Запланированные проверки мчс пожарного надзора на 2018 год
Содержание
- 1 Запланированные проверки мчс пожарного надзора на 2018 год
- 1.1 Приказ МЧС России от 28 июня 2018 г. N 261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности»
- 1.2 Проверка пожарной безопасности
- 1.3 pozharnye_proverki.jpg
- 1.4 План проверок МЧС-2018
- 1.5 Внеплановая пожарная проверка
- 1.6 Что проверяет Пожарный надзор
- 1.7 Пожарная проверка 2018 – сроки проведения
- 1.8 Новые Проверочные Листы По Пожарной Безопасности На Всех Рабочих Столах Страны!
- 1.9 Готовимся к проверкам МЧС с новыми проверочными листами по пожарной безопасности
- 1.10 СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
- 1.11 Планы и результаты проведения плановых проверок
- 1.12 Проверка МЧС: что проверяют пожарные при проверке организаций
- 1.13 Проверки пожарной безопасности
- 1.14 Плановые и внеплановые пожарные проверки
- 1.15 Что проверяют пожарные при проверке?
- 1.16 Права и обязанности проверяющих
- 1.17 Права и обязанности проверяемых организаций
- 1.18 Акт проверки пожарных
Приказ МЧС России от 28 июня 2018 г. N 261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности»
Приказ МЧС России от 28 июня 2018 г. N 261
«Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности»
В соответствии с частью 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 1 , пунктом 30 положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре » 2 , а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. N 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)» 3 , приказываю:
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; N 18, ст. 2142; N 31, ст. 4160, 4193, 4196; 2011, N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3263; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; 2012, N 19, ст. 2281; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320, 4322; N 47, ст. 6402; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4041; N 48, ст. 6165; N 49, ст. 6338; N 52, ст. 6961, 6979, 6981; 2014, N 11, ст. 1092, 1098; N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4220, 4235, 4243, 4256; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6659; 2015, N 1, ст. 53, 64, 72, 85; N 14, ст. 2022; N 18, ст. 2614; N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4339, 4362, 4372, 4389; N 45, ст. 6207; N 48, ст. 6707; 2016, N 11, ст. 1495; N 18, ст. 2503; N 27, ст. 4160, 4164, 4187, 4210, 4194, 4287; N 50, ст. 6975; N 9, ст. 1276; N 18, ст. 2673; N 31, ст. 4742; N 45, ст. 6582; N 49, ст. 7304.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1964; 2015, N 44, ст. 6138; 2016, N 35, ст. 5326; N 39, ст. 5669; 2017, N 2, ст. 364; N 28, ст. 4149.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 9, ст. 1359.
1. Утвердить прилагаемые формы проверочных листов (списки контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального государственного пожарного надзора:
для зданий дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирных), больниц, спальных корпусов образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций (класс функциональной пожарной опасности Ф1.1) в соответствии с приложением N 1;
для зданий гостиниц, общежитий, спальных корпусов санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов (класс функциональной пожарной опасности Ф1.2) в соответствии с приложением N 2;
для многоквартирных жилых домов (класс функциональной пожарной опасности Ф1.3) в соответствии с приложением N 3;
для зданий театров, кинотеатров, концертных залов, клубов, цирков, спортивных сооружений с трибунами, библиотек и других учреждений с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях (класс функциональной пожарной опасности Ф2.1, Ф2.3) в соответствии с приложением N 4;
для зданий музеев, выставок, танцевальных залов и других подобных учреждений в закрытых помещениях (класс функциональной пожарной опасности Ф2.2 и Ф2.4) в соответствии с приложением N 5;
для зданий организаций торговли (класс функциональной пожарной опасности Ф3.1) в соответствии с приложением N 6;
для зданий организации общественного питания (класс функциональной пожарной опасности Ф3.2) в соответствии с приложением N 7;
для зданий вокзалов (класс функциональной пожарной опасности Ф3.3) в соответствии с приложением N 8;
для зданий поликлиник и амбулаторий (класс функциональной пожарной опасности Ф3.4) в соответствии с приложением N 9;
для зданий организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей (класс функциональной пожарной опасности Ф3.5) в соответствии с приложением N 10;
для зданий физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивно-тренировочных учреждений с помещениями без трибун для зрителей, бытовых помещений, бань (класс функциональной пожарной опасности Ф3.6) в соответствии с приложением N 11;
для зданий объектов религиозного назначения (класс функциональной пожарной опасности Ф3.7) в соответствии с приложением N 12;
для зданий общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций (класс функциональной пожарной опасности Ф4.1) в соответствии с приложением N 13;
для зданий образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования (класс функциональной пожарной опасности Ф4.2) в соответствии с приложением N 14;
для зданий органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов (класс функциональной пожарной опасности Ф4.3) в соответствии с приложением N 15;
для производственных зданий (класс функциональной пожарной опасности Ф5.1) в соответствии с приложением N 16;
для складских зданий, сооружений, стоянок для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилищ, архивов, складских помещения (класс функциональной пожарной опасности Ф5.2) в соответствии с приложением N 17;
для зданий сельскохозяйственного назначения (класс функциональной пожарной опасности Ф5.3) в соответствии с приложением N 18;
для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений в соответствии с приложением N 19.
2. Управлению организации информирования населения обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Приказ МЧС России от 11.09.2017 N 376 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, в зданиях организаций торговли и организаций общественного питания» 1 признать утратившим силу.
1 Зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2017 г., регистрационный N 49408
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2018 г.
Регистрационный N 52600
МЧС разработало списки контрольных вопросов, которые должностные лица будут применять в рамках пожарного надзора при плановых проверках:
— многоквартирных жилых домов;
— больниц, музеев, театров, детских садов;
— книгохранилищ, архивов, складов;
— садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.
Приказ МЧС России от 28 июня 2018 г. N 261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2018 г.
Регистрационный N 52600
Настоящий приказ вступает в силу с 13 ноября 2018 г.
Проверка пожарной безопасности
pozharnye_proverki.jpg
Похожие публикации
После пожара в Кемеровском торговом центре, унесшего десятки жизней, Генпрокуратура РФ поручила регионам провести массовые проверки всех торгово-развлекательных комплексов на предмет соблюдения противопожарных требований законодательства. Проверять состояние пожарной безопасности предприятий уполномочены органы специальной структуры МЧС – Госпожнадзора. Расскажем, как проводятся пожарные проверки, периодичность, предусмотренную для них, и чем регламентируются действия проверяющих.
План проверок МЧС-2018
Госпожнадзор ежегодно, ближе к концу года, составляет план проверок на будущий год, который согласовывается с региональной прокуратурой. Ознакомиться с проверочными планами можно на региональных сайтах МЧС – там они публикуются и находятся в свободном доступе. Полный сводный проверочный план публикуется на сайте Генпрокуратуры РФ, там же с помощью специального сервиса можно узнать, включено ли предприятие или ИП в план проверок на 2018 год.
Плановая пожарная проверка проводится с частотой, определяемой присвоенной объекту категорией риска. Критерии отнесения к соответствующей категории определены «Положением о федеральном Госпожнадзоре», утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (в ред. от 29.06.2017).
В зависимости от присвоенной категории, план проверок МЧС предусматривает следующую периодичность:
- раз в 3 года – категория высокого риска (учреждения образования, детские лагеря, медицинские стационары и социальные объекты с проживанием), но согласно постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, проверки в таких учреждениях могут проводится и чаще – раз в 2 года, или ежегодно;
- раз в 4 года – категория значительного риска (опасные, технически сложные и уникальные объекты, объекты, важные для национальной безопасности, особо ценные объекты культурного наследия, книгохранилища, таможенные терминалы, федеральные архивы и т.п.);
- раз в 7 лет – категория среднего риска (граничащие с лесами садово-огороднические и дачные объединения, объекты высотой от 15 до 28 м и свыше 28 м и т.д.);
- раз в 10 лет – категория умеренного риска (объекты до 15 м высотой, определенные объекты до 28 м высотой, садово-огородные, дачные поселки и др.);
- не включаются в план проверок МЧС вообще – объекты категории низкого риска (плоскостные автостоянки, навесы, временные постройки, киоски и т.д.).
Регламент проведения плановых проверок утвержден приказом МЧС РФ от 30.11.2016 № 644 (п.п. 52 – 65 приказа). Кроме того, любая проверка должна проводиться с соблюдением положений закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля».
Внеплановая пожарная проверка
Для внеплановых проверок действует тот же регламент, утв. приказом № 644 (п.п. 66 – 79). Согласно ему, проверка состояния противопожарной безопасности может проводиться вне утвержденного годового графика проверки МЧС на 2018 г., если:
- вводится в эксплуатацию новое здание,
- помещение прошло реконструкцию, капремонт или техническое перевооружение,
- изменился класс функциональной пожароопасности объекта,
- истек срок ранее выданного Госпожнадзором предписания об устранении нарушений,
- на территории действует особый противопожарный режим,
- поступили сведения (от граждан, организаций, из СМИ и т.п.) об имеющихся нарушениях пожарной безопасности на объекте,
- имеется поручение от Президента, Правительства РФ или требование прокурора о проведении проверки.
О предстоящей проверке проверяемое лицо уведомляется не менее, чем за сутки до ее начала.
Что проверяет Пожарный надзор
В ходе проверок проверяется соблюдение требований пожарной безопасности на следующих объектах:
- помещения, строения, здания, наружные установки, сооружения,
- территория, которую использует предприятие в ходе своей деятельности, а также при хранении, транспортировке, утилизации опасных веществ, материалов,
- участки леса, подземные и другие объекты.
Основные моменты, которым уделяют внимание проверяющие – это выполнение требований пожарной безопасности, предъявляемых к объекту. Запрашивается документация о проведении инструктажей и обучению персонала, приказы об обеспечении пожарной безопасности и назначении ответственных за это лиц, планы эвакуации, журналы учета и прочие документы, связанные с организацией противопожарной безопасности. Также проверяются лицензии, сертификаты и другие документы, необходимые для профильной деятельности предприятия. Проверяется соответствие фактической деятельности, тому, что указано в уставных документах, изучаются договоры аренды, техдокументация, связанная с энергоснабжением объекта, системами противопожарной защиты, средства пожаротушения и их состояние и т.д.
При проведении пожарных проверок действия инспекторов включают:
- предъявление распоряжения о проведении проверки,
- ознакомление с документами и их анализ,
- осмотр объектов,
- возможно проведение экспертиз,
- вывод о соответствии/несоответствии проверяемого объекта требованиям пожарной безопасности, о выполнении ранее вынесенных предписаний.
С 01.10.2017 г. Госпожнадзор применяет при проверках предприятий общепита и торговли, а также многоквартирных жилых домов, проверочные листы, представляющие собой перечень определенных вопросов. Ответы на них позволяют сделать вывод о соблюдении/несоблюдении требований пожарной безопасности на объекте. Начиная с 01.07.2018 г., проверочные листы будут применяться при проверках любых предприятий и ИП (постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774). Заполненный проверочный лист прилагается к акту проверки.
Формы проверочных листов можно найти на сайте МЧС и использовать для самопроверки предприятиями и ИП.
Пожарная проверка 2018 – сроки проведения
Длительность проверки Госпожнадзора не должна превышать 20 рабочих дней, а в исключительных случаях (например, для проведения длительной экспертизы) она может продлеваться еще на 20 дней. При этом все плановые проверки малых предприятий, в том числе запланированная проверка МЧС на 2018 год, не должны идти более 50 часов, а микропредприятий – более 15 часов в год, с возможностью продления на 50 и 15 часов соответственно (ст. 13 закона № 294-ФЗ).
Новые Проверочные Листы По Пожарной Безопасности На Всех Рабочих Столах Страны!
Приветствую, друзья! Важная новость для руководителей и специалистов в области пожарной безопасности — утверждены новые проверочные листы по пожарной безопасности! Кроме самой новости, здесь же можно скачать эти самые проверочные листы в формате MS Word. Кто в теме, смотрим далее…
Готовимся к проверкам МЧС с новыми проверочными листами по пожарной безопасности
Итак, приказом МЧС России от 28.06.2018 г. № 261 были утверждены 19 проверочных листов по пожарной безопасности, на основе которых государственным пожарным надзором будут проводится плановые проверки в области пожарной безопасности. Проверочные листы были опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации и прошли регистрацию в Минюсте России, что означает обязательное их применение.
Утверждённые проверочные листы начнут применяться с 13 ноября 2018 года для проведения плановых проверок в отношении следующих объектов:
1. Здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирных), больниц, спальных корпусов образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций (класс функциональной пожарной опасности Ф1.1);
2. Здания гостиниц, общежитий, спальных корпусов санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов (класс функциональной пожарной опасности Ф1.2);
3. Многоквартирные жилые дома (класс функциональной пожарной опасности Ф1.3);
4. Здания театров, кинотеатров, концертных залов, клубов, цирков, спортивных сооружений с трибунами, библиотек и других учреждений с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях (класс функциональной пожарной опасности Ф2.1, Ф2.3);
5. Здания музеев, выставок, танцевальных залов и других подобных учреждений в закрытых помещениях (класс функциональной пожарной опасности Ф2.2 и Ф2.4);
6. Здания организаций торговли (класс функциональной пожарной опасности Ф3.1);
7. Здания организации общественного питания (класс функциональной пожарной опасности Ф3.2);
8. Здания вокзалов (класс функциональной пожарной опасности Ф3.3);
9. Здания поликлиник и амбулаторий (класс функциональной пожарной опасности Ф3.4);
10. Здания организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей (класс функциональной пожарной опасности Ф3.5);
11. Здания физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивно-тренировочных учреждений с помещениями без трибун для зрителей, бытовых помещений, бань (класс функциональной пожарной опасности Ф3.6);
12. Здания объектов религиозного назначения (класс функциональной пожарной опасности Ф3.7);
13. Здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций (класс функциональной пожарной опасности Ф4.1);
14. Здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования (класс функциональной пожарной опасности Ф4.2);
15. Здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов (класс функциональной пожарной опасности Ф4.3);
16. Производственные здания (класс функциональной пожарной опасности Ф5.1);
17. Складские здания, сооружений, стоянок для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилищ, архивов, складских помещений (класс функциональной пожарной опасности Ф5.2);
18. Здания сельскохозяйственного назначения (класс функциональной пожарной опасности Ф5.3);
19. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения.
Не менее важная информация из того же приказа МЧС № 261: Приказ МЧС России от 11.09.2017 г. № 376 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, в зданиях организаций торговли и организаций общественного питания» признать утратившим силу. Ранее эти проверочные листы публиковались на Блог Инженера.
Как видите, новые проверочные листы охватывают много объектов, если не сказать все. Интересно, что предписывается проверять в рамках проверочного листа № 15 — для офисов и т.д. Сам ещё не смотрел.
В 2019 году эти проверочные листы будут гореть в руках многих руководителей и специалистов, а кому-то «повезёт» уже в 2018. Успехов всем на плановых проверках по пожарной безопасности.
Теперь предлагаю скачать указанные выше новые проверочные листы и предметно ознакомиться. Будет полезным обсудить вопросы из ПЛ в комментариях.
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
Приказ МЧС России от 28.06.2018 г. № 261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности»
На этом всё. Если информация была полезной, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за участие и поддержку!
Планы и результаты проведения плановых проверок
Изменения правил проведения проверок. Ответы на часто задаваемые вопросы:
Осуществляется ли в настоящее время снижение нагрузки со стороны контролирующих органов МЧС России на субъекты предпринимательства?
В целях создания благоприятной среды для малого бизнеса статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в 2016 – 2018 годах предусмотрены «надзорные каникулы», в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом, если юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то, в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.
Кроме того, в соответствии с приказом МЧС России от 12.09.2016 № 492 «О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства» проведение внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства допускается при наличии в материалах проверки сведений об угрозе жизни и здоровью людям.
Под угрозой жизни и здоровью людям следует понимать выявленные при проверке нарушения требований пожарной безопасности, связанные с обеспечением возможности своевременного обнаружения пожара, оповещения о нем всех людей, находящихся на объекте защиты, их эвакуации до достижения критических значений опасных факторов пожара, неготовностью персонала обеспечить своевременную эвакуацию людей из здания, а также нарушений, которые напрямую могут привести к возникновению пожара.
Одновременно, на основании статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Если на объекте защиты отсутствует комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту людей при пожаре, следовательно, существует угроза жизни и здоровью людей. Под комплексом мероприятий подразумевается оснащение объекта защиты системами автоматического пожаротушения и пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, устройство эвакуационных путей и выходов. Для каждого конкретного случая необходимость применения той или иной системы противопожарной защиты регламентируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии с п. 10 статьи 12.2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2018 года не проводятся.
Как учитываются при планировании проверок проведенная в отношении объекта защиты оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (НОР).
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016
№ 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» планирование проверок органами ФГПН осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска и соответствующей данной категории риску периодичностью.
Выполнение (невыполнение) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, подтвержденные путем независимой оценки пожарного риска учитываются надзорными органами как динамический показатель отнесения объекта защиты к определённой категории риска, позволяющий перейти в категорию более низкой опасности.
Таким образом, в случае поступления в орган ФГПН заключения о независимой оценке пожарного риска до утверждения ежегодного плана плановых проверок, объекту защиты присваивается более низкая категории риска, в соответствии с которой объект защиты планируется к проведению плановой проверки, с момента окончания последней плановой проверки, ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения класса его функциональной пожарной опасности.
Может ли анонимное обращение являться основанием проведения внеплановой проверки?
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращением гражданина понимается, предложения, заявления или жалобы, поданные в государственный орган или его должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно.
Федеральным законом № 59-ФЗ установлены требования к форме и содержанию письменных и устных обращений граждан. Под устным обращением гражданина понимается заявление, принятое на личном приеме, при котором гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование государственного органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагается суть предложения, заявления или жалобы, ставится личная подпись и дата. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора) не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Могут ли служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов?
Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Проверка МЧС: что проверяют пожарные при проверке организаций
Проверки пожарной безопасности
В России проведением проверок соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, а также принятием мер в отношении различных субъектов по результатам этих проверок занимается Федеральный Государственный пожарный надзор (ГПН).
Предметом пожарной проверки является соблюдение требований пожарной безопасности на территориях, в зданиях и сооружениях, используемых (эксплуатируемых) организациями в процессе осуществления своей деятельности.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодно составляемыми графиками пожарных проверок. Ежегодные планы проверок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, размещаются на официальном сайте МЧС России.
Срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки МЧС не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения длительных экспертиз, срок может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Административная процедура проверки соблюдения требований пожарной безопасности проводится только в форме выездной проверки.
Плановые и внеплановые пожарные проверки
Основанием проведения проверки являетя распоряжения органа ГПН о проведении плановой (внеплановой) проверки. Распоряжение подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН.
Проверка должна проводиться только тем должностным лицом органа ГПН, которое указано в распоряжении о проведении проверки. В случае болезни (иных обстоятельств) проверяющего, начальником органа ГПН либо его заместителем издается новое распоряжение.
О проведении плановой пожарной проверки уполномоченные должностные лица объекта (руководитель организации или лица, правомочные действовать от имени руководителя), в отношении которого проводится проверка, уведомляются органом ГПН не позднее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки.
Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения вручается под роспись должностным лицом органа ГПН уполномоченному лицу объекта.
Что проверяют пожарные при проверке?
При осуществлении плановой пожарной проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:
- соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;
- выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- наличие документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;
- готовность персонала к действиям в случае возникновения пожара;
- правила поведения людей, порядок содержания территорий, зданий.
Непосредственно при проведении проверки должностные лица органов ГПН, при необходимости с привлечением экспертов и экспертных организаций, могут проводить следующие проверки:
Проверка документации по обеспечению пожарной безопасности, а также документов, характеризующих пожарную опасность.
Проверка наличия проектной и исполнительной документации на здания и системы противопожарной защиты.
Обследование территорий, зданий, сооружений, помещений с целью определения соблюдения требований пожарной безопасности технических регламентов, нормативных документов по пожарной безопасности и правил противопожарного режима. При этом пожарной проверке подлежат:
- въезды на территорию, проезды и подъезды для пожарной техники;
- противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и участками открытого хранения веществ и материалов;
- источники наружного противопожарного водоснабжения (наличие, характеристики, расположение, возможность подъезда пожарной техники);
- соответствие параметров зданий (площадь, этажность, высота) их степени огнестойкости, классам конструктивной пожарной опасности и категории по взрывопожарной и пожарной опасности;
- соответствие пределов огнестойкости и классов пожарной опасности строительных конструкций;
- классы пожарной опасности материалов, используемых для отделки (облицовки) помещений;
- наличие и состояние огнезащиты строительных конструкций, инженерного оборудования и материалов;
- категории производственных и складских помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, их обозначение на дверях помещений;
- классы пожароопасных (взрывоопасных) зон и соответствие этим классам применяемого электрооборудования;
- защита от короткого замыкания и перегрузки электроустановок;
- молниезащита зданий и сооружений;
- устройства защиты от статического электричества;
- системы отопления (тип, теплоноситель, отвод продуктов сгорания, размещение радиаторов);
- системы вентиляции (размещение оборудования, огнестойкость воздуховодов, очистка от горючих отложений, огнезадерживающие клапаны);
- выполнение мероприятий по ограничению распространения пожара: разделение зданий на пожарные отсеки и секции, противопожарные преграды и заполнение проёмов в них, разделение помещений различных категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, огнепреграждающие устройства на оборудовании, огнестойкость узлов пересечения коммуникациями ограждающих конструкций, коммуникации за подвесными потолками,
- складирование горючих материалов;
- очистка конструкций и коммуникаций от горючих отходов и их уборка;
- эвакуационные пути и выходы: наличие и количество эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий, рассредоточенность эвакуационных выходов, высота и ширина эвакуационных выходов, двери эвакуационных выходов (вид, наличие легкооткрываемых запоров, направление открывания), пути эвакуации и их параметры (протяжённость, ширина, высота, наличие препятствий, перепады высот, материалы отделки, освещённость, загромождение, хранение материалов), лестницы и лестничные клетки (тип лестниц и лестничных клеток, освещённость, уклон маршей лестниц, размещение оборудования и коммуникаций, размеры маршей, ступеней, площадок, наличие устройств для самозакрывания и уплотнений в притворах дверей), планы эвакуации (количество, соответствие планировке помещений и требованиям ГОСТ);
- лифты (огнестойкость шахт и дверей шахт, режим «пожар», подпор воздуха в шахты и лифтовые холлы);
- автоматическая пожарная сигнализация, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, автоматические установки пожаротушения: наличие, соответствие проектной документации и нормам, работоспособность, электроснабжение;
- внутренний противопожарный водопровод: наличие, комплектация, пожарные шкафы, рукава, насосы, маркировка, работоспособность, проведение периодических испытаний;
- противодымная вентиляция: наличие, устройство, размещение оборудования, автоматизация, работоспособность;
- первичные средства пожаротушения: наличие, количество, марки и тип огнетушителей, размещение, перезарядка, исправность, ведение эксплуатационной документации;
- знаки пожарной безопасности, таблички с номером телефона вызова пожарной охраны;
- пожарные лестницы и ограждения на кровлях: наличие, количество, исправность, наличие протоколов испытаний;
- выходы на кровлю и в чердаки;
- применение электронагревательных приборов;
- режим складирования и допустимость совместного хранения материалов.
Права и обязанности проверяющих
Для того, чтобы представитель проверяемого объекта мог защитить законные права и интересы объекта в случае неправомерных действий со стороны должностных лиц органа ГПН, ему необходимо знать права и обязанности проверяющего.
Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции имеют право:
запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а при выявлении в них ошибок вправе требовать письменные пояснения;
беспрепятственно посещать объекты и проводить их обследования (в том числе проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и прочие мероприятия по контролю);
использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;
привлекать экспертов и экспертные организации для проведения исследований, испытаний, экспертиз, а также представителей общественных организаций. При этом привлекаемые лица должны быть указаны в распоряжении о проверке;
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции не вправе:
осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица проверяемого объекта;
отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний и измерений без оформления соответствующих протоколов.
При проведении проверок должностные лица органов ГПН обязаны:
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН;
предоставлять уполномоченному лицу объекта информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, а также знакомить его с результатами проверки;
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале пожарных проверок при его наличии;
по требованию представлять информацию об органе ГПН, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения полномочий.
Права и обязанности проверяемых организаций
В свою очередь определенный набор прав имеют уполномоченные лица объектов, в отношении которых осуществляется проверка. Так, они могут непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения. Стоит отметить, что присутствовать могут как руководитель организации, так и их уполномоченные представители.
Руководитель или его представители вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с действиями должностных лиц органа ГПН, обжаловать решения и действия должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном порядке;
Лица, в отношении которых проводится проверка, обязаны:
обеспечить присутствие при проверке руководителей или уполномоченных представителей (ответственных за пожарную безопасность);
обеспечивать доступ должностным лицам органов ГПН при осуществлении ими проверок на территории, в здания, сооружения и на иные объекты, производственные, хозяйственные и иные помещения и строения;
предоставлять при проведении проверок по требованию должностных лиц органов ГПН сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объекта защиты.
Акт проверки пожарных
По результатам проверки должностным лицом органа ГПН, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.
В акте проверки пожарных указываются:
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование органа ГПН с указанием вида государственного контроля (надзора) — федеральный государственный пожарный надзор;
- дата и номер распоряжения на проверку;
- ФИО и должность лица, проводившего проверку;
- ФИО и должность представителя объекта, присутствовавшего при проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки пожарной безопасности представителя объекта, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
- подписи должностного лица, проводившего проверку.
Подпись должностного лица органа ГПН, проводившего проверку, в акте проверки пожарных заверяется печатью должностного лица органа ГПН.
К акту проверки пожарной безопасности могут прилагаться следующие документы:
решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;
протоколы отбора образцов продукции, проб;
протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;
объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
предписания об устранении нарушений;
рапорт на продление срока проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения проверки);
распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора).
Номер акта проверки должен соответствовать номеру распоряжения о проведении проверки.