Политический режим в армении с 1991 года

Содержание

Законодательство Армении

База данных «Законодательство Армении» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Государственное устройство Армении

В соответствии с Конституцией 1995 года Республика Армения является суверенным, демократическим, социальным, правовым государством. Конституция Республики имеет высшую юридическую силу, и ее нормы действуют непосредственно.

Государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами — на основе разделения и баланса законодательной, исполнительной и судебной властей.

Власть в Республике Армения принадлежит народу. Узурпация власти какой-либо организацией или личностью является преступлением.

Президент Армении является главой государства и обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Президент Республики является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики Армения.

Президент Республики избирается гражданами Республики Армения сроком на пять лет.

Президентом Республики может быть избрано каждое лицо, достигшее тридцати пяти лет, последние десять лет являющееся гражданином Республики Армения, постоянно проживающее в Республике последние десять лет и обладающее избирательным правом.

Президент Республики:

  • обращается с посланием к народу и Национальному Собранию;
  • после получения принятого Национальным Собранием закона в 20 дневный срок подписывает и обнародует его;
  • распускает Национальное Собрание и назначает внеочередные выборы;
  • назначает Премьер-министром лицо, Президент Республики по предложению Премьер-министра назначает и освобождает членов Правительства;
  • в предусмотренных законом случаях производит назначения на государственные должности;
  • формирует Совет национальной безопасности, председательствует в нем, может формировать другие консультативные органы;
  • представляет Республику Армения в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, заключает международные договоры;
  • назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Армения в иностранных государствах и при международных организациях;
  • представляет Национальному Собранию кандидатуры Генерального прокурора, Председателя Центрального банка и Председателя Контрольной палаты;
  • назначает четырех членов Koнституционного Суда;
  • по предложению Совета правосудия назначает председателей и судей Кассационного Суда и его палат, председателей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов, прекращает их полномочия, дает согласие на их привлечение в качестве обвиняемых, арест или возбуждение в их отношении вопроса о привлечении к административной ответственности в судебном порядке, по заключению Совета правосудия назначает судей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов;
  • назначает двух юристов-ученых — членов Совета правосудия;
  • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил и других войск;
  • объявляет военное положение в случае агрессии против Республики, наличия непосредственной ее угрозы или объявления войны, может объявить общую или частичную мобилизацию и принимает решение об использовании Вооруженных Сил;
  • объявляет чрезвычайное положение, осуществляет продиктованные ситуацией мероприятия и обращается с посланием об этом к народу.
  • разрешает вопросы, связанные с предоставлением гражданства Республики Армения и политического убежища;
  • награждает орденами и медалями Республики Армения, присваивает высшие воинские и почетные звания, высшие дипломатические и иные классные чины;
  • осуществляет помилование осужденных.

Высшим законодательным органом Республики Армения является однопалатное Национальное Собрание Республики Армения. Национальное Собрание состоит из ста тридцати одного депутата (75 избраны по мажоритарному, а 56 — по пропорциональному принципу, в 2007 году пропорция изменилась — 41 депутат избран по мажоритарным одномандатным избирательным округам, 90 депутатов по пропорциональной системе). Национальное Собрание избирается посредством всенародных выборов, на пятилетний срок. Последние парламентские выборы состоялись в мае 2007 года.

Национальное Собрание осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета, а также за использованием займов и кредитов, полученных от иностранных государств и международных организаций.

Национальное Собрание по предложению Президента Республики:

  • объявляет амнистию;
  • ратифицирует, приостанавливает или денонсирует международные договоры Республики Армения;
  • принимает решения об объявлении войны и установлении мира. В случае невозможности созыва заседания Национального Собрания вопрос объявления войны решает Президент Республики.

Национальное Собрание по предложению Правительства устанавливает административно-территориальное деление Республики.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Армения. Правительство состоит из Премьер-министра и министров. Президент, на основе консультаций с депутатскими фракциями в Национальном Собрании, назначает Премьер-министром лицо, пользующееся доверием большинства депутатов, а если это невозможно, то лицо, пользующееся доверием наибольшего количества депутатов. Президент Республики по предложению Премьер-министра назначает членов Правительства и освобождает их от должности.

Правительство разрабатывает и осуществляет внутреннюю политику Республики Армения. Внешнюю политику Республики Армения Правительство разрабатывает и осуществляет совместно с Президентом Республики. К компетенции Правительства относятся все те вопросы государственного управления, которые не отнесены законом к компетенции иных государственных органов или органов местного самоуправления.

Правительство:

  • представляет на одобрение Национального Собрания свою программу;
  • представляет на утверждение Национального Собрания проект государственного бюджета, обеспечивает исполнение бюджета, в связи с чем представляет отчет Национальному Собранию;
  • управляет государственной собственностью;
  • осуществляет единую финансово-экономическую, кредитную и налоговую государственную политику;
  • осуществляет государственную политику регионального развития;
  • осуществляет государственную политику в области науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и охраны природы;
  • обеспечивает оборону, национальную безопасность и осуществление внешней политики Республики;
  • обеспечивает охрану общественного порядка, принимает меры по укреплению законности, обеспечению прав и свобод граждан;
  • осуществляет иные функции и полномочия, установленные Конституцией и законами.

Правосудие в Республике Армения осуществляют только суды — в соответствии с Конституцией и законами.

В Республике Армения действуют суды первой инстанции общей юрисдикции, Апелляционный Суд и Кассационный Суд, а в предусмотренных законом случаях и специализированные суды.

Высшей судебной инстанцией Республики Армения, кроме вопросов конституционного правосудия, является Кассационный Суд, который призван обеспечивать единообразное применение закона.

Конституционное правосудие в Республике Армения осуществляется Конституционным Судом.

Независимость судов гарантируется Конституцией и законами. В установленном Конституцией и законом порядке формируется и действует Совет правосудия.

Совет правосудия в установленном законом порядке:

  • составляет и представляет на утверждение Президента Республики список кандидатур судей и списки служебного продвижения судей, на основании которых производятся назначения;
  • дает заключение по представленным кандидатурам судей;
  • предлагает кандидатуры председателей и судей Кассационного Суда, его палат, председателей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов;
  • по запросу Президента Республики высказывает мнение по вопросам помилования;
  • привлекает судей к дисциплинарной ответственности, представляет Президенту Республики предложение о прекращении полномочий судьи, о даче согласия на арест судьи, его привлечение в качестве обвиняемого или его привлечение к административной ответственности в судебном порядке.

Кассационный Суд — это суд, пересматривающий решения, приговоры и определения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, и решения, приговоры и определения апелляционных судов в пределах указанных в них оснований по кассационному протесту, принесенному на эти акты.

Решение Кассационного Суда вступает в законную силу с момента его вынесения и обжалованию не подлежит.

В Республике Армения действует один Кассационный Суд (в соответствии с Законом «О судоустройстве» ).

Конституционный Суд состоит из девяти членов, пять из которых назначаются Национальным Собранием, четыре — Президентом Республики.(В соответствии с законом «О конституционном суде» )

Конституционный Суд в соответствии со статьей 100 Конституции и в установленном настоящим Законом порядке:

  • определяет соответствие Конституции законов, постановлений Национального Собрания, указов, распоряжений Президента Республики, постановлений Правительства;
  • до ратификации международного договора определяет вопрос соответствия Конституции закрепленных в нем обязательств;
  • разрешает споры, связанные с результатами референдумов, выборов Президента Республики и депутатов;
  • признает непреодолимыми либо устраненными препятствиия, возникшие для кандидата в Президенты Республики;
  • дает заключение о наличии оснований для отрешения от должности Президента Республики;
  • дает заключение о мерах, предусмотренных пунктами 13 и 14 статьи 55 Конституции;
  • дает заключение о невозможности исполнения Президентом Республики своих полномочий;
  • дает заключение о прекращении полномочий члена Конституционного Суда, его аресте, привлечении в судебном порядке к административной или уголовной ответственности;
  • в предусмотренных законом случаях принимает постановление о приостановлении или запрещении деятельности партии.

Местное самоуправление

Армения делится на 11 провинций:

  1. Арагацотн г. Аштарак;
  2. Арарат г. Арташат;
  3. Армавир г. Армавир;
  4. Гегаркуник г. Гавар;
  5. Котайк г. Раздан;
  6. Лори г. Ванадзор;
  7. Ширак г. Гюмри;
  8. Сюник г. Капан;
  9. Тавуш г. Иджеван;
  10. Вайоц Дзор г. Ехегнадзор;
  11. Ереван г. Ереван

Провинции состоят из городских и сельских общин. Губернаторы (марзпеты) назначаются и освобождаются от должности правительством. В общинах осуществляется местное самоуправление. Органы местного самоуправления совет старейшин общины и руководитель общины (мэр города, сельский староста) избираются на трёхлетний срок. Мэра Еревана по представлению Премьер-министра назначает и освобождает от должности Президент Республики.

В республике 953 села, 48 городов, 932 общины, из которых 871 сельская и 61 городская (1999).

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Законодательство Армении

База данных «Законодательство Армении» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Государственное устройство Армении

В соответствии с Конституцией 1995 года Республика Армения является суверенным, демократическим, социальным, правовым государством. Конституция Республики имеет высшую юридическую силу, и ее нормы действуют непосредственно.

Читайте также:  Как уменьшить потребление электроэнергии в квартире

Государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами — на основе разделения и баланса законодательной, исполнительной и судебной властей.

Власть в Республике Армения принадлежит народу. Узурпация власти какой-либо организацией или личностью является преступлением.

Президент Армении является главой государства и обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Президент Республики является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики Армения.

Президент Республики избирается гражданами Республики Армения сроком на пять лет.

Президентом Республики может быть избрано каждое лицо, достигшее тридцати пяти лет, последние десять лет являющееся гражданином Республики Армения, постоянно проживающее в Республике последние десять лет и обладающее избирательным правом.

Президент Республики:

  • обращается с посланием к народу и Национальному Собранию;
  • после получения принятого Национальным Собранием закона в 20 дневный срок подписывает и обнародует его;
  • распускает Национальное Собрание и назначает внеочередные выборы;
  • назначает Премьер-министром лицо, Президент Республики по предложению Премьер-министра назначает и освобождает членов Правительства;
  • в предусмотренных законом случаях производит назначения на государственные должности;
  • формирует Совет национальной безопасности, председательствует в нем, может формировать другие консультативные органы;
  • представляет Республику Армения в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, заключает международные договоры;
  • назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Армения в иностранных государствах и при международных организациях;
  • представляет Национальному Собранию кандидатуры Генерального прокурора, Председателя Центрального банка и Председателя Контрольной палаты;
  • назначает четырех членов Koнституционного Суда;
  • по предложению Совета правосудия назначает председателей и судей Кассационного Суда и его палат, председателей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов, прекращает их полномочия, дает согласие на их привлечение в качестве обвиняемых, арест или возбуждение в их отношении вопроса о привлечении к административной ответственности в судебном порядке, по заключению Совета правосудия назначает судей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов;
  • назначает двух юристов-ученых — членов Совета правосудия;
  • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил и других войск;
  • объявляет военное положение в случае агрессии против Республики, наличия непосредственной ее угрозы или объявления войны, может объявить общую или частичную мобилизацию и принимает решение об использовании Вооруженных Сил;
  • объявляет чрезвычайное положение, осуществляет продиктованные ситуацией мероприятия и обращается с посланием об этом к народу.
  • разрешает вопросы, связанные с предоставлением гражданства Республики Армения и политического убежища;
  • награждает орденами и медалями Республики Армения, присваивает высшие воинские и почетные звания, высшие дипломатические и иные классные чины;
  • осуществляет помилование осужденных.

Высшим законодательным органом Республики Армения является однопалатное Национальное Собрание Республики Армения. Национальное Собрание состоит из ста тридцати одного депутата (75 избраны по мажоритарному, а 56 — по пропорциональному принципу, в 2007 году пропорция изменилась — 41 депутат избран по мажоритарным одномандатным избирательным округам, 90 депутатов по пропорциональной системе). Национальное Собрание избирается посредством всенародных выборов, на пятилетний срок. Последние парламентские выборы состоялись в мае 2007 года.

Национальное Собрание осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета, а также за использованием займов и кредитов, полученных от иностранных государств и международных организаций.

Национальное Собрание по предложению Президента Республики:

  • объявляет амнистию;
  • ратифицирует, приостанавливает или денонсирует международные договоры Республики Армения;
  • принимает решения об объявлении войны и установлении мира. В случае невозможности созыва заседания Национального Собрания вопрос объявления войны решает Президент Республики.

Национальное Собрание по предложению Правительства устанавливает административно-территориальное деление Республики.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Армения. Правительство состоит из Премьер-министра и министров. Президент, на основе консультаций с депутатскими фракциями в Национальном Собрании, назначает Премьер-министром лицо, пользующееся доверием большинства депутатов, а если это невозможно, то лицо, пользующееся доверием наибольшего количества депутатов. Президент Республики по предложению Премьер-министра назначает членов Правительства и освобождает их от должности.

Правительство разрабатывает и осуществляет внутреннюю политику Республики Армения. Внешнюю политику Республики Армения Правительство разрабатывает и осуществляет совместно с Президентом Республики. К компетенции Правительства относятся все те вопросы государственного управления, которые не отнесены законом к компетенции иных государственных органов или органов местного самоуправления.

Правительство:

  • представляет на одобрение Национального Собрания свою программу;
  • представляет на утверждение Национального Собрания проект государственного бюджета, обеспечивает исполнение бюджета, в связи с чем представляет отчет Национальному Собранию;
  • управляет государственной собственностью;
  • осуществляет единую финансово-экономическую, кредитную и налоговую государственную политику;
  • осуществляет государственную политику регионального развития;
  • осуществляет государственную политику в области науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и охраны природы;
  • обеспечивает оборону, национальную безопасность и осуществление внешней политики Республики;
  • обеспечивает охрану общественного порядка, принимает меры по укреплению законности, обеспечению прав и свобод граждан;
  • осуществляет иные функции и полномочия, установленные Конституцией и законами.

Правосудие в Республике Армения осуществляют только суды — в соответствии с Конституцией и законами.

В Республике Армения действуют суды первой инстанции общей юрисдикции, Апелляционный Суд и Кассационный Суд, а в предусмотренных законом случаях и специализированные суды.

Высшей судебной инстанцией Республики Армения, кроме вопросов конституционного правосудия, является Кассационный Суд, который призван обеспечивать единообразное применение закона.

Конституционное правосудие в Республике Армения осуществляется Конституционным Судом.

Независимость судов гарантируется Конституцией и законами. В установленном Конституцией и законом порядке формируется и действует Совет правосудия.

Совет правосудия в установленном законом порядке:

  • составляет и представляет на утверждение Президента Республики список кандидатур судей и списки служебного продвижения судей, на основании которых производятся назначения;
  • дает заключение по представленным кандидатурам судей;
  • предлагает кандидатуры председателей и судей Кассационного Суда, его палат, председателей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов;
  • по запросу Президента Республики высказывает мнение по вопросам помилования;
  • привлекает судей к дисциплинарной ответственности, представляет Президенту Республики предложение о прекращении полномочий судьи, о даче согласия на арест судьи, его привлечение в качестве обвиняемого или его привлечение к административной ответственности в судебном порядке.

Кассационный Суд — это суд, пересматривающий решения, приговоры и определения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, и решения, приговоры и определения апелляционных судов в пределах указанных в них оснований по кассационному протесту, принесенному на эти акты.

Решение Кассационного Суда вступает в законную силу с момента его вынесения и обжалованию не подлежит.

В Республике Армения действует один Кассационный Суд (в соответствии с Законом «О судоустройстве» ).

Конституционный Суд состоит из девяти членов, пять из которых назначаются Национальным Собранием, четыре — Президентом Республики.(В соответствии с законом «О конституционном суде» )

Конституционный Суд в соответствии со статьей 100 Конституции и в установленном настоящим Законом порядке:

  • определяет соответствие Конституции законов, постановлений Национального Собрания, указов, распоряжений Президента Республики, постановлений Правительства;
  • до ратификации международного договора определяет вопрос соответствия Конституции закрепленных в нем обязательств;
  • разрешает споры, связанные с результатами референдумов, выборов Президента Республики и депутатов;
  • признает непреодолимыми либо устраненными препятствиия, возникшие для кандидата в Президенты Республики;
  • дает заключение о наличии оснований для отрешения от должности Президента Республики;
  • дает заключение о мерах, предусмотренных пунктами 13 и 14 статьи 55 Конституции;
  • дает заключение о невозможности исполнения Президентом Республики своих полномочий;
  • дает заключение о прекращении полномочий члена Конституционного Суда, его аресте, привлечении в судебном порядке к административной или уголовной ответственности;
  • в предусмотренных законом случаях принимает постановление о приостановлении или запрещении деятельности партии.

Местное самоуправление

Армения делится на 11 провинций:

  1. Арагацотн г. Аштарак;
  2. Арарат г. Арташат;
  3. Армавир г. Армавир;
  4. Гегаркуник г. Гавар;
  5. Котайк г. Раздан;
  6. Лори г. Ванадзор;
  7. Ширак г. Гюмри;
  8. Сюник г. Капан;
  9. Тавуш г. Иджеван;
  10. Вайоц Дзор г. Ехегнадзор;
  11. Ереван г. Ереван

Провинции состоят из городских и сельских общин. Губернаторы (марзпеты) назначаются и освобождаются от должности правительством. В общинах осуществляется местное самоуправление. Органы местного самоуправления совет старейшин общины и руководитель общины (мэр города, сельский староста) избираются на трёхлетний срок. Мэра Еревана по представлению Премьер-министра назначает и освобождает от должности Президент Республики.

В республике 953 села, 48 городов, 932 общины, из которых 871 сельская и 61 городская (1999).

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Референдум на фоне войны: как Армения обрела независимость

Путь к независимости

Период с 1988 по 1991 год вошёл в историю как «парад суверенитетов». Тогда союзные республики, входившие в состав СССР, заявили о своих правах на независимость и провозгласили верховенство республиканского законодательства над союзным. Это привело к тому, что с весны 1990 года республики начали отделяться, провозглашая свою независимость, подкрепляя её конституционными законами и референдумами. Армянская ССР не стала исключением.

У Армении уже был опыт обретения независимости. 28 мая 1918 года, после распада Закавказской демократической федеративной республики, Армения стала независимым государством. А в 1922 году Армения вошла в состав СССР в качестве одной из трёх закавказских республик, которая, согласно конституции 1936 года, стала самостоятельным союзным государством.

Третья республика

24 февраля 1988 года, в связи с обострением карабахской проблемы в регионе, которая подтолкнула на серьёзные политические изменения в стране, в Армении был создан комитет «Карабах». Карабахский конфликт начался в годы перестройки и представлял из себя межнациональное противостояние между азербайджанцами и армянами. Конфликт уходит своими корнями глубоко в историю, но обострённую свою форму он принял именно в этот период, в связи с резким подъёмом национальных движений в Армении и Азербайджане. В результате многочисленных столкновений в 1991 году между двумя странами развязались масштабные военные действия за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.

Читайте также:  Замещение временно отсутствующего работника на время отпуска тк рф оплата

Позднее на основе сформировавшегося комитета «Карабах», в состав которого вошёл будущий президент Армении и инициатор референдума по отделению Левон Тер-Петросян, появилась партия «Армянское национальное движение». Спустя пару месяцев, в мае 1990 года, в Армении состоялись выборы в Верховный Совет, места в котором получили как коммунисты, так и представители оппозиционного «Армянского Общенационального Движения». Эти выборы стали поворотным событием в дальнейших процессах, происходивших в государстве.

«Основным движущим моментом для обретения независимости Армении стал назревавший с конца 1980-х гг. конфликт с Азербайджаном, воплотившийся позднее в Карабахскую войну. К 1991 году в Нагорном Карабахе велись уже военные действия, и происходили этнические чистки. Эти процессы были ключевым фоном, на котором происходил референдум и принималось решение об отделении Армении от СССР», — рассказал RT старший научный сотрудник Центр проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов

В августе 1990 года председателем Верховного Совета был избран глава оппозиции Левон Тер-Петросян, который уже 23 августа на первой сессии обновлённого совета предложил принять «Декларацию о независимости Армении». Принятие данной декларации ознаменовало начало процесса отделения Армянской ССР от центра, а также прекращение действия на территории республики Конституции и законов СССР. Текст декларации содержал 12 пунктов, охватывающих основные сферы будущего устройства независимой Армении.

Во вступительной части декларации было объявлено следующее:

«Верховный Совет Армянской ССР, выражая единую волю народа Армении, сознавая свою ответственность за судьбу армянского народа в осуществлении чаяний всех армян и восстановлении исторической справедливости, исходя из принципов Всеобщей декларации прав человека и общепризнанных норм международного права, претворяя в жизнь право наций на свободное самоопределение, основываясь на совместном Постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха», развивая демократические традиции образованной 28 мая 1918 года независимой Республики Армения, имея целью создание демократического, правового общества, провозглашает начало процесса утверждения независимой государственности».

Среди основных провозглашённых в декларации пунктов стоит отметить суверенный характер образующейся Армении, провозглашение своей Конституции, гражданства и законов, герба, гимна, флага, а также независимой внешней и внутренней политики. Обнародование декларации свидетельствовало о том, что Армянская ССР действовала согласно советскому законодательству и заблаговременно заявила о своей решимости покинуть состав СССР. Для легитимации этого решения в стране было необходимо провести референдум, который состоялся 21 сентября 1991 года.

«Референдум, прошедший в Армении 21 сентября, сформировал всю последующую политическую повестку страны. Армянская нация имеет очень давние традиции государственности, начиная с эпохи Древнего Рима. Но, несмотря на то, что армянский народ потерял свою государственность, начал находиться под управлением других государств и жестоких правителей, ему удалось сохранить непреодолимое желание вновь обрести независимость. Поэтому референдум 21 сентября был полностью оправдан и показал желание армянского народа жить в независимом и полноценном государстве. Это желание было, может быть, даже больше, чем у других народов бывшего СССР. Исторически к этому армяне были готовы, борясь за это на всем протяжении своей истории», — отметил в комментарии RT политолог, эксперт по Кавказу, глава аналитического бюро «Alte Et Certe” Андрей Епифанцев

Как проходил референдум

В начале марта 1991 года Верховным Советом Республики Армения было обнародовано постановление, согласно которому в стране прошёл референдум:

«1. Провести на территории Республики Армения референдум о выходе из состава СССР, поставив на голосование следующий вопрос: «Согласны ли вы, чтобы Республика Армения была независимым демократическим государством вне состава СССР?».

2. Референдум провести 21 сентября 1991 года.

3. Предоставить Президиуму Верховного Совета Республики Армения право в случае резкого изменения ситуации принять решение о досрочном проведении референдума.

4. Расходы, связанные с проведением референдума, произвести из государственного бюджета Республики Армения».

Важно, что до самого референдума, Армения бойкотировала все действия центра, отказавшись принимать участие в мероприятиях и процессах, направленных на сохранение СССР.

«Для Армении день независимости — очень большая дата, — рассказал RT политический обозреватель Айк Халатян. — Учитывая древнюю историю нашей страны и большой период, когда мы находились в зависимости от СССР, события сентября 1991 года играют большое значение для современной Армении. Стоит отметить, что какого-то негатива к советским временам у Армении нет, было сделано много хорошего.

Что касается референдума, то он проходил на фоне назревавшего карабахского конфликта. Если сначала жители и руководство Армянской ССР считали, что этот конфликт может быть урегулирован в рамках Советского Союза, то после определенных событий 1991 года, когда начались реальные военные действия, вопросы о референдуме и об отделении от центра стали приоритетными».

21 сентября в голосовании приняли участие 94,99% избирателей, и 99% проголосовавших высказались за выход Армении из состава СССР. Стоит отметить, что референдум проходил полностью в соответствие с общесоюзным законодательством, потому что армянская сторона предупредила союзный центр о своем намерении отделиться за полгода до начала референдума. Более того, в начале августа 1991 Верховный Совет Армении направил в Верховный Совет СССР постановление, в котором призывал центр и другие объединения стать наблюдателями во время проведения референдума:

«Просим Вас в соответствии со статьей 5 вышеуказанного закона решить вопрос о присутствии на территории Армении в качестве наблюдателей уполномоченных представителей Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных образований, а также пригласить представителей Организации Объединенных Наций».

Политологи отмечают, что события 1991 году позволили Армении выйти на новый уровень своего развития, несмотря на позитивные процессы, которые происходили в стране во время её пребывания в составе Советского Союза.

«В 1991 году была образована не новая республика Армения, а были восстановлены традиции государственности, заложенные еще в период 1918-1920 годов. Стоит отметить, что советский период был более стабилен с точки зрения взаимоотношений Армении с её территориальными соседями, Азербайджаном, например. Но, безусловно, образование независимой Армении в 1991 году имело колоссальные политические, экономические и социальные последствия», — рассказал RT политолог, глава центра кавказоведения при МГУ Исмаил Агакишиев.

23 сентября 1991 газета стало известно о результатах голосования, и вслед за этим была принята Декларация о государственной независимости Армении, а Верховный Совет республики провозгласил Армению независимым, суверенным государством.

Тем не менее, Армянская ССР оставалась в составе СССР вплоть до 26 декабря 1991 года, поскольку не до конца были соблюдены процедуры, предусмотренные Законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 года. Но это уже никак не мешало гражданам Армении чувствовать себя независимыми.

«Референдум имеет колоссальное значение для современной Армении, прежде всего потому, что благодаря ему появилось современное государство Армения. Но самое главное, что в 1991 году образовалось поколение людей, которым сейчас 25-30 лет, живущее в свободной и независимой стране, являющееся будущим и опорой современной Армении. Оно главный результат этой независимости, день которой мы отмечаем 21 сентября каждый год», – рассказал RT директор института Кавказа в Ереване.

27 лет независимости Армении: как зарождалась Третья Республика

21 сентября весь армянский мир отмечает День независимости Армении — Третьей Республики. Оглядываясь на 27 прошедших лет, можно сказать, что они не были легкими или безмятежными. Нашим современникам пригодились и уроки прошлого — опыт Первой республики, которая стала предтечей и основой современного государства.

» data-lightbox-theme=»dark» >

Митинг в Ереване | hetq.am

В годы перестройки в Армении все популярнее становился лозунг выхода из состава СССР. 20 мая 1990 года в Армении прошли первые демократические выборы в Верховный Совет республики. Победу одержало Армянское общенациональное движение (АОД), которое объединяло все оппозиционные силы. Председателем Верховного Совета Армении 4 августа 1990 года был избран кандидат от АОД, один из руководителей комитета «Карабах», историк и лингвист Левон Тер-Петросян.

23 августа 1990 года Верховный Совет Армении принял «Декларацию о независимости Армении». Она провозглашала начало процесса движения к полному суверенитету. Были возвращены флаг, герб и гимн Первой Республики. Земля, ее недра и производственные мощности объявлялись собственностью Армении. Страна стремилась к тому, чтобы самостоятельно участвовать в деятельности международных организаций и проводить независимую внешнюю политику. На повестке была и задача международного признания Геноцида армян.

» data-lightbox-theme=»dark» >

Верховный Совет принимает декларацию независимости 23 августа 1990 года | panorama.am

В марте 1991 года Армения отказалась от участия в референдуме о сохранении и обновлении СССР и решила в сентябре провести свой референдум о независимости. 19-22 августа случился путч ГКЧП: попытка антиперестроечных сил сместить Михаила Горбачева с поста президента и остановить проводимые им реформы. Горбачев был взят под стражу на своей даче в Фаросе (Крым), а в Москву ввели войска. Однако демократическим силам удалось защитить перемены. Провал путчистов только ускорил процесс распада СССР.

21 сентября 1991 года в Армении состоялся референдум. В бюллетене был всего один вопрос: «Согласны ли вы, чтобы Республика Армения стала независимым, демократическим государством вне состава СССР?». 99 процентов проголосовавших, подавляющее большинство населения, выбрали вариант «Да». Этот день, когда жители Армении выразили свое видение будущего, и празднуется теперь как День независимости.

» data-lightbox-theme=»dark» >

Подписание Беловежских соглашений 8 декабря 1991 года | wikipedia.org

Спустя два дня, 23 сентября 1991 года, Верховный Совет Армении принял декларацию о независимости республики. А уже 16 октября 1991 года прошли выборы президента. Первым главой Третьей Республики был избран Левон Тер-Петросян, а вице-президентом стал Гагик Арутюнян.

8 декабря 1991 года главы РСФСР, Украины и Белоруссии подписали знаменитое Беловежское соглашение. СССР прекратил существовать. В том же декабре 1991 года в Алма-Ате Армения и одиннадцать бывших советских республик подписали соглашении о создании Содружества независимых государств (СНГ). Отказались присоединиться к новому объединению лишь Грузия и страны Прибалтики. Независимость Армении довольно быстро признало большинство зарубежных стран, а уже 2 мая 1992 года страна стала членом Организации Объединенных Наций (ООН).

Читайте также:  Действительна ли санкнижка без санминимума

» >

Тот момент, когда вся страна строила будущее. Фотография Рубена Мангасаряна

Молодому государству предстояло пройти серьезные испытания. Это последствия Спитакского землетрясения и война за Карабах.

В течение 1991 года Азербайджан еще оставался в составе СССР, поэтому руководство Союза во главе с Горбачевым первоначально в карабахском вопросе поддерживало Баку. В апреле-мае 1991 года армия Азербайджана при поддержке внутренних войск СССР провела операцию «Кольцо», в результате которой армянское население было насильно изгнано из Геташена, а летом 1992 года — из Шаумянского и Мартакертского районов. Хотя территориальные потери были значительными, население Карабаха боролось самоотверженно. В регионе шла необъявленная война.

2 сентября 1991 года съезд населения Арцаха провозгласил автономную область независимой республикой. Между тем, события, которые разворачивались в Карабахе и вокруг него, вызвали большой интерес международной общественности. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) обсудила эту проблему на встрече своих представителей в Минске в марте 1992 года и взяла на себя задачу урегулирования конфликта. О решении карабахской проблемы мирным путем говорилось и в специальной резолюции ООН.

» >

«Темные» 1990-е годы стали суровым испытанием для Армении | hetq.am

Когда Азербайджан тоже стал независимой республикой, новое руководство проигнорировало требования мирового сообщества и в решении карабахской проблемы сделало ставку на оружие. Баку даже отверг предложение о посредничестве от России и Казахстана. Конфликт перешел в стадию полноценной войны. Азербайджанская армия систематически обстреливала города и села, в том числе столицу — Степанакерт. Все это привело к большому количеству жертв среди мирного населения.

Арцахская армия действовала решительно. Важной победой стало взятие Шуши 9 мая 1992 года. Уже 18 мая азербайджанские формирования были выбиты из Лачинского района, возник коридор, который позволил разорвать кольцо блокады и соединить Карабах с Арменией. В течение следующих двух лет были освобождены несколько районов (Мартакертский, Кельбаджарский, Физулинский, Кубатлинский, Зангеланский) и ряд других территорий. После очередной смены правительства в Азербайджане, когда республику возглавил Гейдар Алиев, стороны конфликта заключили перемирие, которое формально действует до сих пор.

Все это время Армения, как Арцах, тяжело переживала экономическую блокаду со стороны Турции и Азербайджана. Ситуация осложнялась тем, что после распада СССР были разорваны прежние экономические связи. Их пришлось выстраивать заново. Большой урон республике и ее народу нанесло землетрясение 7 декабря 1988 года. Его последствия ощущались на протяжении многих лет. Лишь в ноябре 1993 года правительство ввело в обращение собственную валюту — армянский драм.

Важным фактором становления государственности стало создание собственной армии. Процесс ее формирования начался с самого момента провозглашения независимости. А корнями армянская национальная армия связана с добровольческими отрядами, которые воевали за Карабах, противостоя гораздо более мощным силам Азербайджана. Этот процесс растянулся на много лет — с 1998 по 1994 год.

» >

На главной площади Еревана в День независимости ©Sputnik / Р. Мангасарян | armeniasputnik.am

5 июля 1995 года по итогам референдума была принята Конституция Армении. Становление политической системы совпало с «темными» годами, когда разруха в экономике и безработица среди населения достигли ужасающих масштабов. Это было время, когда электроэнергию давали всего на 1-2 часа в день, действовала карточная система распределения хлеба. Большое количество беженцев не было обеспечено жильем. В зоне землетрясения тысячи людей жили во времянках. Начался настоящий исход населения, люди массово уезжали в другие страны.

Экономическая разруха сопровождалась и внутриполитическими кризисами. В 1996 году Левон Тер-Петросян во второй раз выиграл выборы, которые прошли с большим количеством нарушений и фальсификаций. В результате в 1998 году президент ушел в отставку. Дальше будет еще много событий и кризисов. Нельзя не вспомнить расстрел парламента 27 октября 1999 года, в результате которого погибли глава правительства Вазген Саркисян, спикер парламента Карен Демирчян и еще семь человек, депутаты на сутки оказались в заложниках. Это событие в какой-то мере притормозило процесс выхода из кризиса. Но, тем не менее, постепенное улучшение экономической ситуации продолжалось.

Саргис Саргсян,
собственный корреспондент газеты «Голос Армении» в России
специально для Армянского музея Москвы

Армения после распада СССР

Армения (официальное название — Республика Армения) — это государство в Закавказье, расположенное на северо-востоке Армянского нагорья.

Армения после обретения независимости

Верховный совет Армянской ССР 23 августа 1990 года принял Декларацию о независимости Армении. Вслед за путчем августа 1991 года 21 сентября был проведен референдум о выходе Армении из состава СССР. 95% граждан, участвовавших в референдуме, высказались за независимость. Однако полное признание независимости произошло только 25 декабря 1991 года после формального распада СССР.

Первым президентом Армении 17 октября 1991 года был выбран Левон Тер-Петросян.

Весной 1992 года армянскими формированиями был установлен контроль над территорией Нагорного Карабаха, однако война с Азербайджаном длилась до мая 1994, когда между Арменией и Азербайджаном при посредничестве России было заключено соглашение о прекращении военных действий.

В связи с коррупцией и экономическим кризисом в стране начало расти недовольство президентом и партией Армянское общенациональное движение. Правительство в конце 1994 года запретило партию Дашнакцутюн и некоторые оппозиционные газеты. На референдуме в июле 1995 года в конституцию были внесены поправки, предусматривающие усиление президентской власти за счет уменьшения полномочий парламента. На парламентских выборах победил Республиканский блок, возглавляемый Армянским национальным движением.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Левон Тер-Петросян в сентябре 1996 года был переизбран, однако уже в феврале 1998 года был вынужден подать в отставку.

Армения в XXI веке

По результатам внеочередных президентских выборов 30 марта 1998 года президентом стал Роберт Кочарян, бывший президент Нагорно-Карабахской Республики. В результате выборов в парламент в мае 1999 года наибольшее число мест получил блок «Единство» (альянс Республиканской партии и Народной партии).

27 октября 1999 года в армянском парламенте произошёл террористический акт. Погибли премьер-министр, спикер парламента и ещё 5 человек.

В марте 2003 года президентом Армении был переизбран Кочарян. Оппозиция обвинила его в фальсификации выборов и использовании административного ресурса.

В феврале 2008 года президентом стал Серж Саргсян. Однако оппозицией результаты выборов не были признаны. 1 марта митингующие были окружены и разгромлены силовиками. После в городе произошли столкновения силовиков и оппозиции. Против демонстрантов использовалось огнестрельное оружие.

В апреле 2008 года Саргсян вступил в должность. С 2008 года заметно улучшались армяно-турецкие отношения, бывшие ранее напряжёнными. В сентябре 2008 года в Армению по приглашению Саргсяна приехал президент Турции А. Гюль, и хотя целью визита было объявлено присутствие на матче сборных Армении и Турции по футболу, между президентами состоялась встреча по вопросам урегулирования отношений.

В мае 2012 года на парламентских выборах победу одержала Республиканская партия Армении, возглавляемая Саргсяном.

В феврале 2013 года Саргсяна переизбрали на второй срок. В 2015 году на конституционном референдуме страна была преобразована из полупрезидентской республики в парламентскую.

В апреле 2018 года подошёл к концу второй срок Саргсяна. Его преемник Армен Саркисян, бывший премьер-министр, был избран на президентский пост за месяц до того. Однако выдвижение Саргсяна на пост премьер-министра привело к протестам, возглавленным Николом Пашиняном. Саргсян подал в отставку 23 апреля. 8 мая 2018 года Пашинян занял должность премьер-министра.

Бархатная революция в Армении – это мирные протесты в Армении весной 2018 года, поводом к которым стало выдвижение экс-президента С. Саргсяна на пост премьер-министра, после проведения им в 2015 году Конституционного референдума, в результате которого он передал власть премьер-министру, утверждая, что больше не будет выдвигаться в президенты или в премьер-министры.

В результате бархатной революции в Армении Серж Саргсян и правительство ушло в отставку, премьер-министром стал оппозиционный лидер Никол Пашинян.

Пашинян подал в отставку 16 октября 2018 года, сохранив статус и.о. премьер-министра. Национальное собрание Армении дважды не избрало премьера-министра страны, после чего Президент А. Саркисян подписал указ о назначении досрочных парламентских выборов на 9 декабря. На этих выборах победил блок Пашиняна «Мой шаг», набравший 70,43 % голосов. 14 января 2019 года Пашинян стал премьер-министром.

Экономическое развитие независимой Армении

Армения является среднеразвитым аграрно-индустриальным государством. В стране имеются значительные запасы бокситов, медно-молибденовых и полиметаллических руд, строительного камня, минеральных вод, месторождения драгоценных металлов, полудрагоценных камней. Развиты производство синтетического каучука, пищевая и текстильная промышленность, машиностроение и производство строительных материалов.

В 2014 году ВВП составил 24,28 млрд долларов США, ВВП на душу населения — 7400 долларов США.

Структура ВВП в 2014 году имела вид:

  • сфера услуг — 46,6 %;
  • промышленность — 31,5 %;
  • сельское хозяйство — 21,9 %.

В 2007 году завершилось строительство газопровода из Ирана для доставки природного газа. Поставки газа требовали увеличения в связи с завершением строительства Ереванской ТЭЦ в апреле 2010 года.

Наибольшую часть стоимости экспортных поставок из Армении составляют необработанная медь, чугун, молибден и прочие цветные металлы. Серьёзный дисбаланс внешней торговли, обусловленный экономической изоляцией со стороны соседних Турции и Азербайджана, компенсируется международной помощью, денежными переводами от работающих за границей армян, и непосредственными иностранными инвестициями. Армения вошла в ВТО в 2003 году. Уровень безработицы, несмотря на значительный экономический рост, остаётся высоким.

В 2015 году Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу. В 2015 году в Армении был самый низкий уровень инфляции среди стран ЕАЭС.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]