Валютный резидент рф это физическое лицо которое

Содержание

Налоговое и валютное резидентство: новые подходы и обязанности

Шатилова Е.С., ведущий юрисконсульт Департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров «КСК групп»

Изначально следует отметить, что понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент» в российском законодательстве не являются идентичными. И если статус налогового резидента имеет значение для определения обязательств физического лица по уплате налогов, то признание валютным резидентом накладывает на физическое лицо определенные обязанности в части использования им счетов, открытых в зарубежных банках.

На основании п.1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, формально в РФ действует принцип определения налогового резидентства по количеству дней нахождения на территории РФ.

Вместе с тем, в связи с введением в действие с 01 января 2015 г. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» контролирующие органы скорректировали свою позицию в отношении применения критериев при определении налогового резидентства физического лица. ФНС России были выпущены разъяснения (см. письма ФНС РФ № ОА-3-17/87@ от 16.01.2015 года, № СА-4-14/460 от 12.02.2015 года), из которых следует, что нахождение физического лица в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ.

В своих разъяснениях ФНС РФ ссылается на положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, из которых, по мнению налоговой службы, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в РФ постоянным жилищем либо имеет в ней центр жизненных интересов. Наличие постоянного жилища подтверждается наличием права собственности на объект жилой недвижимости либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.

Таким образом, с наибольшей долей вероятности, концепция центра жизненных интересов будет применяться и российскими налоговыми органами. Соответственно, указанный подход к определению налогового резидентства может приводить к возникновению ситуаций, когда физическое лицо одновременно будет признаваться налоговым резидентом РФ и иметь статус налогового резидента в иной юрисдикции. Указанная ситуация может приводить к двойному налогообложению. В данном случае будут действовать соглашения об избежание двойного налогообложения, заключенные с участием РФ.

Указанные соглашения базируются на Модельной конвенции ОЭСР, согласно которой при разрешении проблемы двойного резидентства отдается предпочтение признаку постоянного жилища. Если лицо в силу законодательства одного государства признается его резидентом, поскольку имеет там постоянное жилище, а другого — поскольку пребывает в нем свыше установленного срока, то согласно международному договору об избежание двойного налогообложения доходов и имущества, принятого на базе Модельной конвенции ОЭСР, оно будет признаваться резидентом только первого государства.

Если лицо располагает постоянным жилищем в обоих государствах, то предпочтение отдается тому, в котором у лица установлены наиболее тесные личные и экономические отношения.

Если лицо имеет жилища одновременно в нескольких государствах и невозможно определить, в котором из государств центр его жизненных интересов, Модельная конвенция ОЭСР рекомендует признать лицо резидентом того из государств, в котором оно обычно проживает. При этом учитывается проживание в стране по любым адресам, а не только в месте постоянного жилища.

В некоторых случаях проблема двойного налогового резидентства не может быть разрешена на основе критерия обычного проживания, например, когда лицо не проживает ни в одной из стран, признающих его резидентом, или признается обычно проживающим в обеих странах. В такой ситуации лицо будет признаваться резидентом того из договаривающихся государств, гражданином которого оно является.

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (далее – Закон о валютном регулировании) валютным резидентом признается физическое лицо являющиеся гражданином РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

Соответственно, независимо от утраты статуса налогового резидента ФЛ лицо может быть резидентом валютным.

Как следует из указанного выше определения, утрата ФЛ российского валютного резидентства возможно в случаях:

  1. утраты ФЛ российского гражданства;
  2. нахождения ФЛ за пределами РФ в течение срока, превышающего один год.

При этом ранее Росфиннадзором была высказана широко используемая позиция, согласно которой при въезде обратно на территорию РФ гражданин РФ, получивший статус нерезидента, утрачивает такой статус. Восстановление статуса нерезидента возможно только при непрерывном пребывании в иностранном государстве не менее одного года (http://www.rosfinnadzor.ru/work/valutnii_control/vopros_otvet/3971422/).

Таким образом, даже краткосрочный визит на территорию РФ фактически «обнуляет» течение годичного срока.

Статус валютного резидента предполагает наличие определенных прав и обязанностей.

Резиденты (за исключением отдельных категорий лиц, к которым, относятся лица, занимающие государственные должности, а также члены их семей) открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ (ч.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

Физическое лицо-валютный резидент РФ обязано уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ч . 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

За предоставление уведомления с нарушением установленного срока, с нарушением установленной формы устанавливается административный штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ). За непредставление уведомления штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Валютные резиденты обязаны совершать операции по зачислению денежных средств на указанный счет согласно разрешенному перечню. Перечень установлен ст.ст. 9, 12 Закона о валютном контроле. При этом расходные операции осуществляются лицом без ограничений.

С 01.01.2015 г. физические лица-валютные резиденты обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ (ч. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).

Однако на настоящий момент в отношении физических лиц – валютных резидентов:

  • не установлен порядок предоставления отчета о движении средств;
  • не установлена форма отчета о движении средств;
  • не установлена ответственность за непредоставление указанного отчета.

Согласно информации ФНС РФ физические лица — резиденты имеют право предоставлять информацию о движении средств по счетам в банках за пределами территории РФ в налоговые органы, однако обязанность до утверждения его формы и порядка представления Постановлением Правительства РФ не возникает.

Читайте также:  Как приклеить чеки к авансовому отчету

К сведению: в настоящее время в процессе разработки находится проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (идентификационный номер проекта: 00/03-24539/04-15/21-14-3); информация о ходе разработки указанного проекта размещена на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (официальный сайт regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

Как видим, подход к определению понятия «налоговый резидент» в связи с введением «деофшоризационного» закона претерпевает существенные изменения, а в отношении владельцев иностранных счетов прослеживается тенденция по усилению контроля путем введения новых обязанностей.

Соответственно, следует всесторонне, с учетом конкретных обстоятельств, оценить степень влияния указанных изменений. Каков риск применения весьма оценочной по своей сути концепции центра жизненных интересов? Возможно ли признать физическое лицо российским налоговым резидентом, если оно является налоговым резидентом иного государства? Какие сложности могут возникнуть при использовании иностранного счета? На данные вопросы смогут ответить квалифицированные консультанты.

Что такое валютный резидент и как поправка к закону РФ о валютном контроле повлияет на россиян живущих за границей

Поделиться:

Россиянам, которые большую часть времени проводят за рубежом, будет полезно узнать, что в Российской Федерации, в отличие от большинства иных государств, наряду с налоговым резидентством существует еще и валютное. И если с налоговым резидентством все более-менее ясно, то для чего существует валютное так сразу и не скажешь.

На первый взгляд, это просто: живешь в России – валютный резидент. Захотел открыть счет в иностранном банке – отчитайся перед родной налоговой. Но дальше начинаются сложности.

Живете вы, предположим, за рубежами родины уже некоторое время, руководите бизнесом или, скажем, просто много путешествуете, и вынуждены открыть счет в иностранном банке для удобства. И, предположим, что круглый год вы находитесь вне России, однако, на новогодние праздники родственники и друзья зовут в гости. В таком случае перед вами встает дилемма — либо ехать на родину и попасть под радар органов налогового контроля, либо отказаться от идеи посетить Россию в целом.

Ведь, на данный момент, как только вы пересекаете границу России, вы становитесь валютным резидентом РФ, и следовательно, лицом, на которое распространяются обязательства, налагаемые законодательством о валютном регулировании.

Налоговое законодательство Российской Федерации может быть признано «user friendly» с большой натяжкой — написано оно замысловато, оперирует большим количеством сложносоставных конструкций, понять его неспециалисту проблематично. Напоминает ситуацию с секретным знанием, выносить которое за пределы узкого круга посвященных нельзя.

Как нельзя, например, понять, почему годами живущий и работающий в Великобритании россиянин становится валютным резидентом РФ при нахождении в стране всего один день, и должен отчитаться перед налоговой о том, какие счета он не только открывает, но и закрывает в английских банках, как и куда двигаются средства на этих счетах. Или почему такой гражданин не может получить на свой счет более 5000 долларов США от другого такого же гражданина со счета в российском банке, но при этом обязан зачислять прибыль от продажи недвижимости, расположенной за рубежом, именно в российские банки и никакие другие.

Все мы также хорошо помним, что незнание закона не освобождает от ответственности. Вот и Федеральная Налоговая Служба, в своем письме за июль этого года, любезно напоминает нам, чем чревато нарушение налогового законодательства вообще, а в частности, нарушения, допущенные при осуществлении валютных операций. А чреваты они штрафами от 3/4 до 100% размера суммы валютной операции, не понравившейся ФСН. Риски несоблюдения законодательства, таким образом, очевидны чуть более, чем полностью.

Но вот то, о чем так долго говорили, наконец-то свершилось! Более года спустя после начала работы над законопроектом No287822-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”», он отправляется в Госдуму. Ожидается, что Госдума проголосует за него в текущем ноябре, и уже с 1 января 2018 нас ждет либерализация налогового законодательства. Пусть частичная, пусть запоздалая, но либерализация.

Как новый закон о валютных операциях повлияет на живущих за рубежом более полугода россиян?

Какие преимущества?

Законопроект No287822-7 призван привести налоговое и валютное резидентство для физических лиц к единому знаменателю. В частности, будет установлено, что статус валютного резидента РФ будет возникать у физического лица, пребывавшего за рубежом более 183 дней одного календарного года — вне зависимости от количества въездов на территорию РФ. Еще одним приятным довеском следует то, что правило «183+1 день» будет распространяться и на наших граждан, проживших подобный временной отрезок вне родины еще в 2017 году.

С начала января 2018 года можно будет рассчитываться за приобретенные на территории РФ товары и услуги банковской картой, эмитированной заграничным банком за пределами нашей страны. Теперь законным станет и зачисление на свои зарубежные счета доходов от продажи нерезидентам, принадлежащих вам и зарегистрированных за границей авто, и недвижимости. Правда, в том, что касается недвижимости, вводится очередное ограничение, — такая недвижимость должна располагаться на территории страны-члена ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), либо ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), как и банк, на счет которого будут зачисляться средства.

Снимается запрет на взаиморасчеты в валюте и между российскими гражданами, прожившими за границей более 183 дней в году. Важно, что уведомлять ФНС об иностранных счетах и движении средств по ним для таких граждан теперь не является необходимым.

Предполагается еще и отмена штрафов за запрещенные валютные операции, а также за операции, совершенные до 31 декабря 2014 года, отчеты о которых так и не были предоставлены ФНС. Но давайте все же сперва дождемся голосования депутатов Думы.

Какие недостатки?

Отечественный законодатель, вероятно, боялся, что его сочтут мягкотелым, а потому на отмену ограничений не решился. И в виде изменений к закону нам достается по сути инструментарий, расширяющий возможности для их обхода. Не лишен он и недостатков другого рода.

Из текста законопроекта не ясно, каким образом будут исчисляться 183 дня, проведенные за рубежом, в нем нет конкретики касательно документов, необходимых для подтверждения такого пребывания. Памятуя о российских реалиях, следует ожидать, что чиновники сумеют сделать перечень таких документов довольно обширным.

Для тех же, кто пробыл за рубежом 183 дня и менее, в лучшую сторону не изменилось ничего. Они по-прежнему несут все бремя ответственности и им придется отчитаться о движении средств по иностранным счетам до 1 июня 2018 года.

Но и это еще не конец претензий. По-прежнему под запретом для зачисления остаются: средства, вырученные от продажи недвижимости в странах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ; от продажи ценных бумаг, погашение еврооблигаций, торговли деривативами; деньги, полученные в качестве прибыли от участия в фондах и трастах, но не являющиеся дивидендами; денежные средства, полученные в качестве оплаты за предоставленные услуги; погашение кредитов и процентов за пользование кредитами; продажа отличного от автомобилей транспорта и движимого имущества – техники, предметов искусств, яхт, самолетов.

Законопроект, таким образом, не решает иную, фундаментальную проблему, — отток обладающих деньгами граждан за рубеж и потенциальный отказ от гражданства РФ, что для современной России губительно. Отток граждан знаменует собой отток денежных средств и вливание их в иные экономики с прозрачными и понятными правилами. С сожалением можно констатировать, что законопроект No287822-7 является, в лучшем случае, полумерой, к тому же еще и запоздалой. Учитывая современные возможности для получения заинтересованными лицами второго гражданства, а также его полную анонимность, такая перспектива не теряет своей привлекательности для состоятельных господ, умеющих распоряжаться деньгами и знающих пути их преумножения.

Стоит также иметь в виду, что для того, чтобы иметь возможность проживать за пределами РФ и не считаться в глазах закона валютными резидентом, необходимо стечение определенных обстоятельств. Для этого потребуется ВНЖ в другой стране, рабочая или учебная виза, либо второе гражданство.

Сложно представить, что новеллы закона о валютных операциях существенно повлияют на обладателей второго паспорта. Как и прежде, под вывеской либерализации налогового законодательства мы получаем новый, еще более витиеватый механизм, разобраться в котором человеку, далекому от юриспруденции и банковского дела, будет просто не под силу. Наряду с по-настоящему ценными нововведениями этот законопроект, в своем нынешнем виде, содержит целый ряд дополнительных обременений для физических лиц, явно не способствующих преображению взаимоотношений между налогоплательщиком и государством в доверительные.

Сейчас в мире существует более 20 стран, официально привлекающих деньги в собственные экономики путем предоставления гражданства или вида на жительство в обмен на инвестиции от иностранных граждан. Программы эти выгодны и легкодоступны для россиян, а количество плюсов, сопровождающих получение второго гражданства, существенно превышает потенциальные риски.

Читайте также:  Граждане узбекистана узнать инн

Кристина Ружило — иммиграционный эксперт, управляющий партнер компании «Мигронис»

Валютный резидент и его обязательства

Многим знакомо понятие налоговый резидент РФ. Им признаётся лицо, которое фактически находится на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (немного больше 6 месяцев). Налоговое резидентство никак не связано с гражданством. Данное понятие введено законом для определения степени налогового обязательства лица перед государством.

Налоговые резиденты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по всем полученным ими доходам, независимо от их источника. При этом доходы бывают от источников в РФ (сдача в аренду либо продажа квартиры, находящейся в РФ, выполнение трудовых обязанностей в российской организации, получение дивидендов от участия в российских компаниях и др.) и от источников за пределами РФ (продажа дома, находящегося в иностранном государстве, выполнение трудовых обязанностей за рубежом и др.) (ст. 208 НК РФ). Налоговый нерезидент платит налоги только с доходов от источника в РФ. Однако не спешите терять статус налогового резидента, если вы имеете доходы из источников в России. Потому что, став налоговым нерезидентом в РФ, вы теряете возможность применения налоговых вычетов в России и ставка налога на прибыль из России вырастает до 30% (ст. 224 НК РФ):

«3. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых: в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов; от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 настоящего Кодекса, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов; от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов».

Таким образом, обладая статусом налогового резидента, вы имеете наиболее тесную связь с налоговыми органами и ряд обязательств перед ними. Должны отчитываться по своим реальным и потенциальным доходам. Сообщать об участии в иностранных компаниях, отчитываться о контролируемый иностранных компаниях, о счетах в иностранных банках.

А если нет, то, казалось бы, и отчитываться ни о чём не должны перед российскими налоговыми органами. Если налоги с прибыли из-за рубежа платить не должен, то зачем отчитываться? Однако у законодателя другая логика. Потому в законе о валютном регулирование введено отдельное понятие резидента, которое гораздо шире понятие налогового резидента:

Валютный резидент – все граждане РФ + постоянно проживающие на территории РФ иностранцы с видом на жительство (год и более). Исключение — граждане РФ, которые непрерывно живут за пределами страны не менее года ( П . 6 части 1 статьи 1 ФЗ «О валютном регулирование и валютном контроле» ) . Условие непрерывности нарушается, как только вы въезжаете на территорию России даже на один день.

Обязательство отчитываться о наличие счёта в иностранном банке и сообщать об остатках и операциях по счёту предусмотрено именно этим законом, соответственно применимо к валютным резидентам. Остановимся немного подробнее на этом обязательстве: Уведомление об иностранных счетах (обязательство всех валютных резидентов) :

I. Об открытии (закрытии) счетов (вкладов), движении средств по счетам в банках, расположенных за границей и об изменении реквизитов таких счетов (вкладов) ( Ст 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле») .

Валютные резидент обязан направить в налоговый орган по месту своего учета уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за границей, не позднее месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов счетов (вкладов).

Санкции: Представление в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за границей, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 руб.

Непредставление в налоговый орган такого уведомления влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб.

II. Отчёт о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за границей.

Отчет представляется ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или на бумажном носителе лично либо направляется по почте (п.7 ст.12 Закона о валютном регулирование). Санкции: за несоблюдение гражданами порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. Кроме того, предусмотрена ответственность за нарушение срока представления отчетов в виде штрафа в размере от 300 до 3000 руб.

Помимо обязательства отчитываться перед российскими налоговыми органами, у валютных резидентов есть ряд ограничений по операциям, осуществляемым по их иностранным счетам. Разрешённые операции по счетам валютных резидентов в иностранных банках ( П.4, 5 ст. 12 Закон «О валютном регулировании и валютном контроле») :

  • Перечисление своих средств с российских счетов
  • Проценты по вкладу, минимально требуемая для банка сумма, конверсионные доходы
  • Перечисления валюты РФ со счёта резидента на счёт резидента в иностранном банке (между резидентами в разных банках)
  • Дарение валютных ценностей супругам и близким родственникам
  • Получение зарплаты от нерезидентов по выполненным за пределами РФ работами по трудовому договору
  • Выплаты по решениям иностранных судов (за исключением международного коммерческого арбитража)
  • Пенсии, стипендии, алименты и др. соц. выплаты
  • Страховые выплаты от иностранных компаний
  • Возврат средств (при ошибочном перечислении или возврате купленного товара (услуги) у нерезидента.

Если банк в стране члене ОЭСР и ФАТФА, то также разрешены следующие поступления на счёт:

  • Кредиты и займы в валюте
  • Арендные платежи по имуществу за рубежом
  • Доходы от ценных бумаг.

Все иные операции по счетам, не перечисленные выше, признаются незаконными.

Санкции: за нарушение (проведение по иностранным счетам операций, не предусмотренных валютным законодательством, как указано ниже) (п. 1, ст. 15.25 КоАп) – штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Таким образом, несмотря на то, что вы не обязаны платить налоги в России, поскольку не проживаете на её территории и не ведёте коммерческой деятельности, а только являетесь гражданином, у вас всё равно есть обязательства отчитываться перед налоговой. Просто потому, что вы на пару недель в году приезжаете навестить свою бабушку или ещё зачем-то. Это становится похоже на американскую систему, где гражданин США обязан отчитываться обо всех своих доходах и платить налоги вне зависимости от места проживания и источника дохода. Кто знает, может наши налоговые органы тоже к этому стремятся, хотя не хотелось бы в это верить.

Буду оптимистичнее и отмечу, что сегодня данные ограничения валютного законодательства применимые к налоговым нерезидентам кажутся чрезмерными не только мне, потому сейчас рассматривается законопроект, смягчающий данное требования. Его целью является расширение срока возможного пребывания на территории России без риска потерять статус валютного нерезидента до 3х месяцев в году. Этим законопроектом предусмотрен ряд других изменений помимо названного, но об этом поговорим, когда проект будет утверждён.

валютный резидент

Как посчитать дни валютного резидентства

Как посчитать дни валютного резидентства гражданина РФ? Ответ на такой вопрос дала Федеральная налоговая служба на своем сайте.

Этот ответ может оказаться очень важным для определения того, надо ли подавать заявление об открытии счетов (вкладов) в зарубежных банках и отчетность о проведенных по ним операций.

Поскольку в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» не указано, как считать дни приезда и отъезда, ФНС предлагает придерживаться позиции аналогичной по определению статуса налогового резидентства физического лица и учитывать фактические дни нахождения в Российской Федерации, то есть все дни, когда физлицо находилось на территории РФ, включая дни приезда и дни отъезда.

Напомним, что согласно абзацу 1 части 8 статьи 12 Закона № 173-ФЗ, граждане РФ, срок пребывания которых за пределами территории России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней не обязаны отчитываться об открытых счетах в иностранных банках и о движениях по таким счетам.

Как нужно отчитаться о заграничных счетах

Какую информацию и как должен представить «физик»-резидент РФ о своих счетах в иностранных банках?

Читайте также:  Как открыть ларек с продуктами в беларуси

ФНС РФ: Письмо № ОА-4-17/1317 от 25.01.2018

Правила валютного регулирования и контроля изменились

Будьте осторожны с валютными расчетами. ИФНС оштрафовала физлицо на 30 млн

Сейчас под прицел налоговиков могут попасть все валютные расчеты по зарубежным счетам. Если о них не сообщили, их могут признать незаконными валютными операциями. Проблемы с зарубежными счетами могут коснуться каждого.

Валютное резидентство: что необходимо знать

Законом установлено право резидентов открывать счета или вклады в иностранной валюте и валюте РФ в банках за пределами России. Какие правила есть для валютных резидентов или нерезидентов?

Граждане — резиденты РФ обязаны уведомлять налоговые органы об открытии счетов в заграничных банках

Граждане — резиденты РФ обязаны уведомлять налоговые органы об открытии счетов в банках, расположенных за границей, предупреждает Управление ФНС по республике Татарстан.

Физические лица – резиденты несут ответственность за своевременное уведомление налогового органа по месту учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов, открытых за пределами РФ, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов счетов по утвержденной форме.

Ответственность за непредставление уведомления в налоговый орган предусмотрена пунктом 2.1 статьи 15.25 КоАП (штраф на граждан в размере от 4 до 5 тыс. рублей).

Уведомления представляются по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21.09.2010 №ММВ-7-6/457@ «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации».

Указанными нормативными актами не ограничивается право резидента на указание в уведомлении национального или международного номера счета (IBAN) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.

Согласно разъяснениям ФНС России от 27.07.2016 №ОА-3-17/3424@ в разделе «Сведения о счете (вкладе) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации» в поле «Номер счета (вклада) на момент заполнения» уведомления допускается указание номера счета как в национальном формате, так и в формате IBAN. При этом в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона №173-ФЗ переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.

В этой связи рекомендуется в предъявляемом в налоговый орган уведомлении указывать номер счета в формате, аналогичном тому, на который предполагается осуществлять переводы.

При этом номер счета, указанный в уведомлении, должен совпадать с номером счета, указанным в отчете о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, представляемом в соответствии с требованиями части 7 статьи 12 Закона №173-ФЗ.

Налоговики предупреждают, что информация о наличии счетов налоговым органом будет получена в рамках Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, вступившей в силу для Российской Федерации с 01.07.2015. Конвенция содержит статью 6, позволяющую сторонам автоматически обмениваться информацией, которая является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция. Таким образом, выявить неподавших уведомление налоговым органам будет несложно.

Новые правила о валютном резидентстве вступили в силу

С 1 января 2018 года в силу вступили поправки в закон о валютном резидентстве. Начиная с этой даты правила упростились. Теперь все граждане России считаются валютными резидентами, независимо от места проживания, но при этом при длительном отсутствии в РФ не нужно следовать ограничениям.

Облегчение валютного законодательства

В последний рабочий день 2017 года президент России Владимир Путин подписал поправки в закон о валютном резидентстве. Действовать закон начал 1 января 2018 года. Какие принципиальные изменения внесены и почему это называют настоящей либерализацией?

С 1 января все россияне становятся валютными резидентами. До этого статуса можно было лишиться, если пробыть за пределами России более 1 года. Однако возврат даже на 1 день возвращал статус со всеми его последствиями.

Благодаря поправкам россияне теперь резиденты всегда, но освободиться от контроля со стороны властей стало в разы проще. Физическим лицам теперь достаточно пробыть за пределами России 183 дня за календарный год, независимо от числа визитов в РФ, чтобы перестать быть обязанным выполнять большинство правил валютного законодательства.

По закону, валютные резиденты обязаны декларировать свои иностранные банковские счета, отчитываться о движении средств по ним. Список валютных операций по иностранным счетам сильно ограничен. За выполнение неразрешённых операций грозит штраф в 75-100% от суммы операции.

Однако именно от этого и освобождаются граждане, которые живут за пределами России более 183 дней в году. Не нужно декларировать счет и отчитываться о движении средств по ним. Не нужно бояться штрафа в 75-100% за начисление средств на иностранный счет от продажи акций. Можно спокойно работать за границей и не бегать по потолку в ожидании ежегодной подачи отчётности.

Подобный подход кардинально облегчает жизнь гражданам, фактически приравнивая валютный статус в налоговому статусу. Отличие пока лишь в том, что налоговый статус рассчитывается исходя из присутствия/отсутствия в стране в течение последних 12 месяцев. Иными словами, те граждане, которые постоянно проживают за пределами России, в Андорре, Швейцарии или ином государстве, получают возможность свободнее распоряжаться иностранными активами.

Проще становится и банкам, ведь именно на них лежит основная задача в передаче информации. При отправке денег легче проверить, кто есть кто и не нарушает ли сам банк установленных правил. Подобный подход потенциально обещает ускорить процедуру отправки денег за границу, ведь время проверки сократится.

По мнению некоторых аналитиков, подобная либерализация поспособствует не только простоте переводов средств, но и увеличению налоговых сборов. Вернуть деньги из-за границы станет проще, как работникам, которые получали за границей зарплату, так и предпринимателям, которые решили по различным причинам вернуться в Россию. Основной причиной для подобного возврата сегодня считают санкции.

Когда деньги вернуться, их можно будет обложить налогами в рамках действующего законодательства. По оценкам, в первый же год данные поправки позволят вернуть столько средств, что в виде налогов с них соберут 50 миллионов долларов США.

Эксперты также обмечают, что внедрение данных поправок означает окончание спора между Центральным банком и другими ведомствами (Минфин и Минэкономразвития). Первый настроен консервативно и не хотел менять законодательство, аргументируя это борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма.

При этом государственные министерства считали, что подобный консерватизм мешает развитию бизнеса и его международной экспансии. Упрощение валютного контроля, по их мнению, позволит быстрее совершать сделки, вести бизнес.

2018 год – год либерализации?

По некоторым косвенным признакам можно предположить, что 2018 станет годом либерализации экономики в России. Что наталкивает на подобную мысль:

  • Упрощение валютного законодательства с 1 января 2018 года;
  • Предложение Силуанова убрать «драконовские наказания» за валютные нарушения и снизить штраф с 75-100% до 15-20%;
  • Продление амнистии капиталов – предложил Путин;
  • Автоматический обмен налоговой информацией с сентября 2018 года.

Последний пункт списка выглядит чужеродным, ведь кажется, что он наоборот лишь усиливает контроль. Это верно, как и то, что требования к участникам автоматического обмена высокие и их несоблюдение способно привести к отказу обмениваться информацией. Поэтому велик шанс, что ради информации о банковских счетах россиян за рубежом, Россия будет вести себя максимально прилично. Насколько это возможно в рамках международных санкций и враждебных настроений.

Тем более весной 2018 года пройдут выборы в президенты России и оппозиция настроена шумно требовать либерализации экономики и общества. При этом сама оппозиция практически не предлагает конкретных решений. За неё это делает тот самый Путин.

В связи с санкциями против России и общим международным экономическим спадом, либерализация действительно может случиться. Хотя для хорошего результата стоит подтянуть правовую систему и независимость судов. Об этом говорится уже много лет, но пока успехи средние.

Смена налогового и валютного резидентства

Валютное законодательство упростилось. Однако это не означает, что жизнь стала простой, как в босоногом детстве. Во-первых, россиянин остаётся валютным резидентом России, хоть и без существенных ограничений. Во-вторых, не стоит забывать о налоговом резидентстве. Оно влияет на реальное положение дел не меньше, если не больше, чем валютный статус.

Налоговая резиденция может определяться не только тем, где вы платите налоги, но и тем, где находятся ваши жизненные интересы. Наличие недвижимости во Франции может сделать вас налоговым резидентом этой страны, независимо от числа проведённых дней в стране вина и Жанны Д’Арк.

Ссылка на основную публикацию

detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]