Укажите основные принципы лицензирования
Содержание
- 1 Укажите основные принципы лицензирования
- 1.1 Основные принципы лицензирования
- 1.2 Требования и условия лицензирования
- 1.3 Основные принципы осуществления лицензирования
- 1.4 Основные принципы осуществления лицензирования
- 1.5 Основными принципами осуществления лицензирования являются:
- 1.6 Статья 3. Основные принципы осуществления лицензирования. Основными принципами осуществления лицензирования являются:
- 1.7 Обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности
Основные принципы лицензирования
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны и безопасности государства;
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
гласность и открытость лицензирования;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Лицензированию подлежит каждый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Особо следует отметить, что деятельность, на осуществление которой получена лицензия, может выполняться только получившим ее юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Таким образом, лицензия характеризуется признаком строгой принадлежности ее владельцу, соответствием лицензионному виду деятельности. Кроме того, она дает право владельцу выполнять лицензионный вид деятельности на всей территории Российской Федерации в течение определенного срока действия.
Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года, хотя федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Требования и условия лицензирования
Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.
В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.
Принятие решения о выдаче лицензии. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:
заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке — для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, — для индивидуального предпринимателя;
характеристику лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять с указанием срока, в течение которого он его намерен осуществлять;
копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица — для юридических лиц;
копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя — для индивидуальных предпринимателей;
справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
По итогам рассмотрения представленных документов на получение лицензии лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. После этого лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора, ему вручается лицензия.
Основания для отказа в выдаче лицензии. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.
В том случае, если юридические лица образовались в результате законодательно установленного порядка преобразования, изменения его наименования или места его нахождения, то переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, начинается с подачи заявления. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.
Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.
В пределах своих полномочий они имеют право:
проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
выносить предупреждение лицензиату;
осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе представлять необходимую информацию и документы.
Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии, если будут выявлены нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам граждан, а также государству. Лицензия может быть даже аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего ее, или органа государственной власти.
Основанием для аннулирования лицензии является:
обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
незаконность решения о выдаче лицензии.
Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шесть месяцев.
Формирование и ведение реестров лицензий. Лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.
В реестрах лицензий должны быть указаны:
сведения о лицензиатах;
сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензии;
виды деятельности, на осуществление которых выданы лицензии;
даты выдачи и номера лицензий;
сроки действия лицензий;
сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий;
основания и даты аннулирования лицензий;
иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.
Величина лицензионного сбора. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор. Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.
Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты, и из этих источников осуществляется финансирование лицензирования.
Основные принципы осуществления лицензирования
Статья 3. Основные принципы осуществления лицензирования
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом для конкретных видов деятельности;
(в ред. Федерального закона от 04.10.2010 N 269-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
гласность и открытость лицензирования;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
65.Финансовый план предпринимателя.
Сегодня каждый предприниматель, который занят в сфере бизнеса, предпочитает реализовать свои бизнес — идеи с финансовым планом. Так зачем же нужен этот финансовый план? На самом деле финансовое планирование очень важно в предпринимательской деятельности. Ведь финансовый план бизнес плана – это рациональный документ, который направлен рациональное использование финансовых средств. Этот план отражает, как правило, баланс финансовых средств, прогноз объемов продаж, главные показатели проекта, отчет о прибылях и убытках, чистая пришедшая прибыль, внутренняя норма доходности, а также вид налогообложения. Прогноз объемов продаж предоставляет представление о той части рынка, которую кампания (фирма) предполагает покорить своей продукцией.
Для первоначального периода производства у него обязаны быть соглашения с клиентами о будущих торгах. А вот уже начиная со второго года, прогноз продаж сформирован на ее предположениях, главное чтобы они были реалистичными. Прогноз убытков и прибылей — это документ с простой структурой. В него включены следующие показатели:
доходы от продажи,
Основная задача документа — представить, как будет меняться, и определяться прибыль фирмы.
Подробный финансовый план разработанного бизнес плана — это только качественное формулирование маркетинговых и производственных планов. Он окажет помощь предпринимателям удостовериться, насколько их маркетинговый план отвечает производственному плану и соответственно наоборот. Может оказаться и так, что планы не отвечают бюджетному потенциалу. В таком случае они должны быть изменены. В случае если Кампания не может найти план, имеющий оптимальное бюджетное обоснование, то нужно что-то подумать об видоизменении целей. Возможно даже придется пару раз пройтись по цепочке обратной связи.
То есть, если бизнес – план отражает характер деятельности, то финансовый план позволяет ответить на главные вопросы, которые волнуют предпринимателя. Этот план как карта бизнесмена, по которой должен следовать он. Ведь главная его цель сформулировать и представить объемную и достоверную систему проектировок, которые должны отражать результаты всей предпринимательской деятельности. Если вся информация хорошо подготовлена и убедительно закреплена, то она становится важным критерием оценки привлекательности бизнеса
Подготовленный. должным образом финансовый план может быть применен для оценки итогов бизнеса после его начала. В отдельных случаях план может послужить также основанием для разработки подробного рабочего бюджета компании. И здесь заново цель бизнес-плана переходит за рамки, которые достаточны для его исследования посторонними заинтересованными лицами. То есть он становится возглавляющим документом, в котором подробно расписано, как и когда будет расходоваться финансовые средства, а также обозначаются цели, достижение которых нужно для обеспечения успеха бизнеса.
Для каждого бизнес плана необходимо составить сугубо индивидуальный финансовый план, поэтому примеров очень много.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8565 — | 8142 — или читать все.
95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Основные принципы осуществления лицензирования
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
- установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- гласность и открытость лицензирования;
- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Комментарий
Перечисленные принципы условно можно поделить на конституционные, межотраслевые и принципы института лицензирования.
Так, принципы законности и единства экономического пространства можно отнести к конституционным принципам, поскольку данные постулаты закреплены в Основном Законе нашего государства, принцип гласности и открытости — межотраслевой принцип, характерный для нескольких отраслей права. Однако если рассматривать указанные принципы через призму комментируемого Закона, то, по сути, все они являются основополагающими началами института лицензирования. Кроме того, следует отметить в рамках исследуемого института: все перечисленные в комментируемой статье принципы тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены, что порождает определенного рода систему принципов лицензирования. Принципы осуществления лицензирования отражают правовую природу института лицензирования, являющегося федеральной законодательной мерой ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Одним из принципов успешного функционирования системы лицензирования выступает принцип обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Данный принцип проистекает из положений ст. 8 Конституции РФ и выражается в том, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Единство экономического пространства страны определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур. В ст. 74 Конституции РФ определено, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Применительно к институту лицензирования единство экономического пространства выражается прежде всего в свободе осуществления лицензионных видов деятельности на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации (см. комментарий к ст. 7 Закона). Единство экономического пространства характеризуется и одинаковым на всей территории Российской Федерации размером лицензионного сбора, невозможностью установления каких-либо иных административных или экономических препятствий, требовании и условий, за исключением тех, что установлены федеральным законодательством о лицензировании. В то же время ныне действующее законодательство о лицензировании само является гарантом единства экономического пространства Российской Федерации.
3. Единство экономического пространства России требует единства законодательства как в целом, так и в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. Из этого вывода органически проистекают такие принципы лицензирования, как установление единого перечня лицензируемых видов деятельности, установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Комментируемым Законом четко определены виды деятельности, для осуществления которых требуется получение лицензии (п. 1 ст. 17), перечень этих видов деятельности является единым и исчерпывающим, внесение в него изменений и дополнений возможно только путем принятия федерального закона. Недопустимо установление лицензируемых видов деятельности каким-либо иным нормативным актом федерального или регионального уровня.
Ранее действовавшим законодательством лицензионное регулирование осуществлялось применительно к отдельным видам лицензирования. Отсутствие унификации в сфере лицензирования негативно сказывалось на его эффективности: регламентация лицензионных отношений осуществлялась нормативными актами различной юридической силы, соответственно, различался и порядок лицензирования, создавая тем самым режим наибольшего благоприятствования для отдельных групп товаропроизводителей, что, естественно, нарушало принцип единства экономического пространства Российской Федерации. Закрепленный в комментируемом Законе принцип установления единого перечня лицензируемых видов деятельности призван обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, свободу предпринимательской деятельности на всей территории Российской Федерации, исключить возможность создания бюрократических барьеров на пути к осуществлению лицензионных видов деятельности.
Принцип установления единого порядка лицензирования предполагает установление одинаковых условий для всех соискателей лицензии на конкретный вид лицензируемой деятельности, в частности, в федеральном лицензионном законодательстве четко указано, какие органы уполномочены выдавать, переоформлять, приостанавливать, возобновлять или прекращать, аннулировать лицензии, прописан механизм совершения перечисленных действий, определены перечни документов, необходимых для получения лицензий, закреплены лицензионные требования, прописаны основания привлечения к ответственности и т.п. Нормативное закрепление порядка лицензирования на федеральном уровне также позволяет обеспечить свободу предпринимательства и устранить произвол органов власти.
Так, например, Верховный Суд РФ в Определении от 29.11.2006 N 3-Г06-12 указал, что заявление о признании недействующим Закона Республики Коми от 06.03.2006 N 3-РЗ «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Республики Коми» (в ред. от 11.05.2006 N 40-РЗ) удовлетворено правомерно, поскольку установление дополнительных условий и требований для организаторов игорных заведений законом субъекта РФ противоречит федеральному законодательству и принято с превышением полномочий субъекта РФ.
В правовой литературе высказано мнение, что существует множественность порядков лицензирования, поскольку существует определенный перечень лицензируемых видов деятельности, не входящий в предмет регулирования комментируемого Закона, который предполагает особый порядок лицензирования конкретных видов деятельности. Как представляется, данное утверждение обоснованно, однако не в рамках комментируемого Закона, поскольку рассматриваемым нормативным актом установлен единый порядок лицензирования отдельных видов деятельности.
На Правительство РФ возложена важная функция урегулирования лицензионных правоотношений путем утверждения положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Каждый лицензируемый вид деятельности предполагает наличие особых условий и требований, которые должны выполняться и соблюдаться при осуществлении лицензируемых видов деятельности. Истории лицензирования в России известен негативный опыт регулирования лицензионных правоотношений множеством разноуровневых нормативных актов, поэтому принцип установления лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности играет важную роль в правоприменительной лицензионной практике, позволяя хозяйствующим субъектам эффективно осуществлять свою деятельность в соответствии с лицензионными требованиями и условиями, тем самым обеспечивая соблюдение прав и свобод граждан и интересов государства.
4. Вышеперечисленные принципы тесно взаимосвязаны с принципом гласности и открытости лицензирования, поскольку для того, чтобы действовать в соответствии с единым порядком лицензирования, руководствоваться лицензионными требованиями и условиями, хозяйствующие субъекты должны быть осведомлены о них. В силу чего содержание рассматриваемого принципа включает несколько уровней. Первый уровень определен ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой все законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Следовательно, принцип гласности и открытости лицензирования предполагает, что все нормативные акты в сфере лицензирования должны быть опубликованы. Более того, лицензирующие органы обязаны бесплатно предоставлять соискателям лицензии или лицензиатам возможность ознакомиться с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, перечнем технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, формами заявлений и документами, которые представляются для получения, переоформления лицензий, порядком проведения лицензирования, в том числе лицензионного контроля, а также с правами и обязанностями соискателей лицензий, лицензиатов и лицензирующих органов (подробнее об этом в комментарии к п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона). Второй уровень — это возложение на лицензирующие органы обязанности по ведению реестров лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно этому конституционному положению, информация, содержащаяся в реестре лицензий, является доступной и открытой для ознакомления с ней для физических и юридических лиц. При этом важно отметить, что круг лиц, имеющих доступ к информации, содержащейся в реестрах, не ограничен, т.е. за выпиской из реестра может обратиться любой гражданин или организация, а не только соискатель лицензий или лицензиат (см. комментарий к ст. 14 Закона).
5. Принцип гласности и открытости лицензирования является гарантом соблюдения принципа законности при осуществлении лицензирования, благодаря которому возможно осуществление контроля за деятельностью как лицензирующих органов, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Принцип законности при осуществлении лицензирования коррелирует с другими вышеперечисленными принципами лицензирования, поскольку данный принцип предполагает неукоснительное соблюдение Конституции РФ, комментируемого Закона и иных нормативных правовых актов, касающихся сферы лицензирования отдельных видов деятельности всеми без исключения субъектами лицензионных правоотношений. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы. Данный постулат означает, что перечисленные субъекты должны: «во-первых, выполнять веления Конституции и законов и не препятствовать их выполнению; во-вторых, не нарушать содержащихся в них запретов и не способствовать их нарушению».
Следует отметить, что лицензирующие органы, как органы государственной власти, и их должностные лица обязаны в соответствии со своей компетенцией не только соблюдать, но и исполнять и применять комментируемый Закон и иные нормативные акты, которыми урегулирован механизм лицензирования отдельных видов деятельности.
Статья 3. Основные принципы осуществления лицензирования. Основными принципами осуществления лицензирования являются:
защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
гласность и открытость лицензирования;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Комментарий к статье 3
1. Целью государственного регулирования является не только упорядочивающее воздействие, но и достижение общественно значимых результатов. Лицензирование представляет собой одну из форм государственного воздействия, некоторые из принципов лицензирования, указанные в ст. 3 комментируемого Закона, тождественны целям лицензирования, определенным в п. 1 ст. 1, среди них: защита прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение единства экономического пространства на территории России.
До введения в действие Федерального закона от 25 сентября 1998 г. в Российской Федерации не был определен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию: лицензионное регулирование осуществлялось применительно к отдельным видам лицензирования, порядок лицензирования в этом случае определялся положением, утверждаемым (в большинстве случаев) постановлением федерального Правительства. Отсутствие унификации в сфере лицензирования негативно сказывалось на его эффективности: регламентация лицензионных отношений осуществлялась нормативными актами различной юридической силы, среди них законами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента России. Порядок лицензирования, определяемый законами, как правило, отличался от лицензирования, осуществляемого на основе подзаконных актов. Режим наибольшего благоприятствования для отдельных групп товаропроизводителей создавал различные правовые условия перемещения товаров и финансовых средств, оказания услуг на территории России.
Введение единого перечня лицензируемых видов деятельности, утвержденного федеральным законом, было предусмотрено ст. 49 ГК, однако и после введения в действие части первой ГК продолжалась регламентация лицензирования в федеральных законах и подзаконных актах, принимаемых ad hoc.
Отсутствие единых подходов в лицензировании противоречило конституционным нормам, в частности, это препятствовало свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции России).
С принятием Федерального закона от 25 сентября 1998 г. были созданы объективные предпосылки для установления единого порядка лицензирования на территории России.
Комментируемый Закон определил не только единый перечень лицензируемых видов деятельности, но и унифицированную процедуру лицензирования (ГК было предусмотрено только первое из указанных мероприятий).
Гласность и открытость лицензирования создает необходимые условия противодействия противоправным акциям должностных лиц государственных органов, субъектов частного права: отныне любые юридические и физические лица вправе получить из реестров лицензий информацию о конкретных лицензиатах. Принцип открытости лицензирования распространяется не только на лицензиатов или соискателей лицензий, соответствующую информацию из реестров вправе получить, например, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, ученые и другие юридические и физические лица, заинтересованные в использовании информации в научных, коммерческих и иных целях (см. комментарий к ст. 14).
Методом обеспечения гласности лицензирования является обязательное опубликование любых действующих в этой сфере нормативных актов, к ним относятся все подзаконные акты, регламентирующие процедуру лицензирования, включая и ведомственные акты лицензирующих органов: в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции России обязательному официальному опубликованию подлежат не только федеральные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Осуществление лицензируемых видов деятельности представляет один из методов реализации конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью, так как осуществление большинства разновидностей коммерческой деятельности возможно только после получения лицензии, причем лицензиат обязан соблюдать требования и условия лицензирования. Таким образом, очевидно, что все нормативные акты государственных органов, принимаемые на федеральном и региональном уровнях, а также акты муниципальных органов о лицензировании относятся к указанной категории и подлежат обязательному опубликованию.
Соответствующие государственные и муниципальные органы обязаны обеспечить пользователю необходимый режим получения информации о лицензировании: согласно ч. 2 ст. 24 Конституции России органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Сказанное означает, что обеспечение реальной возможности получения искомой информации, ее предоставление из реестров лицензирующих органов на платной основе (что и предусмотрено Федеральным законом от 25 сентября 1998 г.) не может быть сопряжено с установлением чрезмерно высоких цен на предоставляемые услуги.
Необходимым условием действенности принципа гласности и открытости лицензирования является получение информации из официальных источников: ч. 3 ст. 15 Конституции России предусматривает официальное опубликование нормативных правовых актов, лишь в этом случае может быть гарантирована достоверность информации. Количество издательств, наделенных государством соответствующими правомочиями, невелико, среди наименований официальных источников опубликования — периодические издания «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и др. Использование иных источников информации о нормативных актах, затрагивающих права и свободы, сопряжено с потенциальным риском получения информации, не соответствующей тексту оригинала ввиду технических и иных изъянов при ее опубликовании.
Открытость лицензирования представляет собой один из методов обеспечения гласности, что соответствует и конституционным правам граждан. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции России каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Таким образом, информация, полученная на платной основе юридическими и физическими лицами из официальных источников опубликования нормативных актов, а также из реестров лицензирующих органов, может быть использована любым законным способом.
Свободный доступ к информации о лицензиатах обеспечивается только указанным выше способом, получение данных из иных источников, например из документов, передаваемых соискателями лицензий в лицензирующий орган, ограничено. Соответствующая информация о лицензиатах позволяет ее идентифицировать с конкретным физическим лицом, она относится к категории персональных данных, что предопределяет особый правовой режим ее защиты. В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам.
Информация о лицензировании, сбор, хранение и использование которой осуществляется лицензирующим органом, характеризует статус юридического или физического лица в сфере предпринимательской деятельности — эти данные относятся к категории информации о частной жизни; сбор, хранение, использование и распространение такой информации без согласия соответствующего лица не допускается (см. ч. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации).
Информацию лицензирующих органов, аккумулируемую на бумажных или электронных носителях, не следует отождествлять с данными реестров лицензирующих органов, доступ к которым открыт: в реестрах указываются ограниченные сведения о лицензиатах (см. комментарий к п. 1 ст. 14), их распространение не может причинить имущественный ущерб или моральный вред лицензиату.
Сбор, хранение, использование и распространение сведений, получаемых лицензирующим органом от соискателя лицензии, должны быть санкционированы последним: соответствующее соглашение юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, представляющие документы в лицензирующий орган, обязательно подтверждают в письменной форме. Распространение сведений допускается только в публично — правовых, общегосударственных интересах: например, данные о лицензиате могут быть предоставлены правоохранительным органам на основании судебного решения (см. п. 1 ст. 11 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»).
Комментируемый Закон создает базис законности при осуществлении лицензирования. Под законностью обычно подразумевают неукоснительное соблюдение законов и подзаконных актов всеми субъектами правоотношений. Принцип политической целесообразности в принятии управленческого решения несовместим с законностью, поскольку означает игнорирование правовых, легитимных условий деятельности органов государственной власти.
Можно выделить следующие особенности соблюдения законности при осуществлении лицензирования:
1) соблюдение иерархии законов и подзаконных актов означает доминирующее значение федеральных законов при регламентации лицензирования: только в форме федерального закона могут быть внесены изменения и дополнения в перечень лицензируемых видов деятельности (см. ст. 17 комментируемого Закона). Недопустимо внесение корректив в федеральные законы о лицензировании подзаконными актами.
Соблюдению законности содействуют определенные комментируемым Федеральным законом меры по разграничению полномочий Российской Федерации, субъектов в ее составе и муниципальных органов при осуществлении лицензирования (см. ст. 5, 6). Тем самым созданы предпосылки регламентации лицензирования в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федерации и нормативных актах муниципальных органов;
2) обеспечение гарантий конституционных прав граждан, прежде всего при осуществлении предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции России). Граждане вправе обжаловать действия должностных лиц лицензирующих органов, требовать проведения независимой экспертизы при отказе в выдаче лицензии, настаивать на предоставлении необходимой информации из реестров лицензирующих органов;
3) паритет защиты общегосударственных интересов и частных прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
С принятием Федерального закона от 25 сентября 1998 г. ограничена компетенция лицензирующих органов при аннулировании лицензий, сокращен перечень лицензируемых видов деятельности, исключена возможность их введения подзаконными актами. Введение лицензирования допускается в интересах защиты публично — правовых интересов государства и частных прав юридических и физических лиц, перечень лицензируемых видов деятельности соответствует указанному предназначению лицензирования (см. ст. 4, 17 комментируемого Федерального закона).
Права и интересы государства и частных лиц при осуществлении лицензирования обеспечиваются мерами принуждения: гражданско — правовыми, административными и уголовными санкциями.
С принятием комментируемого Федерального закона предпринята первая попытка упорядочить лицензирование, гарантировать действенность правомочий лицензиатов. Однако многие проблемы лицензирования отнюдь не решены, среди них:
1) ограниченная сфера действия комментируемого Закона, его предписания применяются только в отношении 214 видов деятельности, указанных в ст. 17, но это лишь часть лицензируемых видов деятельности;
2) единый порядок лицензирования распространяется только на виды деятельности, перечень которых определен настоящим Федеральным законом, последний не распространяется на лицензионные отношения, установленные принятыми ранее федеральными законами;
3) принцип защиты прав и законных интересов граждан при осуществлении лицензирования должным образом не обеспечен: продолжают сосуществовать судебная и бессудная процедуры аннулирования лицензий; фактически установлен различный правовой режим защиты прав лицензиатов — на основе комментируемого Закона и других федеральных законов, причем степень защищенности статуса лицензиата в последнем случае не столь высока.
Обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности
Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Виды деятельности, лицензирование которых осуществляется Ростехнадзором, установлен Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 №957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»:
- эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;
- эксплуатация химически опасных производственных объектов;
- производство маркшейдерских работ;
- деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
- деятельность связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
Лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности:
- наличие в штате юридического лица работника, имеющего высшее профессиональное образование по специальности «маркшейдерское дело» (имеющего высшее профессиональное образование и прошедшего профессиональную переподготовку с получением квалификации по указанной специальности), аттестованного в области промышленной безопасности (маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ) и имеющего стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет, наличие у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования по специальности «маркшейдерское дело» (высшего профессионального образования и профессиональной переподготовки с получением квалификации по указанной специальности), удостоверения по аттестации в области промышленной безопасности (маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ), и стажа работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 5 лет;
- допуск к выполнению работ, составляющих лицензируемую деятельность, лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию;
- повышение квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющих лицензируемую деятельность, не реже 1 раза в 3 года.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» основными принципами осуществления лицензирования являются:
- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
- установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;
- установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- соблюдение законности при осуществлении лицензирования
Все семь принципов осуществления деятельности по лицензированию, закрепленные в комментируемой статье, можно подразделить на три основные группы:
- конституционные принципы;
- межотраслевые принципы;
- принципы лицензирования.
К первой группе относятся принципы, закрепленные в Основном Законе страны — Конституции РФ. К ним относятся: принцип обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
К межотраслевым принципам относится принцип открытости и доступности информации о лицензировании, поскольку указанный постулат является не чем иным, как конституционным принципом гласности и открытости, характерным для многих отраслей права.
Остальные принципы относятся именно к основам осуществления деятельности по лицензированию.
Указанные принципы тесно взаимосвязаны между собой, и все вместе создают систему принципов лицензирования. Все эти принципы осуществления лицензирования отражают сущность правовой природы института лицензирования как федеральной законодательной меры ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны окружающей среды.