Режим проветривания в детском саду по санпин
Содержание
- 1 Режим проветривания в детском саду по санпин
- 1.1 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049–13
- 1.2 График и нормы проветривания помещения в детском саду
- 1.3 Обязательный и регулярный воздухообмен в ДУ
- 1.4 Общепринятые правила организации воздухообмена
- 1.5 Сезонность вентилирования
- 1.6 Длительность вентилирования
- 1.7 Регламент проведения процедур
- 1.8 Планирование и составление санитарного графика
- 1.9 Виды мероприятий по проветриванию и пример графика
- 1.10 Ориентировочная таблица с графиком
- 1.11 Профилактическое проветривание в детском саду
- 1.12 Современные системы вентиляции и их особенности
- 1.13 Допустимые виды, режим и требования к проветриванию в ДОУ
- 1.14 Почему необходимо проветривать помещения?
- 1.15 Как нужно это делать?
- 1.16 Как составить график?
- 1.17 Зависимость от сезонности
- 1.18 Можно ли проветривать через туалетные комнаты садика?
- 1.19 Требования по новым нормам СанПиН
- 1.20 Действующий СанПиН для детских садов: основные требования и рекомендации
- 1.21 Нормативное регулирование деятельности детских садов
- 1.22 Действующий СанПиН для ДОУ: перечень требований и рекомендаций
- 1.22.1 Режим дня
- 1.22.2 Режим сна
- 1.22.3 Занятия с воспитанниками
- 1.22.4 Сколько составляет рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок?
- 1.22.5 Уборка территории и помещений
- 1.22.6 Пищеблок, инвентарь и посуда
- 1.22.7 Обработка продуктов питания
- 1.22.8 Отопление и вентиляция
- 1.22.9 Водоснабжение и канализация
- 1.22.10 Нормы помещений и оборудования
- 1.22.11 Требования к приему детей
- 1.23 Правила для персонала
- 1.24 График проветривания группы материал на тему
- 1.25 Скачать:
- 1.26 Предварительный просмотр:
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049–13
Мария Исаева
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049–13
I. Общие положения и область применения
1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей
1.9. Количество детей в группах доо общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты — для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) — не менее 2,0 метра квадратного на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
III. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций
3.12. Игровые и физкультурные площадки для детей оборудуются с учетом их росто-возрастных особенностей.
IV. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию
4.11. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды, групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи, спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды, туалетная (совмещенная с умывальной).
Допускается использовать групповую для организации сна с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем.
Спальни в период бодрствования детей допускается использовать для организации игровой деятельности и образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. При этом должен строго соблюдаться режим проветривания и влажной уборки.
VI. Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций
6.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. Функциональные размеры детской мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами.
6.5. В групповых для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.
6.6. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы.
6.10. В ДОО используются игрушки, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки следует использовать только в качестве дидактических пособий.
6.11. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
6.15. Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.
VII. Требования к естественному и искусственному освещению помещений
7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
7.6. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.
7.7. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений.
7.8. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии.
VIII. Требования к отоплению и вентиляции
8.2. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
8.5. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.
Сквозное проветривание не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.
8.6. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.
При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С.
В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.
При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.
В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.
В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка).
XI. Требования к приему детей в ДОО, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
11.2. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.
Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в ДОО не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.
11.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в ДОО только при наличии справки
11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется ДОО в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день.
11.8. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной НОД не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
11.10. Продолжительность непрерывной НОДдля детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут.
11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.
11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику
XII. Требования к организации физического воспитания
12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
12.3. Физическое развитие детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.
12.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2-3 раза в неделю.
12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.
12.10. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.
Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.
XIX. Требования к прохождению профилактических
медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения,
личной гигиене персонала
19.1. Персонал дошкольных образовательных организаций проходит предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в установленном порядке ; аттестацию на знание настоящих санитарных норм и правил не реже 1 раза в 2 года, для персонала пищеблока, а также лиц, участвующих в раздаче пищи детям, — не реже 1 раза в год.
19.2. Каждый работник дошкольных образовательных организаций должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.
При отсутствии сведений о профилактических прививках работники, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.
19.4. Персонал дошкольных образовательных организаций должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды, коротко стричь ногти.
19.6. Воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются спецодеждой (халаты светлых тонов).
19.7. Перед входом в туалетную комнату персонал должен снимать халат и после выхода тщательно мыть руки с мылом; работникам не допускается пользоваться детским туалетом.
Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» Уважаемые коллеги! Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДОУ Сравнение СанПин 2010 г. и СанПин 2013 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы.
График и нормы проветривания помещения в детском саду
Посещение дошкольных учебных (ДУ) заведений способствует социализации ребенка, укреплению навыков общения и взаимодействия со сверстниками, взрослыми воспитателями или другими сотрудниками специализированных заведений. Для поддержания необходимых норм гигиены руководством детского сада разрабатывается и утверждается график проветривания, что регламентировано общепринятыми санитарными правилами.
Обязательный и регулярный воздухообмен в ДУ
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) связано с созданием стрессовой ситуации, сменой привычного образа жизни и распорядка дня, общением с другими детьми и взрослыми, персоналом садика. Поэтому необходимо обязательно создать максимально комфортные условия для поддержания здорового микроклимата, способствующего укреплению здоровья малышей, эффективная вентиляция детского сада обеспечивает:
- обогащение кислородом газовоздушной смеси в группах и других помещениях и поддержание его нормального содержания в воздухе;
- снижение уровня углекислого газа и выведение из функциональных помещений вредных веществ и микроорганизмов, вредоносных бактерий;
- своевременное выведение из групп, спортивных и актовых залов, раздевалок и ванных комнат посторонних и раздражающих запахов;
- поддержание сбалансированных показателей уровня увлажнения воздуха со снижением скорости распространения грибков и бактерий.
Необходимое проветривание в детском саду обосновано требованиями санитарии и гигиены, что актуально для учреждений, где дети проводят определенное количество времени и в помещениях скапливается большой объем углекислого газа. Игнорирование таких требований может привести к ухудшению самочувствия малышей любого возраста и работников сада, вызывать чувство постоянной усталости и становится причиной повышенной утомляемости, снижая уровень активности.
Общепринятые правила организации воздухообмена
Современные нормы санитарного контроля, разработанные СанПиН и описанные в документе 2.4.1.2660-10 регламентируют условия и правила проветривания в детском саду, зависящие от различных факторов, учитываемых при разработке режима и графика. Кроме сезонных смен времен года существует ряд дополнительных факторов, влияющих на разработку комплекса мероприятий по ручному вентилированию разных помещений дошкольного учреждения и его отдельных помещений.
Сезонность вентилирования
Ориентируясь на время года проветривание в помещениях групповых ДДУ должно осуществляться с учетом следующего комплекса требований, обоснованных заботой о здоровье детей, различных возрастных категорий:
- летом мероприятия необходимо организовать во время послеобеденных или утренних прогулок;
- в зимний период помещения насыщаются кислородом до прихода детей и после закрытия групп.
В теплый сезон разрешается включить в график проветривания в ДОУ кратковременное освежение воздуха в комнатах, где присутствуют дети, при этом важно предотвратить возникновение сильных и опасных для здоровья сквозняков.
Длительность вентилирования
Время проведения обязательных процедур регламентировано общепринятыми санитарными правилами и рассчитывается индивидуально, но зависит от комплекса факторов, их важно учитывать для поддержания нормального микроклимата в помещениях ДОУ:
- площадь комнат, их целевое назначение и объем воздуха;
- установленный и поддерживаемый температурный режим;
- погодные условия окружающей среды и сезонность.
Для хорошего проветривания в зимний период или летом допускается корректировка графика, с учетом погодных условий, влияющих на резкую смену температуры и влажности, в комнатах для детских занятий и спален, санузлах для детей.
Регламент проведения процедур
Утвержденный администрацией график проветривания в ДОУ должен находиться в общем доступе, с ним могут ознакомиться родители и удостовериться в соблюдении и выполнении требований санитарного контроля, благодаря исполнению правил:
- вентиляция младших групп проводится раз в 2-3 часа и прекращаться за 30 мин. до прихода в группу детей;
- проветривание должно проводиться в отсутствии детей с возможностью их перевода в другие помещения;
- неблагоприятный погодный режим не отменяет процедур, их проводят утром, до открытия детской группы;
- в холодный сезон можно открывать окна утром и вечером, удостоверившись в отсутствии детей в помещении;
- в сезоны потепления и роста температуры частоту процедур можно увеличить, без вреда детскому здоровью.
Планируемая продолжительность сквозного проветривания определяется в зависимости от всех важных факторов, что необходимо для поддержания нормального и благоприятного микроклимата для укрепления здоровья детей и профилактики разных заболеваний.
Планирование и составление санитарного графика
Если задать вопрос администрации или сотрудникам дошкольного учреждения: назовите наиболее эффективное проветривание, нормы которого регламентированы санитарным контролем и соответствующими организациями, можно получить разные ответы. Это зависит от индивидуального планирования и составления графика проветривания в детском саду, ведь в расчет принимаются технические характеристики и архитектурные особенности здания, возраст учеников в группе и сезонность проведения процедур.
Согласно нормативной документации, проветривания в детском саду проводят на регулярной основе, соблюдая утвержденным положениям графика, содержащего информацию о частоте и временных интервалах процедур вентиляции. Дополнительно в документе обязательно содержаться данные о типе проводимых мероприятий и месте их проведения, учитывая зонирование всего помещения группы и свободных комнат в отсутствие детей или режима прогулок.
Виды мероприятий по проветриванию и пример графика
Разработанные СанПиН правила регламентируют ежегодное обновление документа, в котором указан график проветривания в ДОУ, с обязательным указанием видов осуществляемого вентилирования помещений детского сада:
- сквозное проветривание в группах, отличающееся максимальной эффективностью;
- угловое или одностороннее проветривание, осуществляемое в теплое время года.
Оба вида процедур осуществляются исключительно в отсутствие детей, они могут находиться на прогулке или посещать музыкальные, спортивные занятия в других функциональных помещениях дошкольного учреждения.
Ориентировочная таблица с графиком
Простой пример составления эффективного графика дает представление о необходимой информации, которую содержит таблица, ее обязательно заверяет медицинский сотрудник и руководитель детского сада с ознакомлением сотрудников под роспись:
No п/п | Время проведения | Локация | Тип проветривания |
---|---|---|---|
1 | 07:00-07:20 | игровые комнаты | угловое/сквозное |
2 | 08:50-09:00 | спальни | сквозное |
3 | 10:35-10:55 | игровые и спальни | сквозное |
4 | 12:30-12:40 | спальни | угловое |
5 | 14:15-14:45 | раздевалки и игровые | сквозное |
6 | 16:20-16:30 | спальни и раздевалки | угловое |
7 | 17:50-18:10 | раздевалки, игровые и спальни | сквозное |
Вентилирование всех помещений в ручном режиме производится открытием форточек или фрамуг, для этого все системы остекления должны оснащаться удобной фурнитурой и ручками, антимоскитными сетками с мелким сечением ячеек.
Профилактическое проветривание в детском саду
Часто проводимое сквозное проветривание в разных комнатах групп предполагает возникновение сквозняка, с потоком воздушных масс в помещение может проникать пыль и другие загрязнители, горячий или холодный воздух и неприятные запахи. Традиционная вентиляция через открытое окно или форточку зачастую приводит к нарушению микроклимата, температурного режима и резким перепадам давления, что негативно сказывается на самочувствии детей и персонала садка.
Устаревшие системы естественной вентиляции теряют эффективность при проведении ремонтных работ, перепланировке пространства групп или их отдельных функциональных зон, что обосновывает необходимость применения современных комплексов воздухообмена. Проветривание, которое должно проводиться по графику, согласно санитарным нормам можно заменить работой систем принудительного вентилирования, с очисткой воздуха и регулированием его температуры.
Современные системы вентиляции и их особенности
Разработанный график проветривания в старшей или младшей группе легко соблюдается при установке эффективного комплекса принудительной вентиляции, работа которого регулируется запрограммированными данными в автоматическом режиме. Используя возможность регулирования температурного режима, можно поддерживать сбалансированный комплекс параметров, касающихся комфорта пребывания детей в помещениях, при этом вентиляция в детском саду осуществляется зимой и летом.
Специалисты рекомендуют использовать продуктивные комплексы воздухообмена принудительного типа, это лучший вариант, при котором соблюдается утвержденный графиком режим проветривания в отдельных комнатах группы. Тщательное составление опытными инженерами проектов принудительного вентилирования, установка и обслуживание необходимого комплекса позволяет заменить сквозное проветривание в здании, с созданием комфортных условий для пребывания в нем детей.
Допустимые виды, режим и требования к проветриванию в ДОУ
В создании здорового микроклимата в помещении, где много времени проводят дошкольники, заинтересованы и воспитатели, и родители детей. Улучшению показателей температуры и влажности воздуха в группе способствует проветривание. Важно знать ряд основных правил и нюансов, при которых эта простая процедура принесет только пользу детскому здоровью.
Почему необходимо проветривать помещения?
Воздухообмен в группе напрямую влияет на состояние дошкольников. При отсутствии своевременного проветривания повышается концентрация углекислого газа, что приводит к быстрой утомляемости и сниженной активности у детей. Нагретый, застоявшийся воздух — благоприятная среда для жизни вирусов. В непроветриваемых помещениях дети чаще болеют ОРВИ, чувствуют себя более вялыми и быстро устают.
Обеспечивая доступ свежего воздуха, воспитатели заботятся о гигиенической чистоте и благоприятной обстановке в группе. Сон в проветренной спальне более крепкий и здоровый, а время бодрствования в игровой комнате намного комфортнее для всех участников процесса.
Как нужно это делать?
Правила проветривания помещений дошкольной организации регламентированы СанПиН 2.4.1.3049-13. В соответствии с указаниями данного нормативного акта разрабатывается и утверждается график проветривания, с которым могут ознакомиться родители детей, посещающих группу.
Длительность процедуры
Длительность проветривания зависит от температуры воздуха на улице, скорости и направления ветра, показателей работы отопительной системы. Рекомендовано проводить вентилирование помещения при помощи естественного движения воздушных масс каждые полтора часа.
Продолжительность аэрации должна быть не менее 10 минут. В теплое время года допустим постоянный доступ воздуха в группу при отсутствии сквозняка.
Допустимые виды
- Сквозное проветривание — естественный воздухообмен, который проводят в детском саду путем одновременного открывания окон и(или) дверей в противоположных концах помещения.
- Угловое проветривание — создание движения воздуха при закрытых дверях через форточки или фрамуги, используется кратковременно при необходимости.
- Одностороннее проветривание — аэрация при помощи открывания окон с безветренной стороны при закрытых дверях. Если возникает сильный воздушный поток, открытое окно нужно обязательно прикрыть шторой.
Основные правила проведения процедуры в детских садах
Существует ряд требований, которые необходимо соблюдать для обеспечения максимальной эффективности и безопасности мероприятий по аэрации.
- Сквозное и угловое проветривание проводится, когда дошкольники гуляют или посещают занятия. Окна закрывают за полчаса до возвращения детей, чтобы воздух в помещении успел нагреться до нужной температуры (19-22 градуса) — это исключит вероятность переохлаждения. В отдельной статье мы расскажем о допустимой температуре воздуха на прогулке.
- Проветривание в спальне осуществляется до тихого часа. Зимой окна закрывают за 10 минут до отхода ко сну. Летом при отсутствии сквозняка форточки могут оставаться открытыми.
- В процессе проветривания в группе может немного снизиться температура, но не более, чем на 4 градуса. Контроль за ней осуществляется при помощи бытового термометра, который размещается на стене.
Как составить график?
График циркуляции воздушных масс составляется медсестрой, заверяется ее подписью, а также подписью заведующей ДОУ. Документ обновляется ежегодно. При составлении графика учитывается время прогулок и занятий. В документе указываются:
- временной интервал;
- вид процедуры;
- зона проведения.
Таблица примерного режима
График проветривания группы может выглядеть следующим образом:
Время проведения | Локация | Тип проветривания |
07:00 — 07:15 | Игровая комната. | Сквозное или угловое. |
08:55 — 09:05 | Спальня. | Сквозное. |
10:30 — 10:50 |
|
Сквозное. |
12:25 — 12:35 | Спальня. | Угловое. |
14:20 — 14:50 |
|
Сквозное. |
16:20 — 16:30 |
|
Угловое. |
17:50 — 18:10 |
|
Сквозное. |
Зависимость от сезонности
В зависимости от времени года, проведение процедуры проветривания имеет свои особенности:
- Летом. Допускается одностороннее проветривание группы в присутствии детей. При отсутствии сквозняка окна могут оставаться открытыми также во время сна.
- Зимой. Помещения насыщаются кислородом в то время, когда воспитанники находятся на занятиях или на прогулке, а также после ухода дошкольников. Окна закрываются за 30 минут до возвращения детей в группу, а в спальне — за 10 минут до сна.
Можно ли проветривать через туалетные комнаты садика?
Сквозное проветривание через туалетные комнаты не допускается. При проветривании санитарного узла дверь, ведущая в группу, должна быть закрыта.
Требования по новым нормам СанПиН
Правила проветривания групп детских садов регламентируются главой VIII СанПиН 2.4.1.3049-13 («Требования к отоплению и вентиляции»). Основные положения раздела, относящиеся к аэрации:
- Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа (п. 8.5.).
- Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится (п. 8.5.).
- Проветривание через туалетные комнаты не допускается (п. 8.5.).
- В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года (п. 8.5.)
- При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С (п. 8.6.)
Аэрация — один из самых эффективных и доступных способов поддержания комфортного микроклимата. При правильно организованной циркуляции воздушных масс уменьшается вероятность заразиться вирусной инфекцией. Насыщение кислородом благотворно влияет на самочувствие детей, улучшает их сон и помогает сосредоточиться на занятиях. Важно соблюдать санитарные правила, следовать утвержденному графику и избегать ситуаций, которые могут вызывать переохлаждение.
Действующий СанПиН для детских садов: основные требования и рекомендации
Большинство детей дошкольников посещают дошкольные образовательные учреждения того или иного типа. Для обеспечения максимально безопасного, комфортного и педагогически полезного пребывания детей в ДОУ на законодательном уровне разработан свод правил, охватывающих все сферы функционирования учреждений этого типа.
Нормативное регулирование деятельности детских садов
Нормативное регулирование деятельности детских садов прописано в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». СанПин вступил в силу в 2013 году, в 2015-м были внесены дополнения, некоторые положения документа были изменены и расширены.
Действующий СанПиН для ДОУ: перечень требований и рекомендаций
СанПиН для ДОУ устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к:
- размещению дошкольных образовательных организаций;
- оборудованию и содержанию прилегающей территории;
- оборудованию и содержанию помещений;
- естественному и искусственному освещению помещений;
- функционированию систем отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации;
- организации питания воспитанников;
- процедуре приема детей в ДОУ;
- организации режима, физического воспитания детей;
- гигиеническим нормам для персонала.
Большинство требований носят обязательный характер и должны исполняться всеми дошкольными образовательными организациями вне зависимости от вида, организационно-правовой формы собственности. Часть положений изложена в виде рекомендаций по организации оптимальных условий содержания и развития детей, а также по сохранению и укреплению их физического и психического здоровья.
СанПиН 2.4.1.3049-13 не распространяется на так называемые «домашние сады», организованные родителями самостоятельно в жилых помещениях.
К дополнениям, вступившим в силу с августа 2015 года, относятся:
- распространение действия документа на учреждения для детей младше 3 лет;
- расширение возрастных границ воспитанников для случаев, когда к 7 годам дети не освоили предусмотренную программу;
- обязательное наличие индивидуальных спальных мест для каждого ребенка;
- требование к регулярному проветриванию помещений;
- подробное описание режима питания детей;
- формулировка требований к температурному режиму помещений различного назначения;
- план питания детей в возрасте от 2 месяцев до 1 года.
Режим дня
Режим дня должен соответствовать возрастным и анатомо-физиологическим особенностям детей. В течение дня должны быть предусмотрены:
- прогулки на свежем воздухе;
- занятия, направленные на развитие познавательной и творческой активности;
- самостоятельная игровая деятельность (не менее 3-4 часов для детей 3-7 лет);
- 3-6 разовое питание при пребывании детей в ДОУ;
- время для отдыха.
Режим сна
Рекомендованное время бодрствования для детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, для детей младше 3 лет – устанавливается в соответствии с медицинскими рекомендациями. Исходя из этого, дневной сон для детей старше 3 лет должен занимать в общем режиме ДОУ не менее 3 часов.
Занятия с воспитанниками
Продолжительность образовательной деятельности воспитанников ДОУ также зависит от их возраста:
- для детей 1,5-3 лет – не более 10 минут непрерывных занятий;
- 3-4 лет – не более 15 минут;
- 4-5 лет – не–более 20 минут;
- 5-6 лет – не более 25 минут;
- 6-7 лет – не более 30 минут.
Имеет значение и место образовательной деятельности в режиме дня. Так для детей младших групп рекомендованное время проведения – первая половина дня. Для детей старших подготовительных возможно деление занятий на до- и послеобеденные. При этом занятия, требующие повышенной умственной нагрузки рекомендуется проводить утром.
Особое значение в СанПиНе придается организации физического воспитания детей. Режим физической нагрузки необходимо соотносить с учетом:
- здоровья;
- возраста детей;
- а также температурных особенностей конкретной климатической зоны.
К рекомендуемым видам физической активности относятся:
- утренняя зарядка;
- регулярные физкультурные занятия, как в помещении, так и на свежем воздухе;
- физкультурные паузы;
- активные игры;
- спортивные упражнения;
- ритмика;
- плавание;
- занятия на детских тренажерах и др.
Рекомендованная частота занятий:
- для детей 1-3 лет – 2-3 раза в неделю;
- для детей 3-7 лет – не менее 3 раз в неделю.
Документ дает подробное описание процедур, направленных на закаливание детей, в т.ч.:
- соблюдение режима проветривания помещений;
- обязательные прогулки;
- физические упражнения на открытом воздухе;
- умывание прохладной водой и др.
Сколько составляет рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок?
Рекомендуемая продолжительность прогулок на свежем воздухе – 3-4 часа в день. Продолжительность определяется руководителем ДОУ и основывается на климатических условиях конкретного региона. При температуре воздуха 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность пребывания детей на прогулке необходимо сокращать.
При благоприятных погодных условиях прогулки следует организовывать 2 раза в день, в первой половине дня и после обеденного сна, перед уходом домой.
Уборка территории и помещений
Соблюдение гигиенических норм – одно из главных условий функционирования ДОУ. Поэтому во всех помещениях организации в обязательном порядке дважды в день должна проводиться влажная уборка при открытых окнах с уборкой мест, подверженных быстрому запылению, и часто загрязняющихся поверхностей.
Влажная уборка в спальнях осуществляется после сна, в группах – после каждого приема пищи. В залах, предназначенных для спортивных занятий необходимо поддерживать отсутствие пыли, в том числе в воздухе, с особой тщательностью, ведь здесь дети постоянно находятся в движении.
Санитарное оборудование должно быть подвержено особой антимикробной обработке, вне зависимости от текущей эпидемиологической ситуации. Раз в месяц в учреждении проводится генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. Во время отсутствия воспитанников, утром и вечером, проводят кварцевание с использованием специальных безопасных ламп. Особое внимание рекомендуется уделять проветриванию всех помещений.
Как часто должны очищаться ковры в образовательной организации?
Ковры и ковровые покрытия, как особо подверженные скоплению пыли предметы, ежедневно пылесосят или выбивают на специально отведенной хозяйственной площадке, после чего очищают при помощи увлажненной щетки. Кроме того, ковры необходимо подвергать сухой химической чистке, в этих целях можно пользоваться услугами специализирующихся на этом организаций.
Пищеблок, инвентарь и посуда
Условия размещения пищеблока и оборудования в нем также регламентируются СанПиН 2.4.1.3049, СП 252.1325800.2016. Обязательное требование к пищеблоку – размещение в отдельном помещении с наличием пожарных выходов и подъездных путей для разгрузки продуктов питания.
Помещение пищеблока должно быть оборудовано всем необходимым для приготовления пищи и уборки пищевых отходов оборудованием. Оборудование и весь инвентарь пищеблока должны быть выполнены из безопасных и разрешенных к контакту с продуктами материалов. Обязательно наличие маркировки. Продукты для приготовления пищи и уже готовые блюда следует хранить раздельно.
Обработка продуктов питания
Требования к обработке продуктов питания обозначены в Технологической карте (Приложение №7 к СанПиН). Организация процесса приготовления пищи должна строиться на принципах «щадящего питания», т.е. с применением щадящих технологий, позволяющих сохранить большее количество витаминов и питательных веществ.
СанПиН дает подробные рекомендации по обработке каждого вида продуктов с обозначением условий их хранения и приготовления. Все рекомендации основаны на необходимости предотвращения развития болезнетворных организмов на сырых продуктах с целью создания максимально полезных и безопасных блюд. Также предусмотрена дополнительная витаминизация блюд.
Отопление и вентиляция
Системы отопления и вентиляции подлежат обязательной ревизии и очистке минимум раз в год. Перечень определенных требований по установке, монтажу и возможностям дальнейшей эксплуатации должен быть соблюден еще на этапе проектирования здания и обозначенных систем. Документально это закреплено в Своде правил проектирования зданий дошкольных образовательных организаций СП 252.1325800.2016.
Ввиду повышенной опасности воспламенения запрещается применение переносных обогревателей любого вида. Отопительные приборы должны быть огорожены от детей специальными приспособлениями, выполненными из безопасных и огнеустойчивых материалов.
Оптимальной влажностью воздуха признается значение в пределах 40-60%. Более сухой или влажный воздух может оказать отрицательное влияние на здоровье находящихся в помещении людей. Контроль за температурой воздуха в помещении проводится с использованием бытовых термометров. Требуемые показатели обозначены в Приложении №3 к СанПиНу, для помещений, предназначенных для постоянного пребывания детей, варьируются от 19 до 24°С.
Допустимые виды проветривания
Вентилирование помещений ДОУ в обязательном порядке осуществляется каждые 1,5 часа не менее 10 минут. Сквозное проветривание необходимо проводить при благоприятных климатических условиях. Не допускается проветривание через санитарные комнаты.
Длительность обуславливается погодными условиями. При этом необходимо ориентироваться на показатель снижения температуры в комнате, он не должен превышать 4°С.
Сон при открытых окнах возможен только в теплое время года и при отсутствии сквозняка. Зимой форточки закрываются минимум за 10 минут до отхода ко сну.
Водоснабжение и канализация
Здания, предназначенные для ДОУ, должны быть оборудованы системами горячего и холодного водоснабжения, а также системой канализации. В случае отсутствия центрального водоснабжения (относится к мелким населенным пунктам) необходимо обеспечить подачу воды на:
- пищеблок;
- медицинский блок;
- прачечную;
- а также в санузлы групповых помещений.
Питьевая вода, как возможный источник распространения бактериальных инфекций, должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
При отсутствии центральной канализации по причине проектирования здания необходимо обеспечить функционирование внутренней канализации с соответствующими очистными сооружениями.
Нормы помещений и оборудования
Предназначенные под ДОУ вновь возводимые здания строятся в соответствии со Сводом правил проектирования зданий дошкольных образовательных организаций СП 252.1325800.2016.
Здание ДОУ также может быть встроенным. Этажность не должна превышать 3. Набор необходимых помещений предусматривается на этапе проектирования здания:
- групповые ячейки;
- дополнительные помещения для занятий;
- помещения обслуживающего назначения.
Площадь групповых помещений зависит от предполагаемого количества воспитанников, а также их возраста. Так:
- для детей до 3 лет необходимо минимум 2,5 м 2 индивидуального пространства;
- для детей старше 3 лет – 2 м 2 .
Групповая ячейка предусматривает наличие:
- приемной, где дети переодеваются после прибытия в сад;
- игровой;
- спальни;
- и санузла.
Спальня может быть совмещена с игровой при условии наличия выдвижных кроватей. В обязательном порядке необходимы залы для занятий физкультурой и музыкальный кабинет. Для небольших ДОУ, рассчитанных не более чем на 120 детей, допустимо использование одного зала для музыкальных и физкультурных занятий.
Оборудование основных помещений (кровати, столы, стулья, меловые доски и т.д.) подбирается в соответствии возрастом и ростом детей и должно иметь сертификаты, подтверждающие безопасность используемых при их изготовлении материалов для здоровья детей.
В приемных помещениях располагаются индивидуальные шкафы для одежды детей и персонала, и отдельные ячейки под обувь. Все игрушки должны соответствовать санитарным нормам и быть безопасными. Ввиду сложности их очистки, не рекомендуется использование мягконабивных игрушек. Нахождение животных, рыб и птиц в группах не допускается.
Правила установки сантехники
Туалеты делят на 2 зоны: умывальную и санитарную. Сантехника устанавливается в соответствии с ростом детей. Ванные комнаты предусматриваются только при круглосуточном пребывании воспитанников. Вся сантехника проходит проверку на безопасность.
Требования к приему детей
Обязательным условием приема ребенка в ДОУ является наличие медицинского освидетельствования. В случае его отсутствия руководитель имеет право отказать в зачислении. Ежедневный прием и визуальный осмотр детей проводится воспитателем. При наличии подозрений на заболевание ребенку проводится термометрометрия, при подтверждении сотрудник учреждения отказывает в приеме ребенка.
Если по каким-либо причинам ребенок не посещал ДОУ 5 и более дней, необходимо разрешение медработника на посещение сада, выходные и праздничные дни в этом случае не считаются.
Правила для персонала
Сотрудники ДОУ в установленном порядке проходят медицинское освидетельствование, а также аттестацию на знание санитарных норм и правил. Неаттестованные сотрудники к работе с детьми не допускаются. Контроль за соблюдением сотрудниками санитарных норм возлагается на медицинского работника и находится под контролем руководителя учреждения.
Как видим, функционирование дошкольных образовательных учреждений подробно регламентировано на законодательном уровне. Действующий СанПиН описывает работу учреждений на всех этапах: от создания до ежедневной работы. Особое внимание уделяется безопасному и разностороннему развитию детей, ведь ДОУ – начальный этап в обучении и воспитании подрастающего поколения, закладывающий основы для роста гармоничной личности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
График проветривания группы
материал на тему
График проветривания группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafik_provetrivaniya_16-17.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
приказом № 127 от 31.08.2016г. Директор школы:
____________ С. Ю. Мудранова
График проветривания в холодный период на 2016 – 2017 учебный год
1 младшая группа (12 часовой режим)
— время, указанное в графике обязательно для проведения проветривания;
— все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей;
— сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа;
— в помещениях групповых следует обеспечить естественное сквозное или одностороннее проветривание;
— длительность проветривания зависит от t наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы;
— сквозное проветривание проводят в отсутствие детей;
— при проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4 0 С;
— в холодное время фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрываются за 10 минут до отхода детей ко сну;
— в туалете сквозное проветривание не допустимо! Проводится только одностороннее проветривание, при этом виде проветривания двери, ведущие из туалета, закрывают.
Утренний отрезок времени
Во время утренней прогулки
Во время тихого часа
Во время вечерней прогулки
16.00-17.50 (сквозное/ одностороннее)
приказом № 127 от 31.08.2016г. Директор школы:
____________ С. Ю. Мудранова
График проветривания в холодный период на 2016 – 2017 учебный год
2 младшая группа (12 часовой режим)
— время, указанное в графике обязательно для проведения проветривания;
— все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей;
— сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа;
— в помещениях групповых следует обеспечить естественное сквозное или одностороннее проветривание;
— длительность проветривания зависит от t наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы;
— сквозное проветривание проводят в отсутствие детей;
— при проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4 0 С;
— в холодное время фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрываются за 10 минут до отхода детей ко сну;
— в туалете сквозное проветривание не допустимо! Проводится только одностороннее проветривание, при этом виде проветривания двери, ведущие из туалета, закрывают.
Утренний отрезок времени
Во время утренней прогулки
Во время тихого часа
Во время вечерней прогулки
16.30-18.30 (сквозное/ одностороннее)
приказом № 127от 31.08.2016г. Директор школы:
____________ С. Ю. Мудранова
График проветривания в холодный период на 2016 – 2017 учебный год
средняя группа (12 часовой режим)
— время, указанное в графике обязательно для проведения проветривания;
— все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей;
— сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа;
— в помещениях групповых следует обеспечить естественное сквозное или одностороннее проветривание;
— длительность проветривания зависит от t наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы;
— сквозное проветривание проводят в отсутствие детей;
— при проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4 0 С;
— в холодное время фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрываются за 10 минут до отхода детей ко сну;
— в туалете сквозное проветривание не допустимо! Проводится только одностороннее проветривание, при этом виде проветривания двери, ведущие из туалета, закрывают.
Утренний отрезок времени
Во время дневной прогулки
Во время тихого часа
Во время вечерней прогулки
16.30-18.30 (сквозное/ одностороннее)
приказом № 127 от 31.08.2016г. Директор школы:
____________ С. Ю. Мудранова
График проветривания в холодный период на 2016 – 2017 учебный год
Старшая группа (12 часовой режим)
— время, указанное в графике обязательно для проведения проветривания;
— все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей;
— сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа;
— в помещениях групповых следует обеспечить естественное сквозное или одностороннее проветривание;
— длительность проветривания зависит от t наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы;
— сквозное проветривание проводят в отсутствие детей;
— при проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4 0 С;
— в холодное время фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрываются за 10 минут до отхода детей ко сну;
— в туалете сквозное проветривание не допустимо! Проводится только одностороннее проветривание, при этом виде проветривания двери, ведущие из туалета, закрывают.
Утренний отрезок времени
Во время дневной прогулки
Во время тихого часа
Во время вечерней прогулки
17.00-18.30 (сквозное/ одностороннее)
приказом № 127 от 31.08.2016г. Директор школы:
____________ С. Ю. Мудранова
График проветривания в холодный период на 2016 – 2017 учебный год
подготовительная группа «А» (12 часовой режим)
— время, указанное в графике обязательно для проведения проветривания;
— все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей;
— сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа;
— в помещениях групповых следует обеспечить естественное сквозное или одностороннее проветривание;
— длительность проветривания зависит от t наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы;
— сквозное проветривание проводят в отсутствие детей;
— при проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4 0 С;
— в холодное время фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрываются за 10 минут до отхода детей ко сну;
— в туалете сквозное проветривание не допустимо! Проводится только одностороннее проветривание, при этом виде проветривания двери, ведущие из туалета, закрывают.