Открытый и закрытый аукцион разница

Содержание

Открытые и закрытые тендеры: процедура проведения, основные различия

Тендер — это конкурс или аукцион, по результатам которого принимается решение о выборе подходящего предложения о предоставлении какой-либо услуги, поставке товара или выполнении определенных работ. На сегодняшний день в российском законодательстве не закреплено понятие «тендер». Вместо него используются такие термины, как «конкурс», «аукцион», реже — «запросов котировок» и «запросов предложений». Но в бизнес-среде термин «тендер» используется активно. Тендеры бывают открытыми и закрытыми. Об их особенностях и отличиях — в этой статье.

Тендеры разделяются на открытые и закрытые в зависимости от состава участников и принципов проведения. Открытые тендеры на практике встречаются гораздо чаще, чем закрытые. При проведении конкурса этого вида информация о нем публикуется в открытом доступе: в печати или Интернете. Подать заявку на участие может любой желающий — поставщик товаров или услуг, нашедший это предложение для себя интересным и выгодным.

Порядок проведения открытого тендера

Открытый конкурс состоит из трех этапов:

  1. Создание конкурсной комиссии и подготовка документации для организации конкурса.
  2. Размещение информации о тендере в открытых источниках, публикация приглашения и конкурсной документации (в ней указываются условия проведения торгов, требования к поставщикам и критерии отбора). Желающие принять участие в конкурсе должны отправить заявку не позднее установленного заказчиком срока. К заявкам участники прилагают описание поставляемого товара или услуги, а также сведения об организации — лицензии, свидетельства и т. д. Заказчик может по желанию провести процедуру предварительной оценки поступивших предложений — выбрать заявки, соответствующие своим требованиям. Если заявку на участие в тендере подаст только один поставщик, то конкурс будет отменен. Отменить торги (или изменить их условия) может и сам заказчик, но не позднее чем за 5 дней до их окончания.
  3. Анализ заказчиком поступивших предложений и объявление результатов. На официальном сайте организации публикуется протокол вскрытия заявок, а затем — документ с результатами конкурса. После чего с победителем заключают контракт (не позднее чем через 20 дней с момента оглашения результатов).

Обратите внимание
Заказчик может несколько менять условия проведения тендера, однако он не может изменить сам предмет торгов, а также он не имеет права увеличить размер обеспечения заявки.

Особенности проведения закрытого тендера

Закрытый конкурс проводится в том случае, если необходимая заказчику услуга или продукция имеется только у ограниченного числа поставщиков или если лишь ограниченное количество поставщиков отвечают требованиям организатора конкурса. Также тендер будет закрытым, если заказ касается нужд безопасности или носит конфиденциальный характер. Если заказчик хочет провести именно такой вид конкурса, то необходимость этого ему придется изложить письменно и отправить запрос на разрешение в органы государственной власти. Соглашение или отказ организатор тендера получит в течение 10-ти дней.

Информация о закрытом тендере не публикуется в свободном доступе. Приглашения участникам рассылаются в личном порядке. Их получат только те организации, которые соответствуют требованиям и имеют все возможности для выполнения необходимого объема работ. Заявки и документацию участники отправляют заказчику почтой или курьером. В электронном виде эта информация не принимается.

Открытые и закрытые аукционы

Аукцион является формой проведения тендерных торгов и отличается от обычного конкурса тем, что заказчик выбирает не наиболее привлекательное предложение, а наиболее выгодную цену, которую исполнитель выдвигает за оказание работ или предоставление товара либо услуги. Аукционы, так же как и конкурсы, бывают открытыми и закрытыми. Принципы открытого аукциона тождественны принципам открытого конкурса. А вот в закрытой форме проведения торгов правила несколько разнятся. Дело в том, что к участию в закрытом аукционе допускаются все желающие. Но участники аукциона не могут видеть предложения друг друга. Каждый потенциальный исполнитель знает только свою собственную цену, которую выдвигает заказчику. Форму закрытого аукциона заказчик выбирает тогда, когда опасается сговора участников.

Участие в тендере является для организаций шансом заявить о себе и достичь новой высоты в развитии своего бизнеса. Однако многие предприниматели отказываются от участия в конкурсах, объясняя это нежеланием тратить время и силы на заполнение документации или нехваткой средств на обеспечение заявки. Для того чтобы избежать подобных сомнений и волнений следует обращаться к профессионалам, которые помогут достичь победы и заключить выгодный контракт. Например, специалисты «Русской инвестиционной микрофинансовой корпорации» могут оказать профессиональную консультационную помощь по вопросам участия в тендерах, а также в сжатые сроки оформить банковскую гарантию, тендерный кредит или заём, необходимые для обеспечения заявки.

Чем отличаются закрытые и открытые торги?

Для правильного описания различий между закрытыми и открытыми торгами, надо в первую очередь разобраться с определением понятия тендер. Его значение в переводе с английского языка разнообразно, однако нас интересует конкретно конкурсная форма отбора подготовленных предложений на поставку продукции, предоставление услуг либо выполнение работ. На закрытые и открытые тендеры делятся по составу участников. Сама процедура организации обоих типов торгов схожа. Основное отличие состоит в способе выбора потенциальных поставщиков.

Заказчики преимущественно применяют открытые тендеры. Информация о запланированной закупке публикуется в ЕИС. Следует отметить, что эти данные находятся в свободном доступе. Плюс ко всему информацию о тендере можно найти прямо на портале (ЭТП), где осуществляются торги. Организация для участия подает заявку на ЭТП. Оформлена она должна быть в строгом соответствии с требованиями тендерной документации.

Для более четкого понимания сути вопроса внимательно рассмотрим процедуру проведения открытых торгов на примере конкурса, поскольку государственные организации на сегодняшний день в большинстве случаев выступают главными и стабильными заказчиками в целом ряде сфер.

Порядок открытых торгов регламентирован. Условно процесс проведения открытых конкурсов можно разделить на четыре основных этапа:

Этап первый. Формируется конкурсная комиссия, затем стартует подготовка документов для проведения конкурса.

Этап второй. В общедоступных источниках официально публикуется приглашение потенциальным исполнителям участвовать в торгах. Плюс ко всему размещается конкурсная документация, в которой содержатся условия проведения конкурса, требования, обязательные для кандидатов, и критерии отбора. Указанная информация распространяется бесплатно.

Участникам необходимо в зафиксированные в документации сроки оформить заявки на участие. К предложениям потенциальные исполнители прилагают дополнительные бумаги, которые описывают особенности и характеристики предлагаемого товара либо услуги, а также представляют дополнительную информацию о компании (свидетельства, лицензии и прочие достижения и преимущества). При желании организатора возможна предварительная классификация, на которой остаются лишь кандидаты с предложениями, соответствующими нормам, указанным в тендерной документации.

В случае подачи лишь одной заявки торг признается таким, который не состоялся. В итоге организатор имеет возможность скорректировать тендерную документацию, после чего объявить конкурс снова либо вообще отказаться от его проведения.

Если организатор принял решение отменить открытые торги либо изменить условия после публикации информации о начале конкурса, то согласно нормам действующего законодательства он имеет право отменить закупку не позднее 5 суток до завершения приема заявок или внести изменения не позднее 2 суток до завершения приема заявок. Срок приема заявок от кандидатов должен повышаться зависимо от размера НМЦК. Смена лота, повышение обеспечения и прочие подобные изменения строго запрещены. Этап третий. После истечения срока приёма заявок они вскрываются. Все кандидаты, которые принимают участие в открытых торгах, могут лично присутствовать во время этой процедуры. Протокол вскрытия заявок должен публиковаться на оф.сайте организации в день совершения данной процедуры.

Читайте также:  Оплата госпошлины в госуслугах картой сбербанка

Этап четвертый. Анализ предложений кандидатов, направленный на определение победителя. После его выполнения в открытых источниках размещается протокол итогов торгов. После десятого, но не позднее двадцатого дня с момента публикации результатов с победителем должен оформляться контракт.

Кроме конкурсов существуют открытые аукционы, которые проводятся по аналогичному принципу.

В торгах данного типа отбор кандидатов достаточно серьезно отличается от описанного выше способа. Для использования закрытой формы тендера у заказчиков могут быть различные мотивы:

— для выполнения заявленной работы либо поставки нужного товара исполнителю надо обязательно обладать соответствующим квалификационным уровнем или ресурсами. При этом такие возможности объективно имеет ограниченное число потенциальных исполнителей;

— обеспечение товаром имеет гриф секретности либо закупается для соблюдения требований безопасности.

Тендерная документация и прочие данные в закрытых торгах обладают конфиденциальностью. При этом объявление о закрытом тендере не находится в открытом доступе. Данное сообщение отправляется в индивидуальном порядке конкретным организациям, которые реально могут справиться с поставленной задачей и имеют шансы выиграть в тендере. Это и является основным отличием от открытых торгов. В других аспектах всё почти идентично.

При организации закрытых торгов заказчику принципиально важно обосновать выбор конкретно этого типа закупок. Организатор обязан предоставить органам госвласти доказательственную базу в необходимом объеме. Затем в течение десяти рабочих дней дается соглашение на организацию торгов либо оформляется отказ. Только после этого кандидатам рассылаются приглашения участвовать в закрытом тендере. Потенциальные исполнители обязательно должны соответствовать требованиям части первой статьи №31 44-ФЗ, а также обладать достаточными ресурсами для реализации полного объёма предлагаемых организатором работ, услуг либо поставок.

Документацию и заявки на закрытые торги надо передавать исключительно на бумажных носителях. Применять электронный формат для отправки документов нельзя. Кроме этого запрещается распространять и публиковать данные о закрытых торгах в каких-либо открытых источниках. Стоит добавить, что для сохранения полной конфиденциальности в процессе заседания конкурсной комиссии запрещена видео- и фотосъемка.

Безусловно, государственные органы поддерживают в первую очередь проведение открытых тендеров. Подобный способ закупки значительно уменьшает риск коррупции, а также возможного сговора участников и заказчиков. Вся информация об организуемом торге, стадиях выполнения и определении победителя открыто публикуются в ЕИС. Но даже открытые торги не выступают панацеей и нередко в них тоже имеют место мошеннические и другие противоправные действия.

Вы сами имеете возможность определить «достоинства» и «недостатки» закрытых и открытых торгов с учетом профиля Вашего бизнеса, его индивидуальных особенностей, принятой стратегии развития и множества прочих подобных факторов. В итоге на основе полученной информации определить подходящий для себя способ организации тендера не составит труда!

Как проводится закрытый аукцион по 44-ФЗ: особенности и сроки

Закрытый формат аукциона наиболее часто используется Заказчиками для приобретения товаров, услуг или работ, имеющих какое-либо отношение к государственной тайне. В этой статье речь пойдет о том, что собой представляет закрытый аукцион по 44-ФЗ, и в чем его особенности.

Что это такое: Определение и особенности

Закрытый аукцион – это способ определения поставщика, исполнителя или подрядчика, при котором победителем аукциона становится участник, предложивший наиболее выгодные условия контракта.

Используется такой формат для осуществления закупок:

  • товаров, имеющих отношение к государственной тайне;
  • услуг, связанных с транспортировкой, охраной и страхованием различных ценностей, имеющих какое-либо культурное значение;
  • услуг по уборке помещений и услуг водителей для обеспечения деятельности судебных приставов и судей.

Документация о закрытом аукционе не подлежит размещению в ЕИС и иных средствах массовой информации. Кроме того, при проведении закрытого аукциона использование электронных документов, а также проведение аудио- и видеозаписи запрещено.

Важно: Доступ к аукционной документации и участию в закрытом аукционе предоставляется только участникам, имеющим доступ к государственной тайне и соответствующим требованиям Заказчика.

Чем закрытый аукцион по 44-ФЗ отличается от открытого в электронной форме?

Кто присутствует на процедуре проведения закрытого аукциона?

На процедуре проведения аукциона в закрытой форме помимо Заказчика присутствуют:

  • члены аукционной комиссии;
  • участники закрытого аукциона или их официальные представители.

Особенности и порядок проведения

Последовательность действий Заказчика при проведении закрытого аукциона выглядит следующим образом:

  • согласование процедуры проведения аукциона с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • предварительная подготовка к проведению аукциона (организация предстоящий закупки, формирование комиссии, определение ее порядка работы, создание и утверждение положений о комиссии);
  • подготовка комплекта документов (утверждение аукционной документации);
  • направление приглашений или публикация извещений;
  • предоставление документов о закрытом аукционе (по требованию любого участника аукциона Заказчик обязан предоставить необходимую документацию в письменной форме);
  • направление данных в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (сведения о перечне лиц, получивших документацию об аукционе);
  • прием и регистрация поступивших заявок;
  • вскрытие конвертов и рассмотрение поступивших заявок;
  • направление уведомлений о принятых решениях участникам закупки и копии протокола в ФАС;
  • проведение закрытого аукциона посредством снижения начальной цены, указанной в документации (победителем признается участник, предложивший самую низкую стоимость контракта);
  • направление копии итогового протокола в ФАС;
  • подписание контракта с победившим участником.

Действия участника закрытой закупки в таком случае будут заключаться в:

  • поиске информации о проводимом аукционе;
  • направлении запроса Заказчику о предоставлении аукционных документов;
  • подготовке заявки на участие в закрытом аукционе;
  • подаче заявки;
  • непосредственном участии в аукционе;
  • направлении Заказчику запроса о даче разъяснений итогов аукциона;
  • заключении контракта (в случае победы в конкурсе).

Сроки проведения закрытого аукциона

Законодательством РФ для проведения закрытого аукциона определенны следующие временные рамки:

Этап Сроки Ссылка на 44-ФЗ
Публикация извещения об аукционе Не менее 30 дней до официальной даты вскрытия конвертов Часть 4 статья 86
Подача запроса на получение аукционной документации С момента публикации извещения в ЕИС Часть 4 статья 86
Направление аукционной документации участнику В течение трех дней с момента получения запроса Часть 4 статья 86
Направление приглашения потенциальным участникам аукциона Не позже чем за 10 дней до официальной даты вскрытия конвертов Часть 5 статья 86
Направление перечня лиц, получивших аукционную документацию, в ФАС РФ Не позже чем за 5 дней до официальной даты вскрытия конвертов Часть 7 статья 86
Обеспечение возможности ознакомления с документацией всем участникам аукциона В течение двух дней со дня получения соответствующего запроса Часть 3 статья 87
Направление запроса о даче разъяснений в отношении аукционной документации Не позже чем за 3 дня до последнего дня приема заявок Часть 4 статья 87
Направление разъяснений положений аукционной документации В течение двух дней со дня получения соответствующего запроса Часть 5 статья 87
Внесение изменений в аукционную документацию Не позже чем за 5 дней до последнего дня срока подачи заявок Часть 7 статья 87
Направление изменений документации всем участникам аукциона В течение двух дней со дня принятия решения Часть 7 статья 87
Прекращение приема заявок В официальный день вскрытия конвертов Часть 6 статья 88
Выдача расписки в получении заявки По запросу участника Часть 7 статья 88
Возврат заявок, полученных после окончания срока приема заявок В день их получения Часть 8 статья 88
Отзыв поданной заявки В любое время до момента начала рассмотрения заявок Часть 9 статья 88
Рассмотрение заявок на участие Не более 10 дней с последнего дня приема заявок Часть 2 статья 89
Направление копии протокола о рассмотрении заявок в федеральный уполномоченный орган До конца рабочего дня, следующего за днем утверждения протокола Часть 5 статья 89
Направление уведомлений о принятых решениях участникам аукциона До конца рабочего дня, следующего за днем утверждения протокола Часть 6 статья 89
Возврат денежного обеспечения заявки участнику, не допущенному к дальнейшему участию В течение 5 рабочих дней с момента подписания протокола Часть 7 статья 89
Передача протокола и контракта победителю аукциона В течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола Часть 8 статья 90
Направление копии итогового протокола в федеральный уполномоченный орган До конца рабочего дня, следующего за датой утверждения протокола Часть 9 статья 90
Направление запроса о разъяснении итогов конкурса После утверждения протокола Часть 10 статья 90
Предоставление разъяснений итогов аукциона В течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса Часть 10 статья 90
Возврат денежного обеспечения участникам, не одержавшим победу В течение 5 рабочих дней со дня утверждения протокола Часть 11 статья 90
Заключение контракта Не раньше чем через 10 дней со дня утверждения протокола Часть 2 статья 91
Возврат денежного обеспечения заявки победителю аукциона В течение 5 рабочих дней со дня подписания контракта Часть 6 статья 91
Читайте также:  Как заполнять почтовое уведомление о вручении

Документация

Согласно действующему Федеральному закону №44-ФЗ в аукционной документации определения поставщика закрытым способом должны содержаться сведения о:

  • названии и описании объекта закупки, а также об условиях контракта, включая обоснование начальной цены;
  • требованиях к составу и содержанию заявок;
  • дате и времени окончания срока подачи заявок;
  • размере и порядке предоставления денежного обеспечения заявок, включая требования к банковской гарантии;
  • форме контракта, размере обеспечения и требованиях к обеспечению контракта;
  • возможности изменений условия контракта;
  • валюте, используемой для формирования стоимости контракта и проведения расчетов;
  • порядке применения курса валюты;
  • дате, времени и месте вскрытия конвертов, а также дате рассмотрения заявок;
  • размере «шага аукциона»;
  • месте, дате и времени проведении аукциона;
  • преимуществах, предоставляемых Заказчиком;
  • возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

Важно: К аукционной документации в обязательном порядке прикладывается проект контракта.

Заявка на участие

Для участия в закрытом аукционе потенциальному участнику следует подать соответствующую заявку в установленный срок и по форме, определенной аукционной документацией. Согласно действующему законодательству, участник вправе отправлять в отношении каждого объекта планируемой закупки только одну заявку.

В соответствии с частью 2 статьи 88 Закона №44-ФЗ, в заявке на участие должны присутствовать:

  • информация и документы об участнике:
    • наименование, место расположения, почтовый адрес (для юридического лица)/ ФИО, паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
    • справка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП не старше полугода;
    • документ, удостоверяющий полномочия руководителя или иного лица, подписавшего заявку;
    • копии учредительной документации (для юридического лица);
    • решение о совершении или одобрении крупной сделки или его копия.
  • предложения участника аукциона в отношении объекта планируемой закупки;
  • документация, подтверждающая соответствие участника установленным требованиям;
  • документация, подтверждающая наличие денежного обеспечения заявки;
  • документация, подтверждающая право участника на получение преимуществ.

Внимание: Требовать от участников предоставления документации, отсутствующей в данном перечне, Заказчик не вправе.

Извещение

Согласно Федеральному законодательству в рамках 44-ФЗ Заказчик не всегда обязан размещать извещение о проведении закрытого определения поставщика в ЕИС, так как в отдельных случаях допускается отправка приглашения потенциальным участникам.

Соответственно, приглашение потенциальным участникам отсылается, если речь идет о:

  • закупке товаров, услуг или работ для обеспечения федеральных нужд;
  • закупке услуг по транспортировке, страхованию и охране «музейных ценностей»;
  • закупке услуг водителей или услуг по уборке помещений для обеспечения нужд судебных приставов и судей.

Когда закрытый аукцион может быть признан несостоявшимся?

Согласно 44-ФЗ закрытый аукцион может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:

  • на участие в настоящем аукционе была подана лишь одна заявка (часть 10, статья 88);
  • на участие в настоящем аукционе не было подано ни одной заявки (часть 10, статья 88);
  • аукционная комиссия отклонила заявки всех участников аукциона (часть 8 статья 89);
  • аукционная комиссия приняла заявку только одного участника закупки (часть 8 статья 89);
  • участник закупки, сделавший предпоследнее предложение, отказался от заключения контракта (часть 3 статья 91).

Таким образом, закрытый формат аукциона идеальный способ определить будущего поставщика, подрядчика или исполнителя для осуществления закупок, имеющих отношение к государственной тайне, который позволяет открывать всю необходимую информацию только ограниченному кругу лиц.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Закрытые и открытые торги — в чем разница

Для того, чтобы корректно описать различия в классификации тендеров по таким направлениям, как закрытые и открытые, необходимо дать определение самому понятию тендер .

Значение данного термина в переводе с английского весьма разнообразно, но в данном контексте нас интересует именно конкурсная форма отбора предложений на поставку товара, оказание услуг или выполнения каких-либо работ.

На закрытые и открытые — торги подразделяются по составу участников. Процесс проведения тех и других закупок мало чем отличается, а разница заключается именно в методе выбора участников.

Открытые торги

В основном заказчики используют открытые тендеры, поэтому они более распространены. Данные о планируемой закупке размещаются в ЕИС в свободном доступе. Также, информация находится непосредственно на электронной площадке, на которой проходит этот торг.

Компания, желающая принять участие, подает заявку на электронную площадку, оформленную согласно требованиям тендерной документации.

Рассмотрим, как проходят открытые торги на примере участия в конкурсе. Это целесообразно, потому что государственные организации сейчас являются основными и постоянными заказчиками во многих отраслях. Порядок проведения открытых торгов строго регламентирован.

Этапы проведения открытых конкурсов:

1 этап — создаётся конкурсная комиссия, после чего начинается подготовка документации для организации конкурса.

2 этап — в общедоступных источниках размещается извещение о проведении закупки, наряду с этим публикуется конкурсная документация. В ней указываются условия проведения тендеров, требования, которые должны выполнить поставщики для участия, а также критерии отбора. Эти данные общедоступны и бесплатны.

Потенциальные поставщики должны не позднее указанного в документах срока оставить заявки на участие. Также, к своим предложениям участники прилагают дополнительные документы, описывающие характеристики поставляемого товара или услуги, а также информацию об организации (свидетельства, лицензии и т.д.).

При желании заказчика, может быть проведена дополнительная предварительная классификация. На ней выделяются только те поставщики, предложения которых соответствуют требованиям, указанным в тендерной документации.

Если была подана всего одна заявка на участие в открытом конкурсе, то он признается не состоявшимся и у заказчика есть выбор: изменить тендерную документацию и объявить закупку заново или не проводить повторный конкурс вовсе.

Если заказчик по каким-то причинам решил отменить или внести некоторые изменения в условия после объявления о начале конкурса, то по закону он может это сделать не позднее 5 дней до окончания приема заявок. При этом, срок приема заявок должен быть увеличен так, чтобы до окончания осталось не менее 10 дней.

Другие изменения, такие как смена лота или увеличение обеспечения — строго запрещены.

3 этап – рассмотрение первых частей заявок. Срок рассмотрения не может превышать 5 рабочих дней, а при НМЦ контракта не превышающей 1 млн. руб. срок рассмотрения должен быть 1 рабочий день с даты окончания подачи заявок.

Срок рассмотрения вторых частей не превышает 3 рабочих дня, а при НМЦ не превышающей 1 млн. руб. 1 рабочий день.

4 этап – анализ предложений поставщиков и выявление победителя. В срок не позднее следующего рабочего дня, после размещения протокола рассмотрения вторых частей, размещается итоговый протокол. Не ранее 10-ого и не позднее 20-ого дня с этого момента с победителем должен быть заключён контракт.

Помимо конкурса, бывают открытыми и аукционы. Они проводятся по похожему принципу.

Закрытые тендеры

В закрытых тендерах отбор участников весьма отличается от ранее описанного метода. Для выбора данного вида торгов у заказчиков есть причины:

Читайте также:  Косгу налог на прибыль 2018 года для юридических лиц

чтобы выполнять заявленную работу или поставлять необходимый товар нужно иметь квалификацию и этими ресурсами обладает малое количество поставщиков;

обеспечение товаром носит секретный характер или закупается для безопасности.

Тендерная документация и вся остальная информация является конфиденциальной, объявление о проведении закрытого торга распространяется не в открытом доступе, а высылается индивидуально определенным компаниям. В этом и есть главное различие между открытыми и закрытыми аукционами, в остальном все аналогично в порядке их проведения, за некоторыми исключениями.

Подготовка заявки на открытые и закрытые торги

от 1 рабочего дня с оплатой за результат

При проведении закрытого аукциона или конкурса обязательным условием является обоснование именного такого вида закупок. Заказчик должен предоставить достаточно доказательств органам государственной власти. После этого, в течение 10 рабочих дней должно быть получено соглашение на проведение тендера.

Лишь после этого потенциальным поставщикам рассылаются приглашения к участию в закрытом торге.

Право участия предоставляется только тем организациям, которые соответствуют условиям ч.1 ст.31 44-ФЗ и имеют достаточно возможностей, чтобы осуществить весь объём предлагаемых заказчиком работ, услуг или поставок.

Все документы, а также сами заявки на закрытый аукцион, необходимо передавать в бумажном виде, использовать электронный формат для пересылки документации строго запрещено. Нельзя распространять и публиковать информацию о закрытом тендере в открытых источниках. Для сохранения конфиденциальности на заседании конкурсной комиссии так же запрещается видео- и фотосъемка.

Естественно, государственные органы выступают за проведение и участие открытых торгов и аукционов. Такой метод закупки минимизирует риск коррупции и сговора участников. Все данные о проводимом торге, этапах проведения и определении поставщика находятся в открытом доступе в ЕИС. Однако даже этот вид закупок не является панацеей от данного недуга общества.

Вы можете самостоятельно выявить «плюсы» и «минусы» тех и других разновидностей закупок, учитывая профиль вашей компании, её особенности, стратегию развития и многое другое. И на основе полученных данных определить какой из методов проведения тендера для вас наиболее оптимален.

© ООО МКК «РусТендер»

Разновидности торгов по банкротству. Характеристики открытых, закрытых торгов и прямых продаж

Все имущество компании-должника должно быть продано на торгах, если в отношении юрлица ввели этап конкурсного производства, и компания официально получила статус банкрота. Вырученные на торгах средства направляются на покрытие финансовых обязательств должника.

Разновидности торгов

Торги по банкротству – это процесс по реализации имущества должника, который происходит в открытой и закрытой формах. К процессу торгов компания-должник переходит не сразу, а только при принятии решения арбитражным судом о введении в отношении него этапа конкурсного производства. Этот факт означает, что суд официально признал невозможность восстановления платежеспособности юрлица и полагает, что погасить требования кредиторов можно только за счет продажи всей собственности компании.

Конкурсное производство, на котором проходят торги по банкротству, является последним этапом процедуры банкротства, и по его результатам компания ликвидируется.

На этапе конкурсного производства все управленческие функции переходят к назначенному конкурсному управляющему. Именно он должен сформировать детальный перечень активов и имущества должника, оценить их и выставить на торги.

В перечне активов, которые подлежат реализации в ходе торгов, обычно представлена недвижимость, автотранспорт, участки земли, бытовая техника, производственное оборудование и пр.

За счет проданного имущества появляется возможность полностью или частично погасить требования кредиторов.

Все торговые процедуры, применяемые в деле о банкротстве, условно можно разделить на следующие разновидности:

  1. Открытые.
  2. Закрытые.
  3. Прямые (неторговая продажа).

При проведении каждой из указанных разновидностей торгов нужно учитывать некоторые особенности.

Открытые торги: аукцион и конкурс

Открытые торги при банкротстве предполагают, что сведения о них становятся доступными для всех торговых площадок, и участвовать в них вправе любое заинтересованное лицо.

Большинство тендеров проводится указанным способом. Наиболее распространенными формами открытых торгов являются аукцион и конкурс. Алгоритм участия в аукционе предельно прост:

  1. Лицо регистрируется на площадке, на которой проводятся торги.
  2. В ходе торгов лицо должно делать свои ставки. Ставки повышаются на шаг, указанный в закупочной документации.
  3. Победителем признают того участника, который смог предложить максимальную цену.

Открытый конкурс – другая форма торгов, которая на практике применяется реже аукциона. Связано это с тем, что через конкурс реализуются особые типы объектов, и организовать такую форму торгов сложнее, а сами участники реже соглашаются на участие в конкурсе. Через конкурс продаются объекты следующего типа:

  • объекты культурного наследия;
  • объекты социальной сферы (муниципальная и государственная собственности и пр.);
  • градообразующие предприятия, права требования к третьим лицам;
  • предприятия, как имущественные комплексы, которые специализируются на выполнении оборонных заказов;
  • предприятия-монополисты (например, электроснабжающие предприятия).

Для объектов социального значения должны выдвигаться дополнительные требования:

  1. Необходимость предварительного одобрения от администрации перед перепродажей собственности.
  2. Целевое назначение использования собственности.
  3. Объект должен продолжать работать и оказывать населению весь спектр обязательных услуг, для которых он был предназначен (например, снабжать население теплом или электричеством).

При продаже имущества в форме аукциона или конкурса предполагается прохождение одинаковых этапов:

  1. Первичные торги. На первичных торгах имущество выставляется по рыночной стоимости, которая была определена управляющим с одобрения кредиторов. Обычно эта цена на 15-20% меньше, чем рыночная. На каждом шаге аукциона предполагается повышение цены в среднем на 5-7%. На каждую ставку отводится, как правило, 30 минут.
  2. Если первичные торги не привели к продаже, то назначаются повторные – со сниженной на 10% первоначальной ценой.
  3. Если покупателя найти не удалось, то организуется продажа в виде публичного предложения.

Закрытые и их разновидности: аукцион, конкурс, публичное предложение

Существует три основные разновидности торгов в закрытой форме. Это аукцион, конкурс и публичное предложение.

Закрытые торги проводятся в том же порядке и по тем же правилам, что и открытые, но с одни важным нюансом: в них вправе принять участие ограниченный спектр участников. В числе участников могут быть только те физические или юридические лица, которых пригласил организатор.

Способ предложения цены может быть открытым и закрытым.

На электронных площадках при объявлении публичного предложения должен быть опубликован график управляющего с указанием на то, какой может быть минимальная стоимость. Обычно минимальная цена составляет вплоть до 50% от начальной цены.

Прямые продажи

Управляющий в деле о банкротстве наделен правом прямой купли-продажи имущества банкрота. При этом продажа происходит без объявления торгов и конкурентной борьбы. Данный способ законный и прописан в п. 5 ст. 139 127-ФЗ о банкротстве. Но для того чтобы у управляющего возникло законное право на заключение прямого договора купли-продажи, необходимо соблюдение двух условий, которые содержатся в ст. 139 127-ФЗ:

  1. Балансовая стоимость имущества банкрота не превышает 100 тыс. р.
  2. На собрании кредиторов было принято решение поддержать заключение прямых договоров купли-продажи.

Порядок продажи имущества должника прямым способом, минуя торги, предполагает прохождение таких этапов:

  1. Управляющий занимается инвентаризацией имущества и его оценкой с привлечением стороннего эксперта или самостоятельно на основе бухгалтерской документации.
  2. Управляющий разрабатывает порядок продажи имущества должника и выносит его на утверждение собранием кредиторов.
  3. Если те утверждают предложенный порядок, то управляющий вправе продавать имущество не дороже 100 тыс. р. на торгах.

Таким образом, для продажи имущества должника применяются открытые и закрытые формы торгов. В открытых закупках в формате аукциона или конкурса могут принять участие все заинтересованные лица, тогда как в закрытых торгах участвуют только приглашенные участники. Также после получения согласия кредиторов на собрании управляющий вправе реализовать имущество дешевле 100 тыс. р. во внеторговой форме.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]