Классный час на тему воровство в магазине 7 класс

Классный час на тему: «Воровство»

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Классный час на тему: «Можно ли воровать?».

Цель: научить детей видеть разницу между своим и чужим; подвести их к пониманию, что нельзя присваивать чужое.

Образовательные: сформировать представление у детей о биополярных понятиях: честность – ложь.

Развивающие : развитие творческих способностей, учащихся; развитие коммуникативных навыков работы в группе.

Воспитательные: научить использовать в повседневной жизни правила честности.

Практические: научить детей видеть и анализировать собственное поведение и поведение других людей.

Форма организации деятельности учащихся:

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Вступительная беседа с детьми «Брать чужие вещи — это хорошо или плохо?» по вопросам:

(В начале беседы один из ребят рассказывает следующее стихотворение):

Что такое, что случилось,

Что это за «волшебство»?

Пропадают вещи, деньги, —

Может, это воровство?

Что значит воровать?

Какого человека называют вором?

Почему люди воруют?

Нужно ли наказывать за воровство?

Можно ли в магазине взять игрушку (или другой предмет) и, не заплатив, идти домой?

Можно ли брать чужую игрушку, если она тебе понравилась? Почему вы так считаете?

Если ребенок домой приносит чужую вещь (игрушку, книгу, конфету), можно ли назвать его вором?

(Педагог обобщает ответы и подводит детей к мысли:

брать чужие вещи без разрешения нельзя, это плохо.)

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось их съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать посчитала сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, нехорошо; не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Вопросы для анализа:

Что сделал Ваня, когда никого не было в горнице?

Признался ли мальчик, что съел сливу, когда об этом его спросил отец?

Почему он не признался в содеянном?

Отчего мальчик побледнел и заплакал?

Как вы думаете, ругали бы родители мальчика, если бы он сказал правду?

Хорошо ли поступил Ваня, что солгал родителям?

III. Чтение и анализ пословиц

— Педагог предлагает детям задуматься, почему так говорят в народе:

На воровстве далеко не уедешь.

Раз взял — навеки вором стал.

У вора короткие ножки.

IV. Практическое задание: «Кто взял деньги?»

Однажды на книжной полке в толстой книге мальчик нашел деньги. Он подумал, что взрослые забыли их здесь и не вспомнят. Мальчик решил пойти в магазин и купить все, что ему захочется. Он почувствовал себя совсем взрослым, ему понравилось делать покупки. Часть игрушек мальчик подарил детям во дворе, а другие — принес домой. Вечером мама вспомнила о деньгах и спросила сына: «Ты деньги не брал?». Мальчик промолчал.

Задание: Проиграйте ситуацию. Дайте оценку происходящему. Докажите, почему так поступать нельзя.

Проиграйте ситуацию так, как надо себя вести в данном случае.

V. Рассказы «Поступки детей»

— Ребятам предлагается придумать продолжение рассказов.

В первом классе учились два друга — Дима и Саша. Саше очень нравились у Димы часы. Вот однажды на уроке физкультуры, когда Дима переодевался, Саша не заметно взял часы себе. Вечером Сашина мама гладила рубашку сына и с удивлением обнаружила в кармане ручные часы. Она тут же показала часы мужу, и они вместе стали выяснять у сына, откуда они у него. Мальчик сначала сказал, что часы дал ему Дима. Тогда Сашины родители позвонили родителям Димы.

Вопросы для рассуждения:

Почему Саша не сказал правду родителям?

Как лучше следовало ему поступить?

3.Понравился вам поступок мальчика?

4.Можно ли брать понравившуюся вещь без разрешения хозяина?

На школьный завтрак ученикам давали творожные сырки, по желанию их можно было взять домой. Большая часть ребят взяли сырки с собой. Сережа любил творожный сырок и съел его сразу. Когда мальчик зашел в класс, то увидел, что Анжела и Оля положили свои сырки на парту и вышли из класса. Сережа взял их и спрятал в свой портфель. Когда закончилась перемена, и дети вернулись в класс, обнаружилась пропажа сырков. Учительница обратилась с просьбой к детям сознаться в содеянном и извиниться перед девочками. Сережа промолчал, но не знал, что это видел кто-то из учеников

Вопросы для рассуждения:

Почему Сережа не сказал правду учительнице?

Можно ли Сережу назвать вором?

Как следовало поступить в данной ситуации?

У Вити была большая коллекция фишек, которую он давно собирал и которой очень гордился. Воспитательница предложила ему принести коллекцию в детский сад и показать всем детям. Каково же было ее удивление, когда несколько ребят в группе стали показывать пометки на фишках и утверждать, что они принадлежат им. Витя все отрицал.

Вопросы для рассуждения:

Следует ли наказывать Витю?

Можно ли мальчика назвать вором?

Что вы посоветуете Вите?

Как следует поступить педагогу?

VI. Что необходимо сделать, чтобы избежать воровства?

Дети предлагают свои варианты ответов на поставленный вопрос, педагог обобщает сказанное и знакомит их с правилами.

Чужие вещи без разрешения брать нельзя.

Если понравилась какая-либо вещь (игрушка, книга и др.), то необходимо попросить разрешение у хозяина посмотреть ее или поиграть с нею.

Взял без разрешения — честно сознайся в этом, попроси прощения.

Педагог поясняет, что нужно соблюдать правила, тогда тебя никто не будет считать вором.

VII. Подведение итогов занятия

Дети отвечают на следующие вопросы педагога:

— О чем мы говорили сегодня на занятии?

— Что вы запомнили? Почему нельзя воровать?

Классный час на тему: «Преступление и наказание: воровство и кражи»

Классный час на тему: «Преступление и наказание: воровство и кражи» для 8 класса

Скачать:

Вложение Размер
klassnyy_chas_vorovstvo_i_krazhi.docx 29.88 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Классный час на тему:

«Преступление и наказание:

воровство и кражи»

для учащихся 8 классов

Социальный педагог Нестеренко О.С.

Педагог-психолог Свистунова Н.Н.

Тема классного часа: «Преступление и наказание. Воровство и кражи».

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся и моральной недопустимости воровства.

  • ознакомить с некоторыми выдержками из УК РФ и дать знания об уголовной ответственности за преступления против собственности;
  • формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;
  • формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;
  • развивать умение работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.

Ручки, бланки с видами нарушений.

  1. http://pravouch.com/
  2. http://all-books.biz/
  3. http://ru.wikipedia.org/
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, Кно Рус, 2013. – 224с

Ход классного часа

Классный руководитель: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо. И тем на менее количество малолетних преступников не падает. Почему? Как вы думаете?

Проступок – действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Злонамеренный поступок — умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

Шалость – поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние – правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить о чем идет речь: о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались (проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба (преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить (проступок).

4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5. Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку (преступление).

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице (преступление).

7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть (преступление).

9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет (шалость).

11.Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона (проступок).

Педагог-психолог рассказывает учащимся начало одной истории, а затем обсуждает ее вместе с ними.

Сергей и Алеша учатся в девятом классе. Они подружились в шестом классе, когда Сергей впервые появился в школе, где учился Алеша. Мальчики живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. В последнее время они одержимы идеей — купить скейтборды, которые стоят очень дорого. У всех друзей они уже есть.

Один знакомый парень с соседней улицы, который старше их на четыре года, предложил ребятам купить у него доски, каждую за половину цены. Мальчики догадывались, что скейтборды краденые, но все равно обрадовались, считая, что им выпал счастливый случай. И они решили, что постараются любой ценой найти необходимую сумму денег.

Учащиеся высказывают свое мнение

  • кто считает, что стоит сделать подобную покупку;
  • кто против покупки;
  • кто сомневается.

Ребята по очереди обосновывают свое мнение.

После этого педагог-психолог зачитывает продолжение истории.

Проблема, которая омрачала хорошее настроение, заключалась в том, где найти необходимые деньги.

У Сергея были небольшие сбережения – деньги, которые бабушка и дедушка подарили ему на день рождения. Но этого было явно недостаточно для покупки доски. Правда, была слабая надежда выпросить недостающие деньги у отца. Но Сергей не был уверен, что тот согласится дать ему нужную сумму.

У Алексея даже и надежды не было. Он жил с мамой, которая зарабатывала только на их питание и покупку самого необходимого. И снова на выручку друзьям пришел их знакомый, сказав, что он мог бы помочь ребятам с деньгами, которые те смогут позже отработать, оказывая ему некоторые услуги.

Мальчики решили подумать и дать ответ через пару дней.

Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Какие опасности могут их ожидать в случае согласия работать с этим знакомым?
  • Какова вероятность того, что ребята будут втянуты в преступление?

Социальный педагог напоминает школьникам, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность, — 14 лет.

Педагог-психолог зачитывает продолжение рассказа.

Придя домой, Сергей решил попросить денег у отца. Отец ответил, что в семье нет свободных средств для покупки доски. Он предложил сыну заработать деньги в мастерской своего друга, выполняя посильную работу. Сергей решил, что это может быть даже интересно для него, и согласился с предложением отца.

Алексей, понимая, что у него нет возможности достать деньги, на следующий день дал знакомому свое согласие.

Через несколько дней знакомый позвонил и сказал, что вечером он ждет Алексея, для него есть работа. Когда Алеша пришел на встречу, выяснилось, что вместе с другим мальчиком они должны зайти в пустую квартиру и взять оттуда некоторые вещи.

Далее учащиеся анализируют ситуацию и отвечают на вопросы:

  • Какие чувства испытывал бы каждый из вас, оказавшись в подобной ситуации?
  • Есть ли выход для Алексея в сложившейся ситуации?
  • Что привело Алексея к тому, что он вынужден пойти на преступление?
  • Если вдруг он откажется от этого, что его ожидает?
  • Должен ли Алексей заявить на своего знакомого в полицию или сообщить кому-либо из взрослых?

После обсуждения ребятам предлагается послушать продолжение истории.

Алексей и мальчик, которого звали Владик, пришли по указанному адресу. Когда они открыли дверь и зашли в квартиру, то услышали какое-то движение в одной из комнат. Заглянув туда, они увидели пожилую женщину, которая, с трудом передвигаясь, шла им навстречу. Заметив подростков, она испугалась и закричала. Владик оттолкнул старушку, схватил кошелек, который лежал на тумбочке в прихожей, и бросился бежать. Алексей сначала растерялся, но потом побежал за ним. На углу дома их задержали сотрудники полиции, которых вызвали соседи.

Социальный педагог: В отношении несовершеннолетних Владика и Алексея, после задержания их сотрудниками полиции, должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела по ст. 161 Уголовного кодекса РФ (грабеж).

Согласно ст. 14 и ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ), уголовная ответственность детей за грабеж наступает с 14 лет при наличии их вины. Мы исходим из того, что детям по 14 и более лет. В таком случае возбуждается уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 161 УК РФ — грабеж с незаконным проникновением в жилище. В отличие от кражи (статья 158 УК РФ) при грабеже чужое имущество похищается открыто, т. е. в нашем случае — в присутствии человека (потерпевшего), который понимает характер происходящего. И несмотря на то что изначально планировалось совершить кражу, в вину будет вменяться именно грабеж. Владик будет нести уголовную ответственность согласно п. «в» ч. 2 ст. 161 УК РФ (он изначально знал о том, что будет совершено преступление, желал этого и предвидел последствия). Знакомый мальчиков будет привлечен к уголовной ответственности как организатор преступления.

Алексей может быть освобожден от уголовной ответственности, если в ходе предварительного расследования и (или) в суде будет установлено, что он не знал о необходимости совершить преступление (отсутствует вина). Например, знакомый мог сказать Алексею, что вещи принадлежат ему, Владику или их родственникам, знакомым и требуется только помочь их перенести, перевезти и т. п. Следовательно, при отсутствии вины (не понимал, не осознавал и не предвидел преступные последствия своего поступка) Алексей не несет никакой ответственности.

Другой вариант таков. Алексей желал совершить кражу, но произошел грабеж. В таком случае применяется ст. 36 УК РФ — эксцесс исполнителя преступления. Поскольку Алексей не предвидел, не знал и не желал, чтобы Владик совершил грабеж, то он не несет ответственности по ст. 161 УК РФ. Алексей будет наказан за совершение кражи.

Социальный педагог знакомит учащихся с видами юридической ответственности и их значениями.

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Педагог-психолог: Давайте разберем некоторые ситуации и определим виды нарушений.

Учащимся раздаются индивидуальные бланки.

1. Порвал учебник одноклассника (Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Педагог-психолог: Раньше были суровые наказания за различные преступления, например, за воровство и за нецензурную брань. А вот какие наказания были в Китае: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь. А также другие наказания – битье толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 ударов толстыми палками было равносильно смертной казни), обращение в рабство, штраф.

В глубокой древности истреблялся весь род преступника. В Китае за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких преступников предшествовали все другие наказания, сначала татуировка, а затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил, оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки.

Классный руководитель. Давайте же подведем итог нашего разговора. Я думаю, что вы сегодня не только много интересного узнали о воровстве, о наказании за преступления, но и сделали для себя правильный вывод– воровство – это преступление, а если есть преступление, то будет и наказание. Продолжите одну из предложенных фраз:

— Я не знал, но сегодня узнал, что.

— Меня удивило, что.

— Я сделал вывод, что.

— Новым для меня было.

И прежде, чем вы совершите какой-нибудь проступок, спросите у своей совести «а не нарушаю ли я закон?», ибо совесть – это наш внутренний судья.

Классный час «Воровство- это преступление!» 7 класс

Классный час для учащихся 5-9 классов на тему: «Воровство — это преступление!»

Автор: Вирт Ольга Ивановна, учитель математики МКОУ «Кобляковская СОШ», п.Кобляково, Братского района Иркутской области.

Описание материала: Этот классный час очень кстати в 5-9 классах, так как в этих классах дети и подростки очень часто совершают кражи. Полагаю, что данный материал поможет классным руководителям в воспитании обучающихся.

Цель: показать моральную недопустимость воровства, ознакомить с некоторыми выдержками из УК РФ, дать знания об уголовной ответственности за преступления против собственности, показать исторические факты наказаний за преступления.

Учитель:Ребята, как вы думаете, каким должен быть настоящий гражданин нашей России?(Ответы ребят)

Учитель:Значит, чтобы быть гражданином России надо быть честным, порядочным, смелым человеком, горячо любить свою Родину. Слайд 2. А какие поступки он не должен совершать? (Ответы ребят) Слайд 3

Учитель:Не курить, не пить, не воровать, не обижать маленьких, не мусорить, не губить окружающую природу, не убивать животных — эти поступки плохие, порочащие высокое звание человека!

Слайд 4.

А знаете ли вы, что у каждой религии есть заповеди, которые нельзя нарушать? Кто может назвать мне 10 заповедей Божьих? (Ответы ребят) Слайд 5

Учитель:Одна из десяти заповедей говорит «не укради!». Слайд 6. Если человек нарушает эту заповедь — то он совершает большой грех. А как вы думаете, почему заповедь «не укради!» звучит во всех религиях? (Ответы ребят)

Учитель :Надо жить честно, в ладу со своей совестью. Что значит быть вором? Хотите знать, как пишут языковеды о русских словах «вор» и «воровство». Вор — человек, занимающийся кражами, который ворует — преступник. Воровать — преступно присваивать, похищать чужое. Значит, быть вором и воровать — это преступление. А преступление наказывается по закону .В уголовном кодексе России ст.158 записано: Слайд 7.

Воровство — преступление, хищение чужого имущества. Наказание от 2х лет и более. Хищение в особо крупных размерах карается до 10-15 лет тюрьмы с конфискацией имущества. Что из этого следует? (Ответы ребят. Делают выводы.)

Учитель:Часто в литературе да используется такое выражение: «Вороватый ребенок» , «вороватый взгляд» . Как вы понимаете такое выражение? (Ответы ребят) Вороватый — плутовской, не честный.

Кто знает пословицы – поговорки? (Ответы ребят) .

Слайд 8. Мудрость народная говорит:

Что не твое — впрок не пойдет.

Лучше свое отдать, нежели чужое взять.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай!

Чужим богат не будешь. Чужое добро не впрок.

и т.д. Слайд 9.

Учитель:Ребята, а часто вы встречались с такими нечестными поступками, с воровством? Может вы были свидетелем такого преступления? Расскажите . (Рассказы ребят).

Учитель: А как надо поступать, если вы стали очевидцами воровства? (Ответы ребят)

А что должны делать взрослые и дети, чтобы некоторые люди не совершали это преступление? (Ответы ребят)

Давайте сделаем выводы: Воровство — это преступление!

Учитель:Воровство в обывательском понятии является синонимом кражи. Изначально в русском языке «воровство» означало противление государственным интересам, преступления против власти. Например: «Пугачёв — вор и самозванец», «Тушинский вор».

Слайд 10. Человек, занимающийся кражами, назывался тать, а промысел — татьба.

А знаете ли вы, воровство может быть болезнью?

Патологическая тяга к воровству не ради вознаграждения, а по психическим мотивам, является признанным психическим заболеванием — клептоманией.

Клептомания (от др.-греч. κλ?πτειν — воровать, и μαν?α — мания) — болезненное влечение к воровству (краже).Содержание [убрать]

Клептомания — означает страсть к мелкому воровству, но не в смысле преступности привычного, профессионального вора, а в смысле болезненного влечения. Эту болезнь лечат психологи. Как она называется? Правильно, клептомания! Я надеюсь, в нашем классе никто этой болезнью не болен.

Учитель:Приведем в пример одну историю, случившуюся в первом классе, в котором учились дети-семилетки.

В классе два друга — Вова и Саша. Недавно Вова потихоньку взял у Саши часы. Бовина мама стала гладить рубашку и с удивлением обнаружила в кармашке дорогие ручные часы. Она тут же показала часы мужу, и они вместе стали выяснять у сына, откуда они у него. Мальчик сначала сказал, что часы дал ему Саша. Тогда Бовины родители позвонили родителям Саши, и те очень обрадовались, узнав, что часы нашлись. Отец Вовы сказал ему, что в его же интересах открыть всю правду. Тогда Вова признался, что часы он увидел на парте и взял их, а потом забыл про это; родителям же солгал, потому что испугался.

Учительницу волновало, имеется ли тут факт воровства и как ей надо поступить в этой ситуации. Мать Вовы беспокоило то же самое. Они с мужем никак не могли представить себе, что их сын может украсть.

Из разговора с матерью стало ясно, что фактически с раннего возраста мальчик не знал слово «нельзя». А потом вдруг разом многое стало нельзя и все эти ситуации как-то были связаны с детским садом и школой. Отец, возмущаясь тем или иным проступком сына, как правило, прибегал к помощи ремня, и мальчик начал обманывать, чтобы избежать наказания.

Кроме того, у Вовы было довольно странное отношение к вещам: он мог отдать любому свою любимую игрушку, но так же спокойно мог взять чужую вещь и принести ее домой. Из рассказов матери у учительницы создалось впечатление, что Вова не различает понятия «мое» и «чужое». Источник этого следовало искать в особенностях воспитания ребенка и жизненного уклада семьи.

Возникшая гипотеза еще больше укрепилась после того, как учительница вспомнила историю со значками. У Вовы была большая коллекция значков, которую он давно собирал и которой очень гордился. Учительница предложила ему принести

коллекцию в класс и показать всем детям. Каково же было ее удивление, когда после урока Вова стал тут же раздаривать ребятам те экземпляры, которые им понравились. Скоро от коллекции ничего не осталось, а Вова побежал в коридор играть как ни в чем не бывало. Когда учительница рассказала эту историю Вовиной маме, та была поражена, так как коллекция была предметом гордости.

В описанных случаях мы стараемся не употреблять слово «воровство», поскольку имеем дело с детьми 7-ми лет. Безусловно, уже и в этом, и в более раннем возрасте многие дети никогда не возьмут чужого, так как эта нравственная норма буквально впитана ими с молоком матери.

К чему это приведет? Если в классе узнают, что такой-то мальчик или такая-то девочка что-то украли и учитель громогласно даст этому поступку соответствующую моральную оценку, то за ребенком закрепится репутация вора. Естественно, что родители других учеников не захотят, чтобы их дети дружили с вором.

И очень скоро, школьник, совершивший такой поступок останется в изоляции. Куда ему деваться, ведь ему нужно общение? И это общение он найдет среди тех детей (чаще всего старше его), по мнению которых его поступок не только не является проступком, а, наоборот, позволяет занять определенное положение в кругу новых друзей. Чтобы эти новые друзья не отвернулись от него, ему теперь придется жить по их законам. Таким образом, он может стать на путь сознательного воровства.

Учитель: Слайд 11. Раньше были суровые наказания за различные преступления, например, за сварливость. Кого называли сварливым человеком? (Ответы ребят.) Слайд 12. Наказывали и за воровство. Слайд 13. И за нецензурную брань.

Слайд 14. А вот какие наказания были в Китае:

Термин «бао» использовался в Древнем Китае в значении воздаяния за совершенное преступление. Окончательное утверждение традиционной системы наказаний в V—IV вв. до н.э. было связано с ее философским осмыслением на основе использования сакральной у древних китайцев цифры «пять». Шкала наказаний включала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрацию и смертную казнь. Она дополнялась другими наказаниями — битьем толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 ударов толстыми палками было равносильно смертной казни), обращением в рабство, штрафом. Крайняя жестокость наказаний, особенно при господстве легистов в царстве Цинь, где преступников варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы, уравновешивалась в определенной мере возможностью применения символических уголовных санкций. Еще шаньско-иньскому Китаю, например, была известна’ особая система символических наказаний («сян»), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена, смертная казнь — ношением холщовой рубахи и пр. Общество тем самым пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение.

В глубокой древности истреблялся весь род преступника. В циньском Китае за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких преступников предшествовали все другие наказания, сначала татуировка, а затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил, оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки.

Слайд 15. Ну, если Китай от нас далеко, то страны Средней Азии – это совсем рядом с нами . Как же наказывали за преступления у них?

В Средней Азии «По уголовным делам за важные преступления вешают на жердях и умерщвляют из лука стрелами; за менее важные вины сажают в заточение и освобождают по вступлении нового государя на престол. За легкие вины отрезывают нос, отрубают ноги, обривают голову, или остригают полбороды и на шею вешают табличку, чтобы стыдить. Разбойников и воров наказывают пожизненным заключением. Прелюбодеяние с женою дворянина наказывается ссылкою мужчины и отрезанием ушей и носа у женщины».

Учитель: Давайте же подведем итог нашего разговора. (Ответы ребят). Я думаю, что вы сегодня не только много интересного узнали о воровстве, о наказании за преступления, но и сделали для себя правильный вывод Слайд 16 – воровство – это преступление, а если есть преступление, то будет и наказание. И прежде, чем вы совершите какой-нибудь проступок, спросите у своей совести «а не нарушаю ли я закон?», ибо совесть – это наш внутренний судья.

Классный час «Воровство»

Классный час посвященный теме воровства.1.Формирование устойчивой внутренней позиции неприятия воровства.2. Развитие рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Воровство»»

«Живи своим трудом, а не чужим добром»

Урок для 5-8 классов

1.Формирование устойчивой внутренней позиции неприятия воровства.

2. Развитие рефлексии.

  • Тетради
  • Цветные жетоны

  • Вопрос к детям: О чем говорит эта пословица?
  • Встречались ли вы в своей жизни с воровством?
  • Страдали ли вы когда- либо от воровства?

Почему люди берут чужое?

Дети отвечают на вопрос, получают жетоны

за правильные ответы и делают записи в

1. Нравится вещь

2. Легкость добычи

6. Желание отомстить

7.Привлечь внимание сверстников

Что такое воровство?

  • Ситуация: ребенок из детского сада унес игрушку домой.

Вопрос детям : «Это воровство»? Почему?

  • Первоклассник, пока в классе никого нет, берет чужую вещь. Как оценить этот поступок? Почему?
  • Вывод : понимание, что чужое брать нельзя, должно быть сформировано у ребенка до 7 лет.

Вопросы детям: Какие чувства

испытывает человек, взявший чужое?

(Работа с жетонами)

Последствия мелких краж

Школьник безнаказанно крадет мелочи: ручки, карандаши, ластик и т.д. Постепенно формируется привычка брать чужое. Человек совершает крупные кражи преступник — вор.

Где находятся преступники?

  • Обсудить условия содержания в тюрьмах.
  • Позор на всю жизнь.
  • Недоверие окружающих.
  • Человек и не брал чужое, а указывают на

него, так как провинился ранее.

  • « Не пойман- не вор». Как вы понимаете эту

(Учитель приводит давние примеры из школьной жизни)

Если одолевает соблазн

  • Потянулась рука за чужим, скажи себе: « Я не вор»! Остановись! Победи свой порыв!

Подумай о том, как себя будет чувствовать

пострадавший ( от слова « страдать»).

(Обсуждение примеров из жизни)

3. Если взял чужое, незаметно верни. Больше брать не будешь.

4. Обсуждение рассказа Носова « Огурцы».

Наказание воров в древности

  • Клеймо на лбу
  • Поездка в чане с помоями
  • Отрубание рук
  • Казни воров на Руси. (Петр I собственноручно сек воров на городской площади)
  • Законы древней Индии 2 века н.э.
  • Племена северноамериканских идейцев.
  • Шириатские суды.

  • Правой рукой в тетради написать 5 раз мыслеформулу : « Я живу своим добром»! Повторять ее шепотом.
  • Затем, левой рукой выполняем это же задание.

Вопросы для закрепления пройденного материала:

  • Почему наказания воров в древние времена были столь жестоки?
  • Может ли воришка перестать брать чужое?
  • Почему воровство осуждается обществом?

Классный час » Ответственность за присвоение чужого имущества

(рассчитан на учащихся 8-11-х классов.)

Цель классного часа:

· формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;

· формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;

· развивать умение работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.

· составление электронной презентации;

· приглашение участкового милиционера;

· подготовка раздаточного материала.

Сценарий мероприятия

Классный руководитель : Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме — о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа — «Ответственность за присвоение чужого имущества или Преступление и наказание».

Эпиграфом к нашему мероприятию мы взяли следующие слова: «Почти все люди рабы, и это объясняется той же причиной, какой спартанцы объясняли приниженность персов: они не в силах произнести слово «Нет»». (Никола Шамфор.)

Воровство всегда считалось поступком недостойным, недопустимым. В древности наказание за воровство было весьма жестоким: вору отрубали руки. Многие религии признают воровство смертным грехом. Так, среди заповедей Декалога «Не укради» — восьмая заповедь.

В УК сегодняшней России наказание за преступления, связанные с кражей, грабежом, мошенничеством, разбоем и другими преступлениями против личной собственности граждан указаны в статьях УК: от 158 до 167.

Сегодняшнее циничное «не украдешь – не проживешь» на самом деле помогает человеку не выжить, а погубить свою жизнь как в психологическом, так и в физическом смысле. Психологи убедительно доказали, что у человека, поступающего безнравственно, подсознательно включаются специальные психологические механизмы, которые могут привести к различным психическим и соматическим заболеваниям. [1] Почему?

Нравственный закон генетически «встроен» в человека [2] , и любое его нарушение воспринимается психикой как «сбой в программе». Ваш нравственный закон внутри Вас, Ваша совесть предупреждает Вас: «Осторожно! Здесь Ваш поступок опасен для Вас!» Мы это называем «угрызения совести». Если человек послушается её и будет исправляться, для организма это будет означать «исправление ошибки в программе», если же голос совести игнорируется, включаются такие психологические механизмы, как «отрицание» и «вытеснение», а это короткий путь как минимум к неврозам… Так что права известная пословица «на чужом несчастье счастья не построишь».

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться — плохо. И тем на менее количество малолетних преступников не падает. Почему? Как вы думаете?

Педагог предлагает учащимся игру . Два-три человека выходят за дверь. Пятеро из тех, кто остался в классе, получают карточки с одним из слов пословицы «Семь раз отмерь — один отрежь». Когда вышедшие ученики вернутся в кабинет, те, кто получил карточки, хором произносят свои слова. Задача вошедших — понять, что сказали их одноклассники. (После нескольких попыток угадать пословицу учитель объясняет смысл игры: говорит один — все слушают.)

Классный руководитель рассказывает учащимся начало одной истории, а затем обсуждает ее вместе с ними.

Сергей и Алеша учатся в девятом классе. Они подружились в шестом классе, когда Сергей впервые появился в школе, где учился Алеша. Мальчики живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. В последнее время они одержимы идеей — купить скейтборды, которые стоят очень дорого. У всех друзей они уже есть.

Один знакомый парень с соседней улицы, который старше их на четыре года, предложил ребятам купить у него доски, каждую за половину цены. Мальчики догадывались, что скейтборды краденые, но все равно обрадовались, считая, что им выпал счастливый случай. И они решили, что постараются любой ценой найти необходимую сумму денег.

Учащиеся делятся на группы:

· 1 -я группа — те, кто считает, что стоит сделать подобную покупку;

· 2-я группа — те, кто против покупки;

· 3-я группа — те, кто сомневается. Ребята по очереди обосновывают свое мнение.

Вопрос классу : Подумайте, если мальчики купят у знакомого парня ворованные скейтборды, может ли это быть расценено как соучастие в преступлении? Что ждет молодых людей в этом случае?

Далее один из учащихся раскрывает понятие «преступление», рассказывает о видах преступлений .

Преступление — это деяние, которое представляет опасность для человека, общества или государства, совершенное лицом, вина которого доказана судом.

Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления — совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него.

Соучастие — групповое преступление, совершенное умышленно.

После этого учитель зачитывает продолжение истории.

Проблема, которая омрачала хорошее настроение, заключалась в том, где найти необходимые деньги.

У Сергея были небольшие сбережения — деньги, которые бабушка и дедушка подарили ему на день рождения. Но этого было явно недостаточно для покупки доски. Правда, была слабая надежда выпросить недостающие деньги у отца. Но Сергей не был уверен, что тот согласится дать ему нужную сумму.

У Алексея даже и надежды не было. Он жил с мамой, которая зарабатывала только на их питание и покупку самого необходимого. И снова на выручку друзьям пришел их знакомый, сказав, что он мог бы помочь ребятам с деньгами, которые те смогут позже отработать, оказывая ему некоторые услуги.

Мальчики решили подумать и дать ответ через пару дней.

Учащиеся делятся на пары, распределяют между собой роли: кто будет Сергеем, а кто Алексеем, и отвечают на вопросы с позиции своих героев:

· Какие опасности могут их ожидать в случае согласия работать с этим знакомым?

· Какова вероятность того, что ребята будут втянуты в преступление?

· Можно ли привести примеры из литературы, кинофильмов, телепередач, где сложилась подобная ситуация? Что она повлекла за собой?

Классный руководитель подводит итог обсуждения

и напоминает школьникам, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность, — 14 лет. Затем он зачитывает продолжение рассказа .

Придя домой, Сергей решил попросить денег у отца. Отец ответил, что в семье нет свободных средств для покупки доски. Он предложил сыну заработать деньги в мастерской своего друга, выполняя посильную работу. Сергей решил, что это может быть даже интересно для него, и согласился с предложением отца.

Алексей, понимая, что у него нет возможности достать деньги, на следующий день дал знакомому свое согласие.

Через несколько дней знакомый позвонил и сказал, что вечером он ждет Алексея, для него есть работа. Когда Алеша пришел на встречу, выяснилось, что вместе с другим мальчиком они должны зайти в пустую квартиру и взять оттуда некоторые вещи.

Далее учащиеся делятся на группы по пять человек. Каждая группа анализирует ситуацию и отвечает на один из вопросов:

· Какие чувства испытывал бы каждый из вас, оказавшись в подобной ситуации?

· Есть ли выход для Алексея в сложившейся ситуации?

· Что привело Алексея к тому, что он вынужден пойти на преступление?

· Если вдруг он откажется от этого, что его ожидает?

· Должен ли Алексей заявить на своего знакомого в милицию или сообщить кому-либо из взрослых?

После обсуждения ребятам предлагается послушать продолжение истории.

Алексей и мальчик, которого звали Владик, пришли по указанному адресу. Когда они открыли дверь и зашли в квартиру, то услышали какое-то движение в одной из комнат. Заглянув туда, они увидели пожилую женщину, которая, с трудом передвигаясь, шла им навстречу. Заметив подростков, она испугалась и закричала. Владик оттолкнул старушку, схватил кошелек, который лежал на тумбочке в прихожей, и бросился бежать. Алексей сначала растерялся, но потом побежал за ним. На углу дома их задержали сотрудники милиции, которых вызвали соседи.

Классный руководитель знакомит учащихся со списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ .

Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

· умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;

· разбой, грабеж, кража, вымогательство;

· угон и приведение в негодность транспорта;

· вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;

· умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;

· хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;

· терроризм, захват заложника.

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:

· лишение свободы на определенный срок;

· лишение права заниматься определенной деятельностью.

К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред.

В отношении несовершеннолетних Владика и Алексея, после задержания их сотрудниками полиции, должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела по ст. 161 Уголовного кодекса РФ (грабеж).

Согласно ст. 14 и ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ), уголовная ответственность детей за грабеж наступает с 14 лет при наличии их вины.

Мы исходим из того, что детям по 14 и более лет. В таком случае возбуждается уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 161 УК РФ — грабеж с незаконным проникновением в жилище.

В отличие от кражи (статья 158 УК РФ) при грабеже чужое имущество похищается открыто, т. е. в нашем случае — в присутствии человека (потерпевшего), который понимает характер происходящего. И несмотря на то что изначально планировалось совершить кражу, в вину будет вменяться именно грабеж.

Владик будет нести уголовную ответственность согласно п. «в» ч. 2 ст. 161 УК РФ (он изначально знал о том, что будет совершено преступление, желал этого и предвидел последствия).

Знакомый мальчиков будет привлечен к уголовной ответственности как организатор преступления.

Алексей может быть освобожден от уголовной ответственности, если в ходе предварительного расследования и (или) в суде будет установлено, что он не знал о необходимости совершить преступление (отсутствует вина). Например, знакомый мог сказать Алексею, что вещи принадлежат ему, Владику или их родственникам, знакомым и требуется только помочь их перенести, перевезти и т. п. Следовательно, при отсутствии вины (не понимал, не осознавал и не предвидел преступные последствия своего поступка) Алексей не несет никакой ответственности.

Другой вариант таков. Алексей желал совершить кражу, но произошел грабеж. В таком случае применяется ст. 36 УК РФ — эксцесс исполнителя преступления. Поскольку Алексей не предвидел, не знал и не желал, чтобы Владик совершил грабеж, то он не несет ответственности по ст. 161 УК РФ. Алексей будет наказан за совершение кражи.

Учащиеся делятся на две группы.

Первой группе необходимо закончить историю, поразмышлять, используя различные источники информации, над тем, что произойдет дальше.

Вторая группа должна придумать другой сценарий этой истории, при котором Алексей не оказался бы в столь трагической ситуации.

После обсуждения предложенных учащимися вариантов классный руководитель подводит итог собрания. Если есть возможность, желательно пригласить для заключительного слова участкового милиционера.

Н.А. Шевченко,
учитель математики Верхнегрязнухинской школы, с. Верхняя Грязнуха Волгоградской обл.

Добавил изменения: И.И. Мулиркин кл. рук. 9кл

МАОУ Первый Новоорский лицей

[1] об этом можно прочитать в научно-популярных изданиях: Грановская, Р.М., Никольская И.М. Защита личности:

2 об этом можно прочитать в научно-популярном издании: Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики.

Читайте также:  Оскорбление личности куда писать заявление
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]