Преступления коррупционной направленности статьи ук рф

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ преступлений коррупционной направленности

1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев :
— наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к статье 285 УК РФ (Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к статье 201 УК РФ;
— связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
— совершения преступления с только прямым умыслом;
Исключением являются преступления , хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с рацифицированными РФ международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

2. Преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий :
Ст. 141.1Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
Ст. 184 Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов
П. «б» ч. 3 ст.188 Контрабанда б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
Ст.204 Коммерческий подкуп
Ст.289 Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Ст.290 Получение взятки
Ст.291 Дача взятки

3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий :

3.1 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности :
Ст.174 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
Ст. 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
Ч.3 ст.210 Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)

3.2 Преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической
карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности:
Ст.294 Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
Ст.295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
Ст.296 Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования
Ст.302 Принуждение к даче показаний
Ст.307 Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод
Ст.309 Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу

3.3 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом:
П.п. «а», «б» ч. 2 ст. 141 Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
Ч. 2 ст.142 Фальсификация избирательных документов, документов референдума
Ст. 170 Регистрация незаконных сделок с землей
Ст.201 Злоупотребление полномочиями
Ст.202 Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
Ст.285 Злоупотребление должностными полномочиями
Ст.285.1 Нецелевое расходование бюджетных средств
Ст.285.2 Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
Ст.286 (за исключением п.п. «а», «б» ч.3) Превышение должностных полномочий (за исключением а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств;)
Ст.292 Служебный подлог
Ст. 305 Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта

3.4 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации :
Ч. 4 ст.188 Контрабанда Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой,
П. «в» ч. 3 ст. 226 Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. в) лицом с использованием своего служебного положения;
Ч. 2 ст.228.2 Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере
П. «в» ч. 2 ст.229 Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ в) лицом с использованием своего служебного положения;
3.5 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом :
Ч.ч.3,4 ст.183 Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. 3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. 4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия
П. «б» ч. 3 ст.228.1 Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего;
г) в особо крупном размере
3.6 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения:
Ч.ч.3,4 ст.159 Мошенничество 3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере
Ч.ч. 3,4 ст.160 Присвоение или растрата 3. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере

4.Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества незаконного представления такой выгоды:

Ст.159 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6) Мошенничество
Ст.169 Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
Ст.178 Недопущение, ограничение или устранение конкуренции
Ст.179 Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 03:00 / 20 февраля 2013 22:07

Коррупционное преступление

Дата публикации: 07.06.2017 2017-06-07

Статья просмотрена: 1830 раз

Библиографическое описание:

Саатова Б. А. Коррупционное преступление // Молодой ученый. — 2017. — №23. — С. 209-211. — URL https://moluch.ru/archive/157/44261/ (дата обращения: 18.01.2020).

Целью исследования данной статьи является рассмотрение особенностей преступлений коррупционной направленности. Нормативную основу исследования составили УК РФ, федеральные законы РФ.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что коэффициент коррупционных преступлений растет и это, в свою очередь, требует повышенного внимания, поскольку несет угрозу экономической безопасности государства.

На сегодняшний день в Российской федерации отсутствует нормативно-правовой акт квалифицирующий преступление как коррупционное. Множество работ советских и российский учёных-криминологов посвящены изучению данной проблемы. Анализ источников показывает, что специалисты определяют круг коррупционных преступлений следующим образом:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

2) мошенничество (ст. 159 УК РФ)

3) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

4) дача взятки (ст. 291 УК РФ);

5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Таким образом коррупционное преступление — это корыстное ненасильственное преступление, связанное с незаконным использованием должностного (служебного) положения или особого статуса физического лица, позволяющего оказывать влияние на проведение каких-либо общественных мероприятий.

Основополагающие принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и устранение последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». [1]

Согласно вышеуказанному закону, преступлением коррупционной направленности является нарушение норм уголовного законодательства, посягающее на управленческие отношения, совершенное должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции, с корыстной целью путем незаконного извлечения имущественной выгоды, либо путем предоставления имущественной выгоды. Это проявляется в форме незаконного распределения и перераспределения общественных ресурсов и фондов, незаконного присвоения общественных ресурсов в личных целях, воспрепятствование осуществлению правосудия.

Важно отметить, что коррупционное преступление всегда совершается с целью получения выгоды имущественного характера. Кроме того, такое преступление не является насильственным, поскольку не создает угрозы жизни и здоровью человека. При этом оно всегда основано на противоправном использовании должностного (служебного) положения.

Следует отметить, что основная часть преступлений коррупционной направленности совершается в соучастии (организованными преступными группами и сообществами). Зачастую, к ответственности привлекаются организаторы преступных схем, остальные же участники коррупционной сделки остаются вне поле зрения правоохранителей.

Опасность коррупционной группы состоит в перспективном объединении должностных, физических и юридических лиц в целях извлечения незаконной имущественной выгоды путем использования ее участниками своих должностных полномочий или положения.

Читайте также:  Коды начислений заработной платы воспитателя

Незаконная деятельность соучастников коррупционных преступлений представляет собой совокупность совместно совершенных двумя или более лицами преступлений, выражающихся в активном или пассивном служебном подкупе.

В свою очередь личностью преступника — соучастника коррупционного преступления является совокупность социально-демографических, уголовно-правовых признаков, нравственных свойств, психологических особенностей лица, влияющих в зависимости от отведенной роли в совместном совершении преступлений, в сочетании с внешними условиями на его преступное поведение для достижения корыстной цели специального субъекта коррупционного преступления.

Так, умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления, предусмотренного статьями 204, 289, 290, 291, 291.1 УК РФ, а равно совершение лицом преступления, предусмотренного частями 1–4 статьи 291.1 УК РФ, является соучастием в коррупционном преступлении. [2].

Посредничеству во взяточничестве посвящена самостоятельная статья Особенной части УК РФ, которой названое правонарушение признано специальным видом соучастия в коррупционном преступлении.

Этот вид соучастия в коррупционном преступлении, объединяет в себе не только соучастие в двух преступлениях (в получении взятки и в даче взятки), но и различные функции соучастников (организацию, подстрекательство и пособничество).

Преступлением предусмотренным уголовным законом является как передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, так и предложение посредничества или обещание его. Несмотря на то, что преступление еще не совершено, соответственно не окончено, законодатель, пытаясь достичь цели искоренения коррупции и взяточничества, сделал исключение. То есть преступление посредничество во взяточничестве согласно ст. 291. 1 считается оконченным после предложения содействия в получении или передаче взятки.

В свою очередь, взяткодатель непременно должен осознавать, что извлекаемая им выгода от участия в коррупционной сделке это не что иное, как совершение государственным служащим уголовно наказуемого преступления. Именно в этом случае есть основание привлечь его к предусмотренной уголовным законом ответственности.. [3]

Коррупционные преступления подрывают авторитет органов государственной власти, нарушают конституционные права и свободы граждан, негативно влияют на экономическое и социальное развитие, препятствуют качественному предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Повышенная опасность коррупционных преступлений свидетельствует о необходимости пресечения возникновения коррупционных связей, а также установления уголовной ответственности за незаконное (коррупционное) обогащение (подавление мотивации и целей коррупционных правонарушений, которые обычно имеют корыстную направленность).

  1. О противодействии коррупции: федер. закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. (в ред. от 28 ноября 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (Ч. 1). Ст. 6228 (далее — Закон о противодействии коррупции).
  2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 98-ФЗ с изменениями и дополнениями на 4 июля 2003 г.
  3. Клейменов М. П. Экспертные оценки коррупции в мире и России // Меры противодействия коррупции: проблема разработки и реализации: Материалы науч.-практ. семинара с прил. междунар. правовых актов и проектов федеральных законов / Под ред. С. В. Землюкова. Барнаул, 2009. С. 99.

Преступления коррупционной направленности, совершаемые в коммерческих организациях: квалифицированные виды

Автор: Шимшилова Э.С.

Заметим, что квалифицирующие признаки передачи и получения коммерческого подкупа имеют свои различия:

а) передача или получение коммерческого подкупа, совершенные в значительном размере (ч. 2 и 6 ст. 204 УК РФ). Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»[1] если общая стоимость полученных должностным лицом имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера превышает двадцать пять тысяч рублей, сто пятьдесят тысяч рублей либо один миллион рублей, то содеянное может быть квалифицировано как получение взятки соответственно в значительном, крупном либо особо крупном размере лишь в том случае, когда принятие всех ценностей представляло собой эпизоды единого продолжаемого преступления;

б) передача или получение коммерческого подкупа, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а» ч. 3 и п. «а» ч. 7 ст. 204 УК РФ). Согласно Постановлению взятку или предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два и более должностных лица или два и более лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействия) по службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.

Представляется, что данный квалифицирующий признак в полной мере раскрыт в Постановлении и дополнительного осмысления не требует;

в) передача или получение коммерческого подкупа за незаконные действия (заведомо в случае передачи коммерческого подкупа) (п. «б» ч. 3 и п. «в» ч. 7 ст. 204 УК РФ). Повышенная общественная опасность таких действий связана с тем, что совершение незаконных действий потенциально может причинить больший вред организации.

В судебной практике возникают вопросы применения данного квалифицирующего признака. Так, Верховный суд Республики Татарстан по одному из дел указал, что при постановлении приговора суд неправильно применил уголовный закон, квалифицировав действия осужденного по п. «в» ч. 7 ст. 204 УК РФ как коммерческий подкуп, совершенный за незаконные действия. Судом же установлено, и это указано в приговоре, что деньги передавались С.Ф. за беспрепятственную поставку инертных материалов. Беспрепятственное выполнение договора поставки С.Ф. нельзя признать незаконными действиями, в связи с чем Президиум исключает его осуждение по этому пункту[2];

г) передача или получение коммерческого подкупа, совершенные в крупном размере (п. «в» ч. 3 и п. «г» ч. 7 ст. 204 УК РФ). Согласно примечанию к статье крупным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей;

д) передача или получение коммерческого подкупа, совершенные в особо крупном размере (ч. 4 и 8 ст. 204 УК РФ);

е) получение коммерческого подкупа, сопряженное с вымогательством коммерческого подкупа (п. «б» ч. 7 ст. 204 УК РФ).

Согласно Постановлению под вымогательством взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (п. «б» ч. 4 ст. 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

Для квалификации содеянного по п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ либо по п. «б» ч. 4 ст. 204 УК РФ не имеет значения, была ли у должностного лица либо у лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает).

Если в процессе вымогательства взятки либо предмета коммерческого подкупа должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть дополнительно квалифицировано по ст. 285, 286 или 201 УК РФ.

В теории уголовного права высказывалась точка зрения о необходимости уточнения в примечании 2 к ст. 204 УК определения вымогательства коммерческого подкупа [1, с. 145]. Считаем, что такой подход неверен, поскольку излишне перегружает действующее уголовное законодательство различными определениями. Решение об уточнении данного квалифицирующего признака и особенностей его применения в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ представляется верным и достаточным.

Продолжая наше исследование, рассмотрим ряд проблем квалификации преступлений против интересов службы в коммерческой организации.

Для преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, большое значение имеет вопрос его отграничения от ряда смежных составов преступлений.

Начнем с мошенничества. В теории уголовного права данный вопрос был исследован. Так, С.Н. Сарницкий отмечает, что «злоупотребление полномочиями имеет ряд общих признаков с составом мошенничества, совершенного лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 159 УК РФ). Основное отличие данных преступных посягательств заключается в способе совершения преступления. Типичным примером мошенничества, совершенного с использованием служебного положения, является предложение должностного лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой организации, оказать оплачиваемую услугу без цели ее выполнения. Как правило, потерпевшими в таких случаях являются частные лица, не участвующие в процессах распределения или извлечения прибыли» [2, с. 12 – 14].

Представляется, что разграничение рассматриваемых составов преступлений в большей степени связано с двумя факторами:

а) для мошенничества как одной из форм хищения характерна корыстная цель, для злоупотребления полномочиями в коммерческой организации цель сформулирована более широко – извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам. Разумеется, в таком случае также может присутствовать корыстная цель, однако далеко не во всех случаях;

б) по объективным признакам: в большинстве случаев для рассматриваемых преступлений характерен различный механизм использования своих полномочий. В случае мошенничества виновное лицо, как правило, использует свои полномочия в коммерческой организации с целью причинения вреда третьим лицам (например, обман или злоупотребление доверием при заключении сделки). В случае злоупотребления полномочиями в коммерческой организации лицо использует свои полномочия для извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам за счет самой организации. Вред таким образом причиняется не третьим лицам, а организации и ее участникам.

Также рекомендуется Вам:

Еще одно преступление против собственности, вопрос разграничения с которым ставится в теории уголовного права и судебной практике, – присвоение и растрата (ст. 160 УК РФ).

В теории уголовного права отмечается, что разграничение присвоения или растраты, совершенной с использованием служебного положения, и злоупотребления полномочиями при совпадении способа совершения и предмета преступления зависит от трактовки правоприменителем связи между корыстным мотивом как стремлением к незаконному безвозмездному обогащению и корыстной целью. Если он понимает корыстную цель как цель незаконного и безвозмездного изъятия и (или) обращения чужого имущества в свою пользу или в пользу иных лиц, в отношении которых у него имеется определенный имущественный или личный интерес, то при недоказанности сговора или имущественных отношений с лицом, получающим выгоду от преступления, деяние должно квалифицироваться по ст. 201 Уголовного кодекса РФ. Если он понимает корыстную цель как цель распорядиться чужим имуществом как своим собственным, безотносительно к тому, кто обогащается в результате преступления, то деяние подлежит квалификации по ст. 160 Уголовного кодекса РФ. Вне зависимости от занимаемой позиции в отношении содержания корыстной цели если корыстный мотив имелся у организатора или подстрекателя преступления, в пользу и в интересах которого действовало лицо, выполняющее управленческие функции, то такие действия в силу наличия «навязанной» корыстной цели у исполнителя должны охватываться ст. 160 Уголовного кодекса РФ [3, с. 180].

Читайте также:  Материнский капитал срок возврата из пенсионного фонда

Применительно к отграничению злоупотребления полномочиями в коммерческой организации от присвоения или растраты, на наш взгляд, следует заметить:

1. В случае наличия у виновного умысла на растрату вверенного имущества, т.е. распоряжения им как своим собственным, деяние не подпадает под признаки преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, и должно рассматриваться исключительно как растрата (ст. 160 УК РФ).

2. В том случае, если виновное лицо с корыстной целью присваивает имущество организации, используя при этом свои полномочия, имеет место конкуренция общей и специальной нормы. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам фактически может осуществляться в форме присвоения имущества организации. Однако поскольку ст. 201 УК РФ подразумевает специальные случаи таких действий, связанные с деятельностью коммерческой организации, то норма должна рассматриваться как специальная по отношению к ст. 160 УК РФ.

Злоупотребление полномочиями имеет определенное сходство со ст. 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве». Указанная статья определяет целую группу злоупотреблений, которые могут быть допущены руководителем или собственником организации-должника в условиях банкротства. Главным признаком разграничения рассматриваемых составов является время и обстановка совершения преступления. Неправомерные действия при банкротстве совершаются либо в процессе, либо в преддверии банкротства (в период, когда предприятие было официально признано неплатежеспособным либо имелись очевидные признаки банкротства).

Также следует рассмотреть вопрос об отграничении злоупотребления полномочиями в коммерческой организации от преднамеренного банкротства и ограничения конкуренции.

В теории уголовного права данный вопрос также был исследован. С.Н. Сарницкий в этой связи отмечает, что злоупотребление полномочиями следует отличать от состава преднамеренного банкротства. Сходство данных составов заключается в том, что в обоих случаях речь идет о снижении эффективности деятельности организации, действия управляющего подрывают платежеспособность предприятия и, таким образом, совершаются вопреки интересам службы. Отличие данных преступлений заключается в различном характере действий виновного и наступающих в результате их совершения последствий. Злоупотребления не всегда ведут к созданию либо увеличению неплатежеспособности (банкротству). Злоупотребляя полномочиями, лицо одновременно может предпринимать меры, направленные на удовлетворение интересов кредиторов, и поэтому банкротство не всегда является следствием совершаемых в организации злоупотреблений.

Злоупотребление служебными полномочиями следует отграничивать от преступных монополистических действий и ограничения конкуренции. Монополистические действия и ограничение конкуренции следует считать разновидностью злоупотребления. В ходе хозяйственно-экономической деятельности в процессе извлечения прибыли коммерческие организации могут причинять имущественный вред иным хозяйствующим субъектам на правомерных и законных основаниях (например, причинение убытков смежным отраслевым предприятиям посредством осуществления допустимых форм конкурентной борьбы). В этом случае уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями исключается [2].

Важной проблемой квалификации применительно к ст. 204 УК РФ является вопрос отграничения продолжаемого коммерческого подкупа от совокупности преступлений, предусмотренных ст. 204 УК РФ.

Указанная проблема представляла серьезную сложность в судебной практике. Однако, как представляется, в действующем Постановлении она в полной мере решена.

Согласно Постановлению от совокупности преступлений следует отличать продолжаемые дачу либо получение в несколько приемов взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Как единое продолжаемое преступление следует, в частности, квалифицировать систематическое получение взяток от одного и того же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если указанные действия были объединены единым умыслом.

Совокупность преступлений отсутствует и в случаях, когда взятка или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе получены или переданы от нескольких лиц, но за совершение одного действия (акта бездействия) в общих интересах этих лиц.

Не может квалифицироваться как единое продолжаемое преступление одновременное получение, в том числе через посредника, взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе от нескольких лиц, если в интересах каждого из них должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершается отдельное действие (акт бездействия). Содеянное при таких обстоятельствах образует совокупность преступлений.

Список источников:

1. Омаров А.Л. Уголовно-правовые и криминологические проблемы коммерческого подкупа: Дис. … канд. юрид. наук. Махачкала, 2002. 176 с.

2. Сарницкий С.Н. Уголовная ответственность за злоупотребления полномочиями в коммерческой организации: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. 158 с.

3. Раднаев В.С. Проблемы квалификации злоупотребления полномочиями в коммерческих и иных организациях: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 204 с.

[1] Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 8.

[2] Архив Верховного суда Республики Татарстан. Дело N 44у-268/2017.

Понятие и виды коррупционных преступлений

Коррупция — термин, что будет «больным» для любого цивилизованного гражданского общества. Мы же будем разбирать подобные правонарушения не с моральной, нравственной, а более с «технической» точки зрения. Рассмотрим виды коррупционных преступлений, их характеристику, отличительные черты. Определим, какие положения Уголовного кодекса вводят за них ответственность.

Трактовка понятия

Преступления коррупционной направленности — общественно опасное деяние, что предусмотрено российским УК. Оно посягает непосредственно на интересы службы и ее авторитет, выражаясь в противоправном получении публичным, государственным или муниципальным служащим или сотрудником коммерческой (в том числе и интернациональной) организации каких-то преимуществ.

К последним может относиться денежная сумма, материальная собственность, услуги, работы, льготы, привилегии и проч.

Законодательное определение понятия

Понятие «коррупция» в сфере российского законодательства основывается на определении термина мировыми правовыми актами:

  • Конвенция против коррупции ООН (документ был принят в 2003 году).
  • Конвенция СЕ (аббревиатура Совета Европы) об уголовной ответственности за коррупционную деятельность (документ принят в 1999-м).

Эти акты содержат в себе определение как коррупции, так и взятки, злоупотребления служебными полномочиями, служебного подкупа и проч.

Если основываться на международные документы, то коррупцию можно трактовать так: злоупотребление данной властью для получения прибыли, выгоды как в личных целях, так и в интересах иных лиц. Сюда относятся и многочисленные формы присвоения публичной собственности для личного незаконного использования злоумышленником.

Международное право относит к коррупционным преступлениям и такое явление, как непотизм. Русскими синонимами ему будет землячество, кумовство и проч.

Факторы, способствующие коррупции

Цель коррупционных правонарушений — получение незаконным путем какой-либо выгоды, для себя или для третьего лица. Достичь этого злоумышленнику помогает совокупность следующих факторов:

  • Наличие какого-то ресурса, доступ к которому открыт для преступника (или он может получить этот доступ, преступно воспользовавшись своим должностным статусом).
  • Возникновение мотива преступления, интерес к преступной деятельности, иная движущая сила, что сподвигла злоумышленника или преступное сообщество на правонарушение.

Признаки деяния

Преступления коррупционной направленности выделяются рядом признаков, характерных именно для данного злонамерения:

  • Правонарушитель наносит непосредственный вред авторитету службы, организации, учреждения, предприятия, чьим сотрудником является. Это может быть публичная структура — органы федеральной исполнительной власти, муниципальное управление, государственная служба, и непубличная — коммерческие и иные формы. Опосредованный ущерб авторитету в данном случае могут причинить и любые иные правонарушения.
  • Противоправный, незаконный характер присвоения публичным служащим (государственным, муниципальным и проч.), работником коммерческой системы каких-либо преимуществ — денег, услуг, льгот, материальной собственности.
  • Использование своего служебного авторитета, положения не в интересах, что прописаны в трудовом (или ином ему равном) договоре.
  • Лицо, совершившее один из видов коррупционных преступлений, имеет признаки гражданина, описанного ст. 201 и 285 российского УК.
  • А теперь — статистика.

    Самые распространенные виды правонарушений

    Судебная практика по коррупционным преступлениям показывает, насколько популярны некоторые их разновидности. Самыми распространенными тут будут следующие:

    • Взяточничество.
    • Мошенничество.
    • Служебный подлог.
    • Превышение собственных должностных полномочий.
    • Злоупотребление своим служебным статусом.

    Классификация по ФЗ «Об антикоррупци

    Классификация по ФЗ «Об антикоррупционной политике»

    Озвученный федеральный закон предлагает разделить всю массу подобных правонарушений на три большие группы. Отсюда виды коррупционных преступлений следующие:

    • Деяния, что совершались с целью подкупа, — 10 наименований.
    • Иные преступления, относящиеся к коррупционным, — 22 наименования.
    • Правонарушения, что считаются непосредственно связанными с коррупционными, — 4 наименования.

    Ниже мы подробно рассмотрим каждую из указанных нами групп.

    Правонарушения подкупной формы

    Что относится к данному виду коррупционных преступлений, мы поместили в таблицу. Рядом с правонарушением — статья уголовного законодательства, что вводит по нему меру ответственности.

    Суть преступления Статья УК, регулирующая правонарушение
    Принуждение, подкуп к даче каких-то показаний (либо к уклонению от предоставления такой информации, ее переводу).Для случаев совершения подобного действия именно дорогой подкупа 309
    Провокация коммерческого подкупа (иными словами, взятки) 304
    Посредничество в процессе, системе взяточничества, обусловленное служебным положением злоумышленника 291, часть 1
    Собственно, дача взятки 291
    Получение лицом коммерческого подкупа (взятки) 290
    Организация преступной системы, банды, сообщества или иного объединения лиц, участие в деятельности подобной структуры, цель которой — масштабное взяточничество, тяжкое или особо тяжкое коррупционное преступление 210, часть 3290, части 2, 3, 4291, часть 2 309, часть 4
    Коммерческий подкуп должностного лица — публичного или непубличного 204
    Подкуп как участников, так и организаторского состава зрелищных коммерческих конкурсов, состязаний в сфере профессионального спорта 184
    К категории коррупционных относят следующие виды преступлений: антизаконное предоставление и получение информации, содержащей в себе банковскую, коммерческую тайну, что было «вознаграждено» взяткой 183
    Воспрепятствование путем подкупа осуществлению гражданином его избирательных прав во время работы избирательной комиссии 141

    Продолжаем далее разбирать понятие и виды коррупционных преступлений. Переходим к самой распространенной группе.

    Иные правонарушения

    Все о понятии и видах коррупционных преступлений этой категории также для удобства помещено в таблицу.

    Содержание правонарушения Относящаяся к нему статья Уголовного кодекса
    Факт халатности 293
    Факт служебного подлога 292
    Незаконная занятость деятельностью, относящейся к предпринимательской 298
    Присвоение правонарушителем должностных полномочий с наличием при этом корыстной либо иной собственной заинтересованности 288
    Факты превышения своих должностных полномочий 286
    Нецелевое расходование финансов, иных материальных средств, что находятся во внебюджетных государственных фондах 285, часть 2
    Нецелевая растрата средств, которые наполняют государственный бюджет 285, часть 1
    Злоупотребление полномочиями, имеющимися согласно должности 285
    Факты вымогательства или хищения наркотических или психотропных препаратов, связанные с использованием злоумышленником своего должностного положения 222, часть 2, пункт «в»
    Вымогательство или хищение боеприпасов, оружия, взрывной техники, взрывчатых веществ, что было совершено преступником, опираясь на собственное служебное положение 226, часть 3, пункт «в»
    Хищение или вымогательство спектра ядерных материалов, что предпринималось с использованием собственного должностного статуса 221, часть 2, пункт «в»
    Организация преступной системы, банды, сообщества или иного объединения лиц, чему способствовало служебное положение преступника 210, часть 3
    Факты превышения собственных полномочий сотрудниками детективных служб, охранных предприятий, основанием для чего служила корыстная или личная заинтересованность правонарушителя 203
    Злоупотребление служебными правами со стороны частных аудиторов и нотариусов, цель чего — извлечение выгоды как для себя, так и для круга заинтересованных лиц 202
    Злоупотребления полномочиями работниками, служащими и проч. 201
    Регистрация сделок с землей, признанных незаконными 107
    Присвоение либо растрата корпоративного, общего имущества с использованием служебного статуса 160, часть 3
    Мошенничество с использованием должностного положения в области страхования 159.5, часть 3
    Мошенничество по служебному статусу в сфере получения различных денежных выплат 159.2, часть 3
    Мошенничество по должностному положению в сфере кредитования юридических и физических лиц 159.1, часть 3
    Любое иное мошенничество, совершенное злоумышленником с использованием собственного должностного положения 159, часть 3
    Невыплата пособий, студенческих стипендий, субсидий, пенсий, оплаты труда 145.1
    Читайте также:  Пени на капремонт в процентах

    Виды ответственности за коррупционные преступления, что были перечислены выше, содержаться в статьях Уголовного кодекса, прописанных напротив каждого пункта. Мы же переходим к последней категории по классификации ФЗ «Об антикоррупционной деятельности».

    Правонарушения, связанные с коррупционными

    Коррупционные преступления военнослужащих, чиновников и иных публичных и непубличных работников данной группы также помещены в таблицу.

    Содержание правонарушения. Статья УК, запрещающая подобное деяние
    Легализация (иными словами, отмывание) денежных ресурсов или иного имущества, что было приобретено незаконно. Законодательство относит сюда собственность, которая досталась своему владельцу в результате совершения им коррупционного преступления. 174, часть 3, пункт «б»
    Отмывание денежной массы или иного материального имущества, что было приобретено собственником преступно. 174.3, часть 3, пункт «б»
    Как сбыт, так и приобретение незаконно нажитого имущества. Также это покупка и продажа собственности, что заведомо была добыта правонарушителем при совершении коррупционного преступления. 175, часть 3
    Укрывательство злодеяний коррупционной направленности (если случай укрывательства заранее не обещан при факте сотрудничества с правоохранительными органами).Организация какой-либо преступной системы, создающейся для совершения тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений. Злодеяния, что предусматриваются ст. 290 (4-я часть). 210, 316

    А мы переходим к еще одной классификации структуры коррупционной преступности.

    Классификация всей деятельности

    За правонарушения, так или иначе относящиеся к коррупционным, не всегда следует именно уголовная ответственность. На этом утверждении базируется еще одна классификация, которую мы хотим вам представить. Она включает в себя не только преступления, но и всю коррупционную деятельность вообще.

    Градация также будет представлена тремя категориями:

    • Административные проступки.
    • Гражданско-правовые деликты.
    • Уголовные преступления.

    Разберем классификацию попунктно

    Административный тип

    Внутри себя категория будет иметь несколько составляющих:

    • Собственно административное правовое нарушение, ответственность за которое предусматривается КоАП. Например, факт мелкого хищения госимущества, совершенного государственным служащим с использованием служебного положения.
    • Дисциплинарный поступок (уже разновидность административного). Это нарушение публичным или непубличным слушающим, работником трудового законодательства либо связанных с ним локальных нормативных актов учреждения, компании.

    Гражданско-правовой тип

    Содержание данной группы следующее:

    • Принятие в дар государственными, муниципальными служащими, медиками, педагогами, коммерческими работниками подарков, денежных сумм от клиентов, пациентов, студентов и проч. Например, дорогая бытовая техника учителю, сертификат на зарубежный отдых лечащему врачу и проч.
    • Как принятие в дар, так и дарение муниципальным и государственным, публичным и непубличным служащим презентов, связанных с их служебным положением, исполнением определенных должностных обязанностей. Ответственность наступает за факт принятия подарка, стоимость которого в 5 раз превышает МРОТ (ст. 575 российского ГК).

    Уголовный тип

    А что такое уголовная ответственность за коррупционные преступления? Это меры, которые вводит УК РФ за совершение общественно опасных действий, что непосредственно посягают на авторитет публичного или непубличного учреждения, выражающихся как в незаконном присвоении преимуществ, так и в незаконном их предоставлении третьим лицам. Расследование коррупционных преступлений производится на самом серьезном уровне.

    Тут три категории:

    • Собственно коррупционное преступление. Посягает на авторитет муниципального, федерального учреждения, которое становится главной целью такого посягательства.
    • Коррупционное преступление в более широком понятии. Посягающее на ту же социальную ценность (авторитет), но уже более опосредованно.
    • Преступления коррупционной направленности, которые тоже будут посягать на авторитет организации, но как не на главный, а как на необязательный, факультативный объект.

    Самая серьезная ответственность за коррупционное правонарушение — уголовная. Для каждого из видов преступлений — своя мера наказания по УК. Некоторые менее серьезные деяния рассматриваются по гражданскому, административному законодательству.

    Преступления коррупционной направленности статьи ук рф

    

    Ответственность за коррупционные правонарушения

    Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.(статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

    Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности

    К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:

    • мошенничество (статья 159);
    • присвоение или растрата (статья 160);
    • коммерческий подкуп (статья 204);
    • злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);
    • нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);
    • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);
    • внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);
    • превышение должностных полномочий (статья 286);
    • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);
    • получение взятки (статья 290);
    • дача взятки (статья 291);
    • посредничество во взяточничестве (статья 291.1);
    • служебный подлог (статья 292);
    • провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);
    • подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309).

    За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:

    • штраф;
    • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
    • обязательные работы;
    • исправительные работы;
    • принудительные работы;
    • ограничение свободы;
    • лишение свободы на определенный срок.

    Административная ответственность за коррупционные правонарушения

    К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях можно отнести такие, как:

    • Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16);
    • Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17);
    • Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20);
    • Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45);
    • Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47);
    • Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50);
    • Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты) (статья 7.27);
    • Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29);
    • Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа статья (7.29. 1);
    • Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2);
    • Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30);
    • Нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32);
    • Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (статья 14.9);
    • Использование служебной информации на рынке ценных бумаг (статья 15.21);
    • Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28);
    • Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего (статья 19.29).

    За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:

    • административный штраф;
    • административный арест;
    • дисквалификация.

    Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

    Статьей 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами, предусмотрены следующие виды взысканий:

    • замечание;
    • выговор;
    • увольнение по соответствующим основаниям.

    Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия за совершение правонарушений, установленных:

    • ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ — за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
    • ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ — за непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

    Гражданско-правовая ответственность

    Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами:

    • статья 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации — убытки,причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
    • статья 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред,причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

    Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Пунктом 3.1. статьи 1081 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено — Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного по основаниям, изложенным в статье 1069, имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

    К коррупционным правонарушениям относятся также обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации:

    • ст. 575 Гражданского Кодекса Российской Федерации содержит запрет на дарение подарков, за исключением обычных, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
    Ссылка на основную публикацию

    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]