Может ли христианин жениться на мусульманке

Содержание

Может ли мусульманин жениться на христианке

Можно ли мусульманину жениться на христианке или представительнице другой религиозной конфессии, иудейке. Такие вопросы достаточно часто возникают в мусульманском сообществе, как и вопросы о том, можно ли совершить в такой ситуации никах (nikah) — религиозное бракосочетание, если не менять религии, и возможен ли никах между мусульманином и христианкой.

Ответ

Жениться на христиане мусульманин имеет право, также как и на иудейке, поскольку в Священной Книге Коран сказано: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар) , желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (сура Аль-Маида (Трапеза), 5-й аят), где под теми, кому «Писание было даровано до вас», подразумеваются иудейки и христианки.

По исламскому каноническому законодательству разрешены брачные союзы между целомудренными женщинами иудейками и христианками и мусульманами, и это было разрешено и во времена пророческой миссии Пророка Мухаммада ﷺ, и в современном исламском мире. В наши дни многие мужчины мусульмане женятся на христианках и иудейках.

Воспитание детей

Межконфессиональные браки становятся причиной того, что происходит смешение культур, порождая проблемы в вопросах воспитания детей. В браке, где мужчина — мусульманин, а женщина – христианка, детей обязательно следует воспитывать в исламской вере, и межконфессиональная семья не всегда справляется с такой задачей, пытаясь воспитать детей в духе Ислама и привить им исламское мировоззрение.

Демографическая проблема

В мусульманском обществе увеличивающееся количество межконфессиональных браков парней мусульман с девушками христианками порождает также и проблемы демографического характера: чем больше мусульманских мужчин женится на женщинах христианках, тем меньше остается шансов у женщин мусульманок найти себе мужа. В таких случаях женщинам мусульманкам, отчаявшимся в попытках найти супруга единоверца, приходится искать себе супруга среди представителей других религиозных конфессий, но канонически в Исламе это запрещено.

Исламские ученые, в ряду которых немало авторитетных богословов, являющихся представителями всех четырех мазхабов, в большинстве своем считают, что браки между мусульманами и женщинами Писания скорее нежелательны по вышеуказанным причинам, также праведный халиф Умар, который был правителем правоверных, призывал, чтобы мусульмане развелись со своими женами иудейками и женами христианками, дабы это не приобрело популярность в мусульманской общине. Его призыву не последовал только Хузейфа, а остальные сразу же развелись, но и Хузейфа развелся через некоторое время со своей женой, что стало демонстрацией того, что нет прямого запрета на брак между мусульманином и иудейкой или христианкой, но и ослушаться веления халифа также нельзя.

Такой приказ Умар дал не без основания. Поскольку канонически мусульманину можно жениться на христианке, многие мусульмане так и поступают, но после свадьбы не проявляют стремления к тому, чтобы приобщить своих супруг к Исламу, к укреплению их мусульманской добродетели. Возможно также предположить, что запрет женитьбы на христианках и иудейках был связан с тем, что во времена расширения Халифата в постоянных войнах погибало много мужчин мусульман, тем самым увеличивалось количество незамужних женщин: вдов и девственниц мусульманок, которым становилось сложнее выйти замуж.

Опасности женитьбы в не исламских странах

Есть ученые, которые высказывают мнение о том, что межконфессиональные браки в неисламском государстве являются харамом – к такому мнению склоняются преимущественно ученые-теологи, представители ханафитского мазхаба. Такое мнение обусловлено тем, что мусульмане в таких странах представляют меньшинство, и в этих условиях личный религиозный статус верующего может остаться неурегулированным. Речь идет о том, что мусульманин должен иметь право на то, чтобы жить в соответствие с канонами исламской религии, свободно отправлять свои религиозные нужды, совершать обязательную пятикратную молитву, а также всю свою жизнь регулировать в соответствие с шариатом, особенно касательно вопросов брака и семьи, воспитания детей, вопросах наследования имущества. Есть ряд государств, в которых имеют место антиисламские националистические настроения, широко пропагандируемые в СМИ. Такие настроения способны породить нежелание у супруги мусульманина, которая является представительницей другой религиозной конфессии, воспитывать общих с мужем-мусульманином детей в исламской традиции, а воспитывать в традициях той религии, представительницей которой она является, чтобы ребенок рос христианином. Поскольку такое положение вещей категорически не соответствует нормам шариата и может повлечь за собой ослабление национально-культурных исламских основ семьи, духовно-религиозных устоев, которые предполагают, что женщина должна в браке быть воспитательницей детей и хранительницей домашнего очага.

Смысл брака на христианке

При рассмотрении вопроса о том, может ли мусульманин жениться на христианке, следует обратить внимание на то, что Всевышний в эту дозволенность заложил определенную мудрость и пользу: мусульманин, который встал на путь истины, получает возможность с помощью брака приложить усилия и помочь своим ближним услышать слово Всевышнего и выполнять заповеди Аллаха на практике, в своей повседневной жизни. Даже в мусульманской семье это не всегда может увенчаться успехом, поскольку воспитание детей в вере и уважении, любви и покорности к Аллаху – дело кропотливое и ответственное. А если семья межконфессиональная, то задача становится вдвойне сложной для осуществления.

Мусульманин, который хочет жениться на христианке или иудейке, плененный ее красотой, должен после свадьбы предпринять все усилия для того, чтобы ею были поняты и приняты исламские ценности, а если он не будет делать этого, то он подвергает угрозе свое благополучие и благополучие своих детей в земном и небесном мире.

Нельзя упускать из внимания и то, что такие браки, хоть канонически и разрешены, должны предполагать сохранение статуса мужа в этой семье согласно канонам исламской религии, а также то, что супруге в таком браке желательно принять исламское вероучение, а дети должны воспитываться в духе религиозности и мусульманской морали, которые предписывают заповеди Сунны и Священной Книги Коран. Такие семьи в своей повседневной жизни должны придерживаться предписаний шариата и веры в Единого Бога Аллаха.

Возможно вам будет интересно почитать, что значит христианке выйти замуж за мусульманина.

Условия бракосочетания

Мусульманин перед тем, как жениться, обязательно должен заручиться поддержкой своих родителей в том, чтобы решиться на брак с христианкой, поскольку очень часто родители будущего мужа могут выступать против такой женитьбы. Если в семье сложится такая ситуация, то мужчина мусульманин не пойдет против мнения своих родителей.

Если заключается брак между мусульманином и христианкой, то венчаться молодожёны не должны – в таких случаях достаточно, если они зарегистрируют свой брак в ЗАГСе и совершат ритуал в соответствие с мусульманскими традициями.

Многие женщины христианки не готовы к смене вероубеждения, когда собираются выйти замуж. В религии Ислам нет принуждения, но если сердце жены подскажет ей, что принять религию своего мужа через год или через несколько лет будет правильным, то ей необходимо последовать велению сердца. Если же этого не произойдет, то в знак уважения к своему мужу и его вере ей необходимо организовать быт семьи и ее духовную жизнь в соответствие с тем, какие требования выдвигает для этого Ислам.

Согласно фетве некоторых из ученых о дозволенности совершения никаха между мусульманином и женщиной Писания, для того, чтобы жениться мусульманину на христианке, существует несколько условий:

  • У женщины, которая является христианкой или иудейкой, предки должны быть исконными христианами или иудеями, то есть дозволено мусульманину жениться на христианке, если предки ее приняли свою веру после искажения, но до того, как эта религия была отменена ниспосланием следующего пророка.
  • Если же предки женщины приняли Христианство после того, как ниспосланием следующего пророка религия была отменена, или нет возможности установить, что предки женщины приняли религию до искажения или после, то жениться на такой женщине запрещается.

По словам ас-Субки, если женщина утверждает, что предки ее приняли религию до искажения, то ее слова могут стать единственным доказательством этого, и их следует принимать на веру.

По фетве, мусульманину порицается брать в жены женщину христианку или иудейку, если в этот период люди Писания с мусульманами находятся в состоянии войны, но он может взять в жены женщину из людей Писания, если мусульманин не может найти себе жену среди мусульманок. Никах с христианкой может быть даже желательным, если существует надежда на то, что эта женщина может принять Ислам. Такой случай был с одним из сподвижников Пророка ﷺ Усмана ибн Аффана: он женился на женщине Писания, а после этого его жена приняла Ислам и отличалась особенной набожностью. В этом и отмечал Имам аль-Каффаль мудрость дозволенности браков для мусульманина с христианской женщиной или иудейкой, ведь от женщины скорее следует ожидать, что она склонится к религии своего мужа, нежели к религии своих родителей.

Читайте также:  Зарплата учителей в башкирии в 2018 году свежие новости

Брак мусульманки с представителем иной религии (христианином, иудеем)

Помогите мне найти подтверждение в Священном Коране или Сунне на запрет женитьбы между мусульманкой и иноверцем?

Прямого запрета на то, чтобы выходить замуж за христианина или иудея, в Коране нет, но косвенных аргументов предостаточно. Например:

«Не выдавайте замуж [мусульманок] за язычников, пока те [язычники] не уверуют» (см. Св. Коран, 2:221).

Одним из главных доводов в пользу недопустимости брака мусульманки с немусульманином является то, что по природе взаимоотношений главным в семье является муж. Жена следует или старается следовать ему во всем. Если муж немусульманин, то жене-мусульманке постепенно придется отказываться от своих религиозных устоев, ценностей. В воспитании детей акценты проставляет также именно муж.

В канонической недопустимости такого брака все мусульманские ученые единодушны[1]

Само собой разумеется, что лучше выбрать в мужья мусульманина, так как муж — глава семьи, со всеми вытекающими последствиями. Но я знаю человека, который является христианином (при этом у меня есть некоторая доля уверенности в том, что Всевышний для него не триедин, а именно един). Кроме того, существующая альтернатива в виде этнического мусульманина меня ужасает. Я готова признать, что желаю этому мусульманину только добра, но не смогу с ним жить (ведь семья создается с учетом характера и темперамента). Я надеюсь на милость Аллаха, Который, если пожелает, откроет ему (христианину) сердце для истины (с моими ежедневными ду‘а-молитвами).

Итак, 1) имеет ли смысл выбрать в мужья нелюбимого человека только потому, что он мусульманин? 2) Насколько верно будет предоставить детям самостоятельно определиться с выбором веры в разумном возрасте (всячески прививая любовь к Исламу с детства)?

1. Наиболее вероятно, что нет, не имеет.

2. Ваша обязанность — воспитывать их в духе Ислама, то есть морали и нравственности, набожности и религиозности. Если приложите для их праведного воспитания все необходимые усилия, создадите условия, то за результативность вы не в ответе. В этом полагайтесь на Творца, сделав все, что от вас зависит.

Полезно напомнить достоверный хадис: «Каждый младенец появляется на свет с естественной верой [в Бога, заложенной в него изначально], и это до того момента, пока он не начнет излагать (выражать) свои мысли языком (самостоятельно). Родители же воспитывают его в духе или иудейской традиции, или христианской, или языческой [то есть родительское воспитание вносит значительный вклад в формирование религиозных устоев и норм, правил и принципов нового человека]»[2]

Я этническая мусульманка. Кое-чего придерживаюсь: держу пост, не употребляю спиртное, свинину. Очень хочу совершать намаз. Но я живу у родственников, и они мне не разрешают, боятся, что это как-то может помешать в жизни, что я очень себя ограничу. Сейчас встречаюсь с молодым человеком. У него мама христианка, а папа мусульманин. Юноша очень хороший, порядочный, не желает никому зла, верит во Всевышнего, но из религиозных предписаний не выполняет ничего. Не знаю, к кому его отнести. У нас вроде дело идет к свадьбе. Большой ли я совершу грех, выйдя за него замуж? Надеюсь, что в ходе совместной жизни я повлияю на него. Зара.

Положившись на Всевышнего, прислушайтесь к велению сердца и разума. Известный достоверный хадис гласит: «Спроси свое [здоровое, привыкшее к правильным намерениям и поступкам] сердце. Даже если люди дадут тебе заключение (совет)»[3].

Ничего не усложняйте. До свадьбы мягко, но откровенно обсудите с ним все волнующие вопросы относительно будущей семейной жизни.

Если он хорошо воспитан, не пьет, не прелюбодействует и имеет минимум набожности, то это уже значительный плюс. Ознакомьте его с мусульманскими постулатами веры и религиозной практики[4]. Если он согласится с ними, проговорив свидетельство Единобожия, тогда канонических препятствий для заключения брака нет.

Я запуталась в своих чувствах. Встречалась с немусульманином на протяжении трех лет. Он хороший человек, без вредных привычек. Делаю ду‘а, чтобы он принял Ислам, начал читать намаз, но он всегда откладывает, находит этому причины. Несколько месяцев назад я познакомилась с другим парнем, мусульманином. Мы встречались в течение нескольких месяцев, понравились друг другу, и он предложил мне стать его женой. Я ответила ему, чтобы он ждал, пока я закончу институт. Настоящая же причина в том, что я не могу так поступить с моим первым парнем, оставить его, тогда как он мне стал как родной человек, всегда опекал меня. Моя мама, узнав о предложении выйти замуж, сказала, что я его не знаю и что за несколько месяцев невозможно узнать человека, а потому она против. Милана, 21 год.

Думаю, вам необходимо остановить свой выбор именно на мусульманине, не этом, так другом, и желательно, чтобы он был вашей национальности. Прислушайтесь к общему мнению родителей, прежде познакомив их с вашим новым молодым человеком и предварительно познакомившись с его родителями.

Я и мой будущий муж разных религий: он — христианин, я — мусульманка. С небольшим, но все же трудом я его уговорила прочитать никях. Но он в свою очередь попросил меня пойти в церковь и обвенчаться. Я не знаю, допускается ли такое или нет? Будет ли это считаться «принятием другой религии»? Дайте, пожалуйста, совет.

Я мусульманка, мой будущий муж православный. А, как известно, на свадьбу надо ехать в мечеть или в церковь. Как быть? И в кого будут верить наши дети?

Вам следует знать, что брак мусульманки с представителем другой религии недопустим, кроме как в случае принятия мужем Ислама, а это подразумевает, как минимум, согласие с основами веры и проговаривание формулы Единобожия[5].

Можно ли выходить замуж за христианина, не меняя при этом свою веру? Он не хочет принимать мусульманскую веру, а я не хочу принимать его.

Канонически мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.

Подскажите, что делать, если девушка-мусульманка живет с немусульманином? Родители насчет этого в курсе, а человек этот парень очень хороший, но я знаю, что все равно это грех (если не удастся уговорить его стать мусульманином). Надия, 22 года.

Изучите вместе с ним мою книгу «Мир души». Если это получится, значит между вами есть некое глубокое взаимопонимание. Останется изучить основы веры и религиозной практики, доходчиво описанные в моей книге «Мусульманское право 1–2». Но учтите, что нет принуждения в религии.

Я христианин, моя любимая избранница — мусульманка. Принять другую веру я, думаю, не смогу, да и родители не поймут. К тому же я верю, что Бог у всех все равно один, неважно, какой путь мы выберем к Нему: Ислам или Христианство. Тем более обычаи в иной вере другие, слишком тяжело подладиться и стать иным. А мы очень любим друг друга и действительно счастливы вместе! При заключении брака по каким религиозным традициям проводить церемонию? Максим, 18 лет.

Я воздержусь от ответа, а лишь посоветую внимательно дочитать книгу до конца.

Я встречаюсь с парнем-немусульманином. Он немец, а я чеченка. Грехов никаких я не совершаю. Он понимает, что даже дотрагиваться до меня нельзя. Встречаюсь я с ним уже восемь лет, из них два года мы были друзьями, все остальное уже — любовь. Я пыталась от него отойти, перестать встречаться, попробовать общаться с парнями моей национальности, но все никак. Я мучаюсь и не могу ничего поделать. Он тоже не хочет меня отпускать. Могу ли я выйти за него замуж? Я знаю, что вопросов, подобных моему, много, но очень хочется, чтобы вы ответили именно на мой. Надира, 22 года.

Вам обоим будет полезно прочитать начальные главы из книги «Мусульманское право», где говорится об основах веры и религиозной практики. Там доходчиво изложена теория, а потому не запутаетесь. Если он станет верующим, согласится с основами веры и религиозной практики, проговорит шахаду (формулу Единобожия), тогда останется уладить все с родными и найти в их лице понимание и поддержку. Хотя вам 22 года, срок вашего общения с ним велик (восемь лет), а потому предполагаю, что в контексте создания семьи на всю оставшуюся жизнь все уже проанализировано и серьезно обдумано.

Шамиль-хазрат, как известно, в Священном Коране говорится, чтобы девушек и женщин не выдавали замуж за иноверцев. Но что делать, если девушка вышла без ведома семьи? Как с ней быть? Нужно ли опекунам ее за это наказывать и как?

Нет, опекуны ее не наказывают, а молятся за эту семью, чтобы ее члены приобрели веру и благочестие. Всевышний Творец управляет сердцами людей и может повернуть их в любую сторону, о чем сказано в достоверном хадисе. А потому — молитесь за них.

Я скоро выхожу замуж, будущий муж — русский. Я его попросила, чтобы у нас был никях. Но он как-то не осмеливается. Скажите, пожалуйста, если у нас будет заключен никях, то у него его вера останется? И что читает мулла на никяхе? Об этом он у меня спросил, а я не знаю, что ответить. Малика, 26 лет.

Канонически мусульманке запрещено выходить замуж за представителя иной религии. Поэтому никях в вашем случае невозможен и недопустим. Если жених согласится с основными постулатами веры и проговорит формулу Единобожия, то никях заключить вы сможете. Во время никяха озвучиваются: наставление, испрашивание вашего с женихом согласия на брак и несколько молитвенных формул.

Я замужем за православным, за русским. У нас есть дочь. Мы очень любим друг друга. Мы уехали в далекую страну, чтобы родственники родителей меня не видели. Родители перестали со мной общаться и запрещают это сестрам и братьям. Я понимаю их. Но мне тяжело без родительского благословения. Как быть? Римма, 30 лет.

Читайте также:  Предарбитражное предупреждение о задолженности

Вам следует внимательно изучить постулаты мусульманской веры (их всего шесть) и основы религиозной практики (их пять), например на нашем сайте (umma.ru) или в моей книге «Мусульманское право 1–2». Когда поймете их, представите себе, проинформируете об этом и своего мужа в доходчивой для него форме. Если он согласится с ними и засвидетельствует перед вами, что Бог один, а Мухаммад является Его заключительным посланником, тогда пред Творцом ваша проблема будет решена. А если она решилась пред Ним, тогда разрешится и во всем остальном. От вас же потребуется постоянный рост, развитие в духовном, интеллектуальном и физическом плане, что откроет перед вами и вашим мужем новые прекрасные перспективы и возможности.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 3. С. 48, 49; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6652, а также т. 7. С. 5108.

[2] Хадис от аль-Асвада ибн Сари‘а; св. х. Абу Я‘ля, ат-Табарани, аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6356, «сахих».

[3] Св. х. Ахмада и ад-Дарими. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 432, хадис № 4/591, «хасан».

[4] Наиболее доходчиво они изложены в моей книге «Мусульманское право 1–2». Пусть прочитает хотя бы первые 70 страниц.

[5] «Ашхаду алля иляхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадар-расулюл-лах» (свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Бога, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Его).

Возможен ли брак между мусульманами и христианами

Межрелигиозные браки не редки в современном мире. И все же различие таких религий, как христианство и мусульманство, может стать серьезной преградой для влюбленных, желающих вступить в брак.

Особенности религий

Христианство и мусульманство – монотеистические религии. Их взгляды на священный союз мужчины и женщины во многом совпадают, но все же имеют различия.

Мусульманство

Согласно исламу все взрослые люди должны состоять в браке – священном договоре между двумя людьми. Помимо официальной росписи в ЗАГСе мусульманами совершается «никях» – некий аналог христианского венчания. Никях позволяет мужчине иметь несколько жен, если он может их обеспечить, а также дает право супругам разводиться.

Жена должна быть послушной и покорной мужу, принимать все его взгляды и поступки. Муж в свою очередь должен уважать и почитать свою супругу, ведь она – мать его детей.

Христианство

По христианским традициям брак между мужчиной и русской девушкой заключается в церкви. Хотя церковь и признает государственную роспись, но рекомендует венчаться в храме. Развод в этом случае возможен, но крайне нежелателен.

В христианстве говорится, что супруги – одна плоть, уравнивая супругов в правах. Однако, признает, что жена слабее мужа и должна ему подчиняться, а муж должен уважать и почитать супругу.

Связь мусульманки с христианином – взгляд религий

В России проживают люди разных конфессий, поэтому брак с человеком другой веры не редкость. Хотя с точки зрения религии подобный союз нежелателен, а в некоторых ситуациях – невозможен.

Мусульманство

В Коране сказано, что «Не выдавайте замуж [мусульманок] за язычников, пока те [язычники] не уверуют». Это означает, что мусульманки могут выходить замуж за неверных, которые приняли ислам.

Мусульманин может жениться на девушке другой религии, если эта девушка целомудренна и примет жизненный уклад супруга. А вот мусульманка не может выйти замуж за человека другой веры, иначе ее брак будет считаться непризнанным, а она сама – неверной.

Согласно мусульманскому укладу, муж – главный в семье, и супруга всюду следует за ним и подчиняется ему. Если она выходит замуж за иноверца, то отрекается от своей религии, устоев, ценностей.

Христианство

Хотя христианство считается толерантной религией, связь с иноверцами она тоже не приветствует. Более того, такие союзы до 1917 года были запрещены. В Священном Писании даже говорится, что смешанный брак – зло и большой грех.

Что представляет собой смешанный союз

Современное общество терпимо относится к смешанным браком – если молодые люди любят друг друга, то религия им не помешает. Но старшее поколение осуждает такие союзы и не признает их.

Конечно, в смешанном союзе возникнет много сложностей:

  • неприятие жениха/невесты семьей;
  • осуждение обществом – особенно фанатичными верующими;
  • разногласия на почве разности менталитетов при выборе образа жизни, в понимании роли супруги/мужа в семье, воспитании детей.

Конфликты возникают в вопросе того, в какой именно традиции растить детей – мусульманской или православной. Еще и родственники с обеих сторон пытаются «спасти» внуков от чужой веры – раз уж детей «спасти» не удалось.

Но при всем этом смешанные браки учат терпимости, пониманию и уважению других культур и вероисповеданий, способствуют примирению разных этносов и даже стран. Дети в такой семье более открытые и разносторонние – они соединяют в себе сразу две культуры, возможно, даже знают два языка, на которых разговаривают их родители.

Как совершается брак

Согласно канонам мусульманка не может выйти замуж за иноверца. Поэтому традиционный никак невозможен. Однако, если парень согласится принять мусульманскую веру, то обряд провести можно. Только будущая жена должна следить, чтобы ее новоиспеченный супруг соблюдал правила Шариата.

Если жених не желает менять веру, то свадьба с таким человеком считается в мусульманской среде недействительной и порочит честь девушки. Невеста также может принять веру мужа и совершить обряд в христианских традициях.

Существует и третий вариант: обычная роспись в ЗАГСе без уклона в ту или иную религию. Так поступают многие современные пары, для которых различие в вере не имеет большого значения. Даже воспитанные в той или иной вере люди могут не принимать религию и быть атеистами. Тогда брак заключается между двумя равными гражданами страны.

Как совершается развод

Развод происходит по тем традициям, по которым заключался брак. Если был совершен мусульманский брак, то мужчина должен сделать заявление – три раза сказать избраннице «я развожусь». После этого жена должна подождать, пока у нее пройдет три менструальных цикла, чтобы она могла снова выйти замуж.

В христианском браке развод категорически запрещен. Хотя в последние годы церковь идет на уступки и развенчивает браки, но только по серьезным причинам и делает это неохотно.

Ну а если супруги не связывали себя никакими обрядами, кроме гражданского акта в ЗАГСе, то развод происходит с помощью письменного заявления и согласия обеих сторон.

Брак мусульманки и христианина имеет много преград и трудностей, связанных не только с религией, но и с мировоззрением каждого из них. Перед вступлением в такой смешанный брак вы должны быть абсолютно уверены, что с этим человеком готовы провести всю свою жизнь.

Можно ли православному заключать брак с мусульманкой?

Вопрос задан:
17 апреля 2017

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

По замыслу Божьему, цель земной жизни каждого человека заключается в правильном самоопределении относительно Бога и Его Истины – Иисуса Христа (Ин.14,6), а также в достижении человеком спасительных отношений с Богом через Искупительную Жертву Христа. Эти отношения обозначаются, как: обожение, святость, или преподобие (2 Петр. 1,4). Семья же, — это малая церковь (Кол.4,15), которая и служит одним из средств к достижению вышеозначенной цели, ибо, у каждого человека есть два законных пути, ведущие в Жизнь Вечную: святой брак, или святое безбрачие, одной из разновидностей которого является монашество. В православной семье, как в малой церкви, должен происходить процесс подготовки её членов: мужа, жены и детей, через правую веру и церковную жизнь, к Вечности. Вот почему апостол Павел заповедует христианам вступать в брак в Господе (1 Кор. 7,39), то есть с лицом, разделяющим с нами самое главное: нашу православную веру. Вступление же христианина, или христианки, в брак с иноверцем, или иноверкой, в частности, с мусульманином, есть нарушение, как замысла Божьего о конечной цели жизни – обожении, так и заповеди апостола Павла: вступать в брак в Господе. Вплоть до 18 века, в Русской Православной Церкви подобные браки безоговорочно воспрещались. Но, начиная с Петра1, стали происходить послабления в этой области: православным разрешалось вступать в браки с иноверцами под условием, что последние не будут совращать их в свою веру, а родившиеся от такого брака дети, будут принимать Крещение и воспитываться в Православии.

Но вступая в межрелигиозные браки, супруги, как правило, утверждают: «Кто, во что верит – не важно, ведь Бог – Один! Главное, что мы – любим друг друга!». Мне, как священнику, неоднократно приходилось убеждаться, что эта любовь продолжается до тех пор, пока православный (православная), живущие в таких межрелигиозных браках, не столкнутся, неизбежно, с коренными различиями культур, а главное, религий: Ислама и Православия. Обнаружиться это может, к примеру, тогда, когда будущий муж, или его родственники, предложат невесте условием брака мусульманский обряд «венчания» и автоматическое принятие ею Ислама, приводящее к отречению от Иисуса Христа. Или когда в таком браке родятся дети, и жена — христианка захочет сообщить им Таинство Крещения, присоединив их к Церкви Христовой, а муж — мусульманин, напротив, обрезать, инициировав в Ислам (иногда супруги договариваются так: девочек – крестить, мальчиков – обрезать. Получается: девочки – в рай, а мальчики – в ад!). Или же, обнаруживаются эти противоречия тогда, когда христианка, после вступления в брак, будет пытаться исполнять свои религиозные обязанности: посещать храм, молиться дома, и пр. Можно конечно, прийти к иному варианту: стать светскими людьми (читай, отречься от своих религиозных убеждений), но ещё не факт, что эта проблема не всплывёт в будущем. Ведь, у светского мужа, этнического мусульманина, могут быть верующие родственники, практикующие Ислам, которые, неизбежно, поднимут вопрос религиозной принадлежности его жены и детей. Только в очень редких случаях супругам удаётся ужиться, не изменяя своим религиозным взглядам (опять же, при условии, если этих взглядов просто — нет!). В основном же, как правило, возникают тяжёлые коллизии выбора: или моё православие, или моя семья…В моём приходе был такой случай: православная женщина вышла замуж за мусульманина, и он не давал ей ходить в храм, православно молиться, покрестить родившихся у них детей до тех пор, пока, через много лет, не…умер. В другом случае, православная, вышедшая замуж за мусульманина, до момента своей смерти, не могла не только исполнять по отношению к Богу религиозные обязанности, но и просто носить нательный крест. Она прятала его…в волосах, где он и был обнаружен тогда, когда, после кончины, её тело стали омывать.

Читайте также:  Как восстановить снилс при утере если живешь в другом городе

То есть, при наличии разных религиозных взглядов мужа и жены, единодушия между ними быть не может. Их брак созидается на фундаменте, изначально имеющем глубокую трещину, угрожающую в любое время превратиться в пропасть. Кстати, исследования в этой области американских социологов говорят о том, что смешанные браки имеют шансы распадаться в три раза чаще. Эта проблема остро обнаруживается и в процессе воспитания появившихся детей. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Образовать сердца детей в добродетели и благочестии – священный долг родителей, который, нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве…» Но как можно воспитать детей в вере и благочестии, если родители понимают эту веру по разному и не могут быть единодушными ни на словах, ни в образе своей религиозной жизни? Воспитание ребенка должно состоять не в приобщении его к какому-то абстрактному, якобы, общему, для всех религий, Богу, а в определении его членом ясного вероисповедания, давая ему конкретные формы богопочитания, молитвы, общественного богослужения и т. д. Трудности религиозного воспитания начинаются в межрелигиозном браке с момента рождения ребенка. Согласно Исламу, во-первых, неправоверующий супруг (супруга) должны принять мусульманство. Во-вторых, дети (во всяком случае – мальчики) должны быть обрезаны и воспитываться в традициях Ислама. Согласно Православию, дети, рождающиеся в межрелигиозных браках, должны воспитываться в православной вере. Значит, один из супругов вынужден будет устраниться от религиозного воспитания, или – же, между ними будут возникать конфликтные ситуации, и дети, растущие в атмосфере раздвоенности, как правило вырастают неверующими. Нередко проблема воспитания «решается» супругами и так: не будем детей, ни крестить, ни обрезать. Пусть сами вырастут и решат, к какой религии им принадлежать. На практике это приводит к тому, что не видя в родителях примера единодушной религиозной жизни и соответствующего мировоззренческого воспитания, дети вырастают религиозно индифферентными. Вот так, по слову Златоуста, православный родитель и «делается виновным в некоторого рода детоубийстве».

Мало кто задумывается над тем, что даже смерть одного из супругов не ставит точку в этих разногласиях. Православный муж не может похоронить свою жену – мусульманку по православному обряду, не может помолиться за неё: заказывать отпевание и панихиды, заупокойные обедни. Даже естественное желание супругов быть похороненными вместе на одном кладбище не может осуществиться, так — как мусульмане запрещают хоронить иноверцев вместе с правоверными, так – же и согласно православным канонам, на христианском кладбище иноверцы вместе с христианами не погребаются. Поэтому, прежде, чем православному жениться на иноверке, нужно всё хорошенько взвесить и обдумать последствия своего решения.

Что делать, если это уже произошло? – Теперь придётся жить в искажённой семейной атмосфере и смиряться. Нужно – ли склонять иноверного супруга (супругу) к принятию Православия? – Сделать это будет крайне сложно. Ни в коем случае нельзя здесь навязывать свои религиозные взгляды. Лучше – на практике, в повседневной жизни проповедовать собственным примером Христианство.

Можно ли матери — мусульманке присутствовать на крещении ее детей? – Можно-то, можно. Но здесь выходит наружу ещё один нарыв межрелигиозных браков: с точки зрения Ислама, христиане – кафиры, многобожники, поскольку исповедуют веру во Святую Троицу. И матери – мусульманке (даже – этнической) присутствовать при инициации её ребёнка в многобожную религию, означает – ломать в себе представления своей религии, двоиться.

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Можно ли мусульманину жениться на христианке? Действителен ли такой брак?

В то время, когда взаимопроникновения культур никак нельзя избежать, становится актуальным вопрос о том, как могут мирно сосуществовать религии и традиции, кардинально отличающиеся друг от друга. Когда речь идет о социуме в целом, казалось бы, все относительно просто и понятно: в больших городах есть и христианские церкви, и иудейские синагоги, и мусульманские мечети, при желании можно даже найти индуистский ашрам. Но все становится гораздо сложнее, когда речь идет о семье, особенно, когда в ней появляются дети, и приходится решать, в какой вере их воспитывать. Поэтому сегодня мы разберемся, можно ли мусульманину жениться на христианке, каким может быть будущее такого брака.

Общие правила и религиозные каноны

Любая из мировых религий считает, что смена вероисповедания – это грех. Поэтому многие верующие христианки и иудейки не готовы так просто пойти на это даже ради любимого человека. Но в то же время и принуждение к вере считается аморальным и небогоугодным.

Мужчины, исповедующие ислам, во все времена женились на женщинах других вероисповеданий, поэтому запрета на такие браки не существует. Иное дело – отношение к этому союзу других членов семьи и общества в целом. Проблемой также может стать и воспитание детей. Мужчина-мусульманин, с детства воспитанный в исламских традициях, считает, что именно ему как главе семьи отвечать за это в Судный день. Логично, что он захочет обезопасить себя и своих близких от кары за грехи.

Не осуждается брак с женщиной иной веры, в котором:

  • поддерживается статус мужчины согласно исламским канонам;
  • в будущем жена согласится принять ислам (крайне желательно, но не обязательно);
  • совместные дети воспитываются в мусульманских традициях.

Брак между людьми разной веры: pro и contra

Возможно, это покажется удивительным, но многие мусульмане видят некоторые плюсы в браках с женщинами другого вероисповедания: женившись на немусульманке, мужчина может обратить ее в свою веру. Любая религия для продолжения своего существования нуждается в последователях, поэтому рост их количества посредством обращения иноверцев весьма желателен. Но стоит учесть, что в данном случае запрещается навязывать веру, заставлять человека принять ислам насильно, манипулировать им. Муж должен стать для жены примером благочестия, доброты и справедливости, чтобы она сама захотела узнать больше о его вере, а в последствии и принять ее.

Однако гораздо больше мусульман видят в таком браке опасность, особенно если семья живет не в мусульманском обществе. В странах, в которых большинство верующих составляют христиане, и так сложно следовать всем мусульманским традициям (например, далеко не всегда и не у всех есть возможность вовремя совершить молитву). Если же мусульманин берет в жены христианку, возрастает риск ее нежелательного с точки зрения ислама влияния на супруга, мужчина может сбиться с истинного пути, предать свою веру (особенно если его окружает немусульманское общество).

В семье, в которой отец и мать исповедуют разные религии, кардинально отличающиеся друг от друга, рано или поздно может возникнуть проблема с воспитанием детей. Нельзя прививать ребенку сразу две веры, придется выбирать. В данном случае все зависит от того, как супруги уладят эту проблему между собой. Чаще все же приходится следовать вере мужа.

Совершенно иначе обстоит ситуация с браком мусульманки и христианина. Несмотря на то, что в Коране нет прямого запрета на такой союз, в священных текстах находятся косвенные доказательства его недопустимости. Причина состоит в том, что, согласно мусульманскому мировоззрению, главным в отношениях выступает мужчина, а женщина лишь следует за ним. Поэтому мусульмане считают, что жене-мусульманке рано или поздно все равно придется отказаться от своих религиозных убеждений и ценностей, переняв убеждения и ценности мужа. Однако если мужчина перед вступлением в брак согласится принять ислам, то такой союз будет вполне допустим и положительно воспринят мусульманским обществом.

Ислам и атеизм

Если брак с иудейкой или христианкой еще считается допустимым, то отношения мусульманина с атеисткой крайне нежелательны с точки зрения ислама. Дело в том, что как христианство, так и иудаизм предписывают женщине быть скромной, покорной и оставаться невинной до брака. Атеистка же сама вольна выбирать для себя образ жизни, принципы и ценности. Естественно, большинство женщин живут так, как нравится им самим, а человек, руководствующийся лишь собственными убеждениями, не вписывается ни в какие религиозные каноны. Соответственно, женщине, не исповедующей никакую религию, вовсе не обязательно сохранять целомудрие до брака, а для незамужней мусульманки утрата невинности – позор для всей семьи.

Однако мусульманин может жениться на женщине, которая лишилась невинности (например, она уже состояла в браке). Если он предупрежден об этом, то волен сам принимать решение, устраивает ли его такой брак. Если же уже после бракосочетания выясняется, что невеста утратила девственность, муж имеет право немедленно расторгнуть брак.

Можно сказать, что однозначного ответа на вопрос, можно ли мусульманину жениться на христианке, нет. Коран этого не запрещает, но есть много нюансов, которые стоит учитывать для каждого человека индивидуально.

Ссылка на основную публикацию

detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]