 года. Кроме того, определенные закупки, которые осуществляются согласно п. 4,5, 23, 26, 33, 42 ч. 1 ст. 93 нужно показывать укрупненно;
  • По 223-ФЗ – если закупки попадают в категорию п.3 ст.4, то необходим отдельный план закупок на срок от 5 до 7 лет с регистрацией в ЕИС. Его формирование осуществляется согласно Постановлению Правительства № 932 от 17.09.2012 года

Извещения о закупках, их изменениях или отмене

Извещения о закупках и их изменение:

  • По федеральному закону 44 фз – количество дней, в течение которых необходимо опубликовать извещение о проведении закупки или ее изменении, зависит от способа определения поставщика (аукцион, запрос котировок, запрос предложений), либо установления единственного поставщика. Все критерии даны в соответствующих статьях закона;
  • По закону 223-ФЗ – при проведении открытого конкурса или аукциона извещение в единой информационной системе размещается в течение 20 дней до окончания приема заявок. В иных ситуациях необходимо руководствоваться Положением о проведении закупок. В случае внесения изменений в извещении в данном законе рассматривается ситуация, когда нововведения происходят по истечении 15 дней до даты окончания приема заявок. Срок подачи заявок просто продлевается.

Отмена извещения о проведении закупки в Федеральном законе 44-ФЗ регулируется ст. 36. В ней также, в зависимости от ранее выбранного способа определения поставщика (с помощью проведения открытого аукциона, запроса предложений) назначается срок до даты окончания приема заявок, в течение которого данное решение должно быть опубликовано. Если поставщик выбирается в ходе запроса предложений или единственного поставщика, то не проводить закупку не получится. По Федеральному закону 223-ФЗ случаи отмены проведения закупок регулируются Положением о проведении закупок, либо ст.448 ГК РФ.

Обеспечение заявок

По закону 223-ФЗ обеспечение заявки остается на усмотрение заказчика. Если право на него используется, то размер и вид обеспечения устанавливается положением о закупках.

Описание предмета закупки и назначение максимальной цены контракта

Основным отличием, в данном случае, норм закона 44-ФЗ от 223-ФЗ является запрет ссылаться на конкретную торговую марку, фирменное наименование, производителя и т.д. При проведении работ или оказании услуг, если используется какой-то товар можно указать его товарный знак, но с возможность использования эквивалента. Закон 223-ФЗ не запрещает ссылаться на конкретный товар. При расчете максимальной цены контракта по закону 44-ФЗ применяется один из пяти методов, установленных ст.22. По нормам 223-ФЗ заказчик в Положении о закупках приводит свой способ формирования расценок.

Предоставление преимуществ поставщикам

Федеральный закон 44 ФЗ предоставляет преимущества:

  • учреждениям УИС и организациям инвалидов – в отношении предлагаемой ими цены контракта до 15%;
  • субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям – в отношении предлагаемой ими цены контракта не менее 15%.

Федеральный закон 223-ФЗ предоставляет преимущества:

  • субъектам малого и среднего предпринимательства – не менее 18% от всего объема договоров;
  • общий объем договоров закупок, поставщиками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства должен быть не менее 10% от всего всех закупок.

Изменение условий контракта и отчетность по закупкам

Нормы закона 44-ФЗ очень жесткие в отношении любых изменений условий и цены контракта. Они регулируются статье 34. Контракт должен заключаться на условиях, прописанных в документации и извещении. Цена не меняется на протяжении действия исполнения договора, и может быть увеличена при определенных условиях. Закон 223-ФЗ позволяет менять любые условия контракта: объем товаров (работ или услуг), их цену, сроки поставки/исполнения. Отчетность по исполнению контракта должна быть размещена в ЕИС:

  • По законe о закупках 44 фз – в течение рабочих 7 дней после исполнения контракта. Также необходимо разместить отчет до 1 апреля следующего года, если контракт был заключен и исполнен с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям;
  • По 223-ФЗ – не позднее 10 числа месяца, следующим за отчетным. Его форма и состав определяется п.19 ст.4.

Состав реестров для закона 44-ФЗ регулируется ст. 103, а состав договоров для 223-ФЗ – ст. 4.1.

Положения, не предусмотренные законом 223-ФЗ

Законом 223-ФЗ не предусмотрены или предоставлены на усмотрение заказчика, если утверждены в Положении о закупках, положения о:

  • Антидемпинговых мерах;
  • Национальном режиме;
  • Экспертизе товаров, работ или услуг.

В Федеральном законе о закупках 44 фз данные положения регламентированы и обязательны к исполнению.

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ — таблица

Мы подготовили для вас простую и наглядную таблицу с основными отличиями 44-ФЗ от 223-ФЗ. Информация будет полезна как участникам закупок, так и начинающим заказчикам.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

44 Федеральный закон

223 Федеральный закон

Основное отличие и назначение

Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры.

Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).

Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен.

Данный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Работая по 223-ФЗ Заказчики сами разрабатывают Положение о закупках для своей организации.

В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок. Поставщику, желающему участвовать в закупке по 223-ФЗ, необходимо ознакомиться с Положением о закупке у конкретного Заказчика.

Заказчики

Государственные и муниципальные органы;

Орган управления государственным внебюджетным фондом;

Государственные и муниципальные казенные учреждения;

Унитарные предприятия, в случае если закупка проходит за счёт бюджетных средств, а не за счёт прибыли от своей деятельности, грантов и т.д.

Организации с долей участия государства более 50% и все их дочерние предприятия;

Компании, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т.д.);

Организации субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные компании, газовые компании и т.п.);

Бюджетные организации, проводящие закупку за счет внебюджетных средств (собственные средства, средства субподряда, полученные гранты и т.п.).

Поставщики (участники)

Юридические и физические лица, в том числе ИП. Юридические и физические лица, в том числе ИП.

Способы закупочных процедур

Конкурентные способы*:

  • Конкурсы — открытые, с ограниченным участием, двухэтапные, закрытые, закрытые с ограниченным участием, закрытые двухэтапные.
  • Аукционы — электронные и закрытые.
  • Запросы котировок.
  • Запросы предложений.
  • Закрытые закупки в области государственного оборонного заказа.

Неконкуретные способы: закупка у единственного поставщика

* с 01.01.2019 все конкурентные процедуры закупок становятся электронными.

Конкурентные способы:

  • Конкурс.
  • Аукцион.
  • Запрос котировок.
  • Запрос предложений.
  • Закрытые способы закупок.

Неконкуретные способы закупок: закупка у единственного поставщика.

Иные способы закупок Заказчик может выбрать по своему усмотрению. Но они должны быть обязательно обоснованы и отражены в Положении о закупках.

Торговые площадки

9 площадок с бесплатной регистрацией и участием:

  1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  2. АО «Единая электронная торговая площадка».
  3. АО «Российский аукционный дом».
  4. АО «Электронные торговые системы».
  5. АО «ТЭК-Торг».
  6. ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов».
  7. ООО «РТС-Тендер».
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».
  9. ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

Закон не ограничивает заказчиков в выборе ЭТП.

Площадки могут иметь платный и/или бесплатный доступ на своё усмотрение с различными условиями участия.

В настоящее время функционирует около двухсот торговых площадок.

Сроки подачи заявок

Все этапы проведения процедур закупок имеют установленные Федеральным законом сроки, которые обязаны соблюдать, как участники, так и заказчики.

Законом предусмотрены сроки для проведения конкурентных процедур закупок.

Сроки по закупкам у единственного поставщика устанавливаются Заказчиком самостоятельно в Положении о закупках. Участвуя в процедурах по 223-ФЗ нужно обязательно ознакомиться с Положением о закупках конкретного заказчика.

Отчетность заказчика

На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают:

  • Отчеты об исполнении контрактов.
  • Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО.
  • Отчеты и обоснования закупок у Единственного поставщика.
На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают отчеты об общей стоимости:

  • Всех заключенных договоров.
  • Договоров с Единственным поставщиком.
  • Договоров на закупки содержащих государственную тайну.
  • Договоров с СМП и ССП.

Обеспечение контракта

Все случаи установления обеспечения контракта прописаны в Законе о контрактной системе и его подзаконных актах.

Способ обеспечения контракта поставщик выбирает на свое усмотрение, это может быть банковская гарантия или внесение денежных средств на счет заказчика.

Случаи необходимости внесения обеспечения контракта прописываются в Положении о закупках у каждого конкретного Заказчика.

Изменение, расторжение контракта

Существенные условия контракта не могут быть изменены. Условия расторжения и внесения изменений контракта прописываются Заказчиком в документации о закупке и проекте контракта согласно 44-ФЗ.

Возможности изменения условий контракта прописываются в Положении о закупках Заказчиков.

Изменения существенных условий контракта согласуются с поставщиком.

Обжалование действий заказчика

Жалобы на действия заказчика подаются в территориальное отделение ФАС. Все жалобы публикуются на сайте zakupki.gov.ru в течение двух рабочих дней со дня ее принятия. На рассмотрение жалобы отводится пять рабочих дней.

Жалобы на действия заказчика подаются также в территориальное отделение ФАС.

Сроки подачи жалоб прописываются в Положении о закупках заказчика. Рассмотрение жалобы проходит также руководствуясь Положением и ГК РФ.

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ таблица — всё наглядно!

Закупочная деятельность в нашей стране регламентируется двумя основными законами — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для того чтобы разобраться что к чему, поставщикам и заказчикам нужно четко ориентироваться в их различиях и понимать в чем разница.

Федеральный закон №44

Федеральный закон №223

1. Основное отличие и идея 44-ФЗ и 223-ФЗ

Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок — каких-то недомолвок и пробелов здесь не допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика. Поставщик, в свою очередь, может быть уверен, что все заказчики будут действовать исключительно в определенных законом рамках.

Данный закон определяет только основную идею и принципы проведения закупок. Все детали и порядок процедур заказчиком прописывается в Положении. Они, в свою очередь, могут существенно отличаться друг от друга, поэтому поставщикам каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям проведения закупки.

2. Общие положения

Кто является заказчиком

В рамках 44-ФЗ заказчиками выступают:

— государственные и муниципальные бюджетные учреждения;

— унитарные предприятия за исключением тех, которые на правительственном уровне признаны особо значимыми.

Действие 223-ФЗ распространяется на следующих заказчиков:

  • организации, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%;
  • организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (электроснабжение, водоснабжение и так далее);
  • организации, являющиеся субъектами естественных монополий (РЖД, Ростелеком и так далее)
  • унитарные предприятия, признанные государственно важными, также осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов;

Федеральным законом №44 регламентировано довольно большое количество закупок:

  • конкурсы: открытый, двухэтапный, с ограниченным участием (статьи 48, 57 и 56 соответственно);
  • электронный аукцион (статья 59);
  • запрос предложений (статья 83);
  • запрос котировок (статья 72);
  • закупка у единственного поставщика (статья 93);
  • закрытые способы проведения закупок (статьи 84-92).

223-ФЗ, в соответствии с частью 3 статьи 3, предусматривает только два обязательных вида закупок:

Однако в положении каждый заказчик может определять регламент для любых других способов закупок.

Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:

  • www.roseltorg.ru (ОАО «ЕЭТП»);
  • www.sberbank-ast.ru (ЗАО «Сбербанк-АСТ»);
  • www.etp-ets.ru (АО «Электронные торговые системы»);
  • www.etp.zakazrf.ru (ГУП «Агентство по заказу РТ»);
  • www.rts-tender.ru (ООО «РТС-тендер»).
  • www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)

Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.

3. Информационное обеспечение закупок:

положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок

Положение о закупках

Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.

44-ФЗ предусматривает два этапа планирования:

— составление плана закупок сроком на 3 года;

— составление плана-графика сроком на один год.

Оба документа размещаются в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru. Их сроки размещения, а также правила оформления определяются соответствующими постановлениями.

223-ФЗ предусматривает формирование единственного документа — плана закупок сроком на один год. Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. Правила оформления планов закупок по 223-ФЗ и сроки их размещения регламентируются соответствующими постановлениями.

Сроки размещение и содержание извещения

44-ФЗ строго определяет сроки размещения извещения для каждого способа закупок. Так, например, для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней, для запроса предложений — не менее 5 дней и так далее.

Содержание извещение также строго регламентируется нормами закона.

Единственный способ, для которого размещение извещения не предусмотрено — НЕКОТОРЫЕ виды закупок у единственного поставщика.

Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов — они составляют не менее 20 дней. В остальных случаях временные интервалы определяются заказчиком самостоятельно, информация о них прописывается в Положении.

Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением.

Место размещения извещения

Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке.

Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке.

Внесение изменений в извещение и отмена закупки

Изменения в установленные законом сроки, можно вносить в любые извещения, за исключением извещений о проведении запроса предложений и закупки у единственного поставщика.

Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев.

Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках.

Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.

Информация, которая должна содержаться в документации для каждого вида закупок Федеральным законом №44 определяется индивидуально. Пространства для импровизации у заказчиков нет.

Информация, которая должна содержаться в документации, определяется частью 10 статьи 8 и Положением и закупке

4. Особые условия в рамах Федеральных законов

Обеспечение исполнения заявки/контракта

Для аукционов и конкурсов устанавливается в обязательном порядке. В остальных случаях — это право, а не обязанность заказчика.

Обеспечение может быть предоставлено в двух формах: путем перечисления денежных средств или банковской гарантией (за исключением электронного аукциона, где предусмотрены только наличные). Выбор способа всегда остается за поставщиком.

Необходимость внесения обеспечения всегда остается на усмотрение заказчика. Способы обеспечения могут быть различными и определяются в Положении о закупках.

Применение антидемпинговых мер предусмотрено статьей 37

Антидемпинговые меры законом не предусмотрены, однако каждый заказчик вправе обозначить их в Положении о закупках

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

Осуществляется в обязательном порядке одним из предусмотренных статьей 22 методов: сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, затратным или проектно-сметным.

Не осуществляется в обязательном порядке.

Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций

Для всех заказчиков должны составлять не менее 15% от общего годового объема закупок

Норма составляет не менее 10% и применяется только к тем заказчикам, годовой объем закупок которых составляет более 2 миллиардов рублей.

5. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения контрактов

Заключение и изменение контракта

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией. Его изменение предусматривается только в установленных законом случаях и касается преимущественно несущественных условий.

Заказчик вправе по своему усмотрению вносить изменения в договор/контракт и менять практически все — от цены и сроков до несущественных условий. Пределы изменений устанавливаются в Положении о закупках индивидуально каждым заказчиком

Чем 44-ФЗ отличается от 223-ФЗ: наглядное сравнение в таблице

Таблица отличий 223 ФЗ и 44 ФЗ — это наглядное сравнение двух законов, по которым проводят закупки бюджетные организации и компании с госучастием. В них используют похожую терминологию, а это путает начинающих поставщиков и приводит к глупым ошибкам.

Что регулирует 44-ФЗ

В этом нормативном акте заложены правила, по которым государственные и муниципальные заказчики должны приобретать различные товары и услуги. Это называется контрактной системой. Закон вступил в силу 05.04.2013 и состоит из восьми глав.

С 01.01.2019 законодатели внесли в тексты 44 ФЗ, 223 ФЗ очередные изменения. Для большинства закупок стала обязательной электронная форма, и лишь для отдельных случаев оставлен бумажный вид. С этого момента участникам торгов следует быть зарегистрированными в ЕИС (Единой информационной системе в сфере закупок). Это бесплатная процедура, регистрация действует три года. Изменения затронули и порядок аккредитации участников на торговых площадках.

Что регулирует 223-ФЗ

В законе содержатся правила по проведению закупок для естественных монополий, госкорпораций и т. д. На первый взгляд, правила по 44 ФЗ, по 223 ФЗ очень похожи. Но при более внимательном изучении этих нормативных актов можно разобраться, чем отличается 44 ФЗ от 223 ФЗ. Последний дает участникам определенную свободу. Они вправе прописывать свои условия для проведения торгов, выбирать варианты закупок. 223-ФЗ направлен на поддержку малых предприятий, развитие тендерной системы в целом.

В чем разница 44 и 223 ФЗ

Изложить содержание, а также кратко рассказать о похожих моментах и различиях этих двух законов довольно сложно. Бывают ситуации, когда применяются сразу оба. Для удобства мы собрали из 44-ФЗ и 223-ФЗ отличия в таблице. Причем, чтобы было проще разобраться, весь материал разделили на этапы проведения процедуры. Вот таблица отличий между 44 ФЗ и 223 ФЗ для «чайников».

ФЗ № 223
  • государственные и муниципальные органы власти, казенные учреждения;
  • орган, управляющий внебюджетным фондом государства;
  • Роскосмос, Росатом;
  • бюджетные организации и унитарные предприятия, если расходуют на продукцию средства из бюджетов.
  • предприятия, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50 %;
  • юридические лица, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн руб. с поддержкой государства;
  • естественные монополии;
  • унитарные предприятия, бюджетные организации, закупающие продукцию за счет своих собственных средств, в качестве субподряда либо за счет грантов.
  • юридические лица (не имеющие статус офшорных компаний);
  • физлица и ИП.

Заказчик тендера может в документации к некоторым закупкам (например, средств для реабилитации инвалидов) установить право заключить контракт одновременно с несколькими участниками торгов.

  • коллективные участники;
  • юрлица и физические лица, а также индивидуальные предприниматели.
  • учреждения и предприятия УИС;
  • организации инвалидов.

Для СМП и СОНКО законом установлены правила: 15 % от общего объема закупок за год эти организации обязаны делать именно у таких поставщиков.

Субъекты малого и среднего предпринимательства. Нормы установлены в ПП № 1352 от 11.12.2014.
  • электронный аукцион;
  • конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный и все эти виды в электронной форме);
  • закрытые процедуры (конкурсы всех видов и аукционы как в электронной форме, так и в режиме офлайн);
  • запрос котировок (офлайн и в электронной форме);
  • закупка у единственного поставщика;
  • запрос предложений.
  • закрытая конкурентная закупка;
  • конкурентная закупка, организованная в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства;
  • конкурентная закупка, организованная в форме аукциона, конкурса, запроса котировок и предложений;
  • закупка продукции у единственного поставщика;
  • прочие способы, которые указаны в Положении.
Требования к площадкам (в том числе и к специализированным для закрытых процедур) утверждены ПП № 656 от 08.06.2018. А сам список площадок перечислен в РП № 1147-р от 12.07.2018. Среди них:

  • «РТС-тендер»;
  • «Электронные торговые системы»;
  • «Российский аукционный дом»;
  • ЕЭТП;
  • ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
  • «Сбербанк-АСТ»;
  • «Электронная торговая площадка Газпрома» (ЭТП ГПБ);
  • «ТЭК-Торг».
Заказчики обязаны размещать свои тендеры среди субъектов МСП на тех же площадках, что и по № 44.

Остальные закупки разрешено публиковать на любых электронных площадках.

Сроки задаются в законе. Задаются конкретные сроки только для конкурентных закупок. Если сделка заключается с единственным поставщиком, то срок указывает сам заказчик в Положении.
Для визирования документов используют усиленную квалифицированную подпись (ст. 4 № 44). Она применяется на восьми федеральных площадках. Также необходима усиленная квалифицированная ЭЦП (ч. 5 ст. 3.3 закона). Ее используют на всех восьми федеральных площадках, а также на коммерческих (их около 170).

Более подробную информацию о пакете могут дать специалисты в удостоверяющем центре в момент получения ЭЦП.

Обеспечивать заявку необходимо для конкурсов и аукционов при заявленной НМЦК более 1 млн рублей.

Для исполнения контракта обеспечение всегда обязательно (кроме ситуаций, перечисленных в ч. 2 ст. 96, где обеспечение — это право заказчика).

Способами могут выступать:

  • денежные средства;
  • банковская гарантия.

До 30.06.2019 обеспечить заявку можно только деньгами со спецсчета.

Для конкурентных закупок обеспечивать заявку не нужно, если НМЦК — менее пяти млн рублей.

В противном случае заказчик может выдвигать такое требование (это его право), но не более чем на 5 % от НМЦК.

Для обеспечения договоров правила устанавливает заказчик в Положении.

Каждый участник тендера должен подтвердить свою добросовестность или предоставить увеличенное обеспечение контракта, если снизил начальную цену больше чем на 25 %. Заказчик имеет право установить требования для борьбы с демпингом в Положении.
Необходимо для каждой процедуры. Это правило устанавливается в ст. 22. Требуется ли обоснование НМЦК и какими именно способами, прописывает заказчик в Положении. Если Положение не будет вовремя опубликовано в ЕИС, то обосновывать начальные цены заказчику придется уже по 44-ФЗ (ст. 22).
  • об исполнении контрактов (а также их отдельных этапов);
  • о закупках у СОНКО и СМП;
  • сводный аналитический отчет (куда должны входить результаты мониторинга госзакупок);
  • обоснование закупки у единственного поставщика;
  • о количестве продукции, которая приобреталась в рамках СПИК (специального инвестиционного контракта).
Годовые и ежемесячные отчеты:

  • о закупках высокотехнологической и инновационной продукции;
  • о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Существенные условия контракта менять нельзя. В установленных законом случаях (ч. 1 ст. 95) изменять условия можно по соглашению сторон.

Каким образом контракт расторгают:

  • при одностороннем отказе любой из сторон;
  • по соглашению сторон;
  • на основании решения суда.
Что можно менять в контракте:

  • количество;
  • объемы;
  • сроки исполнения условий.
Читайте также:  Как пенсионерам продать квартиру
Ссылка на основную публикацию

detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]