Закон о страховых взносах на 2018
Содержание
- 1 Закон о страховых взносах на 2018
- 1.1 Страховые взносы работодателей: новшества-2018
- 1.2 Закон о страховых взносах в ПФР и ФСС
- 1.3 Новый законопроект об общеобязательных страховых взносах
- 1.4 Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 138-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»»
- 1.5 Комментарии Российской Газеты
- 1.6 Обзор изменений по страховым взносам с 2018 года
- 1.7 Новая формула расчёта доли доходов на УСН для пониженного тарифа
- 1.8 Повышение предельной базы
- 1.9 Общий тариф продлён на 2020 год
- 1.10 Несдача расчёта по взносам: новые основания
- 1.11 Дополнены контрольные соотношения показателей единого расчёта по взносам
- 1.12 Изменения в форму расчёта по взносам
- 1.13 Новые регионы в пилотный проект ФСС не войдут
- 1.14 Дайджест всех изменений по страховым взносам-2018
- 1.15 Поправки к статье 420 НК РФ: объект обложения
- 1.16 Поправки к статье 421 НК РФ: база
- 1.17 Поправки к статье 422 НК РФ: суммы, не подлежащие обложению
Страховые взносы работодателей: новшества-2018
Основные тарифы те же, а предельные базы вновь подросли
Увеличения тарифов взносов никто и не ожидал. Ведь еще в прошлом году было известно, что общие тарифы останутся неизменными вплоть до конца 2019 г. Теперь же действие прежних тарифов продлили до конца 2020 г. ст. 426 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018) А вот предельные базы по сравнению с 2017 г. увеличились довольно значительн о пп. 4— 6 ст. 421 НК РФ; Постановление Правительства от 15.11.2017 № 1378 :
• для взносов на ОПС — с 876 000 руб. до 1 021 000 руб., то есть на 145 000 руб.;
• для взносов на ВНиМ — с 755 000 руб. до 815 000 руб., то есть на 60 000 руб.
ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2018 Г.
Сумма выплат на одного работника нарастающим итогом с начала года | Основной тариф страховых взносов | Пониженные тарифы страховых взносов |
Взносы на ОПС пп. 1, 3— 5 ст. 421, п. 1 ст. 426, п. 2 ст. 427 НК РФ | ||
В пределах 1 021 000 руб. | 22% | От 0 до 20% (в зависимости от категории плательщика взносов) |
Свыше 1 021 000 руб. | 10% | Взносы не начисляются |
Взносы на ВНиМ пп. 1, 3— 5 ст. 421, п. 2 ст. 426, п. 2 ст. 427 НК РФ | ||
В пределах 815 000 руб. | 2,9% | От 0 до 2% (в зависимости от категории плательщика) |
Свыше 815 000 руб. | Взносы не начисляются | |
Взносы на ОМС п. 1 ст. 421, п. 3 ст. 426, п. 2 ст. 427 НК РФ | ||
Не ограничена никакими пределами | 5,1% | От 0 до 4% (в зависимости от категории плательщика) |
Дополнительные тарифы взносов для определенных категорий плательщиков остались такие же, как и в 2017 г. Эти взносы надо начислять со всех выплат в пользу отдельных категорий работников независимо от их годовой величин ы статьи 428, 429 НК РФ .
Тарифы взносов «на травматизм» на 2018 г. также менять не будут. Проект закона об этом Госдума уже одобрила в трех чтения х законопроект № 274622-7 ; ст. 1 Закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ ; ч. 1 ст. 21 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ ; ст. 1 Закона от 19.12.2016 № 419-ФЗ .
Все «интеллектуальные» выплаты будут облагаться взносами
В 2017 г. и ранее в объект обложения взносами на ОПС и ОМС входили выплаты физлицам по договорам об отчуждении исключительного права и по лицензионным договорам о предоставлении права использования только произведений науки, литературы, искусств а подп. 3 п. 1, п. 4 ст. 420 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2018) . А взносы на ВНиМ с них не уплачивались, так же как и с выплат по ГПД подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2018) .
Выплаты по договорам о передаче других прав не были объектом обложения взносами. Так, в 2017 г. Минфин и ФНС разъясняли, что не нужно облагать взносами, в частности, вознаграждение:
• по договору об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ Письмо Минфина от 09.06.2017 № 03-15-05/36269 ;
• по лицензионному договору на распространение программного обеспечени я Письмо ФНС от 07.02.2017 № БС-4-11/2190 ;
• по договору неисключительной лицензии на использование изобретени я Письмо Минфина от 09.06.2017 № 03-15-06/36123 .
В перечне оснований, по которым РСВ будет считаться непредставленным, пополнение
Поправками предусмотрено, что с 01.01.2018 объектом обложения взносами стали выплаты за отчуждение и использование практически всех прав на результаты интеллектуальной деятельности (указанные в подп. 1— 12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ) подп. 3 п. 1, п. 4 ст. 420 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018) . А это означает, что теперь взносы на ОПС и ОМС надо исчислять на выплаты физлицам, если они передают вам любые результаты своей интеллектуальной деятельности — и по договорам об отчуждении исключительных прав, и по лицензионным договорам.
Исчислять взносы на ОПС и ОМС со всех «интеллектуальных» выплат надо с разницы между доходами и документально подтвержденными расходами физлиц а п. 8 ст. 421 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018) .
Если же человек не может документально подтвердить расходы, ему можно предоставить вычет в процентах от начисленного дохода. Он составляет, наприме р п. 9 ст. 421 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018) :
• при создании программ ЭВМ, баз данных — 20% от дохода;
• при создании полезных моделей, топологий интегральных микросхем, фонограмм — 30% от дохода.
Взносы на ВНиМ в 2018 г. с «интеллектуальных» выплат по-прежнему не начисляю т подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018) .
В НК прописали новые основания, когда расчет не примут
Но прежде чем о них говорить, напомним, что в 2017 г. было всего два основания, когда расчет по взносам считался непредставленны м п. 7 ст. 431 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2018) :
• либо в разделе 3 указаны недостоверные персональные данные физлица — ф. и. о., СНИЛС, ИНН;
• либо не соблюдалось утвержденное ФНС контрольное соотношение по равенству сумм взносов на ОПС (исходя из базы, не превышающей предельную величину) из разделов 3 по всем работникам и суммы взносов на ОПС по организации в целом в подразделе 1.1 приложения № 1 к разделу 1 расчет а Письмо ФНС от 30.06.2017 № БС-4-11/12678@ .
Новые основания для отказа в приеме расчета действуют уже при представлении расчета по взносам за 2017 г.
Эти основания и остались. Но с 01.01.2018 к ним добавились новые ошибки, при наличии которых налоговики вправе отказать в принятии расчета.
Во-первых, расчет не примут, если есть ошибки в числовых показателях раздела 3 (в суммах выплат, базы, взносо в) п. 7 ст. 431 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018) . Правда, как налоговики при приеме расчета могут узнать, что вы указали, например, ошибочную сумму выплат работнику, непонятно. Вероятно, отказ будет, только если не сойдется арифметика в расчете.
Во-вторых, расчет не примут, если просуммированные числовые показатели разделов 3 по всем физлицам не совпадут с данными по организации в целом, отраженными в подразделах 1.1 (взносы на ОПС по основным и пониженным тарифам) и 1.3 (взносы на ОПС по доптарифам) приложения № 1 к разделу 1 расчет а п. 7 ст. 431 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018) .
Кстати, ФНС уже утвердила новые контрольные соотношения для проверки расчет а Письмо ФНС от 13.12.2017 № ГД-4-11/25417@ . Подробнее об этом читайте на с. 70 этого номера.
Как и прежде, при обнаружении ошибки налоговики сначала направят вам уведомление о том, что расчет не считается представленным. И дадут время на исправление ошибочных данны х п. 7 ст. 431 НК РФ :
• либо 5 рабочих дней со дня направления уведомления, если расчет вы сдали электронно;
• либо 10 рабочих дней со дня направления уведомления, если расчет вы сдали на бумаге.
Если вы в этот срок уложитесь, тогда расчет будет считаться представленным в тот день, когда вы сдали его с ошибкам и п. 7 ст. 431 НК РФ .
А вот если не успеете, тогда придется платить штраф за несвоевременную сдачу расчет а п. 1 ст. 119 НК РФ .
Названия видов деятельности в НК и ОКВЭД2 теперь одинаковые
Вкратце напомним суть проблемы. После того как страховые взносы переехали в НК, многие упрощенцы с 01.01.2017 лишились права на пониженные тарифы. И что самое обидное, произошло это только лишь по технической причине. Названия льготных видов деятельности в НК не совпали с их названиями в ОКВЭД2, который начал действовать с 01.01.2017 Постановление Госстандарта от 06.11.2001 № 454-ст (ред., действ. до 01.01.2017); Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст ; подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ .
О том, у каких упрощенцев возникли проблемы с применением пониженных тарифов взносов, мы рассказывали:
Например, пониженных тарифов лишились турагенты, упрощенцы, которые вели ветеринарную деятельность, занимались ремонтом судов и их техобслуживанием, ремонтом электрического оборудовани я Письма Минфина от 09.11.2016 № 03-11-06/2/65561 ; ФНС от 14.07.2017 № ГД-4-11/15914 .
В 2017 г. выходили разные Письма Минфина и ФНС. Одни запрещали платить взносы по пониженным тарифам, другие отсылали плательщиков в Минэкономразвития, поскольку это ведомство разъясняет, как применять ОКВЭД Письма Минфина от 17.02.2017 № 03-15-06/9121 , от 03.05.2017 № 03-15-06/26922 , от 09.06.2017 № 03-15-05/36263 , от 29.06.2017 № 03-15-05/41111 , от 17.08.2017 № 03-15-06/52874 ; ФНС от 04.08.2017 № СА-4-11/15343 .
А в конце 2017 г. Минфин согласился с тем, что замена одного классификатора на другой не должна лишать упрощенцев права на пониженные тарифы, если они продолжают вести тот же вид деятельности, что и в 2016 г. И обнадежили будущими поправками в НК на этот счет Письма Минфина от 13.10.2017 № 03-15-07/66964 (доведено до налоговых инспекций Письмом ФНС от 25.10.2017 № ГД-4-11/21578@ ), от 23.10.2017 № 03-15-05/69304 , от 23.10.2017 № 03-15-06/69302 .
Упомянутые в статье Письма Минфина можно найти:
И чиновники не обманули: поправки вступили в силу 27 ноября 2017 г. и их действие распространили на правоотношения, возникшие с 01.01.2017 пп. 1, 9 ст. 9 Закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ . В гл. 34 НК в статье, регулирующей порядок применения пониженных тарифов, появились такие же названия видов деятельности, как и в ОКВЭД2. То есть «проблемные» виды деятельности теперь там прямо перечислены.
Примеры таких видов деятельности приведены в таблиц е подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018) .
Название в НК вида деятельности, по которому в 2017 г. у упрощенца были проблемы с применением пониженных тарифов взносов | Код по ОКВЭД2 |
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях | 21 |
Производство электрического оборудования | 27 |
Производство медицинских инструментов и оборудования | 32.5 |
Ремонт и монтаж машин и оборудования | 33 |
Деятельность ветеринарная | 75 |
Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма | 79 |
Деятельность фитнес-центров | 93.13 |
О готовящихся в НК поправках для упрощенцев и необходимости подачи в связи с их принятием уточненных расчетов по взносам читайте в интервью со специалистом ФНС:
Казалось бы, упрощенцам с «проблемными» видами деятельности уже можно сдать уточненки за 2017 г., указав в них пониженные тарифы вместо основных. И соответственно, излишне уплаченные взносы на ОПС зачесть в счет будущих платежей, а излишне уплаченные взносы на ОМС и ВНиМ вернуть. Однако торопиться не стоит. Помимо этой благоприятной поправки, есть другая — изменился порядок определения доли льготных доходов в общем объеме доходо в п. 6 ст. 427 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018) . И здесь не все однозначно, поэтому мы задали вопрос специалисту Минфина. Эту тему рассмотрим в следующем номере.
Закон о страховых взносах в ПФР и ФСС
До 1.01.2017 г. порядок оплаты, вопросы по суммам платежей, исчислению, перечислению их в ПФР, ФСС, ФФОМС регулировал ФЗ 212 « О страховых взносах» от 24.07.2009 года.
Законопроект неоднократно менялся. Последняя редакция его датируется 23.06.2016.
Объект рассмотрения | Обзор основных изменений ФЗ № 212
(последняя редакция 23.06.2016) |
Сроки подачи 4 ФСС и РСВ-1 | Перенос дат на 20 и 25 числа в конкретных случаях |
Лимиты по страховым платежам | В ФФОМС отменили, а ПФР и ФСС установили отдельные лимиты по взносам для каждого фонда |
Рассрочка и отсрочка по общеобязательным страховым платежам | Право не рассрочку (отсрочку) по всем страховым платежам реализуется только при наступлении крайних обстоятельств |
Круг обязанных лиц | Сдавать отчетность обязали плательщиков со среднесписочной численностью больше 25 работников |
Фиксированная величина для ИП | Размер ее вырос |
Пособия, необлагаемые взносами | Отменили исчисление страховых платежей с пособий, размер которых равняется трехкратной средней зарплате либо шестикратному заработку работников Крайнего Севера |
Продление выездной проверки | До 4—6 месяцев |
Уплата взносов ОПС, ОМС с заработка иностранцев | Отчисления производятся не зависимо от срока действия заключенного трудового соглашения с ними |
После того, как федеральный закон № 212 утратил силу, точнее, начиная с текущего года, большая часть его полномочий перешла к Налоговому кодексу. Теперь плательщики общеобязательных взносов по страхованию руководствуются регламентом гл. 34 НК РФ «Страховые взносы». Она была введена 3.07.2016 сообразно ФЗ № 243, а вступила в силу с 1.01.2017.
Федеральный закон № 243, включающий 5 статей, нацелен на перевод правовой части в отношении страховых платежей в ФНС. Таким образом, в текущем и новом году администрирование общеобязательных страховых взносов по медицинскому, пенсионному, социальному страхованию будет осуществляться посредством главы 34 НК РФ (Читайте также статью ⇒ Процент страховых взносов в 2020 году).
Новый законопроект об общеобязательных страховых взносах
Правовое регулирование по части страховых взносов на данный момент продолжает совершенствоваться. Причем в процессе доработки учитываются действующие нормы налогового законодательства вкупе с утратившими силу положениями ФЗ № 212.
Правительством рассматривается новый законопроект, который предусматривает внесение в НК РФ ряда поправок, новых предложений. Планируется:
- Определить фиксированную величину платежей для ИП, которые платят сборы за себя, закрепить ее в НК РФ (при годовом доходе до 300 000 руб.).
- Если доход ИП превысит 300 000 руб. за год, то обязать ИП заплатить, помимо фиксированной величины, 1% с превышенной суммы годовой прибыли.
- Аннулировать привязку фиксированной величины от установленного минимума, МРОТ.
- Закрепить ежегодную индексацию фиксированного размера платежа.
- Установить фиксированный размер платежа для ОПС—26 545 руб., для ОМС—5 840 руб.
- Ввести новые лимиты для общеобязательных страховых взносов: 1 021 руб. — для ОПС, 815 руб. — для страхования по болезни и материнству.
- Разработать и утвердить новый бланк РСВ.
Даже если планируемые изменения будут одобрены, а законопроект подписан, все нововведения вступят в силу только со следующего года. До конца текущего 2017 г. отчитываться нужно по ныне действующей форме, а не новому РСВ. Калькуляцию общеобязательных платежей также следует производить с учетом текущих лимитов, фиксированных сумм по страхованию (Читайте также статью ⇒ Срок уплаты страховых взносов в 2020).
Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 138-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»»
Комментарии Российской Газеты
Принят Государственной Думой 22 мая 2018 года
Одобрен Советом Федерации 30 мая 2018 года
Внести в Федеральный закон от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1943; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 29, ст. 4291; 2012, N 31, ст. 4322; 2014, N 11, ст. 1098; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6155) следующие изменения:
1) в части 1 статьи 4 слова «по месту его жительства» исключить;
2) часть 2 статьи 6 изложить в следующей редакции:
«2. При самостоятельной уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию застрахованное лицо не позднее 20 рабочих дней со дня окончания квартала, в котором осуществлена такая уплата, вправе представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации копию документа, подтверждающего уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, или направить такой документ в форме электронного документа (электронного образа документа) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.»;
3) в части 2 статьи 10 слова «копий платежных документов» заменить словами «сведений об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию»;
4) части 1 и 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:
«1. Пенсионный фонд Российской Федерации до 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений. Форма и правила составления указанной заявки утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае необходимости Пенсионный фонд Российской Федерации направляет дополнительную заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений в срок не позднее трех месяцев со дня направления предыдущей заявки о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений.
2. Средства на софинансирование формирования пенсионных накоплений переводятся в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, в срок, который не может превышать 10 рабочих дней, следующих за днем получения соответствующей заявки о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений, за исключением случаев, если исполнение такой заявки требует внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. В случае внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части увеличения бюджетных ассигнований, предусмотренных на софинансирование формирования пенсионных накоплений, указанные средства переводятся в срок, который не может превышать 15 рабочих дней, следующих за днем вступления в силу федерального закона о внесении указанных изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.»;
5) статью 15 изложить в следующей редакции:
«Статья 15. Передача на инвестирование средств федерального бюджета, направленных на софинансирование формирования пенсионных накоплений
1. Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование формирования пенсионных накоплений и поступившие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам не позднее 10 рабочих дней со дня получения средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений.
2. Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и переданные управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, инвестируются в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» и Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».».
Президент Российской Федерации В. Путин
Обзор изменений по страховым взносам с 2018 года
Каждому бухгалтеру и ИП просто необходимо знать, что новое в страховых взносах в 2018 году ожидает их. Наш материал посвящён анализу изменений главы 34 Налогового кодекса РФ.
Новая формула расчёта доли доходов на УСН для пониженного тарифа
С 1 января 2018 года Закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее – Закон № 335-ФЗ) с изменениями в Налоговый кодекс РФ обязал некоторые организации на упрощёнке по-новому считать долю доходов для применения пониженного тарифа страховых взносов.
Данные изменения по страховым взносам с 2018 года скорректировали правила расчета доли доходов для признания вида деятельности организации основным (п. 6 ст. 427 НК РФ в новой редакции). Нужно по-прежнему сумму таких доходов делить на общий размер доходов. Но внесено важное уточнение: в общий размер доходов (т. е. знаменатель формулы расчета) нужно включать доходы, которые предусмотрены ст. 251 НК РФ. То есть, не формирующие налоговую базу.
Пока не ясно, можно ли включать их в доходы от льготируемого вида деятельности (т. е. в числитель формулы расчета). Такой вопрос возникает, например, у организаций медицинского профиля при учете платы за услуги в рамках ОМС.
Важно, что данные поправки распространяются на 2017 год и для некоторых фирм они сыграют в худшую сторону. Значит, для них эти изменения обратной силы не имеют. Их следует применять только с периода 2018 года.
Уточнение формулы расчёта доли доходов может ухудшить положение упрощенцев в следующих ситуациях:
1. Есть доходы, которые названы в ст. 251 НК РФ, но они не имеют отношения к льготируемой деятельности (например, получен кредит) и не учтены ранее в формуле расчета. По новым правилам придётся уточнить расчет по страховым взносам. Кроме того, доля доходов может не достигнуть 70%, и придется пересчитывать взносы по общему тарифу.
2. Есть доходы, которые названы в ст. 251 НК РФ, они относятся к льготируемому виду деятельности, учтены в числителе и в знаменателе формулы расчета. Если толковать изменения буквально, доходы из указанно статьи нужно приводить только в знаменателе (хотя Минфин допускал учитывать их и в числителе, и в знаменателе – письмо от 10.10.2017 № 03-15-06/66041).
Повышение предельной базы
Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 года № 1378 увеличило предельные базы страховых взносов на 2018 год.
По больничным листам и материнству лимит для начисления взносов с 01.01.2018 подрос с 755 до 815 тысяч рублей. А по взносам на ОПС – с 876 тысяч до 1 млн 21 тысячи рублей.
Три главных правила для предельных баз:
1. Взносы по болезням и материнству не начисляют, если достигнут предел базы.
2. Взносы на ОПС при достижении лимита взимают по сниженному тарифу – 10 вместо 22%.
3. Для взносов на ОМС лимита базы нет с 2015 года. Их начисляют независимо от размера выплат с начала года.
Общий тариф продлён на 2020 год
Сразу скажем, что ставки страховых взносов в 2018 году остались на прежнем уровне (ст. 425 и 426 НК РФ). Это 30 процентов, которые включают:
- 22% – взносы на ОПС;
- 5,1% – взносы на ОМС;
- 2,9% – взносы на соцстрах.
Изменение с 2018 года заключено в том, что на основании Закона от 27.11.2017 № 361-ФЗ общая ставка 30% будет действовать по 2020-й год включительно (ст. 425, 426 НК РФ).
Несдача расчёта по взносам: новые основания
Закон № 335-ФЗ с 1 января 2018 года ввёл в абзац 2 п. 7 ст. 431 НК РФ новые основания для признания единого расчета по взносам несданным. Штраф будет, если по каждому застрахованному есть ошибки в следующих строках Раздела 3, посвященного детализации сумм выплат и начисленных на них взносов:
Строка | Показатель |
210 | Размер выплат и иных вознаграждений за каждый из последних 3-х месяцев отчетного или расчетного периода |
220 | База для взносов на ОПС в рамках предельной величины за эти же месяцы |
240 | Исчисленные взносы на ОПС в рамках предельной величины за эти же месяцы |
250 | Результат по строкам 210, 220 и 240 |
280 | База для исчисления пенсионных взносов по доптарифу за каждый из последних 3-х месяцев отчетного или расчетного периода |
290 | Размер исчисленных пенсионных взносов по доптарифу за эти же месяцы |
300 | Результат по строкам 280 и 290 |
Вот эти графы в форме самого расчёта:
Учтите, что суммарные показатели в перечисленных строках по всем физлицам должны соответствовать сводным данным в Подразделах 1.1 и 1.3 расчёта по взносам.
Дополнены контрольные соотношения показателей единого расчёта по взносам
Избежать ошибок в расчёте по взносам и проверить правильность его заполнения помогут дополненные контрольные соотношения, которые ФНС утвердила письмом от 13 декабря 2017 года № ГД-4-11/25417. Их обновление связано с расширением перечня оснований для непринятия расчетов.
Дело в том, что с 01.01.2018 при приеме первичного либо уточненного расчета по страховым взносам налоговики контролируют не только несоответствие сведений об исчисленных суммах взносов на ОПС, но и несоответствие:
- сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц;
- базы для исчисления взносов на ОПС в пределах установленного лимита;
- базы для исчисления взносов на ОПС по доптарифу;
- сумм взносов на ОПС по доптарифу.
По этой причине ФНС также расширила функционал программы для подготовки отчётности – «Налогоплательщик ЮЛ».
Изменения в форму расчёта по взносам
Судя по всему, с периодов 2018 года сдавать расчёт по страховым взносам придётся на обновлённом бланке. Сразу скажем, что эти коррективы преимущественно не связаны с изменениями в налоговом законодательстве. ФНС России просто решила довести до ума некоторые показатели расчета, а также уточнить его электронный вариант.
Перечислим основные нововведения в расчёте по взносам с 2018 года и правилах его заполнения:
- Раздел 3 с персонифицированными данными о застрахованных получил новый реквизит «Тип корректировки» по аналогии с СЗВ-М: первичный/изменяющий/отменяющий;
- в порядке заполнения расчёта налоговики прописали, что не может быть минусовых показателей;
- в Приложение 2 к Разделу 1 добавили графу «Код тарифа плательщика»;
- в Разделе 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» исключили графы с 051-й по 054-ю и ввели два новых поля: 001 «Код тарифа плательщика» и 015 «Количество физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы»;
- в Листе Читайте также Новые сроки уплаты фиксированных страховых взносов ИП «за себя» с 2018 года
Новые регионы в пилотный проект ФСС не войдут
На основании постановления Правительства РФ от 11.12.2017 № 1514 с 1 января 2018 года
пилотного проекта ФСС по прямым выплатам продлён до 2020 года включительно. Однако новые регионы, как было изначально запланировано, в него не войдут. Причины такого решения неизвестны.
Таким образом, расширение пилотного проекта ФСС приостановлено. Прямые выплаты от фонда остаются лишь в 33 регионах России, а в остальных продолжает действовать зачётная схема.
Ниже в таблице перечислены сроки и все регионы-участники пилотного проекта ФСС «Прямые выплаты» с 2018 года:
Дайджест всех изменений по страховым взносам-2018
Какие новые правила будут применяться при исчислении и уплате страховых взносов с 1 января 2018 г.? В чем суть поправок, внесенных в гл. 34 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 335‑ФЗ?
Поправки к статье 420 НК РФ: объект обложения
Подпункт 3 п. 1. Подпунктом «а» п. 73 ст. 2 Федерального закона № 335‑ФЗ уточнен перечень договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, выплаты по которым облагаются страховыми взносами.
В редакции до 01.01.2018
В редакции после 01.01.2018
Объектом обложения страховыми взносами для юридических лиц и ИП – работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности:
– по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
– по издательским лицензионным договорам;
– по лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями
– по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пп. 1 – 12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ*;
– по издательским лицензионным договорам;
– по лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в пп. 1 – 12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ
Согласно п. 1 ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), в частности, являются:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
6) сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау).
Как видим, внесенными поправками расширен перечень объектов, подлежащих обложению страховыми взносами.
Напомним, что до недавнего времени не облагались страховыми взносами вознаграждения за отчуждение исключительного права на программу для ЭВМ. В частности, такой вывод содержался в Письме Минфина РФ от 09.06.2017 № 03‑15‑05/36269. Чиновники разъяснили, что программы для ЭВМ не относятся к произведениям науки, литературы и искусства, а являются отдельно выделенными результатами интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225 ГК РФ). По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне (приобретателю) (п. 1 ст. 1234 ГК РФ).
Пункт 3. В данном пункте речь идет об определении объекта обложения страховыми взносами для плательщиков, которые не производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и других лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
До внесения изменений этим пунктом было предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для данной категории плательщиков признается МРОТ, установленный на начало соответствующего расчетного периода (в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 НК РФ).
Согласно поправкам пп. «б» п. 73 ст. 2 Федерального закона № 335‑ФЗ объектом обложения страховыми взносами для названных категорий плательщиков признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
Пункт 4. По правилам данного пункта не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
При этом были предусмотрены исключения. Освобождение от обложения страховыми взносами не распространяется на выплаты по договорам, перечень которых аналогичен пп. 3 п. 1 ст. 420 НК РФ. Как уже было указано, данный подпункт с 01.01.2018 действует в новой редакции. Такие же изменения затронули перечень исключений, приведенный в п. 4 ст. 420 НК РФ.
Поправки к статье 421 НК РФ: база
Пункт 8. Внесение изменений в данный пункт также связано с поправками к пп. 3 п. 1 ст. 420 НК РФ: изменение объекта обложения страховыми взносами потребовало уточнить порядок определения соответствующей базы (пп. «а» п. 74 ст. 2 Федерального закона № 335‑ФЗ).
С учетом внесенных корректировок сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при исчислении базы по страховым взносам в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, которые указаны в пп. 1 – 12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, которые обозначены в данных подпунктах, определяется как сумма доходов, полученных по соответствующим договорам, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов.
При определении документальных расходов следует руководствоваться правилами абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ.
Пункт 9. Если расходы, указанные в п. 8 ст. 421 НК РФ, не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в процентах от суммы начисленного дохода от определенного вида деятельности. В данном пункте приведены размеры таких вычетов. Подпунктом «б» п. 74 ст. 2 Федерального закона № 335‑ФЗ перечень видов расходов был дополнен.
Вид расходов
Размер вычета, %
Расходы на создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка
Расходы на создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна
Расходы на создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике
Расходы на создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов).
Дополнение: фонограмм, сообщений в эфир или по кабелю радио- или телепередач
Расходы на создание музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле-, видеофильмов и театральных постановок
Расходы на создание других музыкальных произведений, в том числе произведений, подготовленных к опубликованию
Расходы на исполнение произведений литературы и искусства
Расходы на создание научных трудов и разработок.
Дополнение: программ для ЭВМ, баз данных
Расходы на открытия, изобретения и создание промышленных образцов (процент от суммы дохода, полученного за первые два года использования).
Новая редакция: расходы на открытия, селекционные достижения, изобретения, создание полезных моделей, промышленных образцов, секретов производства (ноу-хау), топологий интегральных микросхем (процент от суммы дохода, полученного за первые два года использования)
Поправки к статье 422 НК РФ: суммы, не подлежащие обложению
Подпункт 2 п. 3. Согласно данному подпункту (в редакции до 01.01.2018) в базу для исчисления страховых взносов не включаются выплаты в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
С учетом поправок п. 75 ст. 2 Федерального закона № 335‑ФЗ в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не надо будет включать выплаты по гражданско-правовым договорам, в том числе:
– по договору авторского заказа;
– по договору об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пп. 1 – 12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ;
– по издательскому лицензионному договору;
– по лицензионному договору о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, названных в этих подпунктах.
Поправки к статье 427 «Пониженные тарифы страховых взносов» НК РФ
Подпункт 5 п. 1. Он изложен в новой редакции (пп. «а» п. 76 Федерального закона № 335‑ФЗ).
Следует отметить, что данные поправки ждали давно и с нетерпением. Дело в том, что исходя из положений пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2 и п. 6 ст. 427 НК РФ для плательщиков страховых взносов, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность в социальной и производственной областях, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при одновременном соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн руб.) и доле доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду экономической деятельности в общем объеме доходов (не менее 70%).
При этом установленный пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечень видов экономической деятельности является укрупненным и включает в себя как виды деятельности, объединенные в один класс, подкласс, одну группу, подгруппу классификатора, так и отдельные виды экономической деятельности с соответствующими названиями в указанном перечне.
Проблемы у плательщиков страховых взносов возникли после того, как Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст с 1 января 2017 года была введена в действие новая редакция Общероссийского классификатора видов экономической деятельности – ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2) (далее – ОКВЭД 2), при этом ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1) (далее – ОКВЭД 1) утратил силу.
В этой связи Минэкономразвития разработало прямые и обратные переходные ключи между ОКВЭД 1 и ОКВЭД 2, которые размещены на официальном сайте ведомства.
Изменения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности вносились в целях его гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (редакция 2) – Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev. 2) путем сохранения в ОКВЭД 2 (из NACE Rev. 2) кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих группировок без изменения объемов понятий.
При этом введение ОКВЭД 2 с 01.01.2017 не должно было повлечь утрату некоторыми плательщиками права на применение пониженных тарифов страховых взносов, установленных положениями ст. 427 НК РФ.
Однако в результате введения нового ОКВЭД, повлекшего реструктуризацию разделов классификатора, у ряда плательщиков страховых взносов, осуществлявших до 01.01.2017 и продолжающих в настоящее время осуществлять деятельность в производственной и социальной областях, изменилось наименование вида экономической деятельности и некоторые из льготируемых видов деятельности согласно ОКВЭД 1 попали в состав иных видов деятельности по ОКВЭД 2.
Минфин, хоть и не сразу, признал: плательщики на УСНО, которые до 1 января 2017 года осуществляли вид экономической деятельности, указанный в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, согласно наименованиям видов экономической деятельности в соответствии с кодами видов деятельности по ОКВЭД 1 и продолжают вести данную деятельность после 01.01.2017, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при условии соблюдения ими условий, предусмотренных пп. 3 п. 2 и п. 6 ст. 427 НК РФ, независимо от совпадения или несовпадения кодов видов деятельности по ОКВЭД 2 согласно применяемым ключам (письма от 17.10.2017 № 03‑15‑05/67604, от 12.10.2017 № 03‑15‑05/66714).
Финансисты в Письме от 13.10.2017 № 03‑15‑07/66964 сообщили, что в соответствии с проектом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов разработан проект федерального закона, предусматривающий, в частности, внесение в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ изменений, уточняющих наименования видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД 2, с целью сохранения права плательщиков, находящихся на УСНО, на применение пониженных тарифов страховых взносов. Данное письмо было направлено ФНС для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам (Письмо от 25.10.2017 № ГД-4-11/21578@).
И вот такие поправки приняты.
Итак, с учетом изменений применять пониженные тарифы страховых взносов могут «упрощенцы», основными видами экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются следующие.
Код по ОКВЭД 2*
Наименование группировки видов деятельности