Росфинмониторинг в отношении физ лиц
Содержание
- 1 Росфинмониторинг в отношении физ лиц
- 1.1 Особенности составления сообщения о результатах проверки клиентов за 4 квартал 2018 года.
- 1.2 Росфинмониторинг — проверка физ лиц
- 1.3 Как вас выведут из черных списков 115-ФЗ: разъяснения Росфинмониторинга банкам
- 1.4 1. Списки
- 1.5 2. РФМ и блокировка счетов
- 1.6 3. Почему счет блокируют
- 1.7 4. РФМ и блокировка сделок
- 1.8 5. Основания блокировки
- 1.9 6. Где банки берут информацию
- 1.10 7. Как обжаловать
- 1.11 8. РФМ не информирует
- 1.12 Росфинмониторинг в отношении физ лиц
- 1.13 Кто принимает участие в этом процессе?
- 1.14 Кого и как проверяет росфинмониторинг
- 1.15 Что такое финансовый мониторинг? Федеральная служба по финансовому мониторингу
- 1.16 Росфинмониторинг — проверка физ лиц
- 1.17 Новое в блогах
- 1.18 Работать по выбранным кодам ОКВЭД
- 1.19 Как проверить свой или чужой инн
- 1.20 Росфинмониторинг раскрывает «черные списки»
Особенности составления сообщения о результатах проверки клиентов за 4 квартал 2018 года.
До конца четвертого квартала 2018 года остается две недели. Организациям и индивидуальным предпринимателям, перечисленным в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Закон 115) следует подготовиться к сдаче последнего в этом году электронного сообщения о результатах проверки среди своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона 115 вышеуказанные субъекты обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Федеральную службу по финансовому мониторингу через Личный кабинет на портале Росфинмониторинга.
За неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц — от 300000 до 500000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (п. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ).
Важно отметить, что в четвертом квартале 2018 года, организации и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Закона 115, обязаны провести указанную проверку по трем перечням:
- перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
Это объясняется тем, что 7 ноября 2018 года в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу был опубликован новый санкционный список под названием «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения».
Для направления сообщения в Федеральную службу по финансовому мониторингу необходимо, чтобы срок действия электронной подписи и лицензионного ключа КРИПТО ПРО CSP был актуальным. В связи с прекращением компанией Microsoft технической поддержки и выпуска обновлений безопасности устаревших версий Internet Explorer, для защиты информации конфиденциального характера при взаимодействии пользователей Личных кабинетов с официальным сайтом Росфинмониторинга, а также получения доступа к новым функциям Личных кабинетов, разрабатываемых с использованием современных технологий, необходимо, чтобы браузер Internet Explorer на персональном компьютере был установлен не ниже версии 11, которая официально поддерживается разработчиком.
После того, как мы рассмотрели общие правовые и технические вопросы подготовки рассматриваемого формализованного электронного сообщения следует ответить на вопрос в какие сроки следует направить данный отчет в Росфинмониторинг.
Форма и сроки подготовки сообщения некредитными финансовыми организациями
Финансовые организации, поднадзорные Банку России обязаны руководствоваться Указанием Банка России от 15 декабря 2014 г. N 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Указание 3484-У). Согласно пункту 5 Указания 3484-У информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества должна быть направлена в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.
К некредитным финансовым организациям относятся: профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования и ломбарды.
Форма ФЭС, о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества применяется 3484-У 04.
Форма и сроки подготовки сообщения организациями и индивидуальными предпринимателями не поднадзорными Банку России
К указанным лицам относятся лизинговые компании, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторы по приему платежей, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, операторы связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, операторы связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами — физическими лицами, индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Перечисленные лица при составлении сообщения о результатах проверки по перечням обязаны руководствоваться приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и постановлением Правительства РФ от 19 марта 2014 г. №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям».
Так, информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества представляется в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки (пп. г п. 4 Положения №209). В отличие от финансовых организаций, срок направления сообщения на два рабочих дня большое. В этом случае применяется форма ФЭС 3-ФМ 04.
В отличие от Банка России Росфинмониторинг опубликовал разъяснения о порядке предоставления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций) в информационном письме Федеральной службы по финансовому мониторингу от 13 мая 2016 г. №52. В своем письме Росфинмониторинг отвечает на следующие вопросы, которые остаются актуальными и в 2018 году:
1. В отношении кого должна проводиться проверка в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ?
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон N 115-ФЗ определяет клиента как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. При этом проверке подлежат клиенты, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).
2. Необходимо ли направлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ каждый раз, когда выходит новый перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация (ИП) не реже чем один раз в три месяца обязаны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.
При этом организация (ИП) устанавливает периодичность направления сведений о результатах проверки по форме ФЭС 3-ФМ в правилах внутреннего контроля (далее — ПВК) самостоятельно, но не реже, чем 1 раз в 3 месяца. Вместе с тем, в целях оптимизации направления сведений о результатах проверки по форме ФЭС 3-ФМ Росфинмониторинг рекомендует выстроить направление отчета 1 раз в квартал.
Организация начала осуществлять деятельность с 01.05.2015. Первую проверку целесообразно провести за период с 01.05.2015 по 30.06.2015. Следующий проверочный период будет с 01.07.2015 по 30.09.2015 и т.д.
При этом, учитывая еженедельное обновление Перечня, у организаций (ИП) существует обязанность на постоянной основе осуществлять работу с указанным Перечнем в целях своевременного исполнения обязанностей, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
3. Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в Росфинмониторинг в случае невыявления клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?
В соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны информировать уполномоченный орган о результатах проверки.
При этом указанная информация представляется независимо от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, но не применялись.
4. Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в случае, если в проверяемом периоде организацией или индивидуальным предпринимателем деятельность не осуществлялась?
По мнению Росфинмониторинга, пока организация (ИП) является действующей(им) (не ликвидированы в установленном законодательством порядке), субъект обязан исполнять все требования Федерального закона N 115-ФЗ. При этом неосуществление деятельности не является основанием для неисполнения требований законодательства в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (ПОД/ФТ), в том числе в части представления информации о результатах проверки.
В этой связи, в случае временного неосуществления деятельности, проверка проводится в порядке, определенном правилами внутреннего контроля организации (ИП). При формировании ФЭС 3-ФМ показатели формы будут иметь значение «0».
5. Каким образом следует проводить проверку среди своих клиентов физических лиц, в случае если в отношении них не проводилась идентификация в соответствии с пунктами 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ?
При формировании ФЭС 3-ФМ в показателе «Количество клиентов» учитываются все клиенты — организации и физические лица, находящиеся на обслуживании организации, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).
Росфинмониторинг — проверка физ лиц
Вопрос
Добрый день. Физлицо — не учредитель вносит сумму беспроцентного займа наличными средствами на счет организации (сумма около 5 млн руб).Будет ли эта сделка подлежать обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга для физлица?
Должна ли эта сделка как-то отражаться при исчислении налога на прибыль?
Ответ
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.
Характер хозяйственной деятельности юридического лица, учитывая пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть определен по учредительным документам юридического лица (если в них определены предмет и цели деятельности юридического лица) и по информации, полученной в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в частности, программы идентификации и изучения клиентов. Общие направления разработки указанных программ сформулированы в «Рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», утвержденных Указанием оперативного характера Банка России от 28.11.2001 N 137-Т.
В результате изучения учредительных документов юридического лица и информации, полученной в результате реализации указанных программ, кредитная организация может сделать вывод о характере хозяйственной деятельности юридического лица и, соответственно, о том, относится ли конкретная операция к операциям по снятию со счета или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.
Как показывает практика, основную трудность представляет выяснение, какой деятельностью занимается клиент, тем более что в распоряжениях на зачисление на его счет или списание с него наличных денег информации о ней не содержится.
Для того чтобы определить характер хозяйственной деятельности клиента, необходимо обратиться к одному или нескольким источникам информации, которые помогут дать необходимый ответ. К ним, в частности, относятся:
1. Анкета (досье) клиента.
2. Документы, содержащиеся в юридическом деле клиента:
- устав и/или учредительный договор, в которых указываются цели создания и виды деятельности юридического лица;
- письмо Госкомстата России о присвоении кодов форм государственного статистического наблюдения (ОКОПФ, ОКПО, ОКВЭД, ОКАТО);
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- лицензии на право осуществления определенных видов деятельности, подлежащих лицензированию.
3. Документы, которыми оформляется проведение банковских операций. Характер хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя также может быть определен путем изучения совершаемых им операций (назначение платежа в денежно-расчетных документах, обороты, остатки по счетам, направления и объемы денежных потоков, контрагенты по денежным расчетам и т.п.).
После установления характера осуществляемой клиентом хозяйственной деятельности следует определить, каким образом она соотносится с целью зачисления на счет клиента или снятия с его счета наличных денежных средств.
Также, если операция вызывает у работников банка подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, банк не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязан направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю (п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
В налоговом учете организации-заемщика средства полученного и возвращенного займа не включаются в состав доходов и расходов (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
Глава 25 НК РФ не содержит правил оценки экономической выгоды, получаемой организацией-заемщиком при предоставлении ей беспроцентного займа, в связи с чем в целях налогообложения прибыли указанный доход заемщиком не признается
Таким образом, в налоговом учете данная сделка не отражается
В качестве иллюстрации ниже приведено несколько типичных примеров совершения операций, подлежащих обязательному контролю («Методические рекомендации по выявлению и представлению сведений об операциях с денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 10)»):
1. Юридическое лицо представило в банк чек для снятия наличными 750 000 рублей с целью покупки оборудования для строительных работ. В то же время из учредительных документов клиента следует, что данное предприятие создавалось с целью оказания услуг населению по ремонту и чистке одежды. Кроме того, операции, которые ранее совершал клиент, не относились к операциям, связанным с каким-либо строительством.
Вывод: операция подлежит обязательному контролю.
2. Индивидуальный предприниматель представил в банк заявление на снятие наличными со счета 10 000 000 рублей, поступивших накануне на его счет в безналичном порядке из другого банка. При снятии денежных средств наличными клиент заявил, что снятые средства будут использованы на хозяйственные нужды. До проведения данной операции клиентом ежемесячно в течение года снималось со счета не более 100 000 рублей.
Вывод: операция подлежит обязательному контролю.
3. Физическое лицо внесло на счет клиента — юридического лица 3 000 000 рублей наличными за консультационные услуги. Из содержащейся в анкете клиента информации следует, что клиент занимается производством пиломатериалов и ранее консультационных услуг никому не оказывал.
Вывод: операция подлежит обязательному контролю.
4. Индивидуальным предпринимателем в объявлении на взнос наличными в сумме 650 000 рублей указано, что данные денежные средства являются выручкой от реализации сельхозпродукции. В то же время, согласно имеющимся в юридическом деле клиента документам, клиент осуществляет деятельность в сфере информационных услуг и обслуживания вычислительной техники.
Вывод: операция подлежит обязательному контролю.
А если он внесет в безналичной форме?
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получению такого займа подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю (пп. 4 п. 1 ст. 7, п. 4 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ).
При этом суды указывают, что операция по предоставлению физлицом беспроцентного займа юрлицу также относится к категории операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Законом N 115-ФЗ, несмотря на разъяснения Банка России в Письме от 11.04.2006 N 12-1-3/804 (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2010 N 07АП-1734/10 по делу N А03-16121/2009).
В связи с этим, неважно в наличной или безналичной форме будет возвращать займ физическое лицо – данная операция будет подлежать контролю со стороны Росфинмониторинга.
Как вас выведут из черных списков 115-ФЗ: разъяснения Росфинмониторинга банкам
Росфинмониторинг выпустил информационное письмо № 55 от 30.07.2018, в котором разъяснил, как должен функционировать механизм реабилитации банковских клиентов, получивших отказ в обслуживании.
1. Списки
Росфинмониторинг формирует только Перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Включение в этот Перечень и исключение из него осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 2.1. и 2.2. статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.
Ведение Росфинмониторингом каких-либо перечней лиц, участвующих в сомнительных операциях, действующим законодательством РФ не предусмотрено.
2. РФМ и блокировка счетов
Нет, ответили в РФМ. Таких полномочий у ведомства нет.
3. Почему счет блокируют
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты, поименованные в статье 5, обязаны:
- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 указанного закона,
- приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:
— юрлицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 указанной статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;
— физлицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.
Кроме того, по решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством РФ.
4. РФМ и блокировка сделок
Согласно статье 8 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом на срок до 30 суток в случае, если полученная в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ информация по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.
При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, указанного постановления уполномоченного органа субъект осуществляет операцию по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством РФ не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.
5. Основания блокировки
Cогласно пункту 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации вправе:
отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Решения об отказе или расторжении субъекты принимают самостоятельно на основании программ и порядка, закрепленных в их правилах внутреннего контроля.
Обо всех случаях отказа или расторжения субъекты обязаны информировать Росфинмониторинг.
6. Где банки берут информацию
В соответствии с пунктом 13.2. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг направляет информацию, представленную субъектами, в Банк России.
Согласно пункту 13.3. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Банк России доводит полученную от РФМ информацию до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в порядке, установленном положением ЦБ от 30.03.2018 № 639-П.
7. Как обжаловать
В случае принятия кредитной организацией или некредитной финансовой организацией решения об отказе или расторжении, предусмотренных пунктами 5.2. и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, клиент вправе обжаловать их действия.
1. В соответствии с пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиент вправе представить в кредитную организацию (некредитную финансовую организация) документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее — решение об отказе).
Кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.
2. В случае получения от кредитной организации (некредитной финансовой организации) сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, клиент вправе обратиться с заявлением и документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия указанного решения в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ.
Перечень сведений и документов, необходимых для представления в межведомственную комиссию, определен Указанием ЦБ от 30.03.2018 № 4760-У.
Согласно пункту 13.6. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, а также мотивированных обоснований соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации) межведомственная комиссия принимает решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе либо решение об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого кредитной организацией (некредитной финансовой организацией), исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем. Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации), для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.
После получения кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) ранее было принято решение об отказе, такая кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана представить в Росфинмониторинг сведения согласно абзацам второму и третьему пункта 13 или абзацу второму пункта 13.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а в случае обращения заявителя не вправе отказать заявителю в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада) соответственно.
Кроме того, действия кредитной организации (некредитной финансовой организации) по-прежнему можно обжаловать в суде.
8. РФМ не информирует
РФМ не уполномочен информировать лиц, в отношении которых субъектом приняты решения об отказе или расторжении о причинах принятия указанных решений.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты самостоятельно информируют клиентов об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах.
Порядок такого информирования определяется субъектом в правилах внутреннего контроля.
Росфинмониторинг в отношении физ лиц
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Росфинмониторинг в отношении физ лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Чтобы избежать недоразумений, советую Вам обратить внимание на критерии, которые вызывают у контролеров наибольшие подозрения и могут привести к проверкам Росфинмониторинга.
Обращаю внимание: банк не запрещает, не блокирует и не ограничивает как-либо операции, подлежащие финансовому мониторингу. Такие операции просто попадают под более тщательный контроль.
Исключение составляют редкие случаи. Например, когда кто-то пытается совершить платеж в пользу лица, числящегося в списке международных террористов или нечто подобное.
Кто принимает участие в этом процессе?
Уважаемая Татьяна Николаевна! Прошу Вас пресечь злоупотребление властью со стороны правоохранительных органов и восстановить мои права и права других пострадавших от включения в список Росфинмониторинга.
В данной статье рассмотрен основной понятийный аппарат финансового мониторинга и финансового контроля.
О предложении по модернизации механизма информирования Росфинмониторинга об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Организациям и индивидуальным предпринимателям, подлежащим постановке на учет в Росфинмониторинге, Личный кабинет формируется автоматически при постановке на учет.
Существуют также другие законодательные акты, регулирующие вопросы финмониторинга (например, касающиеся создания и функционирования органов, занимающихся этой деятельности), но вышеперечисленные являются ключевыми, базовыми.
Соглашение о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия между Федеральной налоговой службой и Федеральной службой по финансовому мониторингу было подписано в 2015 году.
Между тем, предложение об упрощении порядка закрытия кредитными организациями счетов физических лиц при невозможности обновления по ним сведений будет проанализировано Банком России на предмет возможного учета при внесении изменений в законодательство Российской Федерации.
Кого и как проверяет росфинмониторинг
Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства N 58 от 27.01.2014.
В таблице приведены основные действия, которые нужно совершать в рамках финмониторинга. В зависимости от сферы деятельности организации установлены отдельные требования.
Письменные объяснения представляются на имя руководителя проверки. Запрос с приложением копии приказа о проведении проверки направляется агенту финансового мониторинга заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или может быть доставлен нарочным.
На указанный Вами адрес эл.почты отправлено письмо с инструкциями для восстановления пароля.
Что такое финансовый мониторинг? Федеральная служба по финансовому мониторингу
Указанный вопрос является предметом рассмотрения Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 18.05.2015 № 2984п-П10.
И.О, дата рождения, номер паспорта) сотрудник банка обязан под любым благовидным предлогом отказать клиенту в обслуживании и не позднее чем через сутки сообщить об этом факте в Росфинмониторинг, а тот, в свою очередь, — проинформировать правоохранительные органы.
Компания не встала на учет в Росфинмониторинге или же не открывает двери компании при уже назначенно проверке Если по первой части — все просто, нужно заполнить форму 2-КПУ и направить в территориальное управление Росфинмониторинга, то со второй частью бывают парадоксы.
Невыполнение законодательства о легализации преступных доходов является одним из самых серьезных нарушений в финансовом секторе: за это ЦБ отзывает большинство банковских лицензий.
Компания не встала на учет в Росфинмониторинге или же не открывает двери компании при уже назначенно проверке Если по первой части — все просто, нужно заполнить форму 2-КПУ и направить в территориальное управление Росфинмониторинга, то со второй частью бывают парадоксы.
В 1 полугодии 2018 года «балансовые совещания», проводимые территориальными органами Росфинмониторинга для частного сектора, в том числе общественных объединений, ассоциаций, гильдий, посетило более 3 тыс. представителей (для сравнения в аналогичном периоде 2017 года — более 750 представителей).
Росфинмониторинг — проверка физ лиц
Основной целью проведения таких мероприятий является формирование единого понимания участников «антиотмывочной» системы требований законодательства о ПОД/ФТ и создание мотивации к их добросовестному поведению.
Неясный или запутанный характер сделок. Неоднократное проведение сделок или операций, косвенно указывающих, что их целью является уклонение от мероприятий обязательного контроля.
Вступление в силу указанного нормативного акта ожидают тысячи организаций и предпринимателей, на которых распространяются требования Федерального закона №115, ведь именно с ним связана их обязанность по проверке клиентов на причастность к распространению оружия массового уничтожения.
На наш запрос ведомство пояснило, что согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Теперь пару слов о том, как проводится финансовый мониторинг в банках, в чем он заключается. Все очень просто, вся процедура сводится к следующему:
- Сотрудник банка, осуществляющий операцию (операционист или кассир), проводит идентификацию клиента (проверяет, вписывает и/или копирует его паспортные данные и другие документы при необходимости);
- Сотрудник банка, ответственный за финмониторинг, проверяет все проведенные финансовые операции, и на тех, которые подлежат обязательному или внутреннему мониторингу, ставит специальные отметки – различные коды, которые обозначают критерии отнесения операции к финансовому мониторингу;
- В необходимый срок (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) сотрудники головного офиса банка формируют нормативную отчетность, включающую операции, попадающие под финансовый мониторинг (они отмечены кодами, см. выше), и отправляют эту отчетность в электронном виде в уполномоченный орган финансового мониторинга.
Приложение N 12. Структура ФЭС 1-ФМ «Информация об операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, и операции, в отношении которой возникли подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) …
Обязанность вести список лиц, подозреваемых в терроризме и экстремизме, возложена на Росфинмониторинг законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Список состоит из двух частей и содержит несколько тысяч фамилий и названий компаний.
Обнародовав свой черный список, ведомство последует примеру других регуляторов финансового рынка. В феврале перечень недобросовестных банкиров вывесили на своих сайтах Банк России и Агентство по страхованию вкладов. В апреле перечень недобросовестных страховщиков раскрыла Федеральная служба страхового надзора.
Чтобы помочь банкам бороться с отмыванием денег, Центробанк разработал рекомендации: на чем ловить нечестные компании. На основе этих рекомендаций банк разрабатывает свои правила для проверки клиентов.
Планируется ли участие Банка России в проекте внедрения дистанционной идентификации? Каковы перспективы развития института удаленной идентификации?
Например, если покупатель — физическое или юридическое лицо приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан представить информацию об этом в Росфинмониторинг.
Новое в блогах
Многие менеджеры, оказавшиеся под угрозой увольнения на новых местах работы, опротестовали свое внесение в список. Так, бывший гендиректор и главный бухгалтер перестраховочной компании АПК РЕ Дмитрий Мороз сообщил, что уволился из компании еще до того, как у нее отозвали лицензию. ФССН была вынуждена признать ошибку и вычеркнуть господина Мороза из списка.
Часть потенциально опасных клиентов банк отсеивает, когда открывает счет. Но недобросовестные клиенты все равно попадаются.
Осуществлять контроль ФС над деятельностью граждан и организаций нашей страны, в части соблюдения законов РФ о противодействии деяниям по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений. Банк обязан проверять каждый перевод и поступление клиентов. Эти обязанности прописаны в федеральном законе № 115, который рассказывает о правилах борьбы с отмыванием денег.
Работать по выбранным кодам ОКВЭД
Компании открывают счета в нескольких банках, а налоги платят только с одного. Другие банки об этом не знают и начинают сомневаться в честности клиента: деньги на счете есть, а налогов нет.
Когда банки видят налоги, у них нет повода беспокоиться. Если всё же платите налоги только в одном банке, сохраните платежки об оплате. Когда банк задаст вопросы, платежки помогут пройти проверку быстрее.
Необходимо зайти в Личный кабинет на портале Росфинмониторинга, далее в раздел «настройки» — «профиль организации «Лица». В открывшейся форме первая строчка «Идентификатор корреспондента (Личного кабинета)».
Включение в Перечень либо исключение из него организаций и физических лиц осуществляется Росфинмониторингом исключительно на основании информации государственных органов, поименованных в постановлении Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г.
Как проверить свой или чужой инн
Руководствоваться следует 115 Федеральным законом. Согласно ему банковские служащие обязаны сообщать в Росфинмониторинг не только об операциях клиентов на суммы свыше шестьсот тысяч рублей (включая обмен валюты) и сделках с недвижимостью от трех миллионов, но и обо всех подозрительных случаях, вне зависимости от суммы.
В преддверии прохождения российской системы в области ПОД/ФТ четвертого раунда взаимных оценок со стороны международных экспертов ФАТФ, Росфинмониторингом проведена Национальная оценка рисков ОД/ФТ 2017 — 2018 гг. (далее — НОР), результаты которой в форме публичных отчетов размещены на сайте Росфинмониторинга в разделе «Деятельность»/»Национальная оценка рисков».
Вы можете свободно пользоваться информацией, зайдя на сайт. Если вы хотите поделиться статьей на другом ресурсе, на форуме, в социальной сети — просто оставьте ссылку на нее. Републикация материалов допускается только с согласия Автора и при наличии прямой, активной, индексируемой ссылки на источник.
Росфинмониторинг раскрывает «черные списки»
Как стало известно газете «Коммерсант», один из самых закрытых регуляторов финансового рынка страны — Федеральная служба по финансовому мониторингу намерена обнародовать черный список лиц и организаций, причастных к терроризму. По мнению банковского сообщества, таким образом Росфинмониторинг пытается привлечь широкую общественность к борьбе с легализацией преступных доходов. Реализация этой инициативы увеличит давление регуляторов на банки и сопряжена с серьезными репутационными рисками, предупреждают эксперты.
Обязанность вести список лиц, подозреваемых в терроризме и экстремизме, возложена на Росфинмониторинг законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Список состоит из двух частей и содержит несколько тысяч фамилий и названий компаний. В первую часть вынесен согласованный с резолюциями Совета Безопасности ООН список международных террористов, в который уже внесены и некоторые руководители незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Чечни. Во вторую — физические лица, в отношении которых возбуждены уголовные дела о причастности к терроризму, и организации, работа которых на территории Российской Федерации решениями судов прекращена в связи с их противоправной деятельностью. Формированием и обновлением списка Росфинмониторинг занимается с 2003 года совместно с правоохранительными органами, Федеральной регистрационной службой и МИДом. До сведения банков список доводится через Банк России.
Намерение разместить в открытом доступе на официальном сайте перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, «Ъ» подтвердила пресс-служба Росфинмониторинга. До сих пор этой информацией обладали лишь подотчетные ведомству организации (банки, страховщики, ломбарды и т. п.), непосредственно обязанные противодействовать легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Обнародовав свой черный список, ведомство последует примеру других регуляторов финансового рынка. В феврале перечень недобросовестных банкиров вывесили на своих сайтах Банк России и Агентство по страхованию вкладов. В апреле перечень недобросовестных страховщиков раскрыла Федеральная служба страхового надзора. В конце июня Федеральная служба по финансовым рынкам опубликовала на сайте список компаний, обладающих признаками финансовых пирамид.
Как сообщили «Коммерсанту» в Росфинмониторинге, первым шагом к открытой публикации черных списков станет согласование этой идеи с другими заинтересованными ведомствами. «Список носит сводный характер: сведения предоставляются различными государственными органами, — пояснили в пресс-службе. — Вопрос о его открытости необходимо согласовать с ними».
На практике черный список Росфинмониторинга используется следующим образом. При осуществлении операций, требующих установления личности клиента (все, кроме обмена валюты на сумму менее 15 тыс. и социальных перечислений до 30 тыс. рублей), банковский служащий проверяет, нет ли клиента в списке. В случае полного совпадения данных (Ф.И.О, дата рождения, номер паспорта) сотрудник банка обязан под любым благовидным предлогом отказать клиенту в обслуживании и не позднее чем через сутки сообщить об этом факте в Росфинмониторинг, а тот, в свою очередь, — проинформировать правоохранительные органы.
Официальная цель публикации черного списка — облегчить участникам рынка исполнение закона и активизировать борьбу с легализацией преступных доходов. « того, что файл с обновленным списком сначала пересылается в центральный аппарат ЦБ, оттуда в теруправления Банка России и только потом банкам, на его обновление уходит дня»,— пояснил «Ъ» зампред правления Собинбанка Александр Баскаков. По его оценкам, централизованное обновление списка через сайт может занять всего один час.
В банках не исключают, что, делая черные списки публичными, Росфинмониторинг рассчитывает подключить к борьбе с легализацией преступных доходов не только подконтрольные ему организации, но и широкую общественность. «Если инициатива Росфинмониторинга получит широкую огласку, сигналы о подозрительных людях, компаниях и их действиях будут идти изо всех сфер, а не только из финансовой», — считает господин Баскаков. «С точки зрения борьбы с экстремистами это было бы верное решение, — поддерживает зампред правления банка «Возрождение» Александр Долгополов. — Но информацию нужно тщательно дозировать, чтобы не пострадали невиновные».
Риски, сопряженные с реализацией инициативы Росфинмониторинга, могут перевесить возможные выгоды, полагают участники рынка. «Непонятно, как банки должны будут узнавать об обновлении списков на сайте Росфинмониторинга, — беспокоится Александр Баскаков. — Если участников рынка не будут об этом извещать, может сработать человеческий фактор: банк вовремя не заметит обновления информации и в итоге может нарушить закон». Невыполнение законодательства о легализации преступных доходов является одним из самых серьезных нарушений в финансовом секторе: за это ЦБ отзывает большинство банковских лицензий.
Банки также высказали опасение, что черные списки, размещенные на сайте Росфинмониторинга, могут быть использованы для недобросовестной конкуренции. «Интернет-сайты нередко подвергаются хакерским атакам,— говорит начальник управления мониторинга операций клиентов СБ банка Елена Федосова. — Есть риск, что в списке окажутся имена людей или названия организаций, не имеющих никакого отношения к экстремистской деятельности». Такой удар по репутации будет очень сложно компенсировать, прогнозирует она.
Скандалы с черными списками
История вопроса
13 мая 2004 года Банк России отозвал лицензию у Содбизнесбанка (впервые в истории — за отмывание доходов, полученных преступным путем). 17 мая глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков заявил, что в тех же махинациях подозреваются еще десять банков. На рынке появились слухи о нескольких вариантах черных списков подозрительных кредитных организаций. В результате практически прекратилось межбанковское кредитование. Наиболее пострадавшими оказались банк «Кредиттраст» (лишился лицензии) и Гута-банк (остановил платежи и в итоге был продан ВТБ за символический 1 млн руб.).
9 августа 2005 года Минфин опубликовал на своем сайте черный список из 26 управляющих компаний, инвестирующих пенсионные накопления. За то, что они не предоставили в срок отчетность о своих владельцах, государство могло расторгнуть с ними договор. Большинство компаний из списка заявили, что отправляли документы и у них есть подтверждение этого. 10 августа список удалили с сайта, а сотрудники Минфина признали «техническую ошибку».
13 апреля 2008 года Федеральная служба страхового надзора (ФССН) опубликовала на сайте службы черный список топ-менеджеров страховых компаний, которые ушли с рынка, не предоставив полагающейся отчетности. Многие менеджеры, оказавшиеся под угрозой увольнения на новых местах работы, опротестовали свое внесение в список. Так, бывший гендиректор и главный бухгалтер перестраховочной компании АПК РЕ Дмитрий Мороз сообщил, что уволился из компании еще до того, как у нее отозвали лицензию. ФССН была вынуждена признать ошибку и вычеркнуть господина Мороза из списка.
Вы верите в черные списки?
Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация»:
— Конечно. Это нормальная практика, если списки трижды проверены. Вероятность ошибок огромна, и можно публично ославить человека! Эти списки — своего рода солидарность всех банков против нечистых на руку людей.
Алексис Родзянко, управляющий директор компании Credit Suisse:
— Доверяй, но проверяй. На мой взгляд, такая практика очень опасна, как для банков, так и для клиентов. На Западе предварительно составляются административные акты, проходящие через жесткие процедуры, и только после этого списки обнародуются.
Евгений Адамов, научный руководитель НИКИЭТ им. Н. А. Доллежаля:
— Не слишком. Наш НИИ попал в список госдепартамента США как помогающий мировому терроризму не Бушерской АЭС, а меня. Что же до банков, то и у них дорога, вымощенная добрыми намерениями, может завести не туда, и людям, случайно попавшим в эти списки, будет трудно отмыться от клеветы.
Виктор Геращенко, в 1998—2002 годах глава Центробанка России:
— А судьи кто? В такие списки может попасть любой, пусть даже списки будут сотни раз сверены с судебными решениями. История ЮКОСа показала, что рассчитывать на нашу правовую систему не стоит. К тому же нарушения у лиц из списка могут быть разные, а разглашение их имен портит репутацию всем одинаково.
Денис Хадеев, старший вице-президент ОАО «Первый объединенный банк» (Самара):
— Я против списков — и черных, и белых. Публикация даже положительных списков нервирует рынок. Перед публикацией списков тех, кто вошел в систему страхования вкладов, нервничали все, и банки, и их контрагенты, ведь от ошибок и сбоев никто не застрахован. И рынку такая нервозность пользы не приносит.
Айдар Хамидуллин, председатель правления Банка Казани:
— А это не утка? не верится. Сколько говорили об этих списках, никто их не видел. И для кого их составляют, непонятно.
Евгений Гуревич, один из акционеров холдинга «Адамант», Санкт-Петербург:
— У нас есть подобный список фирм, с которыми мы не работаем и никому не рекомендуем. Жаль, что внедрение в практику черных списков идет слишком медленно.