Аванс по государственному контракту 44 фз
Содержание
- 1 Аванс по государственному контракту 44 фз
- 1.1 Аванс по 44-ФЗ в 2019 году: размер выплат в таблице
- 1.2 Новые правила по авансу на 2020 год
- 1.3 Новые правила для аванса в контрактах по 44-ФЗ на 2020 год
- 1.4 Действующее законодательство об авансе
- 1.5 Аванс в законе о контрактной системе
- 1.6 Как прописать
- 1.7 Плюсы и минусы
- 1.8 Ограничения при определении размера аванса
- 1.9 Когда не предусматривают аванс
- 1.10 Бесплатные юридические консультации
- 1.11 Аванс 30% по государственному контракту по 44 ФЗ
- 1.12 Изменение суммы аванса по заключенному государственному контракту является нарушением Закона о контрактной системе.
- 1.13 Как платят заказчики: авансом, поэтапно, после выполнения
- 1.14 Аванс в госзаказе. Основания авансирования по 44-ФЗ
Аванс по 44-ФЗ в 2019 году: размер выплат в таблице
Действующее законодательство предусматривает возможность предоставления заказчиком авансового платежа для исполнения государственного контракта. Это поможет поставщику вовремя и в полном объеме исполнить свои обязательства. До недавнего времени размер аванса был не регламентирован. Но Правительство РФ внесло соответствующие поправки в законодательство. Теперь перечисление авансовых платежей должно отвечать определенным требованиям.
Когда возможно предоставлять аванс и когда это делать запрещено
Авансом принято назвать денежную сумму, которую заказчик перечисляет в адрес поставщика в исполнение своих обязательств по контракту. Каждое бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять условия заключаемых с поставщиками договоров. Следовательно, и возможность предоставления аванса они могут устанавливать на свое усмотрение.
В апреле 2016 года было опубликовано постановление Правительства РФ за номером 737-р. В нем определяется список товаров, при заключении договора на поставку которых, авансирование не допускается. При этом срок поставки не должен превышать 30 дней с момента заключения контракта. В этот перечень входят:
- Постельное белье, занавеси, столовое белье.
- Различные виды одеял, подушек, спальных мешков.
- Ковры.
- Бумага, предназначенная для печати, канцелярские товары, выполненные из бумажной массы. Подставки и лотки для ручек, печатей, бумаги, а также аналогичные канцелярские приспособления.
- Медицинская вата.
- Моющие средства.
- Портативные компьютеры, электронные записные книжки.
- Оборудование, предназначенное для обеспечения телефонной, телеграфной или видеосвязи.
- Телевизионные приемники, радиоаппаратура, устройства записи и воспроизведения звука.
- Лампы накаливания, дуговые и газоразрядные лампы.
- Различные осветительные приборы и их отдельные части.
- Легковые и грузовые автомобили.
- Щетки и метлы для уборки в помещении.
- Ручки и карандаши, мелки для рисования и нужд портных.
При закупке любых других товаров заказчик вправе определить порядок выплаты аванса. При этом необходимо учитывать, что существует предельный размер такой выплаты, который установлен законодательно.
Размер аванса по контракту 44-ФЗ
Максимально возможный размер авансового платежа устанавливается постановлением Правительства за номером 1551 от 30.12.2016 г. Размер аванса не изменяется в случае заключения контракта с единственным поставщиком.
Условия контракта
Размер авансового платежа
Поставка любых товаров или услуг, не включенных в перечень постановления №737-р.
До 30% от суммы контракта
При заключении договора на реализацию опытно-конструкторских или научно-исследовательских работ, которые ориентированы на импотрозамещение высокотехнологичной продукции.
Аванс может быть в пределах от 30 до 80 % от суммы, предусмотренной к оплате контрактом.
Контракты на оказание услуг связи, подписки на печатные издания, профессиональной переподготовке сотрудников, участие в различных конференциях, проведения государственной экспертизы, по проверки правильности составления сметы для объектов капитального строительства. Договора на оформление авиа- и железнодорожных билетов, аренды сейфов, тушение пожаров.
Сумма аванса может доходить до 100%.
Заключение договоров на строительные работы, услуги по реконструкции, а также капитальному ремонту зданий и сооружений.
Если сумма контракта не превосходит 600 миллионов рублей, то аванс не может превышать 30% от цены. При сумму свыше 600 миллионов рублей сумму аванса может быть увеличена до 70%.
Как правильно отразить перечисление аванса в контракте
Порядок предоставления и размер авансового платежа в обязательном порядке отражаются в тексте государственного контракта. Соответствующий пункт должен быть внесен в параграф «Порядок оплаты». Стоит помнить, что в договор могут быть включены только те сведения, которые отражались в закупочной документации.
Для выплаты аванса заказчик запрашивает у поставщика авансовую счет-фактуру. На основании полученных документов денежные средства из бюджета перечисляются на счет Казначейства. После этого они переводятся на расчетный счет поставщика. После того как все обязательства поставщиком исполнены, заказчик оплачивает сумму, предусмотренную контрактом, за вычетом авансированной суммы.
Авансовый платеж, как правило, применяется только в особо важных контрактах. Чаще всего заказчики предпочитают оплачивать товары или услуги на условиях отсрочки платежа. Если же государственное учреждение хочет выплатить аванс, необходимо заранее предусмотреть это условие в документации. При этом должны соблюдаться все требования законодательства.
Новые правила по авансу на 2020 год
Скачать законопроект об изменении ст. 34 44-ФЗ |
Скачать законопроект об изменении ст. 72 БК |
Скачать распоряжение правительства № 21-р от 16.01.2018 в актуальной редакции от 30.09.2019 |
Скачать постановление правительства № 1496 от 09.12.2017 с изменениями от 09.11.2019 |
Новые правила для аванса в контрактах по 44-ФЗ на 2020 год
Минпромторг опубликовал на сайте проектов нормативных актов проект Федерального закона, который изменяет ст. 34 44-ФЗ об условиях контрактов. Этот проект предусматривает включение в контракт условия о размере аванса по 44 ФЗ в 2020 году не менее 50% от цены контракта (этапа исполнения контракта) в обязательном порядке, если закупают у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, российской радиоэлектронной продукции, в отношении которой по ст. 14 44-ФЗ установлены правила национального режима (запрет, ограничения или условия допуска). Планируется, что изменения вступят в силу с апреля 2020 года.
Для реализации инициативы об авансировании по 44 ФЗ в 2020 году предприятий ОПК в закупках радиоэлектронной продукции с января следующего года изменят ст. 72 Бюджетного кодекса. Такой законопроект опубликовал Минпромторг на той же платформе.
Действующее законодательство об авансе
По закону, готовность продавца (или заказчика) выплатить деньги еще до исполнения договора — его добровольное решение, а не обязанность. Но если включить такое условие в договор, заказчик приобретает обязательство по предварительной выплате до исполнения сделки.
На основании статей 487, 711, 781 ГК РФ, обязательства по выплате исполняют в полном размере или частично. Во втором случае окончательный расчет заказчик сможет осуществить после того, как поставщик успешно исполнит договор.
Аванс в законе о контрактной системе
Авансирование по 44-ФЗ в 2019 году является правом, но не обязанностью заказчика, и определяется им самостоятельно, исходя из целесообразности и бюджетных ограничений. Есть закупки, где размер превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), а для получателей федеральных бюджетных денег установлена предельная величина в зависимости от выделенных лимитов средств.
Размер обеспечения исполнения контракта повышается до суммы аванса в тех случаях, когда определенный 44-ФЗ размер обеспечения ниже установленного заказчиком размера аванса.
Если он принял решение об авансе, вносит это условие в контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ) и определяет размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие указания о сроке выплаты признают нарушением.
Как прописать
Вот инструкция, как прописать аванс в контракте по 44 ФЗ:
- Не устанавливайте минимально возможную или предельно допустимую величину аванса без определения конкретного размера.
- Не согласовывайте требования с целями расходования аванса, если этого нет в законодательстве. Подобные условия свидетельствуют о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок и становятся основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП. Это прописано в письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19.05.2015, решении ФАС по делу № К-67/15 от 28.01.2015.
А вот примеры формулировок:
Заказчик производит оплату по контракту путем перечисления на расчетный счет исполнителя денежных средств в размере 100% от общей стоимости услуг (полная предоплата) в течение _____ дней с момента ______________.
Оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке:
- сумма в размере ____% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента заключения настоящего контракта;
- сумма в размере ___% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента поставки товара.
Плюсы и минусы
Решение проводить тендеры с авансом имеет для заказчика и положительные, и отрицательные стороны. Аванс для поставщика — это реальная возможность поставщику осуществить предзаказ необходимой продукции. На эти деньги исполнитель закупает сопутствующие расходные материалы и оплачивает желаемому субподрядчику, а не выбранному по остаточному принципу.
Но одновременно повышается риск потери договора. Недобросовестный поставщик получит предоплату 100 процентов бюджетного учреждения в 2020 году, но не выполнит предусмотренные договором обязанности. В этом случае размер выплаты влияет на решение поставщика пренебречь ответственностью. Для нерадивых поставщиков предусмотрено наказание в виде пеней, штрафов и занесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Ограничения при определении размера аванса
Для организаций-получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в пределах установленных размеров. Условия введены в действие постановлением правительства от 09.12.2017 № 1496 о положении об исполнении бюджета. Предусмотрено авансирование в бюджетных учреждениях по контрактам:
1. На поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитального строительства государственной собственности РФ — не больше 30% от суммы контракта.
2. На выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые направлены на импортозамещение технологической продукции, — от 30% до 80% суммы контракта. В этом случае соблюдают такие условия:
- контракт (кроме соглашений с банковским сопровождением) предусматривает условие о казначейском сопровождении аванса ТОФК по бюджетному законодательству;
- до проведения определения поставщика конкурентными способами или закупки у единственного поставщика от Минпромторга получили подтверждение о соответствии этого контракта целям импортозамещения технологической продукции.
3. Если включили в них и в контракты (договоры), которые заключены в рамках их исполнения, условия о казначейском сопровождении аванса ТОФК по бюджетному законодательству, — от 30% до 90% суммы контракта (кроме указанных в абз. 3 пп. «а» п. 18 ПП № 1496).
- разницу между стоимостью фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и общей суммой выплаченного ранее аванса (для госконтракта, который не содержит этапы исполнения или выполнение этапов проводится последовательно);
- разницу между стоимостью фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и суммой, рассчитанной в порядке по абз. 1 пп. «а» п. 18 ПП № 1496 (для госконтракта, который исполняется поэтапно, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).
Сумму фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) подтверждают в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Этот порядок утвердил Минфин в приказе № 213н от 17.11.2016.
4. На выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства госсобственности РФ на сумму более 600 млн руб. устанавливают как максимум предоплату 30 процентов по договору 44-ФЗ от суммы такой сделки. В контракте прописывают условие о том, что последующее авансирование производится после подтверждения поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме первого аванса. Такое подтверждение осуществляется в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств по приказу Минфина № 213н. Еще одно условие — общая сумма предоплаты не превышает 70% суммы контракта. Это указано в пп. «б» п. 18 ПП № 1496.
А в пп. «в» п. 18 постановления правительства № 1496 указано, в каких случаях возможна 100 предоплата по договору по 44 ФЗ, — на оказание услуг связи, приобретение авиабилетов, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оказание гостиничных услуг по месту командирования и др. Это не весь перечень объектов закупок, по которому устанавливают аванс 100 процентов по 44-ФЗ. Если хотите прописать полную предоплату, проверьте п. 18 ПП № 1496.
Когда не предусматривают аванс
В ч. 13 ст. 37 44-ФЗ указано, что не выплачивают аванс участнику, к которому применили антидемпинговые меры. Даже если его изначально предусмотрели в закупочной документации.
Если госконтрактом исполняется поэтапно, то в отдельных случаях, которые прописаны в п. 19 постановления правительства № 1496, не предусматривают выплату аванса на последнем этапе.
Для организаций-получателей средств федерального бюджета условия авансирования не предусмотрены при поставке некоторых товаров и оказании услуг по установленному правительством перечню (распоряжение правительства от 16.01.2018 № 21-р).
Среди прочего в перечень входят:
- белье, одежда;
- бумага для печати, канцелярские принадлежности;
- компьютеры, телефонное оборудование;
- автомобили;
- некоторые услуги;
- другое.
30.09.2019 вступило в силу распоряжение правительства № 2259-р от 30.09.2019, которые изменило распоряжение № 21-р. Новые правила прописали для авансов в закупках портативных компьютеров массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника по коду ОКПД2 26.20.11.
Теперь авансирование предусматривают в госзакупках планшетных компьютеров, которые закупаются на основании госконтрактов Росстата для проведения Всероссийской переписи населения 2020 года.
Бесплатные юридические консультации
по тел. 8 (800) 500-27-29 (доб. 677) Все регионы! Звонок по России бесплатный!
Аванс 30% по государственному контракту по 44 ФЗ
Если осуществляете закупку за счет средств федерального бюджета, а также если вы бюджетное или автономное учреждение, то при установлении аванса придерживайтесь следующих правил:
- аванс запрещен, если закупка содержит товары или услуги из Перечня, утвержденного Правительством РФ;
- размер аванса не должен превышать размер доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующие контракту цели (п. 18 Положения N 1496);
- не следует включать в проект контракта возможность авансирования последнего этапа. Исключение составляют контракты, по которым разрешен 100% аванс (п. 19 Положения N 1496);
- размер аванса не должен превышать 30% от цены контракта (п. 18 Положения N 1496). Это общее ограничение для заказчиков — получателей средств федерального бюджета. Однако из этого ограничения есть несколько исключений:
— аванс от 30% до 80% можно установить для контракта на выполнение НИОКР, направленных на развитие импортозамещения технологической продукции. Предварительно для этого нужно получить подтверждение Минпромторга о том, что контракт соответствует целям импортозамещения, и прописать в проекте контракта условия о Казначейском сопровождении авансовых платежей. Если контракт подлежит банковскому сопровождению, условия о казначейском сопровождении включать не надо (абз. 3 пп. «а» п. 18 Положения N 1496);
— аванс от 30% до 90% можно установить в контракте с условием о казначейском сопровождении авансовых платежей по нему и по договорам, заключенным для исполнения такого контракта. Исключением являются контракты на выполнение НИОКР в целях развития импортозамещения, для которых аванс разрешен от 30% до 80% (абз. 4 пп. «а» п. 18 Положения N 1496);
— аванс до 100% можно установить в контрактах на услуги связи, приобретение печатных изданий (подписку), повышение квалификации, профпереподготовку, участие в конференциях, государственную экспертизу проектов, проверку достоверности сметной стоимости строительства (реконструкции) объектов за счет федерального бюджета, приобретение проездных билетов и путевок, авиа- и железнодорожные грузоперевозки, ОСАГО, страхование ответственности владельца опасного объекта, аренду банковской ячейки, лечение граждан РФ за границей (только для заказчика — Минздрава России), тушение пожаров (пп. «в» п. 18 Положения N 1496);
— аванс до 30% с правом дополнительного авансирования до 70% можно установить для контрактов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капстроительства госсобственности РФ с ценой более 600 млн руб. при условии, что работы на объем ранее выплаченного аванса выполнены и документально подтверждены и оплата санкционирована Казначейством России (пп. «б» п. 18 Положения N 1496).
Обратите внимание! Если в контракт включено условие о выплате аванса в соответствии с пп. «а» п. 18 Положения N 1496, то в нем также нужно предусмотреть условие о последующей оплате по контракту. Такая оплата должна производиться в размере, который указан в Положении N 1496. Например, если госконтракт не содержит этапов исполнения, размер его последующей оплаты не может превышать разницу между стоимостью фактически выполненных работ и общей суммой выплаченного ранее аванса. При этом сумма фактически выполненных работ должна быть подтверждена в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, установленном Минфином России (пп. «а» п. 18 Положения N 1496).
Изменение суммы аванса по заключенному государственному контракту является нарушением Закона о контрактной системе.
Заказчик проводил запрос предложений на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги.
В Федеральную антимонопольную службу поступила информация о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Запроса предложений.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в отношении доводов поступившей информации Комиссия на основании материалов и сведений, представленных на заседание Комиссии, а также информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС), установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 — 7 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Положениями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Таким образом, указанными положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок определены существенные условия государственного контракта, в числе которых условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, изменение которых осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Проектом контракта, контрактом от 26.06.2015 N 112-15 установлено следующее: «4.2. В счет стоимости работ по Государственному контракту Государственный заказчик в течение 60 дней с даты заключения Контракта перечисляет Генеральному подрядчику платеж в виде аванса в размере: 245 095 085,00 (двести сорок пять миллионов девяносто пять тысяч восемьдесят пять) рублей, в том числе НДС 18% — 37 387 385,85 (тридцать семь миллионов триста восемьдесят семь тысяч триста восемьдесят пять) рублей 85 копеек. Аванс засчитывается в счет принятых работ в соответствии с условиями настоящего Государственного контракта до полного погашения».
Как следует из материалов дела, дополнительным соглашением от 27.05.2016 N 5/224-16 абзац 2 пункта 4.2 контракта от 26.06.2015 N 112-15 изложен в следующей редакции: «По факту выполнения и принятия промежуточных этапов работ производится зачет аванса в размере 10% от стоимости работ промежуточного этапа». При этом, согласно материалам настоящего дела, дополнительным соглашением от 29.08.2016 N 6/389-16 к государственному контракту от 26.06.2015 N 112-15 Заказчиком внесены изменения в порядок оплаты работ, предусмотренных государственным контрактом, а именно, пункт 4.2 изложен в следующей редакции: «4.2. В счет стоимости работ по Государственному контракту Государственный заказчик перечисляет Генеральному подрядчику платеж в виде аванса в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта. По факту выполнения и принятия промежуточных этапов работ производится зачет аванса в размере 30% от стоимости работ промежуточного этапа». Согласно пояснениям Заказчика, Закон о бюджете Волгоградской области предоставляет возможность заказчикам Волгоградской области авансировать исполнение государственных контрактов в размере до 30%, а также указывается, что по результатам совещания рабочей группы Администрации Волгоградской области Заказчиком с ООО «Д» подписано дополнительное соглашение об увеличении размера аванса до 30%.
При этом ни на заседание Комиссии, ни в материалы настоящего дела Заказчиком не представлено достаточно сведений, подтверждающих наступление случаев, предусмотренных пунктами 1 — 7 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что Заказчиком в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе заключено дополнительное соглашение, изменяющее существенные условия государственного контракта.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России.
(Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2017 по делу N А40-148023/17-149-1430)
По результатам электронного аукциона между государственным заказчиком и подрядчиком заключен государственный контракт, в соответствии с которым выполненные работы оплачиваются в строгом соответствии с объемами и источниками финансировании при наличии денежных средств на расчетном счете заказчика. Авансовый платеж контрактом не предусматривается.
Дополнительным соглашением стороны изменили существенные условия государственного контракта, а именно порядок оплаты работ, предусмотрев аванс в размере 30% от цены заключенного контракта.
По требованию прокурора УФАС была проведена внеплановая проверка, по результатам которой подрядчик привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением суда при отсутствии отягчающих обстоятельств и имущественного ущерба штраф заменен предупреждением.
Решение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 9 октября 2017 г. по делу N А69-264/2017
Рекомендуем ознакомиться:
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить
именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефону:
8 (800) 500-27-29 (доб. 677) Все регионы! Звонок по России бесплатный!
Как платят заказчики: авансом, поэтапно, после выполнения
Расскажем, когда в закупках по 44-ФЗ можно рассчитывать на предоплату и как искать такие закупки, на что обратить внимание при поэтапной и единовременной оплате.
Когда можно рассчитывать на аванс?
Авансирование по 44-ФЗ — право, а не обязанность заказчика. Платить аванс или нет, он решает сам, руководствуясь желанием сделать закупку привлекательнее для участников и законодательными ограничениями, которые прописаны в отдельных нормативных правовых актах.
Если заказчик решает выплатить аванс, он вносит это условие в контракт ( ч. 13 ст. 34 44-ФЗ), определяет размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие этой информации — нарушение закона. Поставщиками нужно учесть, что в закупках с авансом размер обеспечения контракта повышается до суммы аванса.
Аванса не будет
Согласно распоряжению правительства № 21-р от 16.01.2018 на аванс можно не рассчитывать в закупках 26 видов товаров и услуг, среди которых:
- бумаги, бумажных и пластмассовых канцелярских принадлежностей,
- портативных компьютеров,
- легковых автомобилей,
- на ремонт компьютерной офисной техники и периферии и др.
Аванс будет не больше 30%
- В любых закупках по решению заказчика, если другое не предусмотрено законом.
- Для договоров по строительству, капитальному ремонту, если сумма контракта не > 600 миллионов рублей.
Возможен аванс от 30% до 80%
На аванс выше 30%, но не больше суммы доведенных лимитов, можно рассчитывать в закупках на проведение исследовательских работ и научных изысканий, которые направлены на замещение импортной продукции. При этом аванс обязательно перечисляется на счета казначейства. Мы писали о том, что такое казначейское сопровождение.
Возможен аванс до 100%
Есть закрытый перечень услуг, которые заказчик может полностью оплатить заранее:
- печатные издания или подписка на них,
- услуги связи,
- курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка,
- экспертиза проектной или финансовой документации,
- проведение методических, научно-практических, научных конференций.
Правда, формулировка «до 100%» позволяет заказчику самому решать, какой процент аванса устанавливать.
Как искать закупки с авансом?
Пока нет хорошего способа искать закупки с авансированием. Причина в том, что поле про аванс — необязательное поле в извещениях о закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики заполняют его по своему усмотрению: указывают процент или сумму аванса, а чаще всего просто не заполняют. Есть два косвенных способа искать закупки с авансом:
- Подбирать закупки с авансом с помощью фильтров по НМЦ и способу отбора.
- Добавлять к каждому ключевому слову «аванс» в поиске.
Расчет поэтапно
В закупке может быть предусмотрена оплата поставок или работ по частям. В этом случае заказчик должен указать в контракте период исполнения каждого этапа, размер платежа по нему и дату окончательного выполнения обязательств и расчета по контракту.
44-ФЗ требует оформлять исполнение каждого этапа с помощью документов, которые подтверждают факт выполнения работ. Согласно ч.7 ст. 94 44-ФЗ такими документами могут быть:
- накладные,
- счета-фактуры,
- акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг,
- документы экспертизы (при необходимости) и др.
После того как подписан документ, который подтверждает поставку товара или исполнение работ в рамках этапа, заказчик перечисляет поставщику оплату за часть исполненных обязательств и отчитывается об оплате в ЕИС.
Как только поставщик исполнил этап контракта, у него появляется возможность уменьшить сумму обеспечения контракта ( ч. 7 ст. 96 44-ФЗ ). Например, если в рамках этапа объем выполненных обязательств составил 15%, то и сумма гарантии будет меньше на 15%.
Если обеспечение было переведено на счет заказчика, возможнs два варианта развития событий. Как правило, это зависит от того, как бухгалтерия заказчика проводит такие операции:
- Поставщик перечисляет уменьшенную сумму обеспечения, а ранее перечисленные деньги получает назад.
- Заказчик по заявлению поставщика возвращает разницу
Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то теоретически поставщик может получить новую банковскую гарантию на уменьшенную сумму. При этом старая аннулируется, а банк возвращает остаток комиссии за ее выдачу. Но на практике это возможно только на индивидуальных условиях банка, например, если поставщик получал гарантию на большую сумму.
Если после выполнения этапа меняются условия контракта, то заказчик и исполнитель подписывают дополнительное соглашение об этом.
Расчет после выполнения контракта
Процесс исполнения госконтракта включает в себя:
- Собственно выполнение поставщиков условий контракта по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
- Приемку заказчиком результатов, в том числе экспертиза.
- Оплату.
Полный расчет производят только после того, как поставщик выполнит свои обязательства. В контракте указывают, какой документ подтверждает факт исполнения обязательств, и от даты его подписания устанавливают срок перечисления денег поставщику.
Бывает, что заказчик не успевает выбрать весь товар до окончания действия договора. Мы писали о том, что делать в этой ситуации.
Сроки оплаты
Определяя срок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования из ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34:
- не больше 30 дней с даты подписания документов о приемке,
- не больше 15 рабочих дней при расчетах с СМП или СОНО.
Изменять сроки оплаты по контракту 44-ФЗ перед подписанием контракта или дополнительным соглашением после подписания нельзя. Возможно только уменьшить установленный законом период.
Если в контракте нет порядка и сроков расчета, это нарушение (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Должностное лицо заказчика, которое утвердило документацию с нарушением, получит штраф 3 000 рублей на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Правда, недавно Арбитражный суд АС Восточно-Сибирского округа признал правомерным условие контракта, по которому заказчик освобождается от ответственности, если не оплатил вовремя контракт, если ему самому не перечислили денег из бюджета (дело № А33-771/2017 от 07.02.2018).
В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.
Аванс в госзаказе. Основания авансирования по 44-ФЗ
БКС-Тендер / Статьи / Аванс в госзаказе. Основания авансирования по 44-ФЗ
Не секрет, что большинству поставщиков, подрядчиков и исполнителей интересно участвовать в тендерах, для исполнения которых не нужно изымать деньги из своих оборотных средств или тем более брать кредиты в банках. Много ли таких тендеров с авансированием в госзаказе и на каких условиях они проводятся? Попробуем разобраться.
Федеральный закон №44-ФЗ О контрактной системе не содержит запретов на предоставление авансирования поставщикам, исполнителям и подрядчикам с которыми заключается контракт. Запреты могут устанавливаться на уровне распорядителей денежных средств, которые выделяются заказчикам из федерального, регионального или муниципального бюджета. На том или ином уровне финансирования: Правительство РФ, Правительство субъекта РФ или администрация муниципального образования может установить полный или частичный запрет на авансирование.
В связи с тем, что наиболее часто встречающимся источником финансирования контрактов по госзаказу является федеральный бюджет, — разберем именно его.
Для заказчиков-получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в предоставлении аванса в пределах установленных размеров. Ограничения по авансированию контрактов, финансируемых за счет федерального бюджета установлены Постановлением Правительства от 30.12.2016 № 1551. Предусмотрено авансирование на следующих основаниях:
- не выше 30 % от НМЦК — на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг (по общим основаниям);
- от 30 до 80 % от НМЦК — на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на импортозамещение технологической продукции, при условии перечисления аванса на счета Федерального казначейства, открытые в Центральном банке и при получении к указанным договорам (государственным контрактам) подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции;
- свыше 30 % от НМЦК (за исключением указанных в предыдущем пункте) — при условии перечисления аванса на счета Федерального казначейства, открытые в Центральном банке для операций со средствами организаций вне бюджетного процесса; — до 100 % от НМЦК — на оказание услуг связи, подписке на печатные издания и их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки, об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, а также по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по договорам аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), по договорам о проведении лечения граждан России за пределами территории России, заключаемым Министерством здравоохранения РФ с иностранными организациями, по договорам (государственным контрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров;
- до 30 % от НМЦК на сумму контракта, не превышающую 600 млн. рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации;
- от 30 до 70 % от НМЦК на сумму контракта, превышающую 600 млн. рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации.
Помимо вышеперечисленных ограничений размера предоставления аванса, Правительством РФ установлен перечень товаров и услуг, при закупке которых за счет федерального бюджета предоставлять аванс запрещено. Запрет на предоставление аванса установлен Распоряжением Правительства РФ от 16 января 2018 г. № 21-р.
Ниже представлен перечень товаров и услуг, при закупке которых за счет федерального бюджета, аванс не предоставляется: