Пбу 501 последняя редакция 2018 с комментариями
Содержание
- 1 Пбу 501 последняя редакция 2018 с комментариями
- 1.1 Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01″ (с изменениями и дополнениями)
- 1.2 Все ПБУ по бухучету на 2018-2019 годы — перечень
- 1.3 Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны
- 1.4 Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2017 году
- 1.5 Новые ПБУ в 2018–2021 годах
- 1.6 ПБУ 5/01 — учет материально-производственных запасов
- 1.7 ПБУ 05/01 «Учет материально-производственных запасов»: основные положения
- 1.8 Учет оприходования МПЗ по ПБУ 05/01
- 1.9 Оценка запасов при выбытии по ПБУ 05/01
- 1.10 Отражение запасов в бухгалтерской отчетности по ПБУ 05/01
- 1.11 Принято ли новое ПБУ 5/2012 «Учет запасов»?
- 1.12 Учет запасов по МСФО: регулирующее законодательство
- 1.13 Оценка запасов по МСФО
- 1.14 Отчетность по запасам в соответствии с МСФО
- 1.15 Итоги
- 1.16 Информация по прекращаемой деятельности: изменения в ПБУ 16/02
- 1.17 Цель внесения изменений.
- 1.18 Применение новшеств
- 1.19 Сфера применения ПБУ 16/02.
- 1.20 Новый вид актива.
- 1.21 Что такое долгосрочный актив к продаже?
- 1.22 Учет и оценка.
- 1.23 Отражение в отчетности.
- 1.24 Уточнение определения понятия «информация по прекращаемой деятельности»
- 1.25 Раскрытие информации по прекращаемой деятельности.
- 1.26 Замена «резерва» на «оценочное обязательство».
- 1.27 Терминологические уточнения.
- 1.28 Уточнение отдельных норм ПБУ 16/02.
- 1.29 ПБУ 5/01 УЧЕТ МПЗ
Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01″ (с изменениями и дополнениями)
Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н
«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01″
С изменениями и дополнениями от:
27 ноября 2006 г., 26 марта 2007 г., 25 октября 2010 г., 16 мая 2016 г.
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст.1290), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.
2. Признать утратившим силу:
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 25н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» ПБУ 5/98″ (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 июля 1998 г., регистрационный номер 1570);
пункт 1 Перечня изменений и дополнений, вносимых в нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2000 г., регистрационный номер 2064);
пункт 2 Изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, прилагаемых к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 31н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 апреля 2000 г., регистрационный номер 2209).
3. Ввести в действие настоящий приказ начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2001 г.
Регистрационный N 2806
Положение по бухгалтерскому учету
«Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01
С изменениями и дополнениями от:
27 ноября 2006 г., 26 марта 2007 г., 25 октября 2010 г., 16 мая 2016 г.
ГАРАНТ:
С 19 июля 2017 г. настоящее Положение признано федеральным стандартом бухгалтерского учета
См. комментарии к настоящему положению
См. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказами Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н и Минсельхоза РФ от 31 января 2003 г. N 26 (для сельскохозяйственных организаций)
I. Общие положения
Информация об изменениях:
Приказом Минфина РФ от 25 октября 2010 г. N 132н в пункт 1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
2. Для целей настоящего Положения к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
предназначенные для продажи;
используемые для управленческих нужд организации.
Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).
Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц, и предназначенные для продажи.
3. Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
Информация об изменениях:
Приказом Минфина РФ от 26 марта 2007 г. N 26н пункт 4 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.
4. Настоящее Положение не применяется в отношении активов, характеризуемых как незавершенное производство.
II. Оценка материально-производственных запасов
5. Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Информация об изменениях:
Приказом Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. N 156н в пункт 6 внесены изменения, вступающие в силу с бухгалтерской отчетности с 2007 г.
6. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов;
затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;
затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.
7. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.
8. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
9. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Для целей настоящего Положения под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
10. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.
При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные запасы.
11. В фактическую себестоимость материально-производственных запасов, определяемую в соответствии с пунктами 8, 9 и 10 настоящего Положения, включаются также фактические затраты организации на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования, перечисленные в пункте 6 настоящего Положения.
12. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
13. Организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.
Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
Информация об изменениях:
Приказом Минфина России от 16 мая 2016 г. N 64н Положение дополнено пунктом 13.1
13.1. Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может оценивать приобретенные материально-производственные запасы по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
Информация об изменениях:
Приказом Минфина России от 16 мая 2016 г. N 64н Положение дополнено пунктом 13.2
13.2. Микропредприятие, которое вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).
Иная организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер деятельности такой организации не предполагает наличие существенных остатков материально-производственных запасов. При этом существенными остатками материально-производственных запасов считаются такие остатки, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности организации способна повлиять на решения пользователей бухгалтерской отчетности этой организации.
Информация об изменениях:
Приказом Минфина России от 16 мая 2016 г. N 64н Положение дополнено пунктом 13.3
13.3. Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать расходы на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).
14. Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.
Все ПБУ по бухучету на 2018-2019 годы — перечень
Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны
ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.
ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).
В 2017 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.
Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2017 году
Правила бухучета, применяемые в РФ в 2017 году, представлены следующим перечнем:
- ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
- ПБУ 4/99— устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
- ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
- ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;
О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.
- ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
- ПБУ 5/01— регламентирует отражение МПЗ в бухучете;
- ПБУ 6/01— устанавливает правила отражения основных средств в бухучете;
- ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
- ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете;
- ПБУ 18/02— устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;
- ПБУ 19/02— регламентирует правила отражения финансовых вложений в бухучете;
- ПБУ 20/03 — устанавливает правила отражения в бухучете сведений об участии хозсубъекта в совместной деятельности;
- ПБУ 3/2006— регламентирует отражение в бухучете сведений об активах и пассивах фирмы в иностранной валюте;
- ПБУ 14/2007 — устанавливает правила отражения сведений о НМА в бухучете;
- ПБУ 1/2008— определяет, каким образом предприятию следует формировать и раскрывать учетную политику;
- ПБУ 2/2008 — устанавливает правила раскрытия в бухучете сведений о деятельности строительных фирм-подрядчиков (или субподрядчиков);
- ПБУ 11/2008 — устанавливает, как раскрывать в отчетности сведения о связанных сторонах;
- ПБУ 15/2008 — устанавливает, как отражать в бухучете сведения о расходах по кредитам и займам;
- ПБУ 21/2008 — устанавливает то, как раскрывать в отчетности сведения об изменении оценочных значений;
- ПБУ 8/2010 — регламентирует, как должны отражаться оценочные и условные обязательства, а также условные активы в бухучете;
- ПБУ 12/2010 — устанавливает порядок отражения в бухотчетности организаций сведений по сегментам;
- ПБУ 22/2010 — регламентирует порядок корректировки ошибок и отражения сведений о них в бухучете;
- ПБУ 23/2011 — регламентирует, как должен составляться отчет о движении денежных средств;
- ПБУ 24/2011 — устанавливает порядок отражения в бухучете сведений о расходах на освоение природных ресурсов.
Новые ПБУ в 2018–2021 годах
С 2017 года Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2018–2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета. » от 18.04.2018 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.
Название проекта ПБУ
Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения
ПБУ 5/01 — учет материально-производственных запасов
ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов — документ, регламентирующий порядок оценки МПЗ и формирования отчетности по хозяйственным операциям с запасами. Рассмотрим особенности применения этого правового акта и дополняющих его источников права, представленных российскими стандартами и МСФО.
ПБУ 05/01 «Учет материально-производственных запасов»: основные положения
Один из главных российских нормативных актов по регулированию ведения учета материально-производственных запасов — ПБУ 05/01 (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н). В нем, в частности, дается определение МПЗ (п. 2 ПБУ 05/01). Они представляют собой активы:
- задействованные в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг как сырье или материалы;
- предназначенные для продажи (готовая продукция, приобретенные у поставщика товары);
- используемые для удовлетворения нужд предприятия.
Единицами учета МПЗ могут быть:
- номенклатурный номер запаса;
- партия;
- группа однородных материалов;
- иная единица учета, определенная организацией и позволяющая обеспечить отражение достоверных сведений о запасах, а также установить контроль за их наличием и перемещением.
ВАЖНО! Нормы ПБУ 05/01 не распространяются на остатки незавершенного производства, хотя данные о них входят в строку 1210 «Запасы» формы бухгалтерского баланса.
О том, как включаются остатки незавершенного производства в строку 1210, читайте в статье «Основное производство в бухгалтерском балансе (нюансы)».
Ключевыми вопросами, рассматриваемыми в ПБУ 05/01, являются оценка МПЗ при принятии их к учету и выбытии, а также правила отражения данных о них в бухотчетности.
Учет оприходования МПЗ по ПБУ 05/01
Рассматриваемая процедура предполагает принятие материальных запасов к учету по их фактической себестоимости, состоящей из затрат на покупку или изготовление материалов за вычетом НДС и иных налогов, которые возвращаются государством (если в законодательстве не установлено иного).
Приведем примеры затрат, формирующих фактическую себестоимость МПЗ, купленных у сторонней организации:
- оплата по договору поставки;
- расходы на консультационные услуги, оказанные при приобретении МПЗ;
- таможенные пошлины;
- налоги, которые не подлежат возврату из бюджета;
- вознаграждение посредникам;
- транспортные расходы;
- расходы на страхование материальных запасов и др.
В целом к соответствующим издержкам могут быть отнесены любые затраты, которые связаны с покупкой запасов у поставщика.
Фактическая себестоимость МПЗ, изготавливаемых самостоятельно, определяется исходя из фактических издержек, которые связаны с выпуском соответствующих запасов. Учет и формирование данных издержек ведется в порядке, установленном учетной политикой для исчисления себестоимости выпускаемой продукции.
В случае если фирма ведет бухучет по упрощенной схеме, она может:
- Оценивать купленные МПЗ по цене поставщика, включая сопутствующие затраты в расходы сразу по мере их осуществления (п. 13.1 ПБУ 5/01).
- Будучи микропредприятием, сразу по мере приобретения относить в затраты стоимость МПЗ, используемых в обычных видах деятельности этого предприятия (п. 13.2 ПБУ 5/01). Иным организациям с упрощенным учетом такой способ тоже доступен, но только в ситуации, когда в их деятельности не образуется существенных остатков МПЗ.
- Сразу списывать на затраты все расходы по покупке МПЗ для нужд управления, включая их стоимость, определенную поставщиком (п. 13.3 ПБУ 5/01).
Если МПЗ не принадлежат фирме, но она распоряжается ими в соответствии с условиями договора, материалы принимают к учету в оценке, которая предусмотрена в данном договоре.
Оценка запасов при выбытии по ПБУ 05/01
Еще одна процедура учета запасов, регламентированная ПБУ 05/01, — это их оценка при выбытии. Она может быть осуществлена исходя:
- из себестоимости единицы материального запаса;
- средней себестоимости МПЗ;
- себестоимости самых первых купленных МПЗ — по методу ФИФО.
В случае если материальные запасы используются фирмой в особом порядке или не являются при обычном использовании взаимозаменяемыми, их оценка может осуществляться исходя из себестоимости каждой единицы запаса.
В случае если в учетной политике определен конкретный способ учета материальных запасов на отчетный год — только он и должен использоваться в течение соответствующего периода. Выбирается способ учета материальных запасов исходя из его применимости к деятельности, осуществляемой юрлицом.
Оценка МПЗ, не относящихся к товарам, учет которых ведется по продажной стоимости, по состоянию на конец отчетного периода осуществляется тем способом, который используется при выбытии соответствующих материальных запасов.
Отражение запасов в бухгалтерской отчетности по ПБУ 05/01
ПБУ 05/01 регламентирует также порядок отражения сведений о запасах в бухотчетности. Материально-производственные запасы должны отражаться в ней в соответствии с классификацией, учитывающей способ их применения в хозяйственной деятельности.
По состоянию на конец отчетного года МПЗ показывают в балансе по стоимости, которая устанавливается исходя из применяемых способов оценки соответствующих запасов.
МПЗ, морально устаревшие либо утратившие товарный вид, подешевевшие, отражаются в балансе по состоянию на конец года за вычетом резервов, предусмотренных под снижение стоимости матценностей. Соответствующий резерв образуется за счет финрезультатов на величину разницы между рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ в случае, если второй показатель выше первого. Данную норму могут не выполнять фирмы, которые ведут упрощенный бухучет (п. 26 ПБУ 5/01).
Находящиеся в пути или же переданные потребителю под залог МПЗ, права на которые перешли к юрлицу, отражаются в бухучете исходя из оценки, предусмотренной договором, с дальнейшим уточнением их фактической себестоимости.
В бухотчетности по запасам должны найти место:
- способы оценки МПЗ в соотнесении с их группами или разновидностями;
- сведения о последствиях внесения изменений в данные способы оценки;
- стоимость МПЗ, переданных в залог;
- величина и перемещение резервов под снижение стоимости матценностей.
О том, как организуется управленческий учет МПЗ, читайте в статье «Управленческий учет производственных запасов (нюансы)» .
Принято ли новое ПБУ 5/2012 «Учет запасов»?
Процедуры, связанные с учетом материальных запасов, могут регламентироваться не только российскими, но и международными нормами отчетности. Прежде всего стоит отметить, что законодатель предпринимал попытку адаптации норм МСФО к финансово-хозяйственным правоотношениям в России, разработав проект ПБУ 5/2012, который должен был установить новые нормы учета запасов — вместо определенных в ПБУ 05/01 — с учетом международных стандартов.
Однако данный проект так и не был принят. Тем не менее Министерство финансов России в 2015 году ввело в РФ один из МСФО, регламентирующий обращение с запасами.
О том, что общего у российских и международных стандартов и что их различает, читайте в статье «РСБУ и МСФО — основные сходства и различия» .
Учет запасов по МСФО: регулирующее законодательство
Речь идет о принятии Международного стандарта (IAS) 2 «Запасы». Он введен в действие приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н, на русском языке его текст приведен в приложении 2 к данному приказу.
Под запасами в данном НПА понимаются активы, которые:
- предназначены для продажи в процессе обычной деятельности фирмы;
- изготавливаются на производстве в целях дальнейшей продажи;
- находятся в виде сырья или же материалов, которые используются фирмой при производстве или в ходе оказания услуг.
Под запасами в МСФО понимаются также:
- товары, купленные фирмой в целях дальнейшей перепродажи;
- готовая продукция;
- остатки незавершенного производства, которые подлежат дальнейшему использованию фирмой в ходе производства.
По аналогии с рассмотренными выше процедурами, регламентируемыми российским ПБУ 05/01, рассмотрим, какие нормы МСФО 2 могут применяться в целях оценки стоимости запасов и формирования отчетности по МПЗ.
Оценка запасов по МСФО
В соответствии с МСФО 2 запасы следует оценивать по наименьшей из 2 следующих величин:
- себестоимости;
- чистой потенциальной цене продажи.
Что касается себестоимости, то она должна включать затраты:
- на приобретение МПЗ;
- их переработку;
- прочие затраты, понесенные фирмой для того, чтобы обеспечить текущее месторасположение и состояние материальных запасов.
В свою очередь, затраты на приобретение активов включают:
- закупочную стоимость запаса;
- пошлины;
- невозмещаемые налоги;
- транспортные расходы;
- расходы, связанные с погрузкой и разгрузкой;
- прочие издержки, которые непосредственно связаны с закупками запасов.
При этом скидки и прочие основания для уменьшения расходов должны вычитаться из затрат на приобретение МПЗ.
Касательно затрат на переработку — они должны включать в себя:
- зарплату сотрудников, занятых на производстве;
- различные накладные расходы при переработке сырья.
Прочими затратами, что учитываются при определении себестоимости МПЗ, могут быть, в частности, затраты по разработке тех или иных товаров для определенных клиентов. Иногда в структуру себестоимости МПЗ могут включаться затраты по заимствованиям — данная процедура регламентируется отдельными нормами МСФО.
Под чистой потенциальной ценой продажи в МСФО понимается расчетная отпускная цена актива в процессе обычной хозяйственной деятельности за вычетом расчетных затрат, связанных с завершением производства и продажами.
В случае если запасы продаются, их балансовая стоимость признается расходом в том периоде, когда фирмой была получена выручка от соответствующих продаж. Сумму по любому списанию стоимости МПЗ до величины чистой потенциальной цены их продажи, а также потери запасов необходимо признавать в качестве расходов в рамках периода, когда было осуществлено списание или признание потерь. Суммы по любым восстановлениям (по осуществленным ранее списаниям МПЗ) вследствие увеличения чистой потенциальной цены продажи должны признаваться в качестве уменьшения величины МПЗ, отраженных в расходах, в рамках периода, в котором было осуществлено восстановление.
Отдельные нормы определения себестоимости запасов установлены в МСФО 2 для компаний, оказывающих услуги, а также для фермерских организаций (пп. 19, 20).
При расчете себестоимости товаров по МСФО могут использоваться методы учета:
- по нормативным издержкам;
- розничным ценам.
Первый метод предполагает рассмотрение типичных уровней потребления запасов, труда, эффективности, а также производительности — но они могут пересматриваться с учетом рыночных условий.
Второй метод больше подходит для розницы — сферы, для которой характерны частые изменения в структуре запасов, а также показателей выручки при их реализации или продукции, изготовленной с использованием МПЗ.
Отчетность по запасам в соответствии с МСФО
МСФО предписывают фирмам обеспечивать раскрытие в отчетности по запасам:
- принципов принятой учетной политики в части оценки запасов, а также формулы оценки их себестоимости;
- общей стоимости всех МПЗ по запасам, а также конкретных разновидностей запасов, которые применяются в организации;
- балансовой стоимости МПЗ, что учитываются по справедливой стоимости, но за вычетом расходов на продажу;
- размера запасов, что признаются расходами в рамках отчетного периода;
- сумм по любым списаниям стоимости МПЗ, которые признаются расходами в рамках отчетного периода;
- сумм по любым восстановлениям списаний, которые признаются в качестве уменьшения размера запасов, что отражены в составе расходов в рамках отчетного периода;
- обязательств или же событий, в результате которых было осуществлено восстановление списания стоимости МПЗ;
- балансовой стоимости МПЗ, что переданы в залог в порядке исполнения фирмой обязательств.
Под справедливой стоимостью в контексте МСФО 2 понимается цена, которая могла бы быть получена фирмой при продаже запаса или уплачена в рамках передачи обязательств в процессе обычной сделки с контрагентом на момент проведения оценки актива.
О том, у кого в РФ есть обязанность по составлению отчетности по МСФО, читайте здесь.
Итоги
Один из главных нормативных актов, в соответствии с которым российские бухгалтеры ведут учет МПЗ, — это ПБУ 05/01. Оно регламентирует порядок оценки запасов при поступлении/выбытии и ведения отчетности по ним. Кроме того, в России введены для применения в управлении МПЗ нормы МСФО.
Информация по прекращаемой деятельности: изменения в ПБУ 16/02
Автор: Данченко С.П., эксперт журнала
13 июня 2019 года Минюст зарегистрировал Приказ Минфина России от 05.04.2019 № 54н[1], который внес изменения в действующее ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». О том, как обновлено данное положение по бухгалтерскому учету и когда новшества будут обязательны к применению, – в нашем материале.
Цель внесения изменений.
Основная цель изменений, внесенных в ПБУ 16/02, – приведение правил раскрытия информации о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности в соответствие МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и деятельность организации прекращена»[2]. При этом внесены как технические правки, так и содержательные.
Применение новшеств
Организации обязаны применять внесенные изменения начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.
При этом хозяйствующий субъект вправе принять решение о применении рассматриваемых новшеств до указанного срока. Такое решение должно быть раскрыто в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, в котором впервые будут применены изменения.
Сфера применения ПБУ 16/02.
Ранее ПБУ 16/02 применялось только коммерческими организациями, а также при составлении сводной бухгалтерской отчетности.
Теперь действие ПБУ 16/02 распространено на некоммерческие организации, за исключением государственных, муниципальных учреждений: они должны применять данный стандарт при раскрытии информации о прекращении использования отдельных активов, которые в соответствии с данным положением считаются долгосрочными активами к продаже.
Одновременно исключена норма о применении ПБУ 16/02 при составлении сводной бухгалтерской отчетности. Соответственно, все нормы, касающиеся сводной бухгалтерской отчетности, утратили силу.
Новый вид актива.
В ПБУ 16/02 введен новый вид актива – долгосрочные активы к продаже.
Что такое долгосрочный актив к продаже?
Под долгосрочным активом к продаже понимаются:
объект основных средств или других внеоборотных активов (за исключением финансовых вложений), использование которого прекращено в связи с принятием решения о его продаже, и имеется подтверждение того, что возобновление использования этого объекта не предполагается. Подтверждением могут быть соответствующее решение, принятое руководством организации, начало действий по подготовке актива к продаже, заключение соглашения о продаже и др.;
предназначенные для продажи материальные ценности, остающиеся от выбытия, в том числе частичного, внеоборотных активов или извлекаемые в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции, за исключением случая, когда такие ценности классифицируются в качестве запасов (признаются материалами, запасными частями или иными видами запасов, предназначенными для дальнейшего использования организацией при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг).
При этом внеоборотные активы, использование которых временно прекращено, не считаются долгосрочными активами к продаже для целей бухгалтерского учета.
Учет и оценка.
Долгосрочные активы к продаже учитываются в составе оборотных активов обособленно от других активов.
Долгосрочный актив к продаже оценивается по балансовой стоимости соответствующего основного средства или другого внеоборотного актива, использование которого прекращено в связи с принятием решения о его продаже, на момент его переклассификации в долгосрочный актив к продаже. Последующая оценка долгосрочных активов к продаже осуществляется в порядке, предусмотренном для оценки запасов.
Под балансовой стоимостью понимается нетто-оценка объекта, то есть стоимость, по которой он отражен в бухгалтерском учете, за вычетом регулирующих величин.
В случае снижения стоимости долгосрочного актива к продаже на конец отчетного периода в бухгалтерском учете создается резерв под снижение стоимости этого актива. Если в конце следующего отчетного периода выявляется дальнейшее снижение стоимости долгосрочного актива к продаже, то сумма резерва увеличивается на соответствующую величину. Если выявляется повышение стоимости этого актива, то сумма резерва уменьшается (Информационное сообщение Минфина России от 09.07.2019 № ИС-учет-19).
В бухгалтерском балансе стоимость долгосрочного актива к продаже отражается за вычетом резерва под снижение стоимости этого актива. Создание, доначисление и уменьшение указанного резерва изменяют расходы (доходы) периода, в котором совершаются эти операции.
Отражение в отчетности.
Стоимость долгосрочных активов к продаже отражается в бухгалтерском балансе в разделе «Оборотные активы» отдельной статьей либо включается в другую статью бухгалтерского баланса, например «Прочие оборотные активы» (Информационное сообщение Минфина России № ИС-учет-19).
Прибыль (убыток), связанная с долгосрочными активами к продаже (в том числе создание и изменение величины резерва под снижение стоимости, результат продажи), отражается в отчете о финансовых результатах отдельной статьей либо включается в другую статью отчета о финансовых результатах, например «Прочие расходы», «Прочие доходы».
Уточнение определения понятия «информация по прекращаемой деятельности»
В связи с введением нового вида актива уточнено определение понятия информации по прекращаемой деятельности. Теперь это информация, раскрывающая часть деятельности организации, которая может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению, а также информация о прекращении использования отдельных активов, если такие активы считаются долгосрочными активами к продаже.
Раскрытие информации по прекращаемой деятельности.
Информация о новом виде актива подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности (ПБУ 16/02 дополнено п. 23).
Организация в бухгалтерской отчетности должна раскрыть следующую информацию о долгосрочных активах к продаже с учетом существенности:
описание долгосрочных активов к продаже;
описание фактов и обстоятельств продажи, включая предполагаемый способ и период продажи;
связанная с долгосрочными активами к продаже прибыль (убыток) и статья отчета о финансовых результатах, в которую эта прибыль (убыток) включена (за исключением случая ее обособленного представления непосредственно в отчете о финансовых результатах);
в случае представления информации по сегментам – отчетный сегмент, к которому относятся показатели, связанные с долгосрочным активом к продаже.
Отметим, что раскрытие информации в пояснениях может оказаться необходимым даже в ситуации, когда данные о долгосрочных активах к продаже признаны несущественными в целях составления бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Замена «резерва» на «оценочное обязательство».
Вследствие признания деятельности прекращаемой у организации, как правило, возникают обязательства, обусловленные требованиями законодательства, условиями договоров либо добровольно принятые на себя организацией перед физическими и юридическими лицами, интересы которых будут затронуты в результате прекращения деятельности.
Для урегулирования подобных обязательств, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, организация ранее образовывала резерв. Теперь она должна признать в установленном порядке оценочное обязательство (п. 8 ПБУ 16/02). Соответственно, все нормы, регулирующие создание и использование резерва, а также раскрытие соответствующей информации, утратили силу.
Этот порядок регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».
Теперь в том случае, если признание деятельности прекращаемой происходит после окончания годового отчетного периода, но до даты подписания годовой бухгалтерской отчетности организации, названная отчетность должна быть уточнена в части раскрытия показателей, предусмотренных п. 11 ПБУ 16/02, за период, охватываемый данной отчетностью. Последствия признания деятельности прекращаемой (признание оценочных обязательств, снижение стоимости активов и убыток от снижения их стоимости) в таком случае отражаются в порядке, предусмотренном для учета событий после отчетной даты. Отсылка на ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» при отражении последствий признания деятельности прекращенной заменена отсылкой на порядок, предусмотренный для учета событий после отчетной даты.
Терминологические уточнения.
В ПБУ 16/02 уточнен ряд терминов, а именно:
термин «операционный или географический сегмент» заменен термином «сегмент»;
термин «пояснительная записка к бухгалтерской отчетности» заменен термином «пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах».
Уточнение отдельных норм ПБУ 16/02.
Кроме рассмотренных выше новшеств, в ПБУ 16/02 внесен ряд точечных уточнений и изменений, а именно:
признана избыточной и, соответственно, исключена норма, согласно которой порядок признания и оценки величины снижения стоимости активов определяется согласно правилам, установленным положениями по бухгалтерскому учету, применяемыми к этим активам (п. 9 ПБУ 16/02);
уточнен порядок определения периода, когда организация обязана раскрывать информацию по прекращаемой деятельности, – начиная с отчетного года, в котором деятельность организации прекращена, до отчетного периода (включительно), когда завершены расчеты, связанные с получением доходов и выполнением обязательств, связанных с прекращением деятельности. Ранее это нужно было сделать до момента, когда программа по прекращению деятельности фактически выполнена (п. 15 ПБУ 16/02);
исключены указания на виды доходов и расходов, включаемых в финансовый результат деятельности организации (прочие доходы, прочие расходы) (п. 14, 17 ПБУ 16/02);
определено, что в случае отмены программы по прекращению деятельности корректировке подлежит стоимость объектов бухгалтерского учета, признанных ранее в соответствии с ПБУ 16/02. До изменений суммы признанных ранее резервов, а также убытков от снижения стоимости активов подлежали восстановлению (п. 20 ПБУ 16/02);
наименования строк отчета о финансовых результатах в приложении к ПБУ 16/02 приведены в соответствие форме этого отчета,
утвержденной Приказом Минфина России от 02.06.2010 № 66н (в действующей редакции).
Минфин в целях приведения правил раскрытия информации о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности в соответствие МСФО внес изменения в действующее ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».
Обязательными к применению рассмотренные новшества будут начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год. Но организация вправе принять решение о применении ПБУ 16/02 в новой редакции и ранее.
Основным содержательным изменением является введение в российский бухгалтерский учет нового вида актива – долгосрочного актива к продаже. Для этих целей расширено понятие информации по прекращаемой деятельности, под которой теперь понимается не только информация о прекращении части (сегмента) деятельности, но и информация о прекращении использования отдельных внеоборотных активов в связи с намерением их продажи.
Кроме того, можно выделить следующие значимые новшества:
скорректирована сфера применения ПБУ 16/02 – действие стандарта распространено на некоммерческие организации, за исключением государственных, муниципальных учреждений, при этом исключена норма о применении ПБУ 16/02 при составлении сводной бухгалтерской отчетности;
теперь вместо резервов организация должна в установленных ПБУ 16/02 случаях признавать оценочное обязательство. Соответственно, все нормы, регулирующие создание и использование резерва, а также раскрытие соответствующей информации, утратили силу;
внесен ряд уточнений и изменений локального характера;
обновления внесены и в приложение к ПБУ 16/02, в том числе в новой редакции представлены примеры раскрытия информации по деятельность организации прекращена в бухгалтерской отчетности организации (актуализированы даты, термины, форма отчета о финансовых результатах приведена в соответствие действующим нормам).
[1] «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2002 г. № 66н».
[2] Введен в действие для применения на территории РФ Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н.
ПБУ 5/01 УЧЕТ МПЗ
Изменения в ПБУ 5/01 «Учет материалов» с 2019 года
ИЗМЕНЕНИЯ В ПБУ 5/01 «УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ»
С 2019 года учитывать запасы придется по- новому
Новый проект стандарта «Запасы» должен заменить действующее ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
Новый порядок учета сильно отличается от ныне действующего.
В состав запасов добавляется незавершенное производство и объекты недвижимости для продажи.
Изменен перечень затрат, которые необходимо включать в стоимость запасов (управленческие расходы не будут учитываться и потребуется смена калькулирования).
В себестоимость нужно включать величину возникшего при приобретении или создании запасов оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов.
В состав запасов добавляется незавершенное производство и объекты недвижимости для продажи. Запасы теперь нужно будет оценивать при признании и после него.
Изменен перечень затрат, которые необходимо включать в стоимость запасов.
Кто не применяет стандарт
Организации госсектора данный стандарт не применяют.
Право не использовать стандарт также распространяется на организации, которые используют УСН.
Условия при этом:
— компания является микропредприятием;
— деятельность организации не предполагает наличие существенных остатков запасов.
Эти организации учитывают затраты, которые должны формировать стоимость запасов, в текущих расходах.
Новый стандарт можно не применять в отношении запасов для управленческих нужд если:
затраты на их приобретение признаются в расходах периода, в котором они были понесены;
— данный факт должен быть раскрыт в бухгалтерской отчетности.
Как перейти на новый стандарт
Указанный порядок следует раскрыть в первой отчетности, составленной с применением стандарта и прописать в учетной политике.
Признаем запасами
Не признаём запасами
-Сырье, топливо, материалы, которые используются при производстве и продаже продукции, товаров, выполнении работ, оказании услуг;
— инструменты, инвентарь, спецодежда, оборудование, тара и другие объекты, используемые при производстве и продаже продукции, товаров, выполнении работ, оказании услуг;
— готовая продукция для продажи;
— товары, приобретенные у других лиц, для перепродажи;
— переданные товары, продукция, в отношении которых компания еще не признала выручку;
— затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий технологического процесса, полуфабрикаты своего производства;
— НМА, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи;
— объекты недвижимого имущества, приобретенные или созданные для продажи
— Сырье, материалы, продукция, которые используются при создании внеоборотных активов;
— финансовые активы (и для перепродажи);
— материальные ценности иных лиц, находящиеся у организации по договорам комиссии, агентирования, хранения, переработки давальческого сырья, транспортировки и др.
Признание запасов
Запасы признаются в момент, когда организация понесла связанные с этими запасами затраты. Здесь должны быть выполнены два условия:
— есть большая вероятность, что понесенные затраты обеспечат компании получение в будущем экономических выгод;
— сумма понесенных затрат или приравниваемая к ней величина может быть определена.
Предоплата не считается затратами
Для признания запаса в качестве актива неважно, есть ли на него право собственности или нет.
Оценка запасов
Оценка запасов предполагает и при поступлении в организацию, так и после признания, что является существенным отличием.
Оценка запасов при их признании
Запасы учитывают по себестоимости (фактические затраты на их приобретение, заготовку, переработку, производство, доставку до места их использования или продажи, приведение в состояние, необходимое для их использования или продажи).
В себестоимость запасов включают:
— суммы, уплаченные или подлежащие к уплате поставщику;
— затраты на уплату невозмещаемых сумм налогов, пошлин и сборов;
— вознаграждения, уплачиваемые за посреднические и иные услуги;
Суммы, уплаченные или подлежащие уплате поставщику, включают в себестоимость запасов с учетом всех скидок, уступок, премий и иных поощрений.
Если компания сама производит запасы, то в себестоимость она включает затраты:
— стоимость сырья и материалов;
— вознаграждения работникам и социальные выплаты;
— оплату услуг третьих лиц;
— амортизацию внеоборотных активов;
— затраты на содержание и обслуживание внеоборотных активов и др.
При производстве нескольких видов продукции (работ, услуг), их необходимо распределять на.
— затраты на заготовку и доставку;
— затраты на их доведение к использованию или продаже;
— расходы на информационные и консультационные услуги;
— величина возникшего оценочного обязательства по демонтажу, утилизации;
— проценты и долговые затраты.
Формирование себестоимости в других случаях
При оплате поставщику не денежными средствами, если нельзя определить стоимость передаваемого имущества (работ, услуг, имущественных прав) себестоимостью приобретаемых запасов признают их стоимость. Если стоимость установить нельзя, то себестоимостью запасов считают балансовую стоимость
Организация н УСН может определять себестоимость запасов исходя из балансовой стоимости.
В себестоимость запасов не включают:
— возмещаемые косвенные налоги (НДС и акцизы);
— затраты при сверхнормативных расходах, потерях;
— затраты при авариях и чрезвычайных ситуаций;
— расходы на хранение запасов, если это не является частью технологии производства или условием закупки;
— расходы на продажу;
— другие затраты, которые не являются необходимыми.
Особенности оценки запасов отдельными лицами
Проект стандарта разрешает УСН учитывать в себестоимости запасов только цену поставщика без учета скидок, уступок, премий и поощрений, предоставляемых компании в связи с приобретением запасов без учета условий отсрочки платежа за поступившие запасы.
При розничной торговли с большим объемом номенклатуры товаров можно устанавливать себестоимость товаров по ценам их продажи.
При это магазины учитывают торговую наценку обособленно от товаров. В этом случае в товары должны показываться за вычетом торговой наценки.
Разница между суммой, включаемой в себестоимость запасов, и суммой фактических затрат корректирует сумму расходов, признаваемых в отчетном периоде, в котором эта разница была выявлена.
Оценка запасов
Их оценивают на отчетную дату по наименьшей из следующего:
— чистая стоимость продажи.
Чистой стоимостью продажи запасов признают предполагаемую цену, по которой компания может продать запасы, за вычетом предполагаемых затрат.
Если при формированная в учете стоимость запасов превышает чистую стоимость их продажи, запасы уценивают до чистой стоимости продаж и уценка признается расходом.
Это возможно при:
- моральном устаревании запасов,
- потере качества,
- снижении рыночной стоимости,
- сужении рынков сбыта запасов и др.
Дооценка уменьшает сумму расходов
Организация на УСН может оценивать запасы на отчетную дату по себестоимости.
Тогда запасы оценивают по стоимости каждой единицы.
Когда списывают запасы
По новым правилам 5/01 запасы списывают при их продаже одновременно с признанием выручки от продажи и балансовую стоимость проданного признают в расходах.
Запасы списывают, если не ожидается поступление экономических выгод от их использования или продажи.
Балансовую стоимость списанного признают в расходах отдельно.
Запасы не списывают:
— при изменении их физической формы на разных стадиях производственного процесса (использование сырья и материалов в производстве, выпуск готовой продукции, др.);
— при передаче запасов покупателям до момента признания выручки.
Раскрытие информации в отчетности
В отчетности отражаем:
— себестоимость и сумму уценки запасов до чистой стоимости продажи на начало и конец отчетного периода по видам запасов;
— себестоимость запасов, которые были признаны за отчетный период по видам запасов;
— балансовую стоимость проданных запасов, признанных в расходах за отчетный период по видам запасов;
— сумму уценки запасов до чистой стоимости продажи за отчетный период;
— сумму дооценки раньше уцененных запасов до чистой стоимости продажи за отчетный период;
— изменение стоимости запасов, учитываемых отдельными организациями;
— ограничения имущественных прав на запасы, находящихся в залоге;
— способ оценки однородных запасов по их видам;
— изменение оценки однородных запасов по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
— авансы по приобретению запасов за вычетом возмещаемых налогов.
Еще по этой теме: