Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего аудита

Содержание

Внутренний контроль и внутренний аудит — необходимость для компании.

Алексей Сонин , CIA, Институт внутренних аудиторов — Москва

Внутренний аудит в западных странах зародился в начале ХХ века и получил сильный импульс к развитию после Второй Мировой войны в ответ на возросшие объемы операций и децентрализацию компаний. В 1941 г. в США был создан Институт внутренних аудиторов, профессиональная ассоциация внутренних аудиторов, ставящая своей целью развитие и популяризацию профессии внутреннего аудитора и выработку стандартов профессиональной деятельности. Сейчас Институт насчитывает около 72 тыс. членов и представлен в 120 странах. А всего в мире насчитывается порядка одного миллиона людей, в той или иной степени занимающихся внутренним аудитом.

Множество компаний по всему миру страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов — людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля . Какова же роль и значимость внутреннего контроля?

Каждый из нас практически ежедневно применяет самоконтроль или, другими словами, внутренний контроль. Это происходит, когда мы закрываем дверь перед уходом из дома (сохранение наших активов — того, что находится в квартире), проверяем счет в ресторане (сохранение денежных средств — не платить же больше, чем должен — и, одновременно, проверка правильности учетных записей в виде оформленного счета), покупаем страховку (желание обезопасить себя от возможной потери активов в будущем), выбираем оптимальный маршрут движения (эффективное использование ресурсов, в данном случае — времени и денег). И подобные примеры можно продолжать.

А вот некоторые примеры недостаточного контроля, но уже касающиеся крупнейших компаний. Хакеры проникают в систему электронных расчетов банка и крадут несколько сотен тысяч долларов (собирались украсть больше, но все-таки были обнаружены и изобличены); компания-производитель автомобилей тратит несколько миллионов долларов на устранение неисправности в тормозной системе (системе зажигания, подвеске и т.д.) проданных автомобилей — престиж дороже денег; самолет попадает в катастрофу по причине некачественного топлива (недостаточно очищенной от наледи взлетно-посадочной полосы, необработанных противообледенительной жидкостью подкрылков и т.д.). Все эти негативные, а порой трагичные, события стали возможны, прежде всего, из-за недостаточно эффективной системы внутреннего контроля или системы контроля качества, которая по смыслу достаточно близка системе внутреннего контроля.

Любая деятельность внутри организации происходит в рамках двух систем. Одна — это операционная (организационная) система, построенная для достижения заданных целей. Другая система — это система контроля, пронизывающая операционную (организационную) систему. Она состоит, в общем виде, из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена, в конечном итоге, на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры компании в частности достигнут поставленных целей.

Понятие внутреннего контроля отнюдь не новое. Появившись в лексиконе еще в начале XVIII века, оно эволюционировало со временем. Как система контроля деятельности предприятия это понятие сформировалось к началу ХХ столетия в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. Позже функции внутреннего контроля значительно расширились, преобразовавшись в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций, следование предписанной политике и процедурам компании. Таким образом, новые функции вывели понятие внутреннего контроля за рамки круга вопросов, относящихся к обычному бухгалтерскому учету. Эволюционируя и расширяя сферу своего приложения, внутренний контроль к концу XX века превращается в инструмент контроля за рисками, где его функции тесно переплетаются с функцией управления рисками — риск-менеджментом.

Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений. Менеджеры компании должны, во-первых, поставить цели и определить задачи компании и отдельных подразделений и построить соответствующую этому структуру организации. И, во-вторых, обеспечить функционирование эффективной системы документирования и отчетности, разделения полномочий, авторизации, мониторинга для достижения поставленных целей и решения стоящих задач.

Определение внутреннего контроля с точки зрения его бухгалтерского понимания звучит следующим образом: внутренний контроль есть структура, политика, правила, процедуры по обеспечению сохранности активов компании и надежности бухгалтерских записей, что дает достаточную уверенность в том, что 1) транзакции должным образом авторизованы, 2) транзакции своевременно и точно отражаются в отчетности в соответствии со стандартами учета, 3) доступ к активам компании осуществляется на основании соответствующей авторизации, 4) физическое наличие активов периодически сверяется с бухгалтерскими записями.

Чем внутренний контроль отличается от контроля вообще? Внутренний контроль — это контроль изнутри компании, в противоположность внешним видам контроля, таким как законодательное регулирование, контроль со стороны внешних контролирующих организаций и т.п. В данном контексте понятие внутреннего контроля синонимично понятиям управленческого контроля, операционного контроля.

Говоря о внутреннем контроле, важно осознавать, что он полезен только в том случае, если направлен на достижение конкрентных целей, и, прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо определить эти цели. Есть пять основных целей внутреннего контроля:

Концепция внутреннего контроля включает в себя несколько компонентов. Во-первых , это внутренняя среда компании, то есть этические ценности, стиль управления, процесс принятия решений, делегирование полномочий и принятие ответственности, политика в отношении персонала, компетентность сотрудников и, что крайне важно, отношение управленческого аппарата компании к внутреннему контролю. Во-вторых , это определение, анализ и управление рисками, стоящими перед компанией на пути достижения своих целей. В-третьих , повседневное осуществление контроля: учет и отчетность, разделение полномочий, права доступа к активам, мониторинг. В-четвертых , система санкционированного доступа к информации — соответствующая информация должна быть доступна тому, кто в ней нуждается в силу возложенных на него функций/обязанностей. В-пятых , мониторинг самой системы внутреннего контроля, необходимый для определения его эффективности.

Какова же структура системы внутреннего контроля и на чем она основывается?

Организация: простая организационная структура с четкими линиями подчиненности, ответственность в рамках полномочий, отчетность перед вышестоящими руководителями, разграничение критических функций, возможность быстрого реагирования при изменении как внутренних, так и внешних факторов, четкое определение роли и ответственности каждого отдела, надлежащий уровень контроля деятельности сотрудников и периодическая оценка результатов их работы.

Политика: утверждается на уровне руководства в соответствии с целями и задачами организации и издается в письменном виде, доводится до сведения сотрудников, периодически пересматривается и обновляется по мере необходимости.

Процедуры: обеспечивают разграничение критических функций, максимально просты и понятны, не противоречат и не дублируют друг друга, периодически пересматриваются и обновляются по мере необходимости.

Персонал: оценка личных качеств кандидатов при приеме на работу, профессиональные тренинги и курсы, четкое определение роли и ответственности.

Учет: необходим для принятия эффективных решений, ведется по организационным подразделениям компании.

Отчетность: отчеты своевременны, просты и последовательны.

Бюджеты: служат инструментом анализа достижения целей, поставленных перед подразделениями, и способствуют улучшению координации деятельности различных отделов.

Важно отметить, что целью компании должно являться не создание системы контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, а системы, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности работы. Ведь ресурсы, направленные компанией на создание избыточного контроля, могли бы быть использованы для достижения других целей и задач. Однако, даже хорошо выстроенная и организованная система внутреннего контроля нуждается в оценке своей эффективности как с точки зрения достижения поставленных целей, так и с точки зрения экономичности. Этой цели служит, как уже говорилось, внутренний аудит .

Внутренний аудит является оценкой надежности и эффективности существующей системы внутреннего контроля, а внутренние аудиторы — людьми, призванными непредвзято и профессионально провести такую оценку. Иными словами, внутренний аудит есть функция независимой оценки всех аспектов деятельности организации, осуществяемая изнутри организации и направленная на создание у менеджеров компании уверенности в том, что существующая система контроля надежна и эффективна.

Читайте также:  Фиктивный брак за деньги для гражданства спб цена

Важно заметить, что руководство компании, не внутренние аудиторы, ответственны за создание и поддержание надежной и эффективной системы внутреннего контроля. Основная цель внутреннего аудита — помочь менеджерам компании эффективно выполнять возложенные на них обязанности, придать менеджерам компании достаточную уверенность в том, что активы компании используются наиболее эффективным образом для достижения целей и задач, стоящих перед компанией в целом и ее отдельными подразделениями.

Основной метод внутреннего аудита — проведение качественного аудита, выработка эффективных и выполнимых рекомендаций и дальнейший контроль их выполнения. Аудит не может считаться завершенным до тех пор, пока не будут внедрены аудиторские рекомендации и устранены выявленные отклонения (лучше идти по «горячим следам», т.е. снова и снова после аудита возвращаться к нему и отслеживать прогресс во внедрении аудиторских рекомендаций, выявляя возможные препятствия и предлагая новые решения).

Одним из важнейших аспектов деятельности внутреннего аудита является определение и анализ возможных внешних и внутренних рисков при разработке и внедрении новых проектов, а также выработка рекомендаций, позволяющих снизить уровень риска или минимизировать возможные потери. Внутренние аудиторы также осуществляют мониторинг расходования фондов по разным проектам или программам (например, проект капитального строительства или программа продвижения товара на рынок), анализируют финансовую и управленческую отчетность компании, ее достоверность и своевременность. Внутренние аудиторы дают оценку разрабатываемым контрактам и выполнению сторонами своих контрактных обязательств. Внутренние аудиторы привлекаются для оценки систем контроля в рамках существующих и вновь внедряемых информационных систем.

Внутренний аудит должен доказать сотрудникам компании свою необходимость и полезность в качестве услуги, которой они пока не всегда готовы пользоваться, поскольку отношение к внутренним аудиторам в компаниях неоднозначно. Многое зависит от внутренней культуры компании и готовности менеджеров к сотрудничеству с ними. К сожалению, персонал не всегда осознает, что аудитор контролирует не исполнителей, а рабочий процесс, выявляя недостатки существующих процессов, правил и процедур и тем самым помогая компании достигать лучших результатов.

Каким должен быть специалист по внутреннему аудиту? Непременным условием является знание принципов организации и управления, а также владение базовыми знаниями в таких дисциплинах как бухгалтерский учет и финансы, право, налогобложение, продажи, логистика, информационные технологии. Быть специалистом во всех этих областях невозможно, да и не является обязательным. Желательно, чтобы отдел внутреннего аудита имел в своем составе квалифицированного специалиста-аудитора по каждой из этих областей/дисциплин. Помимо этого, если при проведении аудита необходимы глубокие знания в какой-либо сложной или специфичной области, аудиторы могут привлечь внешних специалистов, например, профессиональных оценщиков, актуариев, статистиков, инженеров, строителей, геологов и т.д. Аудиторы могут работать индивидуально и командой, в которую подбираются люди, обладающие необходимой глубиной знаний в требуемых дисциплинах. Например, при аудите большого капитального проекта нужны аудиторы, обладающие достаточными знаниями в таких областях как строительство, контрактное право, закупки, бухгалтерский учет. Аудитор-профессионал должен обладать следующими качествами: умение находить общий язык с разными людьми, умение четко выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, предельная аккуратность в оценках и суждениях, честность, самоорганизованность и умение планировать свою работу, умение доходить до сути вещей.

Существуют два основных отличия аудита внутреннего от внешнего. Первое, внешний аудит традиционно ориентируется на подтверждение достоверности финансовой отчетности компании и фокусируется на операциях и событиях, могущих оказать материальное воздействие на отчетность компании. Внутренний аудит направлен на оценку существующей системы контроля компании и эффективности ее различных подразделений — производство, маркетинг, продажи, финансы и т.д. Второе, внешний аудит служит, в первую очередь, интересам клиентов компании в широком понимании этого термина — поставщикам, потребителям, кредиторам, налоговым органам. Внутренний аудит служит, в первую очередь, интересам менеджеров компании. Эффективная система внутреннего аудита может снизить затраты компаний на аудит внешний, хотя и не может полностью его заменить.

Останавливаясь вкратце на российской модели внутреннего аудита, следует отметить, что она далека от западного варианта и состоит из двух основных направлений. Первое — это ревизия, которая фокусируется на проверке сохранности и эффективном использовании активов, выявлении и ликвидации задолженностей и недостач. Второе — это собственно внутренний аудит, имеющий целью обеспечить достоверность бухгалтерско-финансовой отчетности, минимизировать налогообложение и способствовать сохранности активов компании. В этом случае внутренний аудит фактически выполняет функцию внешнего аудита и во многом его дублирует, тем самым снижая свою эффективность. Однако, как показывает пример некоторых российских компаний, происходит осмысление западной практики внутреннего аудита и сближение российского и западного понимания целей и методов внутреннего аудита. Внутренний аудит перерастает из функции, первоначально ориентированной на проверку финансово-бухгалтерской отчетности и минимизацию налогов, в функцию, охватывающую все аспекты деятельности компании

Чем отличается аудит от внутреннего контроля

Не каждый может назвать разницу между аудитом и внутренним контролем, зачастую воспринимая их как близкие по смыслу понятия или полные синонимы. Однако эти экономические термины несут в себе разное значение и подразумевают разные задачи, имея при этом общую цель – осуществление контроля за финансами индивидуального предпринимателя, предприятия или организации.

Общие черты и смысловые различия

Под аудитом понимают независимую проверку бухгалтерского учета для составления мнения о его достоверности, соответствию законодательству, финансовой отчетности и требованиям по ведению учета на предприятии. Это включает в себя не только контроль учета и финансовой отчетности, но и формулирование предложений по рационализации хозяйственной деятельности для увеличения прибыли.

В то же время, внутренний контроль – это анализ финансовых показателей предприятия с целью их улучшения, отслеживание эффективности и целесообразности расхода финансовых средств различного характера. Он необходим для обеспечения упорядоченного и эффективного ведения дел, контроля за соблюдением политики компании, выявления и устранения проблем во внутренней структуре работы предприятия и обеспечения достоверности внутрифирменной информации.

Проанализировав оба понятия можно сказать, что аудит – это процедура проверки финансов с целью подготовки мнения об их достоверности и предложению способов увеличить прибыль предприятия, а внутренний контроль – процедура по контролю и улучшению состояния внутренних финансовых дел фирмы, с целью рационализации и сокращения расходов.

Дифференциация задач

В крупных фирмах, имеющих несколько филиалов, аудит и внутренний контроль помимо собственных выполняют задачу по обеспечению высшего руководства организации достоверной информацией по финансовым делам всей структуры в полном объеме. Для этого, согласно своему значению, аудит и внутренний контроль выполняют специфические задачи. Для аудитора они определяются договором между аудиторской фирмой и предприятием, на котором будет проводится аудит. Ключевыми задачами аудита являются:

  1. Сохранение независимости, непредвзятости и объективности при проведении проверок.
  2. Сбор и анализ максимального количества информации.
  3. Составление полезного мнения, учитывающего все имеющееся недочеты и содержащего рекомендации по их устранению.
  4. Подтверждение или не подтверждение реальности данных, представленных в отчетности.

В противовес аудиту, задачи внутреннего контроля определяются руководством, поэтому он имеет смысл только в том случае, когда менеджеры предприятия успешно сформулируют конкретные цели и составят план работы. На их основе у внутреннего контроля определяются следующие задачи:

  1. Отслеживание эффективности и целесообразности расходования средств (заемных, собственных и привлеченных).
  2. Анализ и сопоставление фактических результатов с прогнозируемыми.
  3. Контроль за финансовым состоянием предприятия.
  4. Финансовая оценка результатов вложения средств.

Выполнение проверки

Помимо ключевых задач, аудит и внутренний контроль различаются также процедурой выполнения, сроками и уполномоченными лицами, проводящими проверки.

Так, аудит осуществляется специалистом, не являющимся сотрудником организации, в которой будет проходить аудит. Его обособленность позволяет сохранять объективность и непредвзятость, так как аудитор защищен от возможного давления со стороны организации и не имеет личных мотивов для искажения данных. Процедура обязательного аудита осуществляется один раз в год. Она определяется в соответствии с правилами аудиторской организации и законодательства РФ и не может быть изменена по желанию организации-заказчика.

В заключении отметим, что рассмотренные процессы необходимо выполнять вовремя – тогда финансовая отчетность и документация в организации будут в порядке, а исполнение бюджета будет улучшаться постоянно, способствуя рационализации расходов и увеличению прибыли.

Внутренний аудит и внутренний контроль — есть ли разница?

Чем отличается внутренний аудит от внутреннего контроля

Понятия внутреннего аудита и внутреннего контроля неравнозначны и несут в себе разную смысловую нагрузку. Определение внутреннего аудита следует из положений международного стандарта аудита 610, который является действующим правовым актом на территории России в силу требований приказа Минфина «О введении…» от 24.10.2016 № 192н. Исходя из пункта 14 этого акта внутренний аудит — это деятельность по обеспечению уверенности при принятии хозяйственных и финансовых решений и оказанию консультативной помощи руководящим органам по оценке процессов корпоративного управления, повышению их действенности, управлению рисками.

Читайте также:  Увольнение за опоздание на работу статья

Определение же внутреннего контроля можно вывести из положений ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и письма Минфина России № П-11/2013 (без даты). Согласно данным нормам, это вид деятельности, при котором хозяйствующий субъект контролирует совершаемые факты хозяйственной жизнедеятельности организации. Внутренний контроль обеспечивает эффективность и результативность деятельности компании, достоверность и своевременность бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства.

Таким образом, понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита можно разграничить как общее и частное, т. е. первое включает в себя второе.

Отдельными законами закреплены правила внутреннего контроля в Росатоме, Росавтодоре и других государственных компаниях и корпорациях. О правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ рассказано в другой нашей статье.

Внутренний контроль: каковы направления осуществления, кем проводится

В целях унификации порядка организации и проведения внутреннего контроля Министерством финансов РФ было сформировано указанное выше письмо № ПЗ-11/2013 с соответствующими рекомендациями для тех организаций, правила осуществления внутреннего контроля в которых не урегулированы отдельным законом.

В частности, в п. 3 письма определяются направления осуществления внутреннего контроля:

  1. Контроль соблюдения применимого законодательства, в том числе при ведении бухгалтерского учета.
  2. Оценка эффективности и результативности деятельности компании, что выражается в сохранности имеющихся активов, достижении плановых показателей, увеличение оборота и т. п.
  3. Изучение достоверности сдаваемой бухгалтерской и иной отчетности, а также своевременности ее представления в соответствующие органы и учреждения.

Текст же п. 18.1 письма указывает, кто может выступать субъектом внутреннего контроля:

  • руководитель организации, ее коллегиальные исполнительные органы и иные управленческие структуры;
  • ревизор или ревизионная комиссия;
  • главный бухгалтер, руководитель компании или иное должностное лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, его проверку и достоверность;
  • внутренний аудитор или соответствующая служба (специально создаваемое структурное подразделение);
  • иное должностное лицо, в полномочия которого входит осуществление внутреннего контроля.

Обязательность проведения как одно из основных отличий внутреннего аудита от внутреннего контроля

Рассказывая, чем отличается внутренний контроль от внутреннего аудита, нельзя обойти и положения ст. 19 закона № 402. Исходя из этой нормы:

  • внутренний контроль должен быть организован всеми без исключения экономическими субъектами;
  • внутренний аудит — лишь теми, которые специально оговорены в законодательстве или самостоятельно приняли такое решение на основании собственных потребностей.

В частности, закон «О публично-правовых компаниях…» от 03.07.2016 № 236-ФЗ в ч. 6 ст. 16 предусматривает, что для обеспечения достаточного уровня надежности внутреннего контроля, оценки его эффективности и проверки соответствия деятельности публично-правовой компании в ее структуре должно быть создано подразделение внутреннего аудита. Соответственно, внутренний аудит обязателен не во всех организациях, а только в публично-правовых компаниях — в этом и состоит одно из наиболее существенных отличий аудита от внутреннего контроля.

Таким образом, внутренний аудит проводится в рамках внутреннего контроля, являясь составной частью данной процедуры. При этом проведение аудита обязательно далеко не всегда, осуществление же контроля проводится всеми субъектами хозяйственной деятельности.

Разница между внутренним аудитом и внутренним контролем

В государственных организациях, а также в некоторых частных фирмах в силу требований закона должны проводиться такие мероприятия, как внутренний аудит и внутренний контроль. Что они представляют собой?

Что такое внутренний контроль?

Рассмотрим для начала специфику внутреннего контроля в госструктурах. Затем изучим его особенности в частных фирмах.

Можно отметить, что процедура, о которой идет речь, в государственных организациях официально именуется «внутренним финансовым контролем». То есть предметом проверок становятся хозяйственные операции учреждения, связанные в основном с расходованием бюджетных средств.

Внутренний контроль в государственных организациях обязателен. Необходимость его проведения законодательно закреплена в положениях Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний контроль в государственных организациях — это процедура, которую должен осуществлять главный распорядитель бюджетных средств. То есть центральный аппарат того или иного ведомства, работающий на федеральном уровне, в Москве. Внутренний контроль в трактовке российского законодателя — это проверка деятельности бюджетного учреждения на предмет:

  • соблюдения используемых учреждением стандартов и норм исполнения бюджета;
  • следования правилам формирования финансовой отчетности, ведения учета;
  • эффективного расходования бюджетных средств.

Кроме того, внутренний контроль в государственных организациях предполагает разработку главным распорядителем мер, направленных на повышение качества управления финансами в подведомственных государственных организациях.

Каковы особенности внутреннего контроля в частных фирмах? Прежде всего, стоит сказать о том, что в общем случае данные организации проводят подобную процедуру добровольно. Есть только отдельные категории частных фирм, которые обязательно должны осуществлять внутренний контроль — равно как и аудит.

В числе негосударственных компаний, которым следует по закону проводить рассматриваемые мероприятия, — корпорации, организующие торги на фондовых биржах. Данные фирмы обязаны проводить внутренний и внешний контроль в соответствии с положениями ФЗ № 325 от 21.11.2011 года.

Под внутренним контролем в трейдинговых фирмах законодатель понимает проверки, которые направлены на оценку соответствия деятельности биржи или торговой системы требованиям законодательства, а также положениям учредительных документов. Для проведения соответствующей процедуры финансовая компания должна назначить контролера либо учредить специализированное структурное подразделение.

Безусловно, понимание внутреннего контроля в тех частных фирмах, в которых его проведение необязательно, может отличаться от трактовки, которой следует придерживаться трейдинговым компаниям.

Что такое внутренний аудит?

Внутренний аудит, как и контроль, является обязательной процедурой для государственных учреждений. Его сущность также отражена в положениях ст. 160.2-1 БК РФ. В данном источнике права указано, что внутренний аудит представляет собой:

  • проверки, которые направлены на оценку надежности осуществления внутреннего контроля;
  • выработку рекомендаций, необходимых для повышения эффективности соответствующего контроля;
  • проверки, направленные на оценку достоверности отчетности и качества ведения учета;
  • выработку предложений, направленных на повышение эффективности освоения государственных средств.

В частных фирмах, как мы отметили выше, внутренний аудит в общем случае необязателен. Но те же трейдинговые компании (в соответствии с ФЗ № 325) должны его проводить. Правда, в данном федеральном законе не раскрывается сущность внутреннего аудита. Указано только, что для его проведения финансовая компания, по аналогии с организацией контроля, должна назначить внутреннего аудитора либо учредить отдельное специализированное структурное подразделение.

Но если исходить из правовой аналогии с положениями БК РФ, то допустимо предположить, что внутренний аудит в частных компаниях, как и в государственных, может представлять собой проверки, направленные на оценку надежности внутреннего контроля, достоверности отчетности и качества учета, а также выработку рекомендаций и предложений в области финансовой политики трейдинговой компании.

Сравнение

Очевидно, что внутренний контроль и внутренний аудит как в государственных организациях, так и в частных компаниях — это процедуры, которые дополняют друг друга. Но есть принципиальное отличие внутреннего аудита от внутреннего контроля. Первая процедура направлена на обнаружение ошибок в хозяйственных операциях, в составлении отчетных и иных документов. В свою очередь, внутренний аудит — это, прежде всего, оценка серьезности обнаруженных ошибок и выработка рекомендаций по их устранению. Кроме того, внутренний аудит позволяет также проанализировать эффективность контроля.

Определив то, в чем разница между внутренним аудитом и внутренним контролем, отобразим основные ее критерии в небольшой таблице.

Чем отличается внутренний финансовый контроль от внутреннего аудита

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 30 июня 2017 г. N 02-02-05/42411 Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, сообщает следующее.

Статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) определены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы (администраторы) бюджетных средств) по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Исходя из положений пунктов 1-3 статьи 160.2-1 БК РФ следует, что главные администраторы (администраторы) бюджетных средств осуществляют самостоятельно внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором бюджетных средств, подведомственными ему администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств.

Читайте также:  Росреестр офисы и приемные московской области

Пунктом 4 статьи 160.2-1 БК РФ определены цели внутреннего финансового аудита, который осуществляется главными администраторами (администраторами) бюджетных средств на основе функциональной независимости.

Согласно пункту 5 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Минфина России от 30.12.2016 N 822 (далее — Методические рекомендации), в ходе внутреннего финансового аудита проводится оценка надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами, совершенных структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств, отражения операций с активами и обязательствами в бюджетном учете и бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Таким образом, в рамках полномочий, установленных статьей 160.2-1 БК РФ, внутренний финансовый контроль осуществляется руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

При этом принимая во внимание пункт 2 Методических рекомендаций, отмечаем, что внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

По вопросу передачи полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита сообщаем.

Положениями БК РФ не предусмотрена возможность, условия и порядок передачи бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, в том числе по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

В случае передачи рассматриваемых полномочий органу внутреннего государственного финансового контроля, а также при подчинении должностных лиц главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, осуществляющих внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, органу внутреннего государственного финансового контроля возникнет конфликт интересов при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений в рамках предварительного и последующего контроля, определенных статьями 265, 269.1 и 269.2 БК РФ, а также будет нарушена функциональная независимость внутреннего финансового аудита.

Кроме того, статьей 269.2 БК РФ не установлено полномочие органа внутреннего государственного финансового контроля по согласованию документов, разрабатываемых и принимаемых главными администраторами (администраторами) бюджетных средств в рамках организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Вместе с тем предложения по совершенствованию осуществления главными администраторами (администраторами) бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита могут быть направлены органами внутреннего государственного финансового контроля при проведении ими анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, предусмотренного пунктом 4 статьи 157 БК РФ.

Передача бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита другому администратору бюджетных средств и (или) иной организации (централизованной бухгалтерии) не представляется возможной ввиду того, что согласно статье 160.2-1 БК РФ указанные полномочия осуществляются самостоятельно.

По вопросу осуществления главными администраторами (администраторами) бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в условиях передачи полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности сообщаем.

Согласно пунктам 10.1 и 11 статьи 161 БК РФ на органы государственной власти (государственные органы) распространяются особенности правового положения казенных учреждений, установленные статьей 161 БК РФ, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Указанные органы власти, исполняя полномочия получателя бюджетных средств и являясь казенными учреждениями, на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, однако органы власти не перестают выполнять полномочия главных администраторов (администраторов) бюджетных средств.

В части ведения бюджетного учета отмечаем, что положения Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) распространяются на государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе в части ведения бюджетного учета, а также при составлении бюджетной отчетности.

Исходя из положений статьей 7 и 9 Закона N 402-ФЗ, ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта (органа власти), который обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (передать полномочия по ведению учета централизованной бухгалтерии).

При этом каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни (должностное лицо главного администратора бюджетных средств), обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

А лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (централизованная бухгалтерия), не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Таким образом, должностные лица главного администратора бюджетных средств должны осуществлять внутренний финансовый контроль за соответствием первичных учетных документов фактам хозяйственной жизни, достоверностью данных, содержащихся в указанных документах, а также за соблюдением действующего законодательства в части порядка оформления документов, формируемых для отражения фактов хозяйственной жизни.

Согласно пункту 6 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция), в случае передачи получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета полномочий по ведению бюджетного учета иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) бюджетная отчетность составляется и представляется в порядке, предусмотренном Инструкцией и соглашением о передаче полномочий по ведению бюджетного учета (далее — Соглашение).

Бюджетная отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, передавшего полномочия по ведению учета, а также руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета. Кроме того, бюджетная отчетность, в том числе, подписывается руководителем и главным бухгалтером главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Таким образом, должностные лица главного администратора бюджетных средств должны осуществлять внутренний финансовый контроль в части выполнения операции подписания бюджетной отчетности при исполнении внутренней бюджетной процедуры по составлению бюджетной отчетности.

Принимая во внимание, что осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита как бюджетное полномочие главного администратора бюджетных средств в настоящее время не может быть передано в централизованную бухгалтерию, то до внесения соответствующих изменений в БК РФ, по мнению Департамента, должностные лица главного администратора бюджетных средств должны осуществлять внутренний финансовый контроль в части, например:

соответствия документов, в том числе первичных учетных документов, требованиям нормативных правовых актов и (или) правовых актов главного администратора бюджетных средств;

подтверждения правомочности совершения операций (наделения должностных лиц главного администратора бюджетных средств правами по подписанию бюджетной отчетности, а также правами по оформлению фактов хозяйственной жизни);

сверки данных, направленных в централизованную бухгалтерию в рамках Соглашения и отраженных в бюджетной отчетности, сформированной централизованной бухгалтерией.

Кроме того, главный администратор бюджетных средств в целях осуществления бюджетных полномочий, предусмотренных статьей 160.2-1 БК РФ, вправе в рамках Соглашения запрашивать информацию, связанную с ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности, у централизованной бухгалтерии, осуществляющей в соответствии со статьей 19 Закона N 402-ФЗ контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

При этом в рассматриваемой ситуации внутренний финансовый аудит будет направлен на оценку надежности внутреннего финансового контроля, подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, а также на подтверждение достоверности бюджетной отчетности исходя из первичных учетных документов, направленных в централизованную бухгалтерию, и данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Директор Департамента С.В. Романов

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу проведения внутреннего финансового контроля и аудита в бюджетном секторе.

В частности, указано, что должностные лица главного администратора бюджетных средств должны осуществлять такой контроль за соответствием первичных учетных документов фактам хозяйственной жизни, достоверностью таких документов и соблюдением порядка их оформления.

Также они должны следить за выполнением операции подписания бюджетной отчетности при исполнении внутренней бюджетной процедуры по составлению бюджетной отчетности.

Ссылка на основную публикацию

detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]