Нужно ли на электросамокат права
Содержание
- 1 Нужно ли на электросамокат права
- 1.1 Нужны ли права на электросамокат в России?
- 1.2 Нужны ли права на самокат с мотором мощнее 250W?
- 1.3 Электросамокат: какие штрафы могут быть выставлены за езду без прав?
- 1.4 Права на электросамокат: мифы и ЧаВо
- 1.5 Нужны ли права на электросамокат
- 1.6 Нужны ли права на электросамокат в России
- 1.7 Нужны ли права на электросамокат и где их получить?
- 1.8 На какие модели нужно водительское удостоверение?
- 1.9 ПДД для этой категории транспорта
- 1.10 Где можно получить права?
- 1.11 Со скольких лет выдают?
- 1.12 Нужны права на электросамокат или нет?
- 1.13 Нужны ли права на электросамокат: что говорит закон?
- 1.14 На какие электросамокаты требуются права?
- 1.15 Что нужно, чтобы получить права?
- 1.16 Какие штрафы есть за езду на электросамокате?
- 1.17 Что дальше?
- 1.18 Заключение
Нужны ли права на электросамокат в России?
Нужны ли права на электросамокат? Вопрос, на самом деле, отнюдь не праздный, поскольку в 2013-м году появилась новая категория транспорта, требующего прав: «М». В неё входят мопеды, скутеры и лёгкие квадрициклы.
Интересно, что категория эта была введена 5-го ноября 2013-го, но правила выдачи новых водительских удостоверений утвердили только спустя год: в начале ноября 2014-го. Соответственно, и жёстко спрашивать права на мопед сотрудники ГИБДД начали только осенью 14-го года.
Вроде бы, про электросамокат в описании категории «М» ничего не говорится, но… Давайте посмотрим на определение мопеда из законодательства:
«Мопед – это двух- либо трёхколёсное механическое средство передвижения с максимальной скоростью не более 50 км/ч, оснащённое двигателем внутреннего сгорания объёмом не более 50 см3 или электрическим двигателем с мощностью от 250W до 4000W. Квадрициклы с техническими характеристиками, попадающими в эти пределы, также относятся к категории мопедов».
Отсюда прямо следует первый факт, который нужно знать:
Не нужны права на электросамокат и электровелосипед с мотором мощностью до 250W. Такие транспортные средства приравниваются к обычным велосипедам и самокатам.
Нужны ли права на самокат с мотором мощнее 250W?
Электросамокаты в среднем имеют менее мощный мотор, чем электровелосипеды, зато они больше напоминают мопед по внешнему виду. Что делать, если у Вас, например, 500-ваттный электросамокат?
Мнение сотрудника ГИБДД по этому поводу выглядит следующим образом:
«Да, согласно законодательству, электрический самокат с двигателем 250W и более относится уже к категории мопедов и скутеров (постановление №221 от 22 марта 2014), для управления им нужны права категории М. Тем не менее, в стране до сих пор нет достаточного количества автошкол, обучающих на эту категорию, площадок и педагогов. Соответственно, не во всех регионах в принципе можно получить такого рода права.
Также есть вероятность, что с внесением в ПДД новых поправок велосипеды, самокаты – и их моторизованные версии – могут быть вообще исключены из раздела транспортные средства. Есть определённые противоречия между их использованием и таким их статусом.
И, наконец, всё ещё нет чётких инструкций и правил: каким образом сотрудник ГИБДД должен классифицировать остановленный им электрический самокат? Как определить мощность мотора, если 250W от 500W внешне не отличается? Всё это затрудняет исполнение закона».
Добавим, что даже до 2013-го года – пока права были нужны только на мопеды с объёмом мотора больше 50 см3 – никто водителей скутеров не останавливал и не проверял: сотрудники ГИБДД просто этим не занимались. А ведь на дорогах было множество мопедов с двигателями объёмом даже 150 см3.
И, наконец, определить мощность электрического самоката – и, соответственно, выяснить, нужны ли на него права – представляется очень затруднительным. У большинства таких транспортных средств максимальная скорость ограничена отметкой 25 км/ч, а для этого вполне достаточно маломощного мотора.
ВАЖНО: Мы ни в коем случае не призываем Вас нарушать закон и правила дорожного движения! Думайте о своей безопасности и обязательно соблюдайте ПДД!
Электросамокат: какие штрафы могут быть выставлены за езду без прав?
Если Вы будете задержаны сотрудником ГИБДД при управлении электросамокатом с мотором 250W и более, к Вам будет применена административная ответственность. Это:
Штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей;
Отстранение от управления транспортным средством с доставкой последнего на штрафную стоянку. Забрать его оттуда сможет только гражданин, обладающий водительским удостоверением.
Кстати, для управления электросамокатом не обязательно иметь права именно категории «М»: подойдут любые права более высоких категорий. К примеру, «В» — обычные права, позволяющие управлять автомобилем – вполне сгодятся.
Права на электросамокат: мифы и ЧаВо
У самоката электрический мотор, поэтому права не нужны!
Это было актуально до весны 2014-го, пока в законодательстве не закрепили чёткое определение мопеда или скутера, упомянув про электрические двигатели. Более того, даже тогда сотрудники ГИБДД могли настаивать на предъявлении прав, ссылаясь на простой прецедент: для управления электромобилем нужны те же права, что и для вождения машины с двигателем внутреннего сгорания.
Можно ли ездить на самокате без прав, не выезжая на проезжую часть?
Действительно: пока Вы не выехали на дорогу общего пользования, Вы не являетесь участником дорожного движения и можете осуществлять движение без водительского удостоверения. Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем не садиться за руль мощного электросамоката без прав, во избежание неприятных неожиданностей и конфликтов с сотрудниками ГИБДД.
Нужны ли права на электросамокат
Что такое электросамокат?
Электросамокат это обычный с виду самокат, но на котором установлен электромотор. На нём не надо отталкиваться ногой, а нужно просто стоять на платформе и жать на газ или тормоз. В последнее время такие стали массово появляться на наших улицах и дорогах, поэтому важно разобраться, какие для них действуют правила. И особенно это важно потому, что появились скоростные модели, на которых можно разогнаться до 100 километров в час.
У нас человек на любом самокате приравнивается к пешеходу. То есть, с точки зрения Российского ПДД, водитель электросамоката, который разгоняется свыше 100 километров в час – это просто быстро бегущий человек, и требования к нему такие же, как и к обычному пешеходу:
- Ему не нужно водительское удостоверение.
- Ему не обязательно надевать шлем.
- Ему не запрещается кататься пьяным.
Ездить по середине дороги самокатчику, конечно, запрещено, потому что пешеходам нельзя находится на дороге среди машин. Но максимум, что ему грозит за это – штраф от 500 до 1500 рублей. Если водитель машины собьет такого самокатчика, то будет отвечать также, как и за наезд на обычного пешехода, даже если человек на самокате нарушил и не уступил дорогу. Так что на данный момент недобросовестные самокатчики могут практически безнаказанно гонять по тротуарам и дорогам, создавая опасность для себя и окружающих.
Какие бывают электросамокаты?
Электросамокаты бывают разными. Есть детские модели, которые разгоняются до 12-15 километров в час. Есть модели средней мощности, они как раз являются самыми распространёнными. Разгоняются они до 25-30 километров в час и стоят от 15 до 50 тысяч рублей. Но есть и очень мощные модели. К примеру, Dualtron X, который стоит около 300 тысяч рублей и может разгоняться до 100 километров в час. В обзорах на YouTube его называют не иначе, как Царь – самокат.
Проблема в том, что с точки зрения ПДД детский электросамокат и царь-самокат считаются одним и тем же. Человек на обоих этих самокатах приравнивается к пешеходу, даже если он едет со скоростью 100 км/ч.
Всё ли так однозначно?
Только что мы разобрались в том, что люди на электросамокатах – это пешеходы. С практической точки зрения это так, но с юридической тут есть некоторые нюансы. Сейчас мы рассмотрим эти нюансы, и узнаем, почему несмотря на эти нюансы, электросамокаты всё-таки приравниваются к пешеходам.
Противоречие в правилах. Если смотреть только на текст правил, то царь-самокат подходит и под определение мотоцикла, и под определение пешехода. Вырезка из ПДД, раздел 1, определение мотоцикла: «Мотоцикл – двухколёсное механическое транспортное средство, скорость которого превышает 50 километров в час». У Царь- самоката два колеса и максимальная скорость – 100 километров в час. Получается, он подходит под это определение. Но вот определение пешехода из ПДД, раздела 1: «Пешеход, лицо, передвигающееся на самокатах и иных аналогичных средствах». Про мощность и скорость самокатов нет никаких уточнений. А из этого следует, что человек на любом самокате является пешеходом, в том числе и на Царь – самокате.
Получается, что по ПДД Царь – самокат считается одновременно и мотоциклом, и пешеходом. И непонятно, что с этим делать. Ведь если Царь – самокат мотоцикл, то его нужно регистрировать в ГИБДД, получать государственный номер и водительское удостоверение категории А. А если Царь – самокат – это пешеход, то ничего этого делать не нужно. То есть сейчас у нас два определения ПДД, которые прямо противоречат друг другу. Но ведь это абсурд, и закон не должен противоречить сам себе. Но имеем то, что имеем. И на данный момент ситуация такая. А причина этого в том, что законодатели не успевают за техническим прогрессом. Когда создатели писали правила ПДД для пешеходов, они не знали, что появятся самокаты, на которых можно разогнаться до 100 километров в час. И когда они писали, что люди на самокатах приравниваются к пешеходам, они имели ввиду обычные самокаты, на которых нужно отталкиваться ногой, те самокаты, которые дети используют в качестве игрушек.
Приравнять детей на таких самокатах к пешеходам было логично, поэтому раньше это определение было корректным, но технический прогресс идёт вперёд, появились электросамокаты. Они стали попадать под два определения сразу. Царь-самокат одновременно считается и мотоциклом, и пешеходом. Самокат средней мощности одновременно мопедом и пешеходом, а маломощный электросамокат – велосипедом и пешеходом. Так что сейчас из текста ПДД не понятно, кем считать электросамокатчиков. Поэтому, давайте обратимся за разъяснениями к руководству ГИБДД. Депутат государственной думы Васильев сделал запрос об официальном статусе электросамокатов, и временно исполняющий обязанности главного государственного инспектора И. Бугаев ему ответил, что лица, использующие электросамокаты, приравниваются к пешеходам. Другой запрос уже отправляли на имя начальника ГИБДД М. Черникова, и там ответили, что водительское удостоверение для электросамокатов не требуется, из чего следует, что они приравниваются к пешеходам.
Все эти ответы сформулированы достаточно обтекаемо и расплывчато. Но общий смысл понятен – все электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколёса, и аналогичные средства приравниваются к пешеходам. Пользоваться законом напрямую невозможно, поэтому приходится пользоваться ответами ГИБДД.
Так что сейчас человек на любом электросамокате является пешеходом, и требования к нему такие же, как к обычному пешеходу. Ему не нужно водительское удостоверение, он не обязан надевать шлем и ему не запрещается кататься пьяным. А если вы его собьёте, то отвечать будете также, как и за наезд на обычного пешехода, даже если он вам не уступил или неправильно повернул. Будьте осторожны, если не хотите отправиться в колонию.
Когда это исправят?
Проблема с ПДД для электросамокатов известна. Последние два года по ней высказываются депутаты, собираются круглые столы, федеральные каналы делают репортажи. Так что, наверняка, в ближайшее время в ПДД внесут изменения, и электросамокаты получат более определённый статус. Но какой именно – пока не ясно, поэтому давайте рассмотрим возможные варианты.
Сейчас для электросамокатов в ПДД потенциально есть четыре категории.
Давайте подробнее рассмотрим правила для каждой категории, и подумаем, какая из них наиболее подходит для электросамокатов.
Самая серьёзная категория – это мотоциклы.
Мотоциклами считается вся двухколёсная техника, на которых максимальная скорость составляет более 50 километров в час и объём двигателя более 50 куб. см. Мотоциклы – это серьезная техника. Практически все правила для мотоциклов такие же, как и для водителей автомобилей.
Мотоциклистам нужно водительское удостоверение категории А. Им можно ездить только по дорогам. По тротуарам и велодорожкам ездить нельзя. Мотоцикл нужно регистрировать в ГИБДД, получать гос. Номер и покупать ОСАГО. Обязательным является ношение шлема, а за езду в пьяном виде лишают прав на полтора года.
Мотоцикл — это опасное развлечение для взрослых и грамотных людей. Поэтому, закон предъявляет мотоциклистам такие же строгие требования, как и к автомобилистам.
В противовес к мотоциклам есть другая категория – велосипеды.
Помимо обычных велосипедов, сюда также попадают электровелосипеды с моторами до 250 ватт и максимальной скоростью до 25 километров в час.
Велосипедисты уже считаются водителями транспортного средства и обязаны соблюдать правила. Но спрос с них гораздо меньше, чем с мотоциклистов – закон не требует получать права, надевать шлем, а в некоторых случаях разрешает ездить по тротуарам. Но зато у них есть ограничения на трассе – им нельзя поворачивать налево на многополосных дорогах. Вместо этого им нужно пользоваться пешеходным переходом. Кататься на велосипеде пьяным формально запрещено, но за этим никто не следит, а если поймают, то светит всего лишь небольшой штраф в 1500 рублей. Лишить автомобильных прав за пьяную езду на велосипеде не могут.
Между велосипедами и мотоциклами есть промежуточная категория, которая называется мопеды. Самым типичным представителем этой категории будет являться обычный скутер – табуретка. Двигатель у мопеда не должен превышать 50 куб. см, а у электрической версии мощность электромотора должна быть от 250 ватт до 4 киловатт. Также у мопеда максимальная скорость должна быть не более 50 километров в час. До 2013 года на мопед не нужно было водительское удостоверение, и в целом закон был снисходительнее, чем сейчас. Взрослые моги легко пьяными доехать до магазина не боясь, что их лишат прав. А подростки гоняли по дорогам, часто без шлема и знаний ПДД. Но в 2013 году правила для мопедов ужесточили и ввели категорию М, которую можно получить с 16 лет. Но также можно иметь любую другую категорию, в том числе и Б. За езду без прав могут дать штраф от 5 до 15 тысяч рублей. Если нарушитель несовершеннолетний, то платить будут родители. Водители мопеда обязаны одевать шлем. Езда в нетрезвом виде строго запрещена. Если вас поймают в пьяном виде, то лишат прав на всё, в том числе и на автомобиль. Требования к водителям мопедов строже, чем к велосипедистам, но не такие строгие, как к мотоциклистам. Мопеды не нужно регистрировать в ПДД, им не нужны номера и ОСАГО. Но им запрещено поворачивать налево на многополосных дорогах. Им также нужно переходить по пешеходным переходам.
И вот теперь, когда мы разобрались, какие есть категории, можно подумать, в какую из них определить электросамокаты. Получилась вот такая таблица.
Сейчас вся двухколёсная техника попадает под одну из четырёх категорий. Чем опаснее и мощнее техника, тем в более старшую категорию она попадает. Электросамокаты сейчас приравниваются к пешеходам, и на них можно ездить без прав, без шлема и пьяным. Очевидно, так быть не должно, и к пешеходам не должны приравниваться все без исключения электросамокаты. Но исправить эту проблему можно по-разному. Кто-то предлагает приравнять электросамокаты к велосипедам. Кто-то предлагает сделать новую, отдельную категорию и сделать для них свои правила. Но электросамокаты бывают разными, поэтому не нужно рассматривать их как одно целое. Категории у нас в правилах вполне нормальные, и электросамокаты можно разбить по всем четырем. К примеру, к пешеходам приравнивать только самокаты без мотора. Если есть мотор, то в зависимости от скорости и мощности электросамоката приравнивать его к велосипеду, мопеду или мотоциклу и предъявлять к водителям соответствующие требования.
Но пока что это всё фантазии, и разбивка по категориям не введена, и на скоростных электросамокатах может ездить кто угодно, включая детей без прав. Наше правительство и депутаты уже два года ведут разговоры о том, что пора бы всё упорядочить.
Нужны ли права на электросамокат в России
В последние годы стремительно растет количество обладателей новыми видами электрических транспортных средств. Постепенно в нашу жизнь вошли скутеры, квадроциклы, электровелосипеды и другие гаджеты. Вот и самокаты из детского вида развлечений превратились в вид транспорта. Оснащенный двигателем, работающим на электричестве, он становится все более популярным у взрослого населения. Количество желающих прокатиться с ветерком на высокой скорости увеличивается. До тех пор, пока их владельцы не выезжали на проезжую часть, и пока скорость их передвижения не была высока, особых проблем не возникало. С приобретением индивидуальных электрических транспортных средств с более мощным двигателем, способных развивать значительную скорость перемещения (свыше 70 км/ч), у населения появилась возможность преодолевать на них большие расстояния, что повлекло за собой использование электросамоката на дорогах, предназначенным для передвижения автотранспорта.
Желание использовать весь потенциал, заложенный в электросамокат, буквально выталкивает его обладателей на проезжую часть. Это вызывает множество трудностей, поскольку не все электросамокаты оснащены требуемыми для безопасного передвижения по дорогам техническими средствами (такими, как фары, поворотники и т.п.) Водители автомобилей, движущиеся рядом с электросамокатом, не могут определить, будет ли он ехать прямо или повернет, и в какую сторону.
Поскольку эта категория водителей транспортных средств (далее ТС) стала все чаще появляться на дорогах, возникла необходимость решить эту проблему. На сегодняшний день по Российскому законодательству, согласно второму пункту первой части ПДД, транспортное средство приравнивается к мопеду, если он имеет определенный объем двигателя, а именно, до 50 кубов, что дает возможность этому ТС развить скорость до 50 километров в час. Очевидно, что электросамокат, ставший популярным у Российского населения позже внесения этого пункта в ПДД, подпадает под эту разновидность ТС. Поэтому их водители, вероятно, должны придерживаться правил, установленных для мопедов.
Для того чтобы окончательно понять, нужны ли права на электросамокат, надо определиться, к какому виду участников дорожного движения относится его обладатель. Согласно действующим на территории России ПДД, граждане, передвигающиеся на самокатах, могут быть отнесены к пешеходам. Владельцы электросамоката могут облегченно вздохнуть. Но следует учесть, что самокат и электросамокат являются разными видами транспорта. Электросамокат относится к категории индивидуальных механических транспортных средств. Соответственно, управляющий им человек является водителем этого ТС, и на него должны распространяться правила для водителя. В таком случае, он не имеет права передвигаться по дороге без водительских прав на электросамокат. Но, если водитель электросамоката не выезжает на проезжую часть, то он считается пешеходам.
Так все же, нужны ли права на электросамокат?
Согласно последним, внесенным в законодательство изменениям, человек, управляющий механическим транспортным средством обязан иметь при себе права категории «М», если мощность двигателя этого ТС выше 250 Вт. Эта дополнительная категория прав была введена именно по причине появления на дорогах новых видов транспортных средств, ранее не оговоренных данными правилами. Это может быть мопед, электровелосипед, электросамокат и другой вид ТС с соответствующими характеристиками двигателя и развиваемой максимальной скоростью (которые могут еще появиться в недалеком будущем на Российских дорогах). За нарушение этого закона водителю ТС, в том числе и электросамоката, грозит штраф, изъятие и отгон ТС на штрафстоянку.
Сложность выявления нарушителей этого пункта закона заключается в том, что инспекторы ГИБДД на сегодняшний день не имеют инструкций и способов определения мощности электродвигателя. Тем не менее, правило существует и оно требует наличия водительских прав при управлении электросамокатом.
Права на самокат можно получить после соответствующего обучения на категорию «М» в автошколе. При этом может возникнуть некоторая трудность, поскольку многие автошколы с неохотой набирают группы для обучения на эту категорию вождения. Тем не менее, в крупных мегаполисах можно найти подходящую автошколу. Сложнее приходится жителям малых городов. Как правило, там находится мало обладателей этих электронных новшеств. И автошколам не выгодно тратить время на 1-2 учеников. Но желание получить права на вождение по категории «М» все же осуществимо. Можно пройти обучение на категорию выше, например «А». Тогда вы получаете право на вождение ТС низшей категории «М». Соответственно, если водитель уже имеет права на вождение более высокой категории (А, В, С), то он автоматически получает право на вождение электросамокатом и новых прав ему получать не надо.
Резюмируем. Если мощность электродвигателя самоката не превышает 250 Вт, то человек, управляющий им, считается пешеходом с правом передвигаться по тротуару, если это не мешает другим пешеходам. Права для вождения в таком случае не нужны. При передвижении по дорогам он должен придерживаться соответствующих правил: должен ехать по обочине дороги, либо ближе к правому краю дорожного полотна, но никак не по его центру между другими транспортными средствами.
Если же вы являетесь счастливым обладателем электросамоката, мощность двигателя которого выше 250 Вт, что позволяет развивать скорость 50 км/ч и выше, вы автоматически приравниваетесь к водителю механического транспортного средства, тем более, если выезжаете на проезжую часть. Становясь полноправным участником дорожного движения, лицо, управляющее электросамокатом должно получить и иметь при себе права на вождение электрического транспорта категории «М».
Нужны ли права на электросамокат и где их получить?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Городской мобильный транспорт с электромотором кажется идеальным воплощением мечты — он экологичен, удобен и полностью автономен. Можно перемещаться, не обращая внимания на дорожные пробки и расписание, а заодно приятно проводить время. Но на практике обладание электросамокатом налагает на его владельца не только права, но и обязанности. И одна из них напрямую касается соблюдения ПДД, которые хоть и не выделяют этот вид транспорта в отдельную категорию, все же распространяются на любые моторные средства передвижения. Нужны ли права на электросамокат? Где, и как можно ездить на маломощном личном транспорте с экологичным мотором? На какие электрические самокаты нужны документы, чем грозит их отсутствие?
Все эти вопросы вызывают большой интерес у любителей активного отдыха. Чтобы ответить на них, стоит подробнее изучить: как и где выдают права на электросамокаты с мотором мощностью больше 250 Вт.
На какие модели нужно водительское удостоверение?
Выбирая модель электрического самоката райдерам теперь нужно уделять внимание не только дизайну средства передвижения или известности бренда. Придется еще учесть и мощность двигателя, и скоростные характеристики приобретаемого девайса. Связано это с тем, что на электросамокаты с мотором мощностью не больше 250 Вт с 2014 года продолжают распространяться те же правила, что и для пешеходов. В эту категорию относят все детские, и большую часть подростковых моделей, развивающих скорость не больше 25 км/ч.
Управлять любыми электросамокатами, характеристики которых выходят за рамки 250 Вт мощности, без водительского удостоверения категории M, A1, B запрещено. Соответственно, нет никакого смысла выбирать мощный девайс для подростка младше 16 лет. Он просто не сможет кататься на купленной технике, пока не пройдет обучение в автошколе. Какие электросамокаты попадают под требования закона? Любой популярный вариант такой техники с указанной в паспорте мощностью 300, 350, 500 Ватт и более. Исключения не предусматриваются. Стоит учесть и другой момент: развиваемую скорость.
Если предел мощности электросамоката составляет около 2000 Вт, то скоростные ограничения (а они тоже прописаны в ПДД) могут сыграть злую шутку с владельцем моторного транспорта.
Техника, разгоняющаяся от 50 до 100 км/ч, приравнивается к легким мотоциклам, управлять ею без прав тоже нельзя. Но если для обычного электросамоката будет достаточно категории M или B, для скоростного понадобится обязательное наличие пометки A1 в правах.
ПДД для этой категории транспорта
Действующие в России ПДД в редакции 2014 года достаточно четко определяют понятие транспортных средств, для управления которыми необходимы водительские права. Все моторные транспортные средства с бензиновыми или электрическими двигателями объемом не более 50 м3, и 1,2,3 колесами относятся к категории M. Сюда сегодня входят мопеды, сигвеи, гироскутеры, электрические самокаты, для управления которыми с 2014 года требуется прохождение курса обучения, и сдача экзаменов в ГИБДД.
Стоит учитывать и диапазон мощности — для категории M на электротранспорт она устанавливается в диапазоне 250-4000 Вт. Ставить на учет в ГИБДД такой транспорт не требуется. Если электросамокат окажется более мощным или его скоростные характеристики превысят 50 км/ч, управлять транспортным средством можно только при наличии категории прав A1, соответствующей легким мотоциклам. Отсутствие установленного законодательством водительского удостоверения или категории в нем влечет за собой, при выявлении правонарушения инспектором ГИБДД:
- наложение штрафных санкций в виде материального взыскания в размере до 15 000 рублей;
- изъятие транспортного средства с помещением на штрафстоянку.
При выезде на электрическом самокате мощностью более 250 Вт на тротуары и пешеходные дорожки с включенным двигателем водитель, даже при наличии прав на управление транспортом, будет оштрафован. Взыскание составит 500-2000 рублей. Для электросамокатов, перемещающихся по дорогам общего пользования, установлены требования по перемещению только в крайнем правом ряде, с разрешением перестраиваться влево только при повороте. На технике мощностью менее 250 Вт разрешено передвигаться только там, где это позволено велосипедам и безмоторным транспортным средствам. Выезд на них на проезжую часть строго воспрещен.
Где можно получить права?
Для получения водительских прав категории M для управления электросамокатом будущему участнику дорожного движения придется пройти обучение по управлению мопедом. Осуществляется оно аккредитованными автошколами и состоит из 72-105 часов теории и 18 часов практического перемещения по полигону, где условия приближены к реальной обстановке на дороге. Без этого обязательного этапа сегодня получить документ будет невозможно.
С 2014 года экзамен могут принимать и сами автошколы, при наличии у них необходимого технического обеспечения. Если его нет, сдавать придется в территориальном отделении ГИБДД.
Для получения водительского удостоверения категории M при наличии прав A1 или B не требуется прилагать дополнительные усилия. Оно засчитывается автоматически, с таким документом можно ездить на электросамокате по проезжей части. Если приобретается транспортное средство с объемом двигателя более 50 м3, развивающее скорость свыше 50 км/ч, оно попадает под категорию легких мотоциклов. Категории M будет недостаточно, придется снова проходить обучение и получать права с пометкой A1.
Не получится стать обладателем водительского удостоверения категории M людям, поставленным на учет в ПНД или наркологическом диспансере. Существуют и ограничения по остроте зрения. В любом случае в обязательном порядке придется получать и предоставлять в автоинспекцию справку из поликлиники о состоянии здоровья по установленной форме.
Со скольких лет выдают?
Получить право управления транспортными средствами с мотором мощностью более 250 Вт и скоростными характеристиками до 50 км/ч можно по достижению 16 лет. Водитель должен пройти обучение в автошколе перед тем, как впервые выехать на улицы или дороги в черте города и загородные трассы.
Для управления техникой мощностью до 250 Вт, приравненной к велосипедам и безмоторным транспортным средствам, права не понадобятся, но самому райдеру для катания по пешеходным и велодорожкам, тротуарам и жилым зонам в одиночестве должно исполниться 14 лет. До этого времени он должен находиться под контролем родителей.
Важно отметить, что возрастной ценз в 16 лет установлен не только для категории M. Все электросамокаты со скоростными характеристиками свыше 50 км/ч и объемом двигателя более 50 см3 приравниваются к легким мотоциклам.
Это означает, что получать права придется в категории A1, и в ней тоже предусмотрена возможность получения прав на управление техникой по достижению 16-летнего возраста.
О том, нужны ли права на электросамокат, смотрите далее.
Нужны права на электросамокат или нет?
Нужны ли права на электросамокат: что говорит закон?
Данный вопрос является актуальным для растущей армии поклонников всего экотранспорта. Связано это, прежде всего, с тем, что с 2013 года в РФ была введена новая категория транспорта, в которую вошли скутеры, мопеды, квадроциклы. Это так называемая категория «М».
Логично теперь обратиться к разъяснениям того, каким техническим требованиям должны соответствовать данные транспортные средства. И здесь в законе четко указано, что например мопед может передвигаться с максимальной скоростью в 50 км/ч и иметь мощность двигателя от 250 до 4000 Вт.
Следовательно, ГИБДД требует наличия прав управления транспортными средствами, которые способны двигаться быстрее 50 км/ч и обладают мощностью двигателя более 250Вт. Если ваш электросамокат не дотягивает до этих характеристик, то он приравнивается к обычному самокату или велосипеду.
На какие электросамокаты требуются права?
Отвечая на этот вопрос, поднимем историю взаимоотношений водителей электрогаджетов и ГИБДД. Инспекция, получив в 2014 году закон для водителей категории «М», фактически не занималась владельцами экотранспорта – проблемы не существовало ввиду малой популярности гаджетов у населения. Вопрос приобрел актуальность в 2017-2018 годах, когда на улицах мегаполисов стали появляться райдеры на всевозможных гаджетах, оценить мощность мотора которых с ходу не представлялось возможным. При этом многие устройства способны двигаться со скоростью выше 50 км/ч.
Официальный ответ начальника ГИБДД России был опубликован в «Коммерсанте» осенью 2018-го и теперь мы твердо знаем, как закон смотрит на владельцев электросамокатов в преддверии сезона 2019. Чиновник заявил, что «для передвижения на электросамокатах, сигвеях, гироскутерах, моноколесах не нужно получать водительское удостоверение», т.к. их технические данные не соответствуют требованиям категории «М». То есть такие райдеры приравниваются к пешеходам.
Если же ваш гаджет мощнее 250 Вт, вы приравниваетесь к водителю транспортного средства и должны соблюдать правила, которые относятся к категории «М». В этом случае, вы обязаны получить права, обучившись в автошколе.
Что нужно, чтобы получить права?
Чтобы получить права на вождение электрического самоката мощностью от 0,25 кВт, вам потребуется соблюдение нескольких требований:
- Возраст 16 лет и выше,
- Прохождение медицинской комиссии (наличие справки),
- Обучение и сдача экзамена в автошколе,
- Сдача теоретического и практического экзаменов в ГИБДД.
Актуальной проблемой сегодня является минимальная заинтересованность автошкол в обучении водителей категории «М». Для большинства из них это экономически невыгодно, поэтому сложилась ситуация, когда проще обучиться сразу на несколько категорий, например «А» и «В», и автоматически получить «в подарок» категорию «М».
Какие штрафы есть за езду на электросамокате?
Если ваш гаджет обладает мощностью более 250 Вт и вы задержаны сотрудником ГИБДД без прав, то вам грозит административная ответственность:
- штраф на сумму 5-15 тысяч рублей,
- отстранение от управления вашим транспортным средством.
Кстати, ваш гаджет подлежит доставке на штрафстоянку, забрать с которой его сможет только обладающий правом управления гражданин.
Что дальше?
Споры о необходимости регулирования использования электрогаджетов с каждым годом набирают все большую силу. Связано это с тем, что популярность экотранспорта растет, а законодательство и городская инфраструктура попросту не успевает за желанием людей использовать удобные в городской среде средства передвижения. Самые острые обсуждения по поводу опасности электротранспорта возникают после случаев ДТП, которые, как правило, происходят с участием пешеходов. Травмы в этих ситуациях бывают достаточно серьезными, зачастую участники вызывают ГИБДД для разбирательств. Инспекторам обычно не остается только «развести руками», если технические характеристики гаджета не соответствуют требованиям категории «М» — происшествие считается произошедшим между пешеходами.
Тем не менее, необходимость разделения потоков пешеходов и растущего количества любителей электротранспорта уже активно напрашивается, особенно в больших городах. Региональные депутаты выдвигают инициативы по специальной регистрации владельцев электротранспорта, чтобы начать регулировать эту сферу.
Заключение
Отвечая на вопрос «Нужны ли права на электрический самокат?», есть однозначный ответ в правилах дорожного движения: они нужны, если гаджет обладает мощностью свыше 250 Вт. Если же вам электросамокат мощнее, то придется сначала пройти обучение в автошколе, затем сдать на права в ГИБДД. Помните, что управление мощным гаджетом без прав может привести к серьезному штрафу.